Роль МОТ в становлении идей корпоративной социальной ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 17:57, контрольная работа

Краткое описание

Международная организация труда (МОТ, англ. International Labour Organization, ILO) — специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2009 год участниками МОТ являются 183 государства. С 1920 года штаб-квартира Организации — Международного бюро труда, находится в Женеве. В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

Оглавление

1) История создания, развития и задачи МОТ
2) Причины образования МОТ
3) Структура МОТ и ее основополагающие документы
3.1 Устав МОТ: Филадельфийская декларация МОТ
3.2 Международная конференция труда МКТ
3.3 Международное бюро труда МБТ
4) Методы работы и основные сферы деятельности

Файлы: 1 файл

Контр.работа Корпоративная социальная ответственность.docx

— 45.10 Кб (Скачать)

Помимо работы экспертов техническая  помощь включает поставки необходимого оборудования, предоставление стипендий  для подготовки национальных кадров, как на местах, так и путем командирования в другие страны, организации различных  семинаров, в основном для представителей развивающихся стран.

Исследования и публикации. Нормотворческая деятельность и техническое сотрудничество МОТ основываются на проведении систематических исследований. Они ведутся в основном департаментами МБТ, , Туринским центром (по вопросу образования).

МБТ как крупный международный  издательский центр выпускает литературу на нескольких языках. Среди публикаций — доклады, подготовляемые для ежегодных  сессий МКТ, различных специализированных совещаний и конференций. Много  периодических изданий. На трех языках (английском, французском и испанском) издается журнал «Международный обзор  труда». Журнал «Трудовой мир» выходит  пять раз в год на многих языках; на русском языке он издается в  Москве, распространяется бесплатно. Кроме  того, издаются на английском языке: «Официальный бюллетень МБТ» публикующий документы МОТ, «Информация о законодательстве» — сборник национальных законов о труде, «Ежегодник статистики труда» и «Бюллетень статистики труда». «Труд в мире» — ежегодный доклад о положении дел в трудовой и социальных областях. «Рабочее образование» — журнал в помощь профсоюзному образованию.

МОТ предоставляет помощь и консультации правительствам по вопросам увязки усилий в области профессиональной подготовки с потребностями рынка труда, координации профессиональной подготовки с общим образованием, организации переподготовки кадров при структурных перестройках, вызванных экономическими и технологическими изменениями.

Позиция МОТ в области профессионального  образования нашла отражение в ряде конвенций и рекомендаций. Одним из первых нормативных актов в этой области является Рекомендация № 57 о профессиональном обучении, где дано определение этого обучения, рассмотрены основы его организации и составления программ, рассмотрены допрофессиональная подготовка и профессиональное обучение до и в процессе работ по найму; о экзаменах и удостоверении обучающихся, о преподавательском персонале.

В 1975 г. была принята Конвенция № 142, дополненная Рекомендацией № 150 о развитии людских ресурсов. В  статье I Конвенции говорится: "Каждый член организации принимает и развивает всесторонние и скоординированные политику и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, тесно связанные с занятостью и, в частности, через государственные службы занятости».

Программы МОТ по профессиональному  обучению ежегодно проводятся в десятках стран, в них заняты сотни советников и экспертов. Они распространяются на отрасли, где это особенно необходимо, а также на наиболее нуждающиеся  в этом группы населения, в частности  женщин, молодежь, мигрантов, инвалидов.

Права человека. Одним, из самых острых вопросов, которым много занимается МОТ, являются права человека. Организация располагает целой системой контрольных органов, которые рассматривают нарушение прав человека в разных странах. Можно сказать, что вся деятельность МОТ имеет отношение к правам человека, защите права на труд и от принудительного труда, на нормальные условия труда, защиту от дискриминации, на свободу объединения в профсоюзы и т.п.

МОТ проводит значительную работу по упразднению дискриминации трудящихся, по каким бы то ни было признакам. При  этом рассмотрению и критике подвергались многие страны, в том числе бывший СССР и другие социалистические государства, а также ФРГ, например, за дискриминацию  трудящихся по политическому принципу в связи с ее законом «О запрете  на профессии или США за дискриминацию трудящихся по признаку расы и запреты забастовок». Но особенно активно МОТ осуждала принцип расовой дискриминации в ЮАР. Организация, начиная с 1964 г. решительно выступала против апартеида. В том, что в ЮАР с правами человека произошли значительные изменения, есть, безусловно, доля вклада МОТ.

Совершенствование управления и развитие предприятий. В этой области МОТ оказывает  помощь странам в осуществлении политики и программ по развитию предпринимательства и частных предприятий. Проводится работа по подготовке управленческих кадров в Международном учебном центре в Турине и по содействию этой работе в странах в целях повышения эффективности работы предприятий и их социальной отдачи.

