Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:38, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является активизация познавательного процесса, закрепление усвоенного материала и разработка актуальных проблем научной дисциплины, не затронутых аудиторными занятиями.
Введение 2
Развитие социологической мысли в России 3
Первый этап 3
Второй этап 9
Третий этап 12
Город как социально-территориальная общность 14
Список литературы………………………………………………………………………………………………………………………………19
Оглавление
Введение2
Развитие социологической
Первый этап3
Второй этап9
Третий этап12
Город как социально-территориальная общность14
Список литературы…………………………………
Введение
Целью данной контрольной работы является активизация познавательного процесса, закрепление усвоенного материала и разработка актуальных проблем научной дисциплины, не затронутых аудиторными занятиями.
Развитие социологической мысли в России
Социологическая мысль в России
развивается как часть
Первый этап
Первый этап прежде всего связан
с творчеством таких крупных
социальных мыслителей, как П. Л. Лавров
(1823-1900) и Н. К. Михайловский (1822-1904). Развиваемое
ими направление социальной мысли
получило название субъективной социологии.
Основополагающие идеи этого направления
были впервые сформулированы в знаменитых
«Исторических письмах» П. Л. Лаврова
(1870). Как и у других классиков
теоретической социологии — О.Конта,
Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, в центре внимания
субъективной социологии стояли разработка
учения об обществе в целом, выявление
закономерностей и
Цивилизация истолковывается субъективными
социологами как сознательное историческое
движение. Это движение осуществляется,
прежде всего, критической мыслью. Но
поскольку мысль реально
Личность в концепции
В тесной связи с общесоциологической
теорией находилась и методология
субъективной социологии. В ней подчеркивалась
мысль о существовании
Естественнонаучный метод в
своей основе — объективный метод.
Социологический же должен быть субъективным
методом. Обоснование необходимости
использования субъективного
Идеи субъективной социологии П.Л.
Лаврова и Н.К. Михайловского получили
конкретизацию и развитие в работе
известного русского историка и социолога
Н.И. Кареева (1850-1931). Н.И. Кареев, как
и его предшественники П.Л. Лавров
и Н.К. Михайловский гордились тем,
что они внесли этический элемент
в понимание социальных явлений
и заставили признать, что социальный
процесс нельзя рассматривать вне
одухотворяющих его идей добра и
справедливости. Отсюда вытекала их основная
установка в отношении главной
задачи социологии: социология как
наука должна быть ориентирована
не столько на поиск и обнаружение
объективных законов, сколько на
то, чтобы раскрывать человеческое
гуманистическое содержание общественного
прогресса и соотносить его с
потребностями человеческой личности.
Субъективный же метод в социологии
наиболее применим именно потому, что
он позволяет дать оценку историческому
прогрессу с позиций
Вместе с тем Н.И. Кареев стремился
дать более строгое теоретическое
обоснование субъективному
К субъективной школе в социологии России тесно примыкают сторонники психологического направления. Наиболее ярким представителем этого направления в социологии России был Л.И. Петражицкий (1867-1913). Л.И. Петражицкий по роду своей основной деятельности был крупным теоретиком в области права. По этому основные его усилия были направлены на объяснение истоков нормативного сознания и, прежде всего, норм права. Подобно другим представителям психологического направления Л.И. Петражицкий исходил из представления о наличии в обществе особо состояния общественного сознания — народной психологии, «коллективного психологического опыта». Именно этот опыт являете источником нормативного сознания как морального, так и правового, регулирующих поведение человека.
В своей концепции природы
Несколько обособленную позицию по
отношению к утвердившимся
Е.В. де Роберти выступал с критикой биологизаторских концепций в различных его формах: органицизма, социал-дарвинизма и т.д. Он настаивал на необходимости учесть специфику общественной жизни как духовного процесса. Главная задача социологии, по его мнению, заключается «в открытии законов, управляющих возникновением, образованием и постепенным развитием высшей надорганической или духовной формы мировой энергии». Ключевую роль от отводит психологическому взаимодействию, которое складывается из психоэмоциональных и сознательных отношений людей друг к другу. Из психического взаимодействия, утверждает он, рождается коллективный опыт людей, а на его базе вырастает общественная психология («общественность» или «надорганическое», по терминологии Е.В. де Роберти), в которой и реализуется специфика общественной жизни.
Центральное понятие социологии де Роберти «общественность», «надорганическое». С одной стороны — это высшая, социальная форма проявления мировой энергии, с другой — продукт психического взаимодействия. «В «общественности», в «надорганическом» явлении мы видим не что иное, как длительное, непрерывное, многостороннее и необходимое взаимодействие, устанавливающееся во всякой постоянной, а не случайной агрегации или «соборности» живых существ. Этим взаимодействием обусловливается возможность и действительное наступление коллективного или соборного опыта, повторяющего, дополняющего и связывающего воедино или еще «объективирующего» разрозненные и всегда глубоко субъективные данные опыта биосоциального. Коллективный опыт — опыт коллективной народной или соборной души порождает целую огромную массу новых явлений и процессов уже не психофизиологических, а социально-психофизических, если так можно выразиться: обобщая отвлеченные идеи, логические связанные суждения, а также моменты чувствования, все так называемые страсти целесообразно финалистически построенные желания, изволения и т.д.».
Наряду с субъективной социологией,
заметное место в социальной науке
того периода занимают работы М. М. Ковалевского
1 (1851-1916). Ведущую роль в своей
социологической теории М. М. Ковалевский
отводит учению о социальном прогрессе,
сущность которого он видел в развитии
солидарности между социальными
группами, классами и народом. Одной
из основных задач социологии М.М. Ковалевский
считал выявление сущности солидарности,
описание и объяснение многообразных
ее форм. В своих многочисленных
работах М. М. Ковалевский активно
использовал и развивал сравнительно-исторический
метод, с помощью которого стремился
выявить общее и особенное
в социальных явлениях, осуществить
познание различных исторических ступеней
развития одного и того же явления
или двух разных осуществляющих явлений.
М. М. Ковалевский верил, что с
помощью сравнительно-
Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М.М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными теориями. Ортодоксальный марксизм в тот период представляли две ведущие фигуры — Г. В. Плеханов и В. И. Ленин, так называемый «легальный марксизм» — П. Б, Струве, М. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др. Основные принципы марксистской методологии были изложены в предыдущем разделе, и представители ортодоксального марксизма в России в целом их разделяют.
Однако при решении конкретных
проблем общественного
Второй этап
Второй период развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. В1919 г. был учрежден Социологический институт. В1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П. А. Сорокин — один из лидеров правого крыла партии эсеров, после Февральской революции 1917 года — секретарь Керенского, с 1920 г. — профессор Петроградского университета, в 1922 г. в числе большой группы российской интеллигенции по решению ЦК ВКП (б) выслан из России за границу. Жил и работал в США, где и опубликовал ряд крупных работ.