Развитие творческих способностей учащихся- одна из форм профессиональной самореализации педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:59, реферат

Краткое описание

Новые экономические методы хозяйствования, переход к рыночной экономике настоятельно требует специалистов, стиль которых определялся бы творческим отношением к делу, предприимчивостью, инициативой.

Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем - профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни.

Файлы: 1 файл

статья.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

 

        Однако наибольшие  возможности для проведения системной  исследовательской работы учащихся  предоставляет им внеурочная  исследовательская деятельность: школьное  НОУ, олимпиады, конкурсы, научно-исследовательские  конференции, интеллектуальные марафоны, детские творческие объединения.

 

         Мои учащиеся  участвуют в научном обществе  уже два года и в этом  году впервые со своими работами  выступили на районной  научно-практической  конференции «Мой первый доклад»,  где заняли призовые места: Чернохвостова Юлия- 1 место, Горлова Анна -2 место. Юлина работа отправлена на всероссийский конкурс детских творческих работ Портфолио»

 

          Во внеурочное  время мои ученики посещают  детское творческое объединение  «Поиск», которым руковожу  я. Ребята ведут поисковую работу, оформляют альбомы, стенды, проводят экскурсии для учащихся в музейную комнату, которую сами оформили. Участвуя в районном конкурсе экскурсоводов музейных комнат, Чернохвостова Ю., Горлова А., Чолак А. заняли второе место.

 

          Свои  знания по всем предметам учащиеся  показывают на олимпиадах различного  уровня, интеллектуальных марафонах  «ЭМУ», занимают призовые места.  В районном интеллектуальном  конкурсе «Эврика» учащиеся заняли  первое место.

 

          В районных  предметных олимпиадах мои ученики заняли 6 призовых мест и два поощрительных диплома.

 

                                                     ИМП- 5

 

                    Участие в творческих конкурсах  различного уровня

 

       Проявлению творческих  способностей младших школьников способствует наличие воображения, фантазии, возможность их проявления, создание на уроке таких ситуаций, когда ребенок за эти способности поощряется, а не наказывается взрослыми. Пройдя диагностику, шесть учащихся, показавших наилучший результат, ходят на занятия кружка «Фантазия», которым руководит наш психолог. Это тоже оказывает помощь в работе с одаренными детьми.

 

        Младшие школьники  с удовольствием участвуют в  различных  видах интеллектуальной  и творческой деятельности, которую им может предложить педагог. Я не ограничиваю учеников в выборе конкурса, поэтому дети с различными образовательными потребностями участвуют и в творческих конкурсах, и интеллектуальных, и предметных олимпиадах. Но каждый знает, что сначала надо пройти отбор в классе, чтобы все было по- честному. И только те учащиеся, которые победили в классе, в школе, могут участвовать в районных конкурсах. Сейчас предлагается ученикам разнообразие конкурсов, кружков, игр, где они могут раскрыть свои способности. Это и предметные олимпиады разного уровня: всероссийские «Кенгуру», «Эму», «Русский медвежонок», интеллектуальные марафоны, различные творческие конкурсы, игры, кружки и занятия по интересам, классные часы и праздники различной направленности, которые позволяют ребятам не только многое узнать, но и сформировать потребность к интеллектуальной деятельности, любознательность, интерес к тому, что происходит вокруг.

 

       Уже с первого  класса можно выделить группу  детей, которые отличаются от  других по своим способностям. После наблюдений, бесед с родителями  и проводимой диагностики, составляется план работы с одаренными детьми. Такие дети активны не только в учебе, они посещают несколько кружков и секций, занимаются в музыкальной школе, выполняют различные творческие работы.

 

          Большую  работу провожу среди учащихся  и их родителей о значимости  участия в различных творческих  конкурсах, проводимых в классе, школе, районе, округе и т.д.  Совместно с родителями помогаем  ученику достичь поставленных  целей. С каждым годом желающих участвовать в конкурсах увеличивается и повышается результативность

 

                                                  Участие в конкурсах,  результативность                          

  

1 класс                 

2 класс                     

3 класс 

4 класс

 

Литературное

 

  творчество 

    - 

11 уч./ 5пр. 

