Развитие социологической мысли в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:42, доклад

Краткое описание

Социологическая мысль России формировалась веками на своей почве, вырастая на базе российской культуры и освободительного движения. Интерес к человеку в обществе, к их совместной участи, их будущему проявлялся на двух уровнях: массово-житейском (в народных сказаниях и легендах, к примеру, в «Сказании о граде Китеже»; в произведениях писателей и поэтов, в суждениях общественных деятелей) и профессиональном ( в теориях специалистов-исследователей - философов, историков). Российская социологическая мысль складывалась как из откровенно идеологизированных, так и из академических наработок.

Файлы: 1 файл

Развитие социологической мысли в России.docx

— 33.32 Кб (Скачать)

Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась  социология марксизма, представленная два основными теориями. Ортодоксальный марксизм в тот период представляли две ведущие фигуры - Плеханов и  Ленин, так называемый «легальный марксизм»  П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев и др. основные принципы марксистской методологии были изложены в предыдущем разделе, и представители ортодоксального марксизма России в целом их разделяют.

Однако при решении  конкретных проблем общественного  устройства между Г.В. Плехановым и  В.И. Лениным существовали серьезные  различия, которые в преддверии Октябрьской  революции перешли в стадию непримиримой борьбы. Так называемый «легальный марксизм» как течение социальной мысли носил временный, некультурный характер, связанный с увлечением либеральной интеллигенции марксистскими  идеями в период кануна револю-1905 - 1907 гг. После ее поражения либеральная  интеллигенция ушла от марксизма, и  «легальный марксизм» прекратил  свое существование.

Следует также отметить, что  в этот период в социологии накапливается  большой фактический материал, шла  отработка методов конкретно-социологического анализа с использованием достижений статистики, демографии и других смежных  дисциплин. В 1869 г. вышла в свет работа известного общественного деятеля  В. Берви-Флеровского "Положение рабочего класса в России».

В этой работе автор обобщил  значительный статистический материал в личные наблюдения, касающиеся социального  и .экономического положения рабочих и крестьян в различных губерниях России. Заметным событием в развитии социальной мысли России была двухтомная работа Ю. Янгона. «Сравнительная статистика России и западноевропейских государств (1878 - 1880 гг.)", в которой автор представил богатый фактический материал о социальных процессах в послереформной деревне. Большое влияние на развитие социологии в России оказала опубликованная в 1899 году книга В.И. Ленина “Развития капитализма в России”.. В первый период появляются также крупные работы российских социологов А. Богданова, В. Шулятикова, П. Сорокина, К. Тахтарева, посвященные проблемам социальной стратификации, теории классов.

Второй период развития социологической  мысли в России характеризуется  нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической  наукой статуса социального института. В 1918-1919гг. в Петроградском и Ярославском  университетах были созданы кафедры  социологии, введена ученая степень  по социологии. В 1919 г. был учрежден Социологический институт. В 1920г. в  Петроградском университете при  факультете общественных наук было создано  социологическое отделение, во главе  которого стал Питирим Александрович  Сорокин (1889 - 1968) - крупный ученый и  общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной  и мировой социологии. П.Л. Сорокин - один из лидеров правого крыла  партии эсеров, после Февральской  революции 1917 года - секретарь Керенского, с 1920 г. - профессор Петроградского университета, в 1922 г. в числе большой группы российской интеллигенции по решению  ЦК ВКП(б) выслан из России за границу. Жил и работал в США, где и опубликовал ряд крупных работ. Один из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности (об этих теориях речь пойдет позже в соответствующих разделах). На втором этапе продолжается развитие теоретической социологии. В 20-х годах издается обширная социологическая литература: Сорокин Г.А. «Основы социологии (в 2-хтт., 1922г.), Хшктов В.М. «Основы социологии. Учение о закономерностях общественного процесса" (1928 г.), Бухарин Н.А. «Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии» (1922 г.), Салынский М.С. «Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую социологию» (1923 г.) и др. Основная направленность этих работ состояла в выявлении соотношения истории русской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и определить ее место в системе марксизма.

Наряду с разработкой  теоретических вопросов разворачивались  эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим  проблемам труда и быта рабочих  и крестьян. В этой области наиболее плодотворно работали А.К Гастев, С.Г. Струмилин, А.Ф. Журавскийи др. В тот период активно разрабатывались социальные проблемы города, народонаселения и миграции (Н. Анцифиров, А. Годулов, В Смулевич и др.), социальные проблемы культуры (И.Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров).

