1.Наименование темы
 
«Развитие творческих способностей учащихся- 
одна из форм профессиональной самореализации 
педагога»
 
2.Актуальность темы.
 
      Новые экономические 
методы хозяйствования, переход 
к рыночной экономике настоятельно 
требует специалистов, стиль которых 
определялся бы творческим отношением 
к делу, предприимчивостью, инициативой.
 
      Происходящие в 
настоящее время изменения в 
общественной жизни требуют развития 
новых способов образования, педагогических 
технологий, имеющих дело с индивидуальным 
развитием личности, творческой инициативой, 
навыка самостоятельного продвижения 
в информационных полях, формирования 
у обучающихся универсального умения 
ставить и решать задачи для разрешения 
возникающих проблем - профессиональной 
деятельности, самоопределения в повседневной 
жизни.
 
     Выпускник  современной 
школы, который будет жить и 
трудиться в грядущем тысячелетии, 
должен обладать определенными 
качествами личности:
 
-гибко адаптироваться в меняющихся 
жизненных ситуациях, уметь самостоятельно 
приобретать необходимые знания, умело 
применять их на практике;
 
-грамотно работать с информацией, 
делать необходимые обобщения, 
выводы, устанавливать закономерности, 
анализировать;
 
- самостоятельно критически мыслить, 
уметь видеть возникающие проблемы, 
быть способным выдвигать новые идеи, 
творчески мыслить;
 
-самостоятельно работать над 
развитием собственной нравственности, 
интеллекта, культурного уровня;
 
-быть коммуникабельным, контактным 
в различных социальных группах, 
уметь работать сообща в разных 
областях, легко выходить из любых 
конфликтных ситуациях.
 
       Таким образом, 
главное направление развития 
системы образования находится 
в решении проблемы личностно-ориентированного 
образования, такого образования, 
в котором личность ученика 
была бы в центре внимания 
педагога, а его познавательная, творческая 
деятельность была бы ведущей.
 
       Какие условия 
для этого необходимы? Прежде 
всего, возможность вовлечения 
каждого ученика в активный 
познавательный процесс, причем 
не в процесс пассивного овладения 
знаниями, а активной познавательной деятельности 
каждого учащегося, применения им на практике 
этих знаний и четкого сознания где, каким 
образом и для каких целей эти знания могут 
быть применены. Это возможность работать 
совместно, в сотрудничестве при решении 
разнообразных проблем. Это – возможность 
свободного доступа к необходимой информации, 
возможность ее всестороннего исследования.
 
       Главная задача 
начальной школы - обеспечить 
развитие личности источниками 
полноценного развития ребенка. 
Здесь  выступают два вида деятельности. 
Во-первых, любой ребенок развивается 
по мере освоения прошлого опыта человечества 
за счет приобщения  к современной культуре. 
В основе этого процесса лежит учебная 
деятельность, которая направлена на овладение 
ребенком знаниями и умениями, необходимыми  
для жизни в обществе. Во-вторых, ребенок 
в процессе развития самостоятельно реализует 
свои возможности, благодаря творческой 
деятельности. В отличие от учебной,   
творческая деятельность не нацелена 
на освоение уже известных знаний. Она 
способствует проявлению у ребенка самодеятельности, 
самореализации, воплощению его собственных 
идей, которые направлены на создание 
нового.
 
        В творческой 
деятельности решаются поисково-творческие 
задачи с целью развить способности 
ребенка. Поэтому, если  в процессе 
учебной деятельности формируется умение 
учиться, то в рамках творческой деятельности 
формируется общая способность искать 
и находить новые решения, необычные способы 
достижения требуемого результата, новые 
подходы к рассмотрению предлагаемой 
ситуации.
 
       
Главная цель развития творческих 
способностей - воспитание подлинно 
творческой свободной личности. 
Для решения этой цели я 
определила следующие задачи:
 
-формировать 
у детей способности самостоятельно 
мыслить, добывать и     
применять знания;
 
-развивать 
познавательную, исследовательскую 
и творческую деятельность;
 
-находить 
нестандартные решения любых  
возникающих проблем;
 
-воспитывать 
интерес к участию в творческой 
деятельности.
 
                                      
Сущность опыта
 
          
В основе процесса развития 
творческих способностей  лежат:
 
  - формирование 
академических успехов школьников, 
их интеллектуального и нравственного 
развития с использованием нестандартных 
уроков, форм, методов и приемов 
работы;
 
- внедрение 
в образовательный процесс альтернативных 
форм и способов ведения образовательной 
деятельности; 
 
- создание 
условий для проявления творчества 
на уроке и во внеурочной 
деятельности для всех учащихся 
независимо от их личностных 
качеств;
 
- постоянное 
поддержание стремления ученика к самостоятельной 
творческой деятельности
 
        
Урок или внеклассное мероприятие 
должно быть местом, где ученик 
имеет возможность заглянуть 
в себя будущего, если он приложит 
максимум усилий для этого. 
Именно возможность демонстрации 
на уроке и во внеурочной деятельности 
всей той глубины работы, которая выполнена 
учеником, создает условия для развития 
креативности, формирует безбоязненное 
отношение к миру, в котором скоро предстоит 
себя реализовать, закаляет волю, учит 
коммуникации со сверстниками и взрослыми. 
Формирует потребность в демонстрации 
своих знаний и умений, их отстаиванию 
в самых трудных ситуациях.
 
                                                    
ИПМ-2
 
                                 
Условия формирования опыта
 
       Сама жизнь 
выдвигает неотложную практическую 
задачу – воспитание человека-творца, 
созидателя и новатора, способного 
разрешать возникающие  социальные 
и профессиональные проблемы 
нестандартно, инициативно и грамотно.
 
        Педагогическая 
поддержка выступает как процесс взаимодействия 
между учителем и учеником, направленный 
на развитие субъектности, предоставляющей 
возможности для личностного саморазвития, 
самопознания и самореализации, формирующий 
эмоционально- волевую сферу, стимулирующий 
развитие интеллектуальной и мотивационной 
сфер.                
 
       В решении данной 
проблемы участвует как школа, 
так и семья. Задача семьи 
состоит в том, чтобы вовремя 
увидеть, разглядеть способности 
ребенка, обратить на них внимание 
и понять, что эти способности  
нуждаются в поддержке и в развитии.    
 
        Задача школы 
– подхватить инициативу семьи, 
поддержать ребенка и развить 
его способности, подготовить 
почву для того, чтобы эти способности 
были реализованы не только 
в урочной и внеурочной деятельности, 
но и впоследствии, в будущей профессиональной 
деятельности. Что я и стараюсь делать, 
работая с классом и в отдельности с каждым 
учеником.
 
       Уже в начальной 
школе можно встретить таких 
учеников, которых не удовлетворяет 
работа со школьными учебниками, 
им не интересна однообразная работа на 
уроке, они читают словари и специальную 
дополнительную литературу, ставят вопросы 
и сами находят на них ответы  в различных 
областях знаний. Подбирают дополнительный 
материал за страницами учебника, оформляют 
небольшие рефераты и защищают их.
 
         Младшие 
школьники рассудительны, им свойственна 
способность к умозаключениям, их 
отношение к миру в достаточной 
степени носит игровой характер, 
что позволяет достаточно легко 
относиться к окружающей жизни, 
к людям, не замечать трудности. 
В этом возрасте дети готовы как губка 
впитывать знания, предлагаемые педагогом. 
Чем интереснее и увлекательнее это делает 
педагог, тем больше удовольствия и восторга 
в глазах детей, тем больше интереса и 
любопытства, активности в его усвоении.
 
          При 
работе над развитием творческих 
способностей. Я стала исследователем 
и экспериментатором, так как 
преобразовала учебную и внеклассную 
деятельность учащихся. Моя главная 
задача – вовлечь детей в 
активную творческую деятельность, 
помочь овладеть необходимыми знаниями, 
умениями и навыками. Роль учителя здесь 
– роль организатора самостоятельной, 
познавательной, исследовательской, творческой 
деятельности учащихся. Для достижения 
этой цели я использую все возможные методы, 
формы и приемы работы, которые способствуют 
всестороннему развитию личности, как 
на уроках, так и во внеурочное время.
 
                                    
Теоретическая база опыта
 
       Проблемы творчества 
широко разрабатывались в отечественной 
психологии. В настоящее время исследователи 
ведут поиск интегрального показателя, 
характеризующего творческую личность. 
 
      Приступая к работе 
над данной темой, я изучила 
работы выдающихся педагогов 
и психологов, познакомилась с 
результатами психолого-педагогических 
исследований П.Я. Гальперина «Поэтапное 
формирование как метод психологических 
исследований», Л.С.Выготского «Воображение 
и творчество в детском возрасте», А.З.Зака 
«Методы развития способностей»,  Л.Н.Азаровой 
«Как развивать творческую индивидуальность» 
Л.Ю.Субботиной «Развитие воображения 
у детей» и другие.
 
