1.Наименование темы
«Развитие творческих способностей учащихся-
одна из форм профессиональной самореализации
педагога»
2.Актуальность темы.
Новые экономические
методы хозяйствования, переход
к рыночной экономике настоятельно
требует специалистов, стиль которых
определялся бы творческим отношением
к делу, предприимчивостью, инициативой.
Происходящие в
настоящее время изменения в
общественной жизни требуют развития
новых способов образования, педагогических
технологий, имеющих дело с индивидуальным
развитием личности, творческой инициативой,
навыка самостоятельного продвижения
в информационных полях, формирования
у обучающихся универсального умения
ставить и решать задачи для разрешения
возникающих проблем - профессиональной
деятельности, самоопределения в повседневной
жизни.
Выпускник современной
школы, который будет жить и
трудиться в грядущем тысячелетии,
должен обладать определенными
качествами личности:
-гибко адаптироваться в меняющихся
жизненных ситуациях, уметь самостоятельно
приобретать необходимые знания, умело
применять их на практике;
-грамотно работать с информацией,
делать необходимые обобщения,
выводы, устанавливать закономерности,
анализировать;
- самостоятельно критически мыслить,
уметь видеть возникающие проблемы,
быть способным выдвигать новые идеи,
творчески мыслить;
-самостоятельно работать над
развитием собственной нравственности,
интеллекта, культурного уровня;
-быть коммуникабельным, контактным
в различных социальных группах,
уметь работать сообща в разных
областях, легко выходить из любых
конфликтных ситуациях.
Таким образом,
главное направление развития
системы образования находится
в решении проблемы личностно-ориентированного
образования, такого образования,
в котором личность ученика
была бы в центре внимания
педагога, а его познавательная, творческая
деятельность была бы ведущей.
Какие условия
для этого необходимы? Прежде
всего, возможность вовлечения
каждого ученика в активный
познавательный процесс, причем
не в процесс пассивного овладения
знаниями, а активной познавательной деятельности
каждого учащегося, применения им на практике
этих знаний и четкого сознания где, каким
образом и для каких целей эти знания могут
быть применены. Это возможность работать
совместно, в сотрудничестве при решении
разнообразных проблем. Это – возможность
свободного доступа к необходимой информации,
возможность ее всестороннего исследования.
Главная задача
начальной школы - обеспечить
развитие личности источниками
полноценного развития ребенка.
Здесь выступают два вида деятельности.
Во-первых, любой ребенок развивается
по мере освоения прошлого опыта человечества
за счет приобщения к современной культуре.
В основе этого процесса лежит учебная
деятельность, которая направлена на овладение
ребенком знаниями и умениями, необходимыми
для жизни в обществе. Во-вторых, ребенок
в процессе развития самостоятельно реализует
свои возможности, благодаря творческой
деятельности. В отличие от учебной,
творческая деятельность не нацелена
на освоение уже известных знаний. Она
способствует проявлению у ребенка самодеятельности,
самореализации, воплощению его собственных
идей, которые направлены на создание
нового.
В творческой
деятельности решаются поисково-творческие
задачи с целью развить способности
ребенка. Поэтому, если в процессе
учебной деятельности формируется умение
учиться, то в рамках творческой деятельности
формируется общая способность искать
и находить новые решения, необычные способы
достижения требуемого результата, новые
подходы к рассмотрению предлагаемой
ситуации.
Главная цель развития творческих
способностей - воспитание подлинно
творческой свободной личности.
Для решения этой цели я
определила следующие задачи:
-формировать
у детей способности самостоятельно
мыслить, добывать и
применять знания;
-развивать
познавательную, исследовательскую
и творческую деятельность;
-находить
нестандартные решения любых
возникающих проблем;
-воспитывать
интерес к участию в творческой
деятельности.
Сущность опыта
В основе процесса развития
творческих способностей лежат:
- формирование
академических успехов школьников,
их интеллектуального и нравственного
развития с использованием нестандартных
уроков, форм, методов и приемов
работы;
- внедрение
в образовательный процесс альтернативных
форм и способов ведения образовательной
деятельности;
- создание
условий для проявления творчества
на уроке и во внеурочной
деятельности для всех учащихся
независимо от их личностных
качеств;
- постоянное
поддержание стремления ученика к самостоятельной
творческой деятельности
Урок или внеклассное мероприятие
должно быть местом, где ученик
имеет возможность заглянуть
в себя будущего, если он приложит
максимум усилий для этого.
Именно возможность демонстрации
на уроке и во внеурочной деятельности
всей той глубины работы, которая выполнена
учеником, создает условия для развития
креативности, формирует безбоязненное
отношение к миру, в котором скоро предстоит
себя реализовать, закаляет волю, учит
коммуникации со сверстниками и взрослыми.
Формирует потребность в демонстрации
своих знаний и умений, их отстаиванию
в самых трудных ситуациях.
ИПМ-2
Условия формирования опыта
Сама жизнь
выдвигает неотложную практическую
задачу – воспитание человека-творца,
созидателя и новатора, способного
разрешать возникающие социальные
и профессиональные проблемы
нестандартно, инициативно и грамотно.
Педагогическая
поддержка выступает как процесс взаимодействия
между учителем и учеником, направленный
на развитие субъектности, предоставляющей
возможности для личностного саморазвития,
самопознания и самореализации, формирующий
эмоционально- волевую сферу, стимулирующий
развитие интеллектуальной и мотивационной
сфер.
В решении данной
проблемы участвует как школа,
так и семья. Задача семьи
состоит в том, чтобы вовремя
увидеть, разглядеть способности
ребенка, обратить на них внимание
и понять, что эти способности
нуждаются в поддержке и в развитии.
Задача школы
– подхватить инициативу семьи,
поддержать ребенка и развить
его способности, подготовить
почву для того, чтобы эти способности
были реализованы не только
в урочной и внеурочной деятельности,
но и впоследствии, в будущей профессиональной
деятельности. Что я и стараюсь делать,
работая с классом и в отдельности с каждым
учеником.
Уже в начальной
школе можно встретить таких
учеников, которых не удовлетворяет
работа со школьными учебниками,
им не интересна однообразная работа на
уроке, они читают словари и специальную
дополнительную литературу, ставят вопросы
и сами находят на них ответы в различных
областях знаний. Подбирают дополнительный
материал за страницами учебника, оформляют
небольшие рефераты и защищают их.
Младшие
школьники рассудительны, им свойственна
способность к умозаключениям, их
отношение к миру в достаточной
степени носит игровой характер,
что позволяет достаточно легко
относиться к окружающей жизни,
к людям, не замечать трудности.
В этом возрасте дети готовы как губка
впитывать знания, предлагаемые педагогом.
Чем интереснее и увлекательнее это делает
педагог, тем больше удовольствия и восторга
в глазах детей, тем больше интереса и
любопытства, активности в его усвоении.
При
работе над развитием творческих
способностей. Я стала исследователем
и экспериментатором, так как
преобразовала учебную и внеклассную
деятельность учащихся. Моя главная
задача – вовлечь детей в
активную творческую деятельность,
помочь овладеть необходимыми знаниями,
умениями и навыками. Роль учителя здесь
– роль организатора самостоятельной,
познавательной, исследовательской, творческой
деятельности учащихся. Для достижения
этой цели я использую все возможные методы,
формы и приемы работы, которые способствуют
всестороннему развитию личности, как
на уроках, так и во внеурочное время.
Теоретическая база опыта
Проблемы творчества
широко разрабатывались в отечественной
психологии. В настоящее время исследователи
ведут поиск интегрального показателя,
характеризующего творческую личность.
Приступая к работе
над данной темой, я изучила
работы выдающихся педагогов
и психологов, познакомилась с
результатами психолого-педагогических
исследований П.Я. Гальперина «Поэтапное
формирование как метод психологических
исследований», Л.С.Выготского «Воображение
и творчество в детском возрасте», А.З.Зака
«Методы развития способностей», Л.Н.Азаровой
«Как развивать творческую индивидуальность»
Л.Ю.Субботиной «Развитие воображения
у детей» и другие.
