Развитие социологической мысли в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:42, доклад

Краткое описание

Социологическая мысль России формировалась веками на своей почве, вырастая на базе российской культуры и освободительного движения. Интерес к человеку в обществе, к их совместной участи, их будущему проявлялся на двух уровнях: массово-житейском (в народных сказаниях и легендах, к примеру, в «Сказании о граде Китеже»; в произведениях писателей и поэтов, в суждениях общественных деятелей) и профессиональном ( в теориях специалистов-исследователей - философов, историков). Российская социологическая мысль складывалась как из откровенно идеологизированных, так и из академических наработок.

Файлы: 1 файл

Развитие социологической мысли в России.docx

— 33.32 Кб (Скачать)

Развитие социологической  мысли в России

 

Своеобразие формирования социологической  мысли России

 

Социология - интернациональная  наука по характеру, целям и задачам. Но ее развитие в разных странах  во многом определяется их своеобразием. По специфике исследований можно говорить в широком смысле об американской, французской, немецкой и других социологических школах (или условно - социологиях).

 

Специфична и отечественная  социология. Ее становление и эволюция были обусловлены особенностями  самой России, порожденными уникальностью  ее географического положения между  Западом и Востоком, территориальной  масштабностью, обычаями, традициями, психологией, моралью и пр.

 

Социологическая мысль России формировалась веками на своей почве, вырастая на базе российской культуры и освободительного движения. Интерес  к человеку в обществе, к их совместной участи, их будущему проявлялся на двух уровнях: массово-житейском (в народных сказаниях и легендах, к примеру, в «Сказании о граде Китеже»; в произведениях писателей и  поэтов, в суждениях общественных деятелей) и профессиональном ( в теориях специалистов-исследователей - философов, историков). Российская социологическая мысль складывалась как из откровенно идеологизированных, так и из академических наработок. Первые были связаны с освободительным движением и революционной традицией России, вторые - непосредственно с наукой. Отечественная мысль вобрала в себя множество социальных утопий, близких прогнозу суждений о будущем общества и человека. До Х1Х столетия социальные утопии были расплывчаты и примитивны. Но в Х1Х - начале ХХ вв. с утопиями выступили как представители демократической тенденции в революционной традиции России (А.Радищев, А.Герцен, Н.Чернышевский, М.Бакунин, Г.Плеханов, В.Ульянов-Ленин и др.), так и носители автократической тенденции (П.Пестель, С.Нечаев, И.Сталин).

 

Имея российские корни, отечественная  социологическая мысль вместе с  тем испытала на себе мощное воздействие  Запада. Она была тесно связана  с французским просвещением, английской экономической школой и немецким романтизмом. Двойственность истоков  определила противоречивость социологической  мысли России, проявлявшейся в  противоборстве ориентаций на Запад (западники) и на собственную самобытность (русофилы). Это противоборство характеризует  и современную социологию.

 

Российская социологическая  мысль стала частью европейской  культуры.

 

Периодизация развития отечественной  социологии

 

Социология как наука  прошла свое становление в России во второй половине Х1Х столетия. Ее последующее развитие не было непрерывным  процессом набора качества. Социология напрямую зависела от условий в стране, от уровня ее демократичности, поэтому  пережила периоды подъема и упадка, запрета, гонений и подпольного  существования.

 

В развитии отечественной  социологии выделяют два этапа: дореволюционный  и послереволюционный (рубеж - 1917 год). Второй этап, как правило, подразделяют на два периода: 20-60 и 70-80 гг., хотя почти  каждое десятилетие ХХ века имело  свои особенности.

 

Первый этап характеризовался богатством социологической мысли, разнообразием теорий и концепций  развития общества, социальных общностей  и человека.

 

Наибольшую известность  получили: теория публициста и социолога  Н.Данилевского о «культурно-исторических типах» (цивилизациях), развивающихся, по его мнению, наподобие биологическим  организмам; субъективистская концепция  о всестороннем развитии личности как  мериле прогресса социолога и  литературного критика Н.Михайловского, обличавшего марксизм с позиций  крестьянского социализма; географическая теория Мечникова, объяснявшего неравномерность  общественного развития изменением географических условий и считавшего общественную солидарность критерием  общественного прогресса; учение о социальном прогрессе М.Ковалевского - историка, юриста, социолога-эволюциониста, занимавшегося эмпирическими исследованиями; теории социальной стратификации и социальной мобильности социолога П.Сорокина; позитивистские воззрения последователя О.Конта, русского социолога Е.Роберти и др. Эти разработки принесли их авторам мировую известность.

