Развитие социологической мысли в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:38, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является активизация познавательного процесса, закрепление усвоенного материала и разработка актуальных проблем научной дисциплины, не затронутых аудиторными занятиями.

Оглавление

Введение 2
Развитие социологической мысли в России 3
Первый этап 3
Второй этап 9
Третий этап 12
Город как социально-территориальная общность 14
Список литературы………………………………………………………………………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 42.62 Кб (Скачать)

Центральная тема творчества П. Сорокина — проблема социокультурной динамики. Ей посвящена главная работа ученого  «Социальная и культурная динамика» (в 4-х томах). Для Сорокина характерен макросоциологический подход в исследовании: он рассматривает цивилизации и  культуры в качестве атомарных единиц своего анализа

Социокультурные изменения человеческих сообществ, с точки зрения Сорокина, есть результат взаимоотношений  людей, которые обусловлены целым  комплексом факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, жажда, сексуальные влечения), социально-сознательных (значения, норма, ценность). В отличие  от случайных и временных агрегаций (толпа), которые характеризуются  отсутствием ясных и длительных связей, только общество способно продуцировать  значение, нормы, ценности, которые  существуют внутри социосознательных  субъектов, конституирующих общество. Любое общество можно описать  и понять только через призму присущей ему системы значений, норм, ценностей. Эта система является единовременным культурным качеством того и л  и иного общества.

Скрытые в социосознательных индивидах  и обществах культурные качества обнаруживаются во всех достижениях  человеческой цивилизации, сохраняются  даже в дискретные периоды культурной истории (войны, революции). Социоэмпирические  исследования культурных качеств позволяют  выявить достаточно длительные периоды  истории, в течении которых проявляются  близкие и идентичные культурные образцы — виды деятельности, мысли, творчества, верования. Эти продолжительные  культурные образцы общественной жизни  эмпирически устанавливаются только потому, что они являются продуктом  логико-значимых культурных систем.

Согласно Сорокину, культура —  это не просто конгломерат разнообразных  явлений, а целостное и индивидуализированное  единство, все части которого пронизаны одним основополагающим принципом, выражают одну и главную ценность.

Исторический процесс рассматривается  П. Сорокиным как последовательная смена трех социокультурных систем: 1) спиритуалистической (идеациальной); 2) сенсуалистической (чувственной); 3) идеалистической. В основе каждой социокультурной  системы лежит своеобразная система  ценностей. В идеациальной системе  — единственной реальностью и  ценностью признается Бог, а чувственный  мир рассматривается как временное  пристанище. Для этой социокультурной  системы в целом характерна «потусторонняя»  ориентация. Противоположный тип  социокультурной системы — чувственный. В нем ценностью признается чувственная  реальность. Только то, что сенсорно воспринимается человеком, имеет и  смысл. То же, что вне чувственной  реальности и эмпирического опыта, полагается несуществующим. Этот тип  социокультурной системы обладает светским характером и «посюсторонней»  ориентацией. Социокультурная система  идеалистического типа носит переходный характер и сочетает в себе оба  вышеуказанных принципа.Внейобъективнаяреальностьчастичноопосредуетсясверх-чувственным  началом, но и частично — чувственным.

Современное состояние западной культуры П. Сорокин оценивал как кризисное. Нынешний чувственный тип социокультуры, считал он, обречен на закат, так  как он повинен в деградации человека, превращении ценностей в простые  релятивные конвенции. Выход из этого  состояния, новое возрождение общества русский социолог видел в формировании общества на основе идеациального типа ценностей, базирующегося на принципах  альтруистической любви и этики  солидарности.

П. Сорокин является также одним  из создателей теории социальной мобильности. В книге «Социальная мобильность» он подробно рассматривает два типа социальной мобильности: горизонтальный и вертикальный. Особое внимание он уделяет вертикальной мобильности  «движения вверх и вниз по социальной лестнице». По мнению Сорокина, в различных типах общества это движение различно на виду и скорости. В каждом обществе существуют так называемы «лифты», посредством которых осуществляется это движение. Классическими примерами таких «лифтов» являются армия, школа, вузы, церковь, профессиональные организации. Эти «лифты» необходимы социальному организму в такой же мере, как органы в сложном биологическом теле.