В 30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве юридической  основы общества, социология была объявлена  философской наукой. Было провозглашено, что «исторический материализм - это и есть социология марксизма», и, следовательно, эмпирические конкретно-социологические  исследования, как несовместимые  со спецификой философской теории, выводились за пределы идеологии. Это  была теоретическая предпосылка  разгрома социологии и ее полного упадка в СССР. Практическая же предпосылка упада связана с идеологией тоталитаризма. Социологические исследования, как научные исследования, опирающиеся на точные факты, были не нужны тоталитарному режиму, так как они вступали в противоречия с пропагандой так называемых «социалистических знаний». Начиная с этого времени, осуществляется идеологизация общественной жизни, в том числе и науки. Социология как социальный институт полностью прекращает свое существование. Отныне ее проблемы развиваются в рамках смежных дисциплин: исторического материализма, демографии, статистики, психологии. Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х - на-60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». В этот период были ведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило «социальное планирование», составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований накоплен богатый фактический материал; отработаны методики оологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований большим количеством социологов-самоучек.

В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус социального  института. В середине 1960 года было создано первое социологическое  учреждение - отдел социологических  исследований в институте философии  АН СССР и лаборатория социологических  исследований при Ленинградском  госуниверситете. В 1962 году была создана  Советская социологическая ассоциация, а в 1964 году на философском факультете МГУ - кафедра конкретно-социологических  исследований. В 1969 году был создан институт конкретно-социологических  исследований АН СССР с отделениями  в союзных республиках и крупных  региональных центрах: Свердловске, Новосибирске, Ленинграде. С 1974 года начал выходить специализированный журнал «Социологические исследования». С 1988 г. образованы социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах. В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в различных областях общественной жизни.

2.2 Дальнейшее развитие  социологии

В 1989 г. было создано Российское общество социологов (РОС). За годы его  существования на почетном посту  президента побывали член-корреспондент  РАН Н.И. Лапин, директор калужского Института социологии А.Н. Зайцев, президент  компании “Инновационные системы” в  г. Одинцово В.С. Дудченко. В 1993 г. президентом РОС был избран В.А. Ядов.

В 1991 г. состоялся Первый съезд советских социологов. На съезде были внесены изменения в устав и форму правления ССА. А также тайным голосование были избраны три сопрезидента ССА -- В.А. Ядов, Ж.Г. Тощенко и А.Г. Здравомыслов.

Следует отметить, что распад СССР, естественно, привел к ослаблению связи между бывшими республиканскими ассоциациями. Поэтому большим шагом  вперед было создание в феврале 1993 г. на основе ССА Социологической ассоциации (в настоящее время это Профессиональная СА). На прошедшей в июне 1993 г. конференции  “Многообразие интересов и институты  власти” была принята Декларация о создании содружества социологических  ассоциаций, президентом которой  был избран А.Г. Здравомыслов, вице-президентом Г.А. Погосян (Армения) и К. Исаев (Кыргызстан).

Для того, чтобы глубже понять степень отставания развития в нашей стране социологии, посмотрим на положение дел с этой наукой в США как наиболее передовой в этой области знаний.

В 1960 г. в США профессиональных социологов было больше, чем в других странах, вместе взятых. К середине 60-х в США было уже более 16 тыс. социологов, имеющих научную степень, для сравнения, физиков, имеющих  научную степень, в то время было в 2 раза меньше.

Академик Т.И. Заславская приводила следующие данные о подготовке профессиональных социологов в США. К 1980 г. там насчитывалось более 200 факультетов социологии, которые ежегодно выпускали 6 тыс. специалистов. В абсолютном большинстве (92 %) американских высших учебных заведений читались учебные курсы по социологии. Около девятисот тысяч американцев ежегодно овладевали основами социологических знаний.

А в России только в 1984 г. на философских факультетах МГУ  и ЛГУ были открыты отделения прикладной социологии. В 1989 г. состоялся первый выпуск профессиональных социологов. 25 человек было выпущено Московским университетом и 25 -- Ленинградским. Это были первые выпускники, у которых в дипломе стояла запись: специальности -- социология. В конце 80-х г. при Московском и Ленинградском университетах было открыты социологические отделения. В начале 90-х годов социологию уже начали преподавать почти во всех вузах России, а также в некоторых гимназиях, колледжах, лицеях и среднеобразовательных школах.

В США социологической  литературы -- монографий, учебников, программ, журналов -- издается больше, чем в других странах. Так, если первый профессиональный журнал появился там в 1895 г., то в России только в 1974. В настоящее время в США только одна социологическая acсоциация выпускает 7 журналов, а таких ассоциаций там несколько десятков.

С начала 90-х годов в  России стали появляться новые социологические  журналы и альманахи. С 1989 г. начал  издаваться журнал “Философская и  социологическая мысль” (на украинском и русском языках в Киеве). С 19921 г. издаются “Вопросы социологии”, “"Thesis" -- Теория и история экономических и социальных институтов и тем”. С мая 1993 г. начал выходить Информационный бюллетень “Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения”, он издается coвместно Интерцентром и ВЦИОМом, а с 1994 г.-- “Социологический журнал”, учредителем которого является Институт социологии РАН. Следует также отметить выход в Сыктывкаре журнала “Рубеж. Альманах социальных исследований”. Журнал “Социология: методология, методы, математические модели (4м)” был задуман как ежеквартальник, но наладить его регулярный выход сразу не удалось. Политическая нестабильность и всевозможные организационные и финансовые барьеры в начале 90-х годов задерживали развитие периодической социологической печати.