 

Практические дела российских социологов, например, составление земской статистики, шли на пользу отечества. В дореволюционной социологии сосуществовали пять основных направлений: политически ориентированная социология, общая и историческая социология, юридическая, психологическая и систематическая социологии. Теоретическая социология конца Х1Х века испытала на себе влияние идей К.Маркса, но оно не было всеобъемлющим. Социология в России развивалась как наука и как учебная дисциплина. По своему уровню в это время она не уступала западной.

 

Второй этап развития отечественной  социологии сложен и неоднороден.

 

Первое его десятилетие (1918 - 1928) было периодом признания социологии новой властью и ее определенного  подъема: осуществляется институализация науки, созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах, открыт Социологический институт (1919 г.) и первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением в университете Петрограда (1920 г.); была введена научная степень по социологии, стала издаваться обширная социологическая литература (как научная, так и учебная). В эти годы изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции, проводятся эмпирические исследования, получившие международное признание.

 

В 30-е годы социология была объявлена буржуазной лженаукой  и запрещена. Фундаментальные и  прикладные исследования были прекращены (до начала 60-х годов). Социология была одной из первых наук, ставшей жертвой  сталинского режима. Тоталитарный характер политической власти, жесткое подавление всех форм инакомыслия вне партии, недопущение разнообразия мнений внутри партии остановили развитие науки об обществе.

 

Ее возрождение началось лишь в конце 50-х годов, после ХХ съезда КПСС, да и то под прикрытием экономической и философской  наук. Сложилась парадоксальная ситуация: социологические эмпирические исследования получили право гражданства, а социология как наука - нет. Публиковались материалы  о позитивных аспектах социального  развития страны. Тревожные сигналы  социологов о разрушении природной  среды, о нарастании отчуждения власти от народа, о националистических тенденциях игнорировались и даже осуждались. Но и в эти годы наука продвигалась вперед: появились работы по общей  теории и по конкретному социологическому анализу, обобщающие труды советских  социологов; предпринимались первые шаги по участию в международных  сравнительных исследованиях. В 60-е  годы создаются социологические  учреждения, основывается Советская  социологическая ассоциация.

 

В 70-80-е годы отношение  к отечественной социологии было противоречивым. С одной стороны, она получила полупризнание, с другой - всячески тормозилась, оказавшись в  прямой зависимости от партийных  решений. Социологические исследования носили мировоззренчески направленный характер. Но организационное становление социологии продолжалось: в 1968 году был создан Институт социсследований (с 1988 г. - Институт социологии АН). Появились отделы социсследований в институтах Москвы, Новосибирска, Свердловска и других городов; начали издаваться учебные пособия для вузов; с 1974 года стал выходить журнал «Социологические исследования» (позднее «Социс»). К концу данного периода административно-бюрократическое вмешательство в социологию стало усиливаться, причем механизмы были почти те же, что и в 30-е годы. Теоретическая социология вновь отрицалась, снизилось количество и качество исследований.

 

Последствия этого второго  «вторжения» в социологию могли  бы быть самыми трагическими для науки, если бы не новая обстановка в стране. Социология была восстановлена в  гражданских правах в 1986 году. Вопрос о ее развитии решался на государственном  уровне - была поставлена задача развертывания  фундаментальных и прикладных исследований в стране. Социология современной  России укрепляется содержательно  и организационно, она возродилась  как учебная дисциплина, но трудностей на ее пути еще немало. Социология сегодня нарабатывает материал об обществе на переломном этапе и прогнозирует дальнейшее развитие.

 

2. Развитие социологической  мысли

2.1 Развитие социологической  мысли в России

Социологическая мысль в  России развивается как часть  общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны  различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает  оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского  общества. В развитии социологической  мысли в России следователи выделяют три основных этапа. Первый этап - с  середины XIX века до 1918 года XX века, второй - с начала 20-х годов до конца 50-х  годов, третий - с начала 60-х до наших  дней. Кратко охарактеризуем каждый из этих этапов.