Наряду с разработкой теоретических  вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центрально место в них занимают исследования по социальным и социально психологическим  проблемам труда и быта рабочих  и крестьян, этой области наиболее плодотворно работали А.К.Гастев, С.Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и др. В  тот же период активно разрабатывались  социальные проблемы народа, народонаселения  и миграци (Н. Анцифиров, А. Годулов, Б. Смулевич и др.), социальные проблемы культуры (И. Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров).

В 30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена  философской наукой. Было провозглашено, что «исторический материализм  — это и есть социология марксизма», и, следовательно, эмлирические конкретно-социологические  исследования как несовместимые  со спецификой философской теории выводились за предел социологии. Это была теоретическая  предпосылка разгрома социологии и  ее полного упадка в СССР. Практическая же предпосылка упадка связана с  идеологией тоталитаризма.

 

Третий этап

Возрождение социологии как науки  начинается в конце 50-х — начале 60-х годов, на волне «хрущевской  оттепели». В этот период были проведены  масштабные социологические исследования по изучению влияния научно технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило «социальное планирование», составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал; отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований большим количеством социологов-самоучек.

В 60-х годах социология вновь  восстанавливает статус социального  института. В середине 1960 года было создано первое социологическое  учреждение — отдел социологических  исследований в Институте философии  АН СССР и лаборатория социологических  исследований при Ленинградском  госуниверситете. В 1962 году была создана  Советская социологическая ассоциация, а в 1964 году на философском факультете МГУ—кафедра конкретно-социологических  исследований. В 1969 году был создан институт конкретно-социологических  исследований АН СССР с отделениями  в союзных республиках и крупных  региональных центрах: Свердловске, Новосибирске, Ленинграде. С 1974 года начал выходить специализированный журнал «Социологические исследования». С 1988 г. образованы социологические  факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах. В настоящее время существует ряд академических, вузовских и  независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и  теоретические исследования в самых  различных областях общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

Город как социально-территориальная  общность 

Социологию города следует считать открытой для науки и практики, как и всю социологию, с того периода, когда человек стал субъектом исторического процесса, т.е. с периода буржуазных революций. До этих пор мы вправе говорить об истории города, о скромных локальных попытках решать социальные проблемы его жителей. До 19 века включительно города создавались и возникали как символы власти, как центры торговли, как портовые города (как в древнее время, так и в средневековье). Да и с наступлением эры капитализма города долгое время создавались как результат индустриализации, как центры освоения природных богатств. И лишь на пороге 20 века появились концепции французского архитектора Т. Гарнье и английского урбаниста Э. Ховарда, в которых были высказаны идеи о разделении городов на промышленную и жилую зону, а также зону отдыха, обслуживания и рекреации. Именно с этого и начинается социология города, городских агломераций и всех поселений, которые претендуют на это наименование.

Особое место занимает город  как социально – территориальное  образование, где наиболее тесно  переплетаются интересы общества, трудовых коллективов, учреждений, организаций  и интересы самого человека как жителя. 20 век можно в известном смысле назвать веком массового возникновения  городов. Процесс урбанизации охватил  все страны, особенно индустриально  развитые, что привело к тому, что большинство населения сосредоточилось  в городских поселениях. При этом градообразующими факторами стала  не только концентрация промышленности. Но и наука, отдых, переработка сырья, в том числе и сельскохозяйственного, и т.д.

Не является исключением данный процесс и для нашей страны, в которой процесс градостроительства протекал в огромных масштабах. За годы Советской власти (до 1989 г.) образован 1481 город. Характерной чертой нынешнего  периода является неуклонное их укрупнение: в России 57 городов имеют населения более 500 тыс. чел., в том числе 23 – более 1 млн. жителей. Острота социального развития городов на современном этапе объясняется прежде всего тем, что в настоящее время в них проживает большинство (71 %) населения страны.