18 уч./13пр 

14 уч./12 пр.

 

Изобразительное

 

искусство 

  8уч./3 пр. 

24 уч./ 8пр. 

28 уч./11пр 

32уч.-16 пр.

 

Фотоискусство      

     - 

  2 уч./1пр.                 

  4 уч./4пр.

 

  

8 уч./ 5 пр.

 

 

 

 

        Я стараюсь  вместе с детьми участвовать  не только в районных конкурсах,  но и  окружных, и всероссийских.                  

 

                За 4 года обучения моими учениками  получено:

 

     Всероссийских –  4 грамоты;  окружных- 9 грамот; районных – 78 грамот; Обладатели Гранта Главы района «Будущее Тасу Ява» -3 ученика, стипендии Главы района –4 ученика;  стипендии Главы района в конкурсе «Достижения молодых»- 1 ученик.

 

Заключение

 

        Творческие  способности как формирующее  понятие представляется нам особенно важным и актуальным сегодня. Для развития творческих способностей учащихся необходима  система выполнения творческих заданий на каждом уроке в процессе обучения младших школьников. Под системой творческих заданий мы понимаем упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций и явлений учебной действительности. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно – деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.

 

         Под личностно  - деятельностным взаимодействием  учителя и учащихся в процессе  организации творческой деятельности  понимается сочетание организационных  форм обучения, бинарный подход  к выбору методов и творческий  стиль деятельности 

 

        При таком  подходе усиливается организаторская  функция педагога предполагает  выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика  заключается в приобретении навыков  организации самостоятельной творческой  деятельности, осуществлении выбора  способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе.

 

         Все эти  меры позволят детям активно  включаться в качестве субъектов  во все виды творческой деятельности.

 

        Накопление  каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.

 

        Индивидуальная  форма позволяет активизировать  личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения.

 

        Групповая  форма развивает умение согласовывать  свою точку зрения с мнением  товарищей, умение выслушивать  и анализировать предлагаемые  участниками группы направления  поиска.

 

        Коллективная  форма расширяет возможности  учащихся анализировать сложившуюся  ситуацию в более широком взаимодействии  со сверстниками, родителями, учителями,  предоставляет возможность ребенку  выяснить различные точки зрения  на решение творческой задачи.

 

         Таким образом,  эффективность проводимой работы  во многом определяется характером  взаимоотношений как между учащимися.  так и между учащимися и  педагогом.

 

Творческие способности ребенка  развиваются во всех значимых для  него видах деятельности при выполнении следующих условий:

 

·  наличие сформированного у  детей интереса к выполнению творческих заданий;

 

·  реализация творческих заданий  как важнейший компонет не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;

 

·  объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и  внешкольных форм работы, на которых  дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления  в практической деятельности;

 

- творческая работа должна разворачиваться  во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;

 

- стимулировать родителей учащихся  к созданию домашних условий  для развития творческих способностей  ребенка, включать родителей в творческие дела школы.

 

                                                      Список литературы

 

1. Азарова Л.Н. «Как развивать  творческую индивидуальность младших   школьников». Начальная школа.- 1998 г.-№4.

 

2. Дереклеева Н.И. «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся», 2007 г.

 

3.  Зак А .З. «Методы развития  способностей у детей»,  1994 г.

 

4. Миронов  Н.П. «Способность и одаренность  в младшем школьном возрасте».  Начальная школа.- 2004 г. - № 6.

 

5. Талызина  Н.Ф. «Формирование познавательной деятельности младших школьников». 1988 г.

 

6. Хуторский  А..В. «Развитие творческих способностей», 2000 г. 

 

7. Шадриков  В.Д. «Развитие способностей».  Начальная школа».- 2004 г, № 4

 

8. Борзова  В.А., Борзов А.А.«Развитие творческих  способностей у детей». 1998 г.

 

9. Субботина  Л.Ю.«Развитие воображения у детей» .


Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся- одна из форм профессиональной самореализации педагога