Психосоциальные технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена изучению психосоциальных технологий во всём их многообразии и ставит перед собой цель рассмотреть и описать частные психосоциальные технологии и психосоциальные технологии в социальной работе, а также рассмотреть типологию психосоциальных технологий.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

I. Общее о психосоциальных технологиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

1.1. Соотношение понятий "методика" и "технология"

психосоциальной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

1.2. Типология психосоциальных технологий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

II. Психосоциальные технологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

2.1. Частные технологии психосоциальной практики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

2.2. Психосоциальные технологии в социальной работе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30

Файлы: 1 файл

ЗАО.doc

— 26.50 Кб (Скачать)

Министерство  науки и образования РФ

Московский  Государственный Областной Университет

Кафедра социальной работы и социальной педагогики 
 
 

Курсовая  работа по предмету:

«Содержание и методы психосоциальной работы в социальной работе» 
 

Тема: «Психосоциальные технологии» 
 
 

                                       
 
 

                               

                                                                                            выполнил: студент IV курса

                                                                              дневного отделения

Жанков  Сергей                        

                                                                                                                                    
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                   Москва 2011 г.

Содержание. 

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   . . . . . . .3

    I. Общее о психосоциальных технологиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

    1.1. Соотношение понятий "методика" и "технология"

    психосоциальной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

    1.2. Типология психосоциальных  технологий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . .8

    II. Психосоциальные технологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

    2.1. Частные технологии  психосоциальной  практики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

    2.2. Психосоциальные  технологии в социальной  работе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

    Данная  работа посвящена изучению психосоциальных  технологий во всём их многообразии и  ставит перед собой цель рассмотреть  и описать частные психосоциальные  технологии и психосоциальные технологии в социальной работе, а также рассмотреть типологию психосоциальных технологий.

    Всегда  актуально и полезно окинуть  взглядом всё многообразие и совокупность разработанных технологий в какой-либо сфере деятельности, чтобы понять, куда расти дальше.

    Объектом  изучения являются психосоциальные технологии, а предметом частные психосоциальные технологии и психосоциальные технологии в социальной работе.

    Первый  параграф делится на две части. В  первой речь пойдёт о соотношении  понятий "методика" и "технология" в психосоциальной работе, будет рассмотрены различные точки зрения по этому вопросу и основные трактовки термина. Во второй части я перейду к типологии психосоциальных технологий. 

    Второй  параграф также состоит из двух частей. В первой будут подробно рассмотрены частные технологии психосоциальной практики (технология кризисной интервенции, технология работы с суицидальными клиентами, технология работы с вторичной травмой, технология работы с утратой и острым горем), а во второй психосоциальные технологии в социальной работе (психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование). 
 
 
 
 
 
 

    I. Общее о психосоциальных технологиях. 

    1.1. Соотношение понятий "методика" и "технология" психосоциальной работы.

    В современной теории нет однозначного определения научных понятий «методика», «технология» и «техники» психосоциальной работы, они только начинают складываться в самостоятельное направление социальной практики. Отсюда возникают различные проблемы и подходы к освещению и пониманию методической, содержательной и технологической составляющих в организации психосоциальной работы.

    Еще одна проблема в теории социальной работы — выявление соотношения  методики и технологии различных  направлений: медико-социальной, социально-правовой, психосоциальной. Можно выделить три основные точки зрения по данному вопросу.

    Согласно  первой точке зрения, довольно широко распространенной среди специалистов-практиков, термин «методика» заменяется термином «технология». Чаще всего такой подход свидетельствует о недостаточном понимании сущности и задач методической работы, особенно в отношении технологических подходов к социальной практике.

    Существует  и иная точка зрения, согласно которой  «методика и технология органически  связаны между собой, где методика понимается как совокупность способов организации процесса, а технология — как средство реализации процесса» (Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь. — Екатеринбург, 1995). Данная позиция также порождает ряд вопросов. Дело в том, что технология чаще всего носит надпредметный характер: сами технологические подходы профилактической или реабилитационной групповой деятельности могут быть реализованы в любых направлениях юридической, психологической, педагогической или социальной практики вне зависимости от содержания. Между тем методика более конкретна: например, существуют методики работы с детьми «группы риска», или с женщинами — жертвами насилия, или с личностью, переживающей утрату и острое горе. Кроме того, в методике могут использоваться жесткие требования, предписания, методы воздействия, ограничения и т.п. Технология (например, кризисной интервенции), наоборот, построена на взаимодействии. Поэтому рассматривать технологию как частный случай методики не совсем корректно.

