Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 20:15, курсовая работа
Данная работа посвящена изучению психосоциальных технологий во всём их многообразии и ставит перед собой цель рассмотреть и описать частные психосоциальные технологии и психосоциальные технологии в социальной работе, а также рассмотреть типологию психосоциальных технологий.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
I. Общее о психосоциальных технологиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.1. Соотношение понятий "методика" и "технология"
психосоциальной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.2. Типология психосоциальных технологий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
II. Психосоциальные технологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2.1. Частные технологии психосоциальной практики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
2.2. Психосоциальные технологии в социальной работе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Специфика
психосоциального воздействия на социальные
объекты – группы людей (сообщества),
прежде всего, определяется уровнем
развития общественных отношений. В
этой связи психосоциальные
Психосоциальные технологии классифицируются по основополагающим видам человеческой деятельности: подготовительно-трудовой (учебно-образовательной), производственно-трудовой, экономико-политической и пр.
Психосоциальные профессиональные технологии классифицируются по сферам общественной жизни: в сферах образования и здравоохранения; сферах физкультуры и спорта, науки и искусства, культуры и досуга, в семейно-бытовой сфере и т.п.
По степени практической включенности в организационный процесс и уровню технологической разработки и психосоциального воздействия выделяются: кабинетные, полученные на основе информационно-логического анализа; лабораторные, образованные в экспериментальных, искусственно созданных условиях; полевые, т.е. полученные в реальной общественной среде психосоциальные технологии.
Стержневым
компонентом обеспечения
В структурном отношении технологии психосоциальной работы подразделяются на функциональные (общие) и частные психосоциальные технологии. Функциональные технологии (повсеместные методы и методики) психосоциальной работы имеют всеобщий характер. Функциональные психосоциальные технологии применимы в работе с большинством категорий людей, нуждающихся в психосоциальной помощи и поддержке. Система функциональных технологий психосоциальной работы включает в себя следующие наиболее значимые технологические психосоциальные процедуры (компоненты): диагностику; профилактику; адаптацию; реабилитацию; коррекцию; терапию; экспертизу; прогнозирование, проектирование и моделирование; посредничество; консультирование; обеспечение; страхование; опеку и попечительство; общественную некоммерческую благотворительную деятельность. Частные технологии психосоциальной работы в своей основе составляют определённые алгоритмические процедуры оказания помощи конкретным категориям и социальным слоям (стратам) народонаселения, нуждающимся в социально-экономической и психологической поддержке. Массив частных технологий психосоциальной работы образуют разнообразные по форме и содержанию психосоциальные технологические процедуры и мероприятия, направленные на психосоциальную помощь конкретным группам населения. Частные технологии психосоциальной работы осуществляются с:
- семьями, нуждающимися в психосоциальной помощи;
- безработными гражданами;
- людьми, проявляющими девиантное поведение, склонными к суициду, страдающими психическими расстройствами;
- инвалидами разных категорий (к сожалению, одно только перечисление разнообразных форм инвалидности заняло бы целую страницу);
- гражданами пожилого возраста;
- женщинами-матерями;
- детьми, подростками, юношеством и молодежью;
- малообеспеченными слоями населения;
- бездомными людьми разного возраста и состояния здоровья;
- мигрантами, беженцами и вынужденными переселенцами;
- военнослужащими;
- людьми, находящимися в местах лишения свободы;
- людьми на производстве;
- людьми по месту жительства и др.
В систему психосоциальных технологий входят так же технологии правового обеспечения функционирования общества. К ним относятся законодательные психосоциальные технологии регулирования норм конституционного, административного, финансового, гражданского, трудового, семейного, уголовного права и т.п.
Технологии психосоциальной работы с различными категориями людей (с разными группами населения) применяются в зависимости от свойств эксквизитных, – объективно проблемных, сложных, трудных ситуаций и условий жизнедеятельности людей. Основными типологизированными технологиями психосоциальной работы и психологической помощи людям, находящимся в трудных жизненных ситуациях, являются:
- психосоциальная диагностика (мониторинг, экспертная оценка, экспертный прогноз, социологический опрос, интервью, биографический метод и т.д.);
- психосоциальная профилактика (превентивный метод, социальная терапия, социодрама, группы социальной поддержки и т.д.);
- психосоциальный контроль (социальный надзор, социальная опека, социально-медицинский уход, социальное обслуживание и т.д.);
-
психосоциальная реабилитация (трудотерапия,
статусное социальное перемещение, социотерапия,
психодрама, профессиональная реабилитация
и т.д.).
II.
Психосоциальные технологии
В начале параграфа поговорим о психосоциальных технологиях вообще при индивидуальной и групповой работе. Технологии индивидуальной работы с личностью будут рассмотрены в последующих главах во всём своём многообразии. Здесь же я только отмечу, что общая модель индивидуальной работы с личностью в ситуации основана на принципах психологического консультирования и целеполагающий фактор этого процесса – желание самого клиента изменить что-то для преодоления трудной ситуации. Основной метод анализа специфической ситуации, в которой находится клиент – беседа. А главная задача – оставаться в настоящем, отражение чувств клиента, соотнесение переживаний с событиями, их породившими и помощь клиенту в восстановлении контроля за происходящим в его жизни.
Остановимся более подробно на групповой работе. Рассмотрим техники и приёмы, составляющие психосоциальные технологии работы с группой. Приёмы ведения группы – это целенаправленные действия, с помощью которых управляют ходом занятий, групповым процессом. Техники и приёмы используются для реализации основных задач. В работе с психически больными принимаются во внимание особенности их эмоциональной и когнитивной сферы. Примеры техник и приёмов:
-
высказывания по кругу –
-
присоединение – один из
- активное слушание, невербальные способы управления дискуссией – например: сигнал передачи слова, сохранение слова за собой, запрос на высказывание, отказ в предоставлении слова и т.д.;
-
техники релаксации –
-
психогимнастические приёмы –
нацелены на активизацию и
сближение участников группы, уменьшение
напряжения. Эти приёмы в работе
с психическими больными
-
социометрические приёмы – на
занятиях группы психически
-
ситуационно-ролевые игры –
-
использование элементов
-
групповые дискуссии –
-
приёмы арттерапии –
2.1. Частные технологии психосоциальной практики
Технология кризисной интервенции.
Кризисная
интервенция – работа с интенсивными
чувствами и актуальными
Необходимо помочь клиенту выразить чувства и связать их с содержанием. Это не только снижает напряжение, но и позволяет определить кризис через отдельные события и проблемы, то есть позволяет понять как подступиться к проблеме. Также нужно максимально полно исследовать проблему с клиентом, не поддаваться искушению быстро перейти к решению проблемы, поддерживаемому клиентом, который хочет быстрее освободиться от проблемы и почувствовать облегчение. При преждевременных попытках решения важная информация может быть упущена. Итак, здесь главная задача – идентифицировать событие вызвавшее кризис и постараться его отделить.