Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:08, курсовая работа
Цель работы состоит в характеристике религии с точки зрения ее влияния на рационализацию человеческой деятельности и способов этого воздействия.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- изучить основные функции религии;
- охарактеризовать религию как фактор социальных изменений;
- проанализировать социальную роль религии;
- рассмотреть социологический подход к изучению религии;
- раскрыть сущность концепции М. Вебера о рационалистическом начале в религии.
Введение 3
Глава 1. Основополагающие функции и роль религии в обществе 6
§ 1. Религия как социальный стабилизатор: основные функции 6
§ 2. Религия как фактор социальных изменений 14
§ 3. Социальная роль религии 19
Глава 2. Религия как социальный институт и социальный феномен 28
§ 1. Социологический подход к изучению религии 28
§ 2. М. Вебер – создатель концепции рациональной социальной функции религии 33
Заключение 44
Список используемой литературы 47
В научном религиоведении с самого начала его формирования широко применяется исторический метод, предполагающий изучение религиозных систем в процессе их возникновения, становления и развития, а также учет взаимодействия в этом процессе как общих закономерностей истории, так и своеобразных конкретных обстоятельств. Исторический метод может быть реализован в виде генетического подхода, когда исследователь выводит все последующие стадии из начальной фазы. В ходе этой процедуры важное значение имеет отыскание всех промежуточных стадий в цепи эволюции религии. Активно используется в религиоведении и сравнительно-историческое исследование. В ходе этого исследования осуществляется сопоставление различных этапов развития одной и той же религии в различные моменты времени, разных религий, существующих одновременно, но находящихся на разных этапах развития, проводится реконструкция тенденций развития [11, с. 132].
Большое влияние на формирование научного религиоведения оказало использование методов антропологии и этнографии Э. Тейлором, Дж. Фрезером, Б. .Малиновским, Л. Леви-Брюлем и др. Этот метод активно используют также социологи Э. Дюркгейм и М Вебер, психоаналитики 3. Фрейд и К. Юнг и др. Поскольку религиоведение является комплексной дисциплиной, в ней используются общефилософские, общенаучные и частно-научные методы. На базе использования этих методов формируются пограничные отрасли знания. К этим пограничным отраслям знания следует отнести социологию религии и психологию религии.
Социология религии является составной частью науки об обществе - социологии. Социология как самостоятельная наука формируется, начиная с середины XIX века, в течении длительного времени. Социологическое знание накапливалось в недрах философии. Вычленение социологии из недр философии связано именно с тем, что «отцы-основатели» социологии О. Конт, М. Вебер, Э. Дюркгейм поставили перед собой задачу решения общественных проблем, в том числе и проблему религии, на основе использования научных методов познания действительности. Основатель социологии французский мыслитель О. Конт (1798-1857), решая вопрос о том, что лежит в основе социального порядка, неизбежно столкнулся с проблемой роли религии в обществе. Отвечая на этот вопрос, О. Конт сформулировал закон о трех последовательных стадиях развития человечества: теологической, метафизической и научной. Согласно Конту, на первой, теологической стадии, человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперирует понятием сверхъестественного. Вера в богов или единого Бога обусловливает стабильность общественной системы. Этой стадии соответствует длительный период истории, вершиной которого является Средневековье.
На второй, метафизической стадии, человек пробует отказаться от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей и причин. Ярким примером такого периода является эпоха Просвещения. Задача этой стадии - критическая. Разрушая религиозные представления, она подготавливает приход третьей стадии - позитивной или научной [11, с. 139].
Конт считал неизбежным конфликт между религией и позитивным знанием - наукой и предсказывал в недалеком будущем победу науки над религией. Наука, по мнению Конта, призвана заменить религию не только с точки зрения формирования нового мировоззрения, но, прежде всего, в качестве связующей силы, призванной объединить людей и социальные институты, стать основой стабильного порядка. Установлению солидарности и согласия между людьми, считал Конт, призвана служить новая синтетическая наука - социология.
Рассмотрение проблем религии О. Контом осуществляется в контексте решения им общих социологических проблем. Непосредственно научным исследованием религии с социологических позиций занимались немецкий мыслитель М. Вебер (1864-1920) и французский мыслитель Э. Дюркгейм (1858-1917). Именно они и являются основоположниками социологии религии как относительно самостоятельной отрасли знания в рамках религиоведения. В контексте темы настоящей работы наибольший интерес представляет концепция М. Вебера о рациональном характере социального действия (в т.ч. и религии), которая будет долее подробно рассмотрена в следующем параграфе.
Социолог
имеет дело с религией как социальным
феноменом, т.е. религиозным поведением
как разновидностью коллективного поведения,
как одной из систем социальных действий.
Хотя социология имеет дело и с индивидом,
все же главными объектами ее исследования
являются человеческие общности и те социальные
отношения, существование которых обеспечивает
поддержание сети и взаимосвязанных действий
их членов. Предметом социологии религии
являются религиозные группы, их образование
и функционирование. При этом наряду с
изучением религии в качестве одной из
автономных областей социальной жизни
(как люди становятся религиозными, как
они обучаются поддерживать соответствующие
образцы поведения, как складываются отношения
между ними и т.д.) изучаются влияние на
деятельность религиозных групп и поведение
религиозных людей внешних по отношению
к ним факторов (экономических, правовых
и т.д.), с одной стороны, а с другой -
последствия и значения деятельности
религиозных групп для более широких объединений
и обществ, к которым они принадлежат.
Религия рассматривается, таким образом,
как социальный институт, как комплекс
образцов поведения и взаимоотношений,
достаточно внутренне связанных, чтобы
отграничить их от других сфер социального
поведения, с одной стороны, и, что не менее
важно, - выявить религиозную мотивацию
социального поведения, влияние религии
на другие сферы жизни общества.
Отношения
между религией и обществом - это
отношения диалектического
Религия
как предмет социологии укоренена
в повседневной жизни в качестве культурных
моделей, символических систем, к которых
человеческий опыт, не поддающийся разумному
объяснению в повседневных категориях
причины и следствия (и прежде всего - опыт
смерти, зла и страданий, опыт предельности,
порождающий чувство запредельного), приобретает
осмысленный контекст и получает объяснение.
Задача социологии - опознать религиозно-символические
системы, которые соотносят человека с
такими предельными, или конечными, условиями
его существования и, таким образом, выполняют
функцию не только эмоционального утешения,
но и решают наиболее острые и неизбежные
проблемы смысла. «Нет такой совокупности
символических форм, которая выполняла
бы функции религии для всех людей. Скорее,
можно говорить об огромном многообразии
форм. Важнейшая задача социологии состоит
поэтому в том, чтобы обнаружить и классифицировать
эти формы и распознать, какими последствиями
с точки зрения действия чревата приверженность
им, каковы «социальные последствия религиозной
ориентации» [1, с. 268].
М.
Вебер (1864-1920) в работах по социологии
религии изучал взаимодействие религиозных
верований с поведением человека
в различных областях жизни и
в различных культурах («Протестантская
этика и дух капитализма», 1905; «Хозяйственная
этика мировых религий», 1916-1919; «Собрание
сочинений по социологии религии в 3 томах»,
1920-1921).
Интерес Вебера в изучении многообразной
человеческой действительности, истории
и культуры сосредоточен на объяснении
человеческого поведения как осмысленной
деятельности. Поведение, направленное
на достижение той или иной цели или соотносимое
с ценностью (например, верность обязательству),
Вебер называл рациональным. Соотнесение
с ценностями всегда осуществляется в
ситуации выбора. Живое существо, по словам
Вебера, не может не чувствовать в себе
противоречивых побуждений, вступающих
в борьбу между собой ценностей. Этический
«политеизм ценностей», по выражению Вебера,
сопряжен с тем, что мы, выбирая, всегда
чем-то жертвуем (например, любовью ради
карьеры).
Цель науки - описывая и объясняя реальность, устанавливать истину; для историка - реальную и, следовательно, индивидуальную картину событий; для социолога, интерес которого направлен на типическое в социальном действии, задача заключается в прослеживании устойчивой связи и регулярности в человеческом поведении. В обоих случаях ученый выбирает для решения своей задачи ту или иную точку зрения, позволяющую видеть связь интересующих его аспектов реальности (это могут быть отдельные события или такие феномены, как религия, власть, деньги и т.д.), и соотносит изучаемые явления с теми ценностями, в которых выражаются культурные запросы и интересы данного общества. Для ученого соотнесение с ценностями не означает вынесения ценностных суждений по отношению к изучаемым явлениям и не предполагает признания абсолютных и безусловных ценностей. Оно означает только выбор той точки зрения, которая определяет направление поиска причинных связей, позволяющих объяснить изучаемые явления и понять смысл, придаваемый субъектами действия своему поведению.
Предположение о рациональном характере социального действия связано у Вебера с понятием идеальных типов. Идеальный тип - не воспроизведение того или иного конкретного явления, а обобщенная модель социального поведения, базирующегося на определенных целях и ценностях и представлениях о возможных последствиях. Такие понятия социологии религии Вебера, как аскетизм, мистика, магия, церковь, секта и др., в качестве идеальных типов нужны для того, чтобы соизмерять и сравнивать сними то или иное изучаемое явление с точки зрения близости или отдаленности его от идеального типа. Выделение идеальных типов положено Вебером в основу изучения религий, экономических отношений и отношений власти. Вебер настаивает, что идеальные типы не должны смешиваться не только с самими реальными явлениями, но и с их оценкой. Научное объяснение, по Веберу, объективно, оно обязывает ученого к «воздержанию от оценки» изучаемых им явлений. Не дело науки обосновывать или опровергать ценность тех или иных культурных феноменов - она лишь объясняет и учит их понимать. Вопрос, каким ценностям служить, адресован не науке и не ученому. Даже признание важности результатов научной работы и ценности науки недоказуемо средствами самой науки. Можно только указать на ее конечный смысл, - утверждает Вебер, - а затем уже дело каждого отклонить или принять, в зависимости от собственной конечной жизненной установки, предложенное решение [3, с. 730].
Дело социальной науки, как ее понимает Вебер, заключается именно в том, чтобы выявить важнейшие типы смыслов - выбираемых людьми жизненных установок, способов рационализации человеческого поведения и определяемых ими направлений культурно-исторической жизни человечества во всем ее многообразии. Таким образом, можно объяснить и понять, почему, например, в одних культурах возникает наука, а в других нет, почему капитализм начинает развиваться в западноевропейском обществе, а имевшиеся предпосылки для его развития в Китае и Индии, например, не были реализованы.
В работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер на примере протестантизма показал, «какое вообще значение могут иметь идеи в истории», каким образом религиозные движения через институализацию берущих в них начало ценностей могут стать стимулом социальных изменений, в данном случае - развития общества современного индустриального типа. Изучая религиозный компонент идеологии промышленного капитализма, Вебер обратил внимание на то, что лютеранство сделало важный шаг, уничтожив примат аскетического долга над мирскими обязанностями. Но только кальвинизм и пуританство покончили с остатками традиционализма в толковании «мирского призвания» и создали религиозную основу капиталистической психологии и идеологии. Решающее значение Вебер придавал кальвинистскому учению о предопределении, согласно которому Бог по непостижимым для людей соображениям избрал одних к вечной жизни, а других проклял и осудил. Он сделал это не за грехи или заслуги людей, а только потому, что так он захотел. Каждый христианин в одиночку идет по предназначенному ему пути навстречу своему спасению или гибели, помочь не может ничто - ни крещение и исповедь, ни проповедник и церковь. Кальвинизм, по словам Вебера, уничтожил все надежды на магические средства спасения, окончательно расколдовав мир. В этом мире нельзя приобрести избранность, обеспечить вечное блаженство даже самыми богоугодными делами, но с их помощью, в неустанной работе во славу Божию можно освободиться от страха и сомнения в своей избранности. Вся земная деятельность должна выражать стремление «рукотворного» к совершенству, которое угодно Богу. Каждый день верующий должен вести себя так, чтобы он мог сказать себе: «Я делаю угодное Богу, следовательно - я избран». Кальвинисты ощущали себя монахами, остающимися в миру, их «святые» здесь несли свое служение Богу.
Учение
об испытании избранности
выполнения профессиональных обязанностей
как призвания отвечало потребностям
капиталистического развития. Экономический
успех становился серьезным знаком избранности
и особого предназначения. «Дух капитализма»
находил свое религиозное выражение в
«духе протестантизма», его этосе. Пуританская
этика осуждала роскошь и праздность.
Исключая гедонистические поползновения,
религиозно-аскетическая установка направляла
все жизненные силы и энергию в русло трудовой
профессиональной деятельности, культивировала
трудовую этику, утверждавшую угодные
Богу качества: добросовестность и обязательность,
расчетливость, рациональное поведение,
основанное на отношении к профессии как
призванию. Дело, к которому христианин
призван Богом, должно быть сделано наилучшим
образом. Он должен самостоятельно определить,
в чем состоит его призвание и как оно
должно быть реализовано.
Информация о работе Религия как социальный институт и социальный феномен