Развитие творческих способностей учащихся- одна из форм профессиональной самореализации педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:59, реферат

Краткое описание

Новые экономические методы хозяйствования, переход к рыночной экономике настоятельно требует специалистов, стиль которых определялся бы творческим отношением к делу, предприимчивостью, инициативой.

Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем - профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни.

Файлы: 1 файл

статья.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

1.Наименование темы

 

«Развитие творческих способностей учащихся- одна из форм профессиональной самореализации педагога»

 

2.Актуальность темы.

 

      Новые экономические  методы хозяйствования, переход  к рыночной экономике настоятельно  требует специалистов, стиль которых определялся бы творческим отношением к делу, предприимчивостью, инициативой.

 

      Происходящие в  настоящее время изменения в  общественной жизни требуют развития  новых способов образования, педагогических  технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем - профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни.

 

     Выпускник  современной  школы, который будет жить и  трудиться в грядущем тысячелетии,  должен обладать определенными  качествами личности:

 

-гибко адаптироваться в меняющихся  жизненных ситуациях, уметь самостоятельно  приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;

 

-грамотно работать с информацией,  делать необходимые обобщения,  выводы, устанавливать закономерности, анализировать;

 

- самостоятельно критически мыслить,  уметь видеть возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи, творчески мыслить;

 

-самостоятельно работать над  развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;

 

-быть коммуникабельным, контактным  в различных социальных группах,  уметь работать сообща в разных  областях, легко выходить из любых конфликтных ситуациях.

 

       Таким образом,  главное направление развития  системы образования находится  в решении проблемы личностно-ориентированного  образования, такого образования,  в котором личность ученика  была бы в центре внимания педагога, а его познавательная, творческая деятельность была бы ведущей.

 

       Какие условия  для этого необходимы? Прежде  всего, возможность вовлечения  каждого ученика в активный  познавательный процесс, причем  не в процесс пассивного овладения  знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это – возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования.

 

       Главная задача  начальной школы - обеспечить  развитие личности источниками  полноценного развития ребенка.  Здесь  выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения  к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми  для жизни в обществе. Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной,   творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

 

        В творческой  деятельности решаются поисково-творческие  задачи с целью развить способности  ребенка. Поэтому, если  в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

 

       Главная цель развития творческих  способностей - воспитание подлинно  творческой свободной личности. Для решения этой цели я  определила следующие задачи:

 

-формировать  у детей способности самостоятельно  мыслить, добывать и     применять знания;

 

-развивать  познавательную, исследовательскую  и творческую деятельность;

 

-находить  нестандартные решения любых   возникающих проблем;

 

-воспитывать  интерес к участию в творческой  деятельности.

 

                                      Сущность опыта

 

          В основе процесса развития  творческих способностей  лежат:

 

  - формирование  академических успехов школьников, их интеллектуального и нравственного  развития с использованием нестандартных  уроков, форм, методов и приемов  работы;

 

- внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности;

 

- создание  условий для проявления творчества  на уроке и во внеурочной  деятельности для всех учащихся  независимо от их личностных  качеств;

 

- постоянное  поддержание стремления ученика к самостоятельной творческой деятельности

 

        Урок или внеклассное мероприятие  должно быть местом, где ученик  имеет возможность заглянуть  в себя будущего, если он приложит  максимум усилий для этого.  Именно возможность демонстрации на уроке и во внеурочной деятельности всей той глубины работы, которая выполнена учеником, создает условия для развития креативности, формирует безбоязненное отношение к миру, в котором скоро предстоит себя реализовать, закаляет волю, учит коммуникации со сверстниками и взрослыми. Формирует потребность в демонстрации своих знаний и умений, их отстаиванию в самых трудных ситуациях.

 

                                                    ИПМ-2

 

                                 Условия формирования опыта

 

       Сама жизнь  выдвигает неотложную практическую  задачу – воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного  разрешать возникающие  социальные  и профессиональные проблемы  нестандартно, инициативно и грамотно.

 

        Педагогическая  поддержка выступает как процесс взаимодействия между учителем и учеником, направленный на развитие субъектности, предоставляющей возможности для личностного саморазвития, самопознания и самореализации, формирующий эмоционально- волевую сферу, стимулирующий развитие интеллектуальной и мотивационной сфер.               

 

       В решении данной  проблемы участвует как школа,  так и семья. Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя  увидеть, разглядеть способности  ребенка, обратить на них внимание  и понять, что эти способности  нуждаются в поддержке и в развитии.   

 

        Задача школы  – подхватить инициативу семьи,  поддержать ребенка и развить  его способности, подготовить  почву для того, чтобы эти способности  были реализованы не только  в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности. Что я и стараюсь делать, работая с классом и в отдельности с каждым учеником.