    И, наконец, существует мнение, что методику и технологию следует дифференцировать по субъекту деятельности. «Если понятие "методика" отражает процедуру использования комплекса методов и приемов реализации, например, процесса обучения безотносительно к осуществляющему их деятелю, то технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях» (Шиянов Е.Н., Котова Е.Б. Развитие личности в обучении. — М., 1993. — С. 252.).

    Технология  психосоциальной работы предполагает присовокупление к ней личности специалиста во всех многообразных проявлениях профессиональных ролей и функций: «координатор», «консультант», «адвокат», «посредник», «терапевт», «друг», «помощник», «защитник», «менеджер» и др. В то же время технологии психосоциальной работы, в отличие от методики психосоциальной работы, предполагают разработку содержания и поиск ресурсов жизнедеятельности самими клиентами.

    Сравнительный анализ позволяет убедиться в  том, что технология и методика психосоциальной работы действительно представляют собой самостоятельные области научного знания, которые имеют общие компоненты (сфера психосоциальной практики, объекты и субъекты психосоциальной работы), но каждая обладает своей спецификой и требованиями к реализации. Как явление психосоциальные технологии вошли в ежедневную практику и теорию психосоциального вспомоществования, однако как понятие они еще требуют углубленной проработки.

    В словарях приводятся три основные трактовки  термина «технология» (технология от греч. techne искусство, мастерство, умение и logos —учение, слово):

    - совокупность приемов и способов  получения, обработки или переработки (изменения состояния, свойств, формы) сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий в различных отраслях промышленности, строительстве и т.п.;

    - научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая эти приемы и способы;

    - описание производственных процессов,  инструкции по их выполнению, технологические карты и т.п. (См.: Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г. В.Осипова. - М., 1998.)

    Понятие «психосоциальная технология» заимствовано из зарубежной научной литературы, в отечественных научных изданиях встречается довольно редко. Чаще всего используется в следующих основных значениях:

    - совокупность способов, методов,  средств, приемов организации деятельности специалиста с целью воздействия на процессы социальной адаптации, профилактики, реабилитации и т.п.;

    - описание способов, методов, средств,  приемов организации деятельности специалиста в методиках, которые включают в себя следующие разделы: цели, задачи и возможности метода; планируемое итоговое состояние социального субъекта; применяемые методы и приемы; условия и последовательность их применения; необходимое время для применения данной технологии; квалификация работников; способы обучения приемам технологии;

    - деятельность по целенаправленному преобразованию субъектов психосоциальной помощи; оптимизация развития и функционирования клиентов в изменившихся трудных жизненных обстоятельствах.

    Обобщим подходы разных авторов. Итак, психосоциальные  технологии могут изучаться как:

    - научное направление с разрабатываемым  научным аппаратом (объектом, предметом, задачами), формирующейся терминологией, самостоятельной областью для исследований и т.д.;

    - метаметодика (Metd (греч.) — между, после, через; промежуточность, переход к чему-либо другому). В этой области обобщается описание терапевтических и адаптационных процессов, выявляются профессиональные требования к их эффективному выполнению, разрабатываются технологические карты: анализ жизненной ситуации клиента, ресурсов личности клиента и социальной среды, компьютерные варианты обработки информации, тестирования и пр.;

    - конкретно-технологическая операция, действие (технологическая цепочка): совокупность методов и приемов, позволяющих достичь оптимального результата; это собственно психотехника социальной практики, практическое воплощение требований и рекомендаций, разрабатываемых на научном и метаметодическом уровне.

    Таким образом, методика психосоциальной  работы — это частная дидактика, теория обучения психосоциальной практике; технология психосоциальной работы — это совокупность способов организации процесса адаптации, направленных на оптимизацию ресурсов личности клиента и ресурсов социальной среды, на совладание с трудной жизненной ситуацией. А психосоциальная технология — это конкретно-технологическая операция, действие (технологическая цепочка): совокупность методов и приемов, направленных на достижение оптимального результата.

    Итак, отличие технологии от методики психосоциальной  работы в том, что в методике сделан акцент на индивидуальном характере психосоциальной работы, а в технологии — на процессе жизнедеятельности клиента. 
 
 

    1.2. Типология психосоциальных  технологий.

    Принято выделять следующие базовые виды психолого-социальных (психосоциальных) технологий работы с населением.

    По  степени новизны имеют место  принципиально новые (инновации) и  традиционные (воспроизводство опыта) профессиональные психосоциальные  технологