Психосоциальные технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена изучению психосоциальных технологий во всём их многообразии и ставит перед собой цель рассмотреть и описать частные психосоциальные технологии и психосоциальные технологии в социальной работе, а также рассмотреть типологию психосоциальных технологий.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

I. Общее о психосоциальных технологиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

1.1. Соотношение понятий "методика" и "технология"

психосоциальной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

1.2. Типология психосоциальных технологий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

II. Психосоциальные технологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

2.1. Частные технологии психосоциальной практики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

2.2. Психосоциальные технологии в социальной работе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30

Файлы: 1 файл

ЗАО.doc

— 26.50 Кб (Скачать)

    Специфика психосоциального воздействия на социальные объекты – группы людей (сообщества), прежде всего, определяется уровнем  развития общественных отношений. В  этой связи психосоциальные технологии подразделяются на три видовых группы: макротехнологии, включающие в себя региональные подсистемы общества (разнообразные сообщества, классы, партии, большие социальные группы); мезотехнологии – технологии областного/городского уровня (уровня локальной территориальной области/уровня отдельного населенного пункта), – технологии окружного, районного, муниципального уровней, технологии крупного трудового коллектива (включая технологии, реализуемые в разнообразных учреждениях народного образования); микротехнологии, направленные на сравнительно небольшие объединения людей (малые творческие сообщества, отдельные рабочие группы, семьи) и рассчитанные на микросоциальный уровень общественных процессов. В микросоциальные технологии включаются и технологические процедуры самоорганизации «отдельных» людей (личностей), что обеспечивается социально-психологическими методами, нацеленными на рациональное использование личностного потенциала самопомощи.

    Психосоциальные технологии классифицируются по основополагающим видам человеческой деятельности: подготовительно-трудовой (учебно-образовательной), производственно-трудовой, экономико-политической и пр.

    Психосоциальные профессиональные технологии классифицируются по сферам общественной жизни: в сферах образования и здравоохранения; сферах физкультуры и спорта, науки и искусства, культуры и досуга, в семейно-бытовой сфере и т.п.

    По  степени практической включенности в организационный процесс и  уровню технологической разработки и психосоциального воздействия  выделяются: кабинетные, полученные на основе информационно-логического анализа; лабораторные, образованные в экспериментальных, искусственно созданных условиях; полевые, т.е. полученные в реальной общественной среде психосоциальные технологии.

    Стержневым  компонентом обеспечения технологизации психосоциального функционирования общества являются социономические технологии. Социономические технологии призваны повысить эффективность (продуктивность) психосоциальной работы. Содействие установлению баланса интересов между гражданами, – с одной стороны, и обществом в лице государственных и общественных структур (социальных институтов), – с другой стороны, – стратегическая цель социономической деятельности. В условиях нашей страны и в мире в целом крайне необходимо соблюдение такого баланса экономических и политических интересов, который выразится в продуктивном обеспечении психосоциальных потребностей индивидов, групп, обществ. Этому, как универсальной цели психосоциальной работы, и служат разнообразные технологии психосоциальной работы.

    В структурном отношении технологии психосоциальной работы подразделяются на функциональные (общие) и частные психосоциальные технологии. Функциональные технологии (повсеместные методы и методики) психосоциальной работы имеют всеобщий характер. Функциональные психосоциальные технологии применимы в работе с большинством категорий людей, нуждающихся в психосоциальной помощи и поддержке. Система функциональных технологий психосоциальной работы включает в себя следующие наиболее значимые технологические психосоциальные процедуры (компоненты): диагностику; профилактику; адаптацию; реабилитацию; коррекцию; терапию; экспертизу; прогнозирование, проектирование и моделирование; посредничество; консультирование; обеспечение; страхование; опеку и попечительство; общественную некоммерческую благотворительную деятельность. Частные технологии психосоциальной работы в своей основе составляют определённые алгоритмические процедуры оказания помощи конкретным категориям и социальным слоям (стратам) народонаселения, нуждающимся в социально-экономической и психологической поддержке. Массив частных технологий психосоциальной работы образуют разнообразные по форме и содержанию психосоциальные технологические процедуры и мероприятия, направленные на психосоциальную помощь конкретным группам населения. Частные технологии психосоциальной работы осуществляются с:

    - семьями, нуждающимися в психосоциальной помощи;

    - безработными гражданами;

    - людьми, проявляющими девиантное поведение, склонными к суициду, страдающими психическими расстройствами;

    - инвалидами разных категорий (к сожалению, одно только перечисление разнообразных форм инвалидности заняло бы целую страницу);

    - гражданами пожилого возраста;

    - женщинами-матерями;

    - детьми, подростками, юношеством и молодежью;

    - малообеспеченными слоями населения;

    - бездомными людьми разного возраста и состояния здоровья;

    - мигрантами, беженцами и вынужденными переселенцами;

    - военнослужащими;

    - людьми, находящимися в местах лишения свободы;

    - людьми на производстве;

    - людьми по месту жительства и др.

    В систему психосоциальных технологий входят так же технологии правового обеспечения функционирования общества. К ним относятся законодательные психосоциальные технологии регулирования норм конституционного, административного, финансового, гражданского, трудового, семейного, уголовного права и т.п.

    Технологии  психосоциальной работы с различными категориями людей (с разными  группами населения) применяются в  зависимости от свойств эксквизитных, – объективно проблемных, сложных, трудных ситуаций и условий жизнедеятельности людей. Основными типологизированными технологиями психосоциальной работы и психологической помощи людям, находящимся в трудных жизненных ситуациях, являются:

    - психосоциальная диагностика (мониторинг, экспертная оценка, экспертный прогноз, социологический опрос, интервью, биографический метод и т.д.);

    - психосоциальная профилактика (превентивный метод, социальная терапия, социодрама, группы социальной поддержки и т.д.);

    - психосоциальный контроль (социальный надзор, социальная опека, социально-медицинский уход, социальное обслуживание и т.д.);

    - психосоциальная реабилитация (трудотерапия, статусное социальное перемещение, социотерапия, психодрама, профессиональная реабилитация и т.д.). 
 