 

       Уже в начальной  школе можно встретить таких  учеников, которых не удовлетворяет  работа со школьными учебниками, им не интересна однообразная работа на уроке, они читают словари и специальную дополнительную литературу, ставят вопросы и сами находят на них ответы  в различных областях знаний. Подбирают дополнительный материал за страницами учебника, оформляют небольшие рефераты и защищают их.

 

         Младшие  школьники рассудительны, им свойственна  способность к умозаключениям, их  отношение к миру в достаточной  степени носит игровой характер, что позволяет достаточно легко  относиться к окружающей жизни,  к людям, не замечать трудности. В этом возрасте дети готовы как губка впитывать знания, предлагаемые педагогом. Чем интереснее и увлекательнее это делает педагог, тем больше удовольствия и восторга в глазах детей, тем больше интереса и любопытства, активности в его усвоении.

 

          При  работе над развитием творческих  способностей. Я стала исследователем  и экспериментатором, так как  преобразовала учебную и внеклассную  деятельность учащихся. Моя главная  задача – вовлечь детей в  активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели я использую все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.

 

                                    Теоретическая база опыта

 

       Проблемы творчества  широко разрабатывались в отечественной  психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность.

 

      Приступая к работе  над данной темой, я изучила  работы выдающихся педагогов  и психологов, познакомилась с  результатами психолого-педагогических  исследований П.Я. Гальперина «Поэтапное формирование как метод психологических исследований», Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», А.З.Зака «Методы развития способностей»,  Л.Н.Азаровой «Как развивать творческую индивидуальность» Л.Ю.Субботиной «Развитие воображения у детей» и другие.

 

      Данные научных  работ говорят о том, что  исследование, проводимое в реальной  жизни, правомерно только в  том случае, если оно направлено  на совершенствование воспитательной  среды, в которой формируется ребенок, способствуя общественной практике, на создание педагогичесикх условий,  способствующих развитию творчества в ребенке.

 

      Отечественные психологи  и педагоги (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский,  Л.В.Занков, В.В. Давыдов, В.А.Крутецкий,  Д.Б. Эльконин, Л.Г.Петерсон и другие) подчеркивают значение учебной и внеурочной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопление субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

 

      Работы В. А.  Борзовой, А. А. Борзова «Развитие творческих способностей у детей» и Н. И. Дереклеевой «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся» определили мою дальнейшую работу с учащимися.

 

                                                       Новизна

 

           Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии.

 

         Чем выше  уровень творческого развития  ученика, тем выше его работоспособность. Именно поэтому одна из задач, которые ставит перед собой современный педагог, - это развитие творческих способностей ученика.

 

       Система работы  учителя по развитию творческих  способностей учащихся ориентирует  их на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении интеллектуальных умений, потребность в активной творческой деятельности.

 

                                           Продуктивность опыта

 

        Продуктивность  опыта состоит в том, что  учащиеся успешно овладевают  системой знаний, практических умений  и навыков, предусмотренными  не только школьной программой, но и за ее рамками; участвуют в самых разнообразных видах учебной и внеурочной деятельности, что постепенно приводит к привычке проявлять себя творчески; возрастает устойчивый интерес и потребность к познавательной деятельности; формируются взаимоотношения как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.

 

                                           Трудоемкость опыта

 

          Трудоемкость  опыта заключается в пересмотре  прежних ценностных приоритетов,  целевых установок и педагогических  средств, нетрадиционной проработке содержания учебного материала, изменении окружающего мира, самого ученика, условий воспитания ребенка, во влечении всех учащихся и их родителей в совместную творческую деятельность, в оснащении материально-технической базы школы и время.

 

                                        Возможность внедрения

 

          Опыт  может быть использован воспитателями  детских садов, учителями начальных  классов, предметниками, педагогами  дополнительного образования, предварительно  изучив теорию и практику выдающихся педагогов и психологов по  развитию творческих способностей учащихся. Данный опыт можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности с учениками и их родителями при наличии желания, теоретической подготовки, достаточного количества литературы и оснащении материально-технической базы школы.

 

                                            ИПМ -3

 

                                Система работы учителя (основные  принципы и компоненты)

 

          В качестве  педагогических условий развития творческих способностей детей можно выделить развивающе- ориентационную среду и педагогическую поддержку.

 

        Организация  среды обеспечивается следующими  условиями:

 

- создания ориентационного поля  развития;

 

- обогащение среды, в которой  происходит развитие одаренного ребенка, и как следствие, стимулирование его общего развития;

 

- возбуждение в ребенке интереса  как фактора стимулирования его  активности;

 

- творческое  участие  ребенка в деятельности, дающее возможность самопознания, самореализации;

 

- организация  и самоорганизация деятельности  ребенка.

 

        Педагогическая поддержка выступает  как процесс взаимодействия между  учителем и учеником, направленный  на развитие субъективности, предоставляющей  возможности для личностного  саморазвития, самопознания и самореализации, формирующий эмоционально - волевую сферу, стимулирующий развитие интеллектуальной и мотивационной сфер.

Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся- одна из форм профессиональной самореализации педагога