Данные научных
работ говорят о том, что
исследование, проводимое в реальной
жизни, правомерно только в
том случае, если оно направлено
на совершенствование воспитательной
среды, в которой формируется
ребенок, способствуя общественной практике,
на создание педагогичесикх условий,
способствующих развитию творчества в
ребенке.
Отечественные психологи
и педагоги (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский,
Л.В.Занков, В.В. Давыдов, В.А.Крутецкий,
Д.Б. Эльконин, Л.Г.Петерсон и другие)
подчеркивают значение учебной и внеурочной
деятельности для формирования творческого
мышления, познавательной активности,
накопление субъективного опыта творческой
поисковой деятельности учащихся.
Работы В. А.
Борзовой, А. А. Борзова «Развитие
творческих способностей у детей» и Н.
И. Дереклеевой «Мастер-класс по развитию
творческих способностей учащихся» определили
мою дальнейшую работу с учащимися.
Новизна
Работа
над развитием творческих способностей
учащихся дает возможность вовремя увидеть,
разглядеть способности ребенка, обратить
на них внимание и понять, что эти способности
нуждаются в поддержке и развитии.
Чем выше
уровень творческого развития
ученика, тем выше его работоспособность.
Именно поэтому одна из задач, которые
ставит перед собой современный педагог,
- это развитие творческих способностей
ученика.
Система работы
учителя по развитию творческих
способностей учащихся ориентирует
их на проявление интереса к самостоятельной
интеллектуальной деятельности, потребность
в собственных исследованиях процессов
и явлений, стремление к доказательности
решаемых задач, упорство в достижении
интеллектуальных умений, потребность
в активной творческой деятельности.
Продуктивность опыта
Продуктивность
опыта состоит в том, что
учащиеся успешно овладевают
системой знаний, практических умений
и навыков, предусмотренными
не только школьной программой,
но и за ее рамками; участвуют в самых разнообразных
видах учебной и внеурочной деятельности,
что постепенно приводит к привычке проявлять
себя творчески; возрастает устойчивый
интерес и потребность к познавательной
деятельности; формируются взаимоотношения
как между учащимися, так и между учащимися
и педагогом.
Трудоемкость опыта
Трудоемкость
опыта заключается в пересмотре
прежних ценностных приоритетов,
целевых установок и педагогических
средств, нетрадиционной проработке
содержания учебного материала, изменении
окружающего мира, самого ученика, условий
воспитания ребенка, во влечении всех
учащихся и их родителей в совместную
творческую деятельность, в оснащении
материально-технической базы школы и
время.
Возможность внедрения
Опыт
может быть использован воспитателями
детских садов, учителями начальных
классов, предметниками, педагогами
дополнительного образования, предварительно
изучив теорию и практику
выдающихся педагогов и психологов по
развитию творческих способностей учащихся.
Данный опыт можно использовать как на
уроках, так и во внеурочной деятельности
с учениками и их родителями при наличии
желания, теоретической подготовки, достаточного
количества литературы и оснащении материально-технической
базы школы.
ИПМ -3
Система работы учителя (основные
принципы и компоненты)
В качестве
педагогических условий развития
творческих способностей детей можно
выделить развивающе- ориентационную
среду и педагогическую поддержку.
Организация
среды обеспечивается следующими
условиями:
- создания ориентационного поля
развития;
- обогащение среды, в которой
происходит развитие одаренного ребенка,
и как следствие, стимулирование его общего
развития;
- возбуждение в ребенке интереса
как фактора стимулирования его
активности;
- творческое
участие ребенка в деятельности,
дающее возможность самопознания,
самореализации;
- организация
и самоорганизация деятельности
ребенка.
Педагогическая поддержка выступает
как процесс взаимодействия между
учителем и учеником, направленный
на развитие субъективности, предоставляющей
возможности для личностного
саморазвития, самопознания и самореализации,
формирующий эмоционально - волевую сферу,
стимулирующий развитие интеллектуальной
и мотивационной сфер.