Проблематика и круг исследований городской социологии является в  настоящее время предметом широкой  дискуссии в социологической  литературе. Теоретические основы немарксистской городской социологии заложены в  трудах М. Вебера (анализ города в контексте  исторического развития общества, его  экономического строя, культуры и политических институтов), Тенниса (противополагание городских и сельских форм общественной жизни) и Зиммеля (выделение некоторых  характерных черт городской культуры). В настоящее время пространственный анализ города применяется для изучения социальной сегрегации различных общественных слоев и этнических групп в  городах.

Город – это территориально концентрированная  форма расселения людей, занятых  преимущественно несельскохозяйственным трудом. Для города характерны разнообразие трудовой и внепроизводственной  деятельности населения, социальная и  профессиональная неоднородность, специфический  образ жизни.

Городская культура характеризуется: преобладанием анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных  контактов в межличностном общении; снижением значимости территориальных  общностей; затуханием соседних связей; уменьшением роли семьи; многообразием  культурных стереотипов; неустойчивостью  социального статуса горожанина, повышением его социальной мобильности; ослаблением влияния традиций в  регулировании поведения личности.

Городской образ жизни в нашей  стране обуславливается и характеризуется: занятостью населения преимущественно  индустриальными формами труда  и вытекающими отсюда его социально  – профессиональной структурой; относительно высокой пространственной, профессиональной и социальной мобильностью; широким выбором видов труда и досуга; значительным расстоянием между жильем и местами труда; преобладанием государственного и кооперативного жилого фонда над частным; изменением роли личного подсобного хозяйства (садово-огородного участка), превращением его из источника средств существования в одну из форм оздоровляющего отдыха; большим объемом необходимой для человека информации, что ведет к психологическим перегрузкам и требует новых способов организации отдыха; значительной степенью этнической интеграции и социально – этнической разновидностью в семейно – дружеской связях; высокой плотностью человеческих контактов.

В связи с развитием городского образа жизни вступают проблемы двоякого рода. Одни из них связаны с изучением  и формированием механизмов создания новых образцов социальных отношений  в производстве и за его пределами, с развитием форм и норм социально  – культурного потребления и  созданием механизмов преемственности  различных норм культуры и социальных отношений. Другие обращены на перераспределение  имеющихся и высвобождение дополнительных ресурсов для ускорения развития этих процессов. Важнейшей является проблема взаимной увязки рабочих мест города и профессиональных качеств  работающего населения, с одной  стороны, и реальных несоответствий его требований и ожиданий рабочим  местам и существующей структуре  рабочих мест города – с другой.

Экстенсивный путь развития промышленности, воспроизводя одну и ту же далеко не самую эффективную структуру  рабочих мест во все расширяющемся  масштабе, стимулирует тем самым  регулярный приток рабой силы извне, что ведет к чрезмерному росту  городов. Наиболее остро эта проблема стоит в малых и средних  городах, особенно с одной доминирующей отраслью промышленности. Суть в том, что монофункциональность города предопределяет преимущественный спрос на рабочую  силу какого – либо одного пола. Например, Иваново – центр текстильной  промышленности, где используется преимущественно  женский труд. В результате при формировании населения города происходит перекос в сторону лиц женского пола, вследствие чего процесс воспроизводства населения нарушается, учащаются разводы и т.д. Помимо этого, монофункциональность города делает практически нереальным возможности выбора деятельности, сводит на нет условия к перемене труда, что в свою очередь приводит к росту миграции населения, и прежде всего молодежи.

Все большее влияние на развитие культуры, политики и всего образа жизни человечества оказывает феномен  не только роста населения планеты, но и концентрация людей в отдельных  крупных агломерациях. Крупные города стремительно растут, поглощают окрестные  селения, сливаются друг с другом, образуя мегаполисы. В нашей стране существует ряд крупных и сверх  крупных агломераций: московская, уральская, самарская, нижегородская, - которые  принципиально новые социальные проблемы, вызванные проживанием  огромного числа населения на ограниченной территории. Само функционирование городов и агломераций имеет  как общие, так и специфические  проблемы. 

Для всех них первостепенное значение приобрели адаптация приезжающих, общественная и окружающая среда, развитие современного жилища, рациональная организация  повседневной жизни людей.  

Информация о работе Развитие социологической мысли в России