Специфика развития социологии в России повлияла также и на то, что в течение последних 40 лет  всем отечественным социологам присваивались  ученые степени кандидата и доктора  философских наук. Степень же по социологии впервые появилась в  нашей стране в 1990 г. Это произошло  после того, как ВАК учредил  шесть социологических специальностей.

По данным, приведенным  Т.И. Заславской, Советская социологическая ассоциация в 1988 г. объединяла около 6 тыс. индивидуальных и почти 1,5 тыс. коллективных членов. Общее же число социологов в стране в тот период составляло около 10--15 тыс., при расчетной потребности (по нормативам развитых стран) -- 65--70 тыс. /34, с.23/.

На развитие социологии, особенно изучающей массовые процессы и явления, оказывает большое влияние состояние  государственной статистики. Ведь государственная  статистика систематически фиксирует  течение демографических, экономических и социальных процессов. В свою очередь, данные общественных опросов позволяют ученым сосредоточивать свое внимание на решении наиболее сложных вопросов, а также активно содействовать развитию социальной статистики.

Но следует отметить, что  при всем своем значении статистическая информация отличается от социологической  тем, что она сама по себе не дает качественно нового знания. Она ограничивается обработкой и систематизацией полученного материала. Поэтому статистическая информация это только один из источников социологического исследования, которое обязательно ставит своей задачей выработку нового содержательного знания, то есть доводит анализ действительности до теоретического уровня.

Данные социальной статистики, лежащие в хранилищах Госкомстата  России, это совсем не те данные, которые  публикуются в открытой печати и  доступны основной массе населения. Развитие социальной статистики в нашей  стране по сравнению с развитыми  странами находится на одном из последних  мест. События 30-х годов оказали  на нее такое сильное воздействие, что до сих пор она в полной мере так и не восстановлена. Хотя в 60-х -- начале 70-х годов и отмечался некоторый положительный сдвиг в развитии социальной статистики, это было лишь временным явлением. Вновь начали ограничивать публикации данных Всесоюзных переписей, “закрывать” новые разделы социальной информации. А ведь широкая публикация данных социальной статистики имеет очень важное значение для демократизации общества. Если скрывать от людей сведения об условиях их жизнедеятельности (о степени загрязнения среды, уровне преступности, уровне производительного травматизма и т.д.), то естественно невозможно ожидать от них активности в производственной и политических сферах.

Совершенно иное положение  социальной статистики Западе. Там ее данные широко публикуются. Например, правительство Японии ежегодно большим тиражом издает подробный социолого-статистический отчет “О национальной жизни”. В нем многие показатели даются в динамике за последние 10--15 лет, при этом в каждом разделе статистические данные обязательно сопоставляются с результатами проведенных опросов населения.

Таким образом, к настоящему времени в нашей стране сложился и признан статус социологии как  самостоятельной науки, социология реабилитирована политически и  идеологически, признана ее важная роль в решении социальных проблем. Крупные  ученые-социологи стали привлекаться для разработки и экспертизы документов, имеющих важнейшее народнохозяйственное значение. Появился реальный шанс не только наверстать упущенное, и преодолеть существующий сегодня разрыв в уровнях развития социологии в нашей стране и на Западе.

Перед социологами поставлена задача перейти от изучения отдельных сторон жизнедеятельности общества, анализ которых не отличался глубиной и зачастую носил эпизодический характер и проводился недостаточно развитой методикой и техникой, к проведению фундаментальных и целенаправленных социологических исследований. То есть перед социологами открылись широкие возможности для творческой работы.

Заключение

Социологическая мысль в  России развивается как часть  общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны  различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает  оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского  общества. В развитии социологической  мысли в России исследователи  выделяют три основных этапа.

Первый этап -- с середины XIX века до 1918 года XX века;

Второй -- с начала 20-х годов до конца 50-х годов;

Третий -- с начала 60-х до наших дней.

Социологическая мысль в  России развивается как часть  общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны  различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает  оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского  общества. Развитие социологии в России представляет собой весьма увлекательный  и вместе с тем во многом драматичный  процесс. Во второй половине XIX века, по мере становления социологии на Западе, новая социальная наука стала  проникать и в Россию. Российское научное сообщество быстро обнаружило новаторский характер теорий Конта, Спенсера, Милля. Эти представители  ранней классической социологической  мысли превратились в самых читаемых авторов в среде просвещенной публики. Одновременно росло и влияние  марксистской теории, которая к концу XIX века приобрела не только академический  вес, но и превратилась в политическое движение.

Информация о работе Развитие социологической мысли в России