      Данные научных 
работ говорят о том, что 
исследование, проводимое в реальной 
жизни, правомерно только в 
том случае, если оно направлено 
на совершенствование воспитательной 
среды, в которой формируется 
ребенок, способствуя общественной практике, 
на создание педагогичесикх условий,  
способствующих развитию творчества в 
ребенке.
 
      Отечественные психологи 
и педагоги (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, 
Л.В.Занков, В.В. Давыдов, В.А.Крутецкий, 
Д.Б. Эльконин, Л.Г.Петерсон и другие) 
подчеркивают значение учебной и внеурочной 
деятельности для формирования творческого 
мышления, познавательной активности, 
накопление субъективного опыта творческой 
поисковой деятельности учащихся.
 
      Работы В. А. 
Борзовой, А. А. Борзова «Развитие 
творческих способностей у детей» и Н. 
И. Дереклеевой «Мастер-класс по развитию 
творческих способностей учащихся» определили 
мою дальнейшую работу с учащимися.
 
                                                       
Новизна
 
           Работа 
над развитием творческих способностей 
учащихся дает возможность вовремя увидеть, 
разглядеть способности ребенка, обратить 
на них внимание и понять, что эти способности 
нуждаются в поддержке и развитии.
 
         Чем выше 
уровень творческого развития 
ученика, тем выше его работоспособность. 
Именно поэтому одна из задач, которые 
ставит перед собой современный педагог, 
- это развитие творческих способностей 
ученика.
 
       Система работы 
учителя по развитию творческих 
способностей учащихся ориентирует 
их на проявление интереса к самостоятельной 
интеллектуальной деятельности, потребность 
в собственных исследованиях процессов 
и явлений, стремление к доказательности 
решаемых задач, упорство в достижении 
интеллектуальных умений, потребность 
в активной творческой деятельности. 
 
                                           
Продуктивность опыта
 
        Продуктивность 
опыта состоит в том, что 
учащиеся успешно овладевают 
системой знаний, практических умений 
и навыков, предусмотренными  
не только школьной программой, 
но и за ее рамками; участвуют в самых разнообразных 
видах учебной и внеурочной деятельности, 
что постепенно приводит к привычке проявлять 
себя творчески; возрастает устойчивый 
интерес и потребность к познавательной 
деятельности; формируются взаимоотношения 
как между учащимися, так и между учащимися 
и педагогом.
 
                                           
Трудоемкость опыта
 
          Трудоемкость 
опыта заключается в пересмотре 
прежних ценностных приоритетов, 
целевых установок и педагогических 
средств, нетрадиционной проработке 
содержания учебного материала, изменении 
окружающего мира, самого ученика, условий 
воспитания ребенка, во влечении всех 
учащихся и их родителей в совместную 
творческую деятельность, в оснащении 
материально-технической базы школы и 
время.
 
                                        
Возможность внедрения
 
          Опыт 
может быть использован воспитателями 
детских садов, учителями начальных 
классов, предметниками, педагогами 
дополнительного образования, предварительно 
изучив теорию и практику 
выдающихся педагогов и психологов по  
развитию творческих способностей учащихся. 
Данный опыт можно использовать как на 
уроках, так и во внеурочной деятельности 
с учениками и их родителями при наличии 
желания, теоретической подготовки, достаточного 
количества литературы и оснащении материально-технической 
базы школы.
 
                                            
ИПМ -3
 
                                
Система работы учителя (основные 
принципы и компоненты)
 
          В качестве 
педагогических условий развития 
творческих способностей детей можно 
выделить развивающе- ориентационную 
среду и педагогическую поддержку.
 
        Организация 
среды обеспечивается следующими 
условиями:
 
- создания ориентационного поля 
развития;
 
- обогащение среды, в которой 
происходит развитие одаренного ребенка, 
и как следствие, стимулирование его общего 
развития;
 
- возбуждение в ребенке интереса 
как фактора стимулирования его 
активности;
 
- творческое  
участие  ребенка в деятельности, 
дающее возможность самопознания, 
самореализации;
 
- организация 
и самоорганизация деятельности 
ребенка.
 
        
Педагогическая поддержка выступает 
как процесс взаимодействия между 
учителем и учеником, направленный 
на развитие субъективности, предоставляющей 
возможности для личностного 
саморазвития, самопознания и самореализации, 
формирующий эмоционально - волевую сферу, 
стимулирующий развитие интеллектуальной 
и мотивационной сфер.