Оказывается помощь в создании и укреплении предпринимательских  организаций, их консультировании, обеспечении информацией, в финансовой и иной поддержке создания и развития малых и средних предприятий, ремесленных и надомных производств.

Как частным, так и государственным предприятиям оказывается помощь в повышении  производительности труда и улучшении  качества продукции путем применения более эффективных методов управления.

Эта работа определяется международными трудовыми нормами и принятыми в последние годы МКТ резолюциями по этим проблемам. Проводится она в основном путем предоставления консультаций и участия в выработке соответствующих программ по увеличению производства и повышению производительности, о стимулировании духа предпринимательства, о развитии малых и средних предприятий, о самозанятости и т.п.

Условия, безопасность и гигиена труда. Производственная и окружающая среда. Данная сфера  деятельности охватывает широкий круг проблем. Они были предметом обсуждения на многих конференциях МОТ и нашли отражение в многочисленных конвенциях и рекомендациях. Деятельность МОТ в этой области направлена на улучшение общих условий организации и охраны труда, производственной сферы, техники безопасности и гигиены труда, на его гуманизацию и повышение удовлетворенности работой, а в последние годы также на охрану и улучшение окружающей среды.

В рассматриваемой  сфере деятельности МОТ больше, чем  в каких-либо других сферах, проводит исследования и дает публикации и  информации.

Исследования  проводятся по самым различным темам. За период своего существования МОТ стала координатором всех исследовательских работ в области охраны, гигиены труда и производственной среды, выполняемых как в отдельных странах, так и в других международных организациях.

На основе исследований и обобщения мирового опыта Организация разработала  десятки типовых инструкций по данным проблемам. Они относятся либо к  отдельным отраслям (горнорудная  промышленность, лесное хозяйство, судостроение и судоремонт), либо к областям особого  риска (радиация, бензол, шумы и вибрация).

Заработная  плата. Первыми законодательными актами в этой области были Конвенция  № 26 и Рекомендация № 30 о создании и применении процедуры установления минимальной заработной платы, принятые и 1928 г. Конвенция эта очень ограниченна. Она не обязывает, а лишь призывает  правительства установить минимум  заработной платы.

В последующие  годы некоторые рекомендации по вопросам заработной платы включались в общие  нормативные акты и не имели обязательного характера.

Профсоюзная группа, однако, настойчиво ставили  вопрос о принятии общего всеохватывающего и всеобязывающего международного акта по вопросам минимальной заработной платы. В результате в 1970 г. конференция приняла Конвенцию по этому вопросу.[10]

В качестве примера можно рассмотреть Российскую Федерацию. В 2003 году контрольные органы МОТ рассматривали жалобы, предъявленные  к Российской Федерации за несоблюдение ратифицированных конвенций. Большинство  из этих жалоб поступило от организаций  российских профсоюзов в связи с  нарушением Конвенции № 95 об охране заработной платы. Задержки выплаты  заработной платы приняли в стране массовый характер, в связи, с чем  по жалобам профсоюзов были сформулированы замечания в адрес Правительства РФ. Однако в связи с отсутствием изменений в этой области по жалобе Международной организации работников образования и профсоюза работников народного образования и науки в Комитет по применению норм Международной конференции труда на ее 86-ю сессию (1998 г.) был приглашен правительственный представитель для отчета по данному вопросу. Комитет Конференции призвал Российскую Федерацию прекратить нарушения Конвенции № 95 и представить подробную информацию о принятых мерах. За последние годы суммы долгов по заработной плате, выплачиваемой за счет средств федерального государственного бюджета, существенно сократились, однако они остаются еще велики в основном, за счет собственных средств организаций1.[1]

Социальное  обеспечение. В области социального  обеспечения МОТ проводит большую работу. Прежде всего, это относится к нормотворческой деятельности. Более 30 концепций и почти 20 рекомендаций целиком относятся к данной проблеме. Кроме того, эти вопросы находят отражение и в других международных актах.

Наиболее  важным нормативным документом является принятая в 1952 г. Конвенция № 102 о  минимальных нормах социального  обеспечения. Этот нормативный акт  впервые в международном праве  утвердил принцип универсальности  социального обеспечения, охватывающего  все слои населения и все виды социального страхования и обеспечения.

Конвенция, однако, не предусматривает обязательного  охвата защитой всех трудящихся, нормы  минимальных пособий в ней довольно низкие. Поэтому и следующих Конвенциях № 121, 127, 130, которые относятся к отдельным видам страхования, предусматривается обязательство стран добиваться более высоких уровней пособий, чем те, которые предусмотрены в Конвенции № 102.