 
 
 
 
 

    II. Психосоциальные технологии 

    В начале параграфа поговорим о психосоциальных технологиях вообще при индивидуальной и групповой работе. Технологии индивидуальной работы с личностью будут рассмотрены в последующих главах во всём своём многообразии. Здесь же я только отмечу, что общая модель индивидуальной работы с личностью в ситуации основана на принципах психологического консультирования и целеполагающий фактор этого процесса – желание самого клиента изменить что-то для преодоления трудной ситуации. Основной метод анализа специфической ситуации, в которой находится клиент – беседа. А главная задача – оставаться в настоящем, отражение чувств клиента, соотнесение переживаний с событиями, их породившими и помощь клиенту в восстановлении контроля за происходящим в его жизни.

    Остановимся более подробно на групповой работе. Рассмотрим техники и приёмы, составляющие психосоциальные технологии работы с группой. Приёмы ведения группы – это целенаправленные действия, с помощью которых управляют ходом занятий, групповым процессом. Техники и приёмы используются для реализации основных задач. В работе с психически больными принимаются во внимание особенности их эмоциональной и когнитивной сферы. Примеры техник и приёмов:

    - высказывания по кругу – несмотря  на простоту, обладает рядом ценных  свойств, например, помогает удержать внимание группы на определённой теме, проблеме или углубляет и усиливает то, что происходит на занятии. Данное упражнение начинают с более раскованных участников, это даёт другим возможность понять какого рода ответ нужен. Далее применяется техника присоединения для увеличения сплочённости группы и установлению отношений между отдельными её участниками;

    - присоединение – один из основных  приёмов, помогающий достичь групповой  сплочённости. Ведущий должен почувствовать  тему, которая вовлечёт как можно  больше участников группы в обсуждение. Замкнутые пациенты включаются в группу, когда получают поддержку от других участников, научившись "присоединяться" они не только начинают лучше работать в группе, но и приобретают полезные социальные навыки;

    - активное слушание, невербальные способы управления дискуссией – например: сигнал передачи слова, сохранение слова за собой, запрос на высказывание, отказ в предоставлении слова и т.д.;

    - техники релаксации – способствуют  снижению тревоги и психической  напряжённости, снятию чувства страха;

    - психогимнастические приёмы –  нацелены на активизацию и  сближение участников группы, уменьшение  напряжения. Эти приёмы в работе  с психическими больными способствуют  осознанию ими своего экспрессивного  репертуара, что необходимо для  успешного понимания невербального поведения других. Психогимнастика вводится в групповые занятия в виде тем, в которые каждый может внести своё (примеры тем: "моя болезнь", "одиночество", "любимый сон"). Цель – отреагирование агрессивных импульсов через их символическое выражение или перенесение на другой уровень;

    - социометрические приёмы – на  занятиях группы психически больных  обычно комуфлируется привнесением  игровых элементов. Основная цель  при этом – оптимизация отношений  в группе, взаимная поддержка;

    - ситуационно-ролевые игры – эффективны  для тренеровки адекватных поведенческих  реакций. В ролевых играх создаются  условия, когда участники должны  разрешить поставленную перед  ними задачу путём драматического  игрового действия, в то время  как другие участники предлагают новые решения, инсценируют альтернативные стратегии поведения;

    - использование элементов психодрамы  – психодраматизация используется  как вспомогательная методика  на биографически ориентированных  сеансах. При этом достигается  возможность объективации всех элементов поведения участников группы, облегчается выход из актуальной проблемной жизненной ситуации. Используется ряд приёмов, опирающихся на широкий спектр эмоционально насыщенных средств обратной связи от других участников, способствующих более глубокому раскрытию ситуации, её анализу с разных сторон (такие приёмы как: "обмен ролями", "монолог", "двойник");

    - групповые дискуссии – применяются  в форме анализа конкретных  ситуаций, что способствует выявлению  проблематики каждого участника  группы. Тематики и биографически ориентированные дискуссии часто касаются такой проблемы, как социальная сеть значимых людей (мать, муж, дети и т.п.). Обсуждается и тема здоровья, набор качеств присущих здоровому человеку, качества необходимые для упешного межличностного общения;

    - приёмы арттерапии – используются  техники тематического и свободного  рисования. Участники группы и  руководители воздерживаются от  интерпретаций рисунков, в группе  устанавливается доверительная,  безоценочная обстановка, поощряющая  внутренний поиск способов самовыражения. 

    2.1. Частные технологии  психосоциальной  практики

    Технология  кризисной интервенции.

    Кризисная интервенция – работа с интенсивными чувствами и актуальными проблемами, соответственно центрирована на проблеме а не на человеке. Кризисная интервенция направлена на то, чтобы сделать возможной работу над проблемой, а не обязательно решить её.

    Необходимо  помочь клиенту выразить чувства  и связать их с содержанием. Это  не только снижает напряжение, но и  позволяет определить кризис через отдельные события и проблемы, то есть позволяет понять как подступиться к проблеме. Также нужно максимально полно исследовать проблему с клиентом, не поддаваться искушению быстро перейти к решению проблемы, поддерживаемому клиентом, который хочет быстрее освободиться от проблемы и почувствовать облегчение. При преждевременных попытках решения важная информация может быть упущена. Итак, здесь главная задача – идентифицировать событие вызвавшее кризис и постараться его отделить.

Информация о работе Психосоциальные технологии