Первый этап, прежде всего связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П.Л. Лавров (1829 - 1900) и Н.К. Михайловский (1822 -1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П.Л. Лаврова (1870). Как и у других классиков теоретической социологии - О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, именно в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями.

Цивилизация истолковывается  субъективными социологами как  сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку  мысль реально осуществляется только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой  общественного развития выступа-т  критически мыслящие личности, передовая  интеллигенция.

Личность в концепции  субъективных социологов выступает  только главной движущей силой общества, но и мерилом общественного прогресса. Идеалом общественного развития является сознание таких отношений, при которых бы были созданы предпосылки  для всестороннего развития ("разнородности») личности. Однако, по мнению субъективных социологов, история до сих пор  шла по линия развития «разнородности» общества, его социальной дифференциации и разделения труда, что приводило к односторонности личности. Полноценное развитие личности, по мысли субъективных синологов, возможно только в рамках социализма, где будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости. Однако следует отметить, что концепция социализма в субъективной социологии довольно существенно отличалась от марксистской концепции социализма и, тем более, от так называемого «реального социализма», который был воплощен в СССР и других странах социалистического содружества. Н.К. Михайловский определял социализм как «творчество личного начала при посредстве начала общинного». В связи с этим в субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути России к социализму, при котором должны быть учтены особенности российского опыта. В связи с этим, субъективные социологи развивали учение о некапиталистическом пути развития России, в основе которого лежала идея о переходе к социализму через использование и преобразование коллективистских традиций докапиталистических форм устройства труда и быта - общины («мира»), артели и др.

В тесной связи с общесоциологической  теорией находилась и методология  субъективной социологии. В ней подчеркивалась мысль о существовании принципиального  различия между природными и общественными  явлениями. Природные - это закономерные, повторяющиеся явления, общественные - неповторимые, индивидуальные, изменяющиеся. На основу этого разграничения утверждалась необходимость использования различных  методов познания - научного и социологического.

Естественнонаучный метод  в своей основе - объективный метод. Социологический же должен быть субъективным методом. Обоснование необходимости  использования субъективного метода в социологии строилось по такой  схеме: основной единицей общества является не класс, группа, коллектив, а личность. Социальную деятельность личности определяют не какие-то внешние факторы, а ее субъективные помыслы и цели. Познать  объективными методами эти помыслы  и цели невозможно. Поэтому изучение личности социологом может быть осуществлено только по принципу «сопереживания», когда, по выражению Михайловского, «наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого». В соответствии с этой установкой разрабатывается субъективная концепция  истины.

Истина, по Михайловскому, не есть воспроизведение объективных  свойств вещей самих по себе, она  существует для человека и есть удовлетворение его познавательной способности. Но такой подход вел к отрицанию  закономерности и, по сути дела, оправдывал произвольное истолкование общественного  процесса. Чтобы избежать произвола  мнений, Н.К. Михайловский выдвигает  идею, что за критерий истины необходимо принимать познавательную способность  «нормального человека», нормального  не только физиологически, но и поставленного  в благоприятные для нормального  развития его личностных качеств  социальные условия. Кроме того, позиция  «нормального человека» должна отражать интересы подавляющей части общества, то есть трудящегося большинства. Поэтому  социология должна начать с некоторой  утопии, то есть с построения социального  идеала общества, обеспечивающего полнокровное развитие человеческих способностей. В русле субъективной социологии шло изменение конкретных проблем  политической социологии, механизма  связи лидера и массы (“Герои и. Толпа”), роль партии в общественной борьбе («Исторические письма») и др.

Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науке того периода занимают работы М.М. Ковалевского (1951- 1916). Ведущую роль в своей социологической теории М.М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народом. Одной из основных задач  социологии М.М. Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и разъяснение многообразных  ее форм. В своих многочисленных работах М.М. Ковалевский активно  использовал и развивал сравнительно-исторический метод, с помощью которого стремился  выявить общее и особенное  в социальных явлениях, осуществить  познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления  и двух разных осуществляющих явлений. М.М. Ковалевский верил, что с помощью  сравнительно-исторического метода через «параллельное изучение фактов и явлений общественной эволюции народов можно выявить общую  форму поступательного движения общественной жизни».

Информация о работе Развитие социологической мысли в России