Вопросы социального обеспечения занимают большое место в программах технической помощи МОТ. Практически каждая развивающаяся страна получила помощь от советников МОТ по социальному обеспечению. В последние годы МОТ уделяет большое внимание развитию системы социального обеспечения в странах Центральной и Восточной Европы. Многие развитые в экономическом отношении государства также использовали опыт МОТ при разработке национального законодательства в этой области.

Социальная  защита женщин, молодежи, инвалидов, трудящихся-мигрантов. Большинство международных трудовых норм и практическая деятельность МОТ  применимы для всех трудящихся, но ряд категорий, наиболее уязвимых, Организация выделяет особо. Для женщин ее усилия направлены на то, чтобы гарантировать равенство возможностей и обучения, занятости, продвижения по работе, в оплате труда, а также, чтобы защитить их в связи с условиями труда, с учетом функций материнства. Эти вопросы находят отражение в уже упомянутых конвенциях № 100 и 111. а также в Концепции № 156(1981 г.) о трудящихся с семейными обязанностями.

Ряд конвенций  направлен на создание необходимых  для женщин условий труда, особенно на вредных работах, их социальное обеспечение  по беременности и родам. Последней  конвенцией здесь является Конвенция  № 183 (2000 г.) об охране материнства.

Но дискриминация  женщин еще остается практически  во всех странах мира. Фактом является рост трудового участия женщин, в  то время как трудовое участие  мужчин находится на спаде. Однако глобализация и структурные изменения в  экономике ведут к занятости  женщин и сферах с низкими доходами и высоким уровнем нестабильности. Не обеспечивается равенство женщин в занятости и оплате труда. По данным МОТ в 1998г. уровень безработицы среди женщин был выше уровня безработицы среди мужчин в 48 странах из 70, по которым имеются данные о распределении безработных по половому признаку. Как заявил Генеральный директор МОТ на сессии МКТ в 1999 г., проблема социальной зашиты женщин «пока еще ограничивается заявлениями о равенстве и правах женщин и не идет дальше этого. Отражение этих вопросов в деятельности МОТ пока еще остается на самом первом этапе»2.

Еще меньше сделано Организацией в деле зашиты такой уязвимой категории трудящихся, как молодежь. В абсолютном большинстве  стран уровень безработицы среди  молодежи существенно выше, чем среди  взрослых. Мало принято МОТ международных  трудовых норм. Они касаются только профессиональной подготовки, профориентации, медицинского освидетельствования и ночного труда подростков, хотя много внимания МОТ уделяет детскому труду, вернее его запрещению.

Работа  МОТ по социальной защите инвалидов  исходит из того, что они должны иметь те же права на экономическое  благосостояние, что и не инвалиды, возможность активно участвовать в общественной жизни и не должны быть оторваны от общества. Эти вопросы нашли отражение в Конвенции № 159 и Рекомендации № 168 (1983 г.) о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. МОТ проводит десятки проектов оказания помощи странам в осуществлении этих международных трудовых норм. По данным МОТ около 60 стран воспользовались помощью и рекомендациями в этой области.

Значительно больше внимания МОТ уделяет трудящимся-мигрантам. В конце века около 80 млн. человек (кроме республик бывших СССР и  Югославии) трудятся или проживают за рубежом, кроме того, почти 20 млн. человек являются беженцами.

На защиту трудящихся-мигрантов направлены четыре конвенции и четыре рекомендации МОТ. Конвенция № 97 (1949 г.) о трудящихся-мигрантах  определяет для государств обязанность  предоставлять иммигрантам то же обращение, без дискриминации, что  и своим гражданам.

Конвенция № 118 (1962 г.) о равноправии в области  социального обеспечения: устанавливает  в этой области принцип равноправия  иностранцев с собственными гражданами. Последующие конвенции и рекомендации дополняют и развивают эти проблемы.

Устранение  детского труда. В отличие от молодежи МОТ с начала ее существования  уделяла большое внимание детскому труду. По ее опеке только в развивающихся  странах работают около 250 млн. детей, из них примерно 70 % подвергаются различным  рискам и опасностям на рабочем месте. По вопросам детского труда принят целый ряд международных трудовых норм, определяющих минимальный возраст приема на работу, запрещающих детский труд в некоторых наиболее тяжелых и опасных отраслях и профессиях, обязывающих проводить медицинское обследование и т.п. Наибольшее значение имеют Конвенция № 138 и Рекомендации № 146.

Самыми  последними являются Конвенция № 182 и Рекомендация № 190 (1999 г.) об устранении наиболее нетерпимых форм детского труда, таких как рабство, продажа детей  и торговля ими, использование в вооруженных конфликтах, проституция, участие в производстве и торговле наркотиками и т.п. С 1992 г. МОТ начала осуществление Международной программы за устранение детского труда (ИПЕК)3. [10]

Информация о работе Роль МОТ в становлении идей корпоративной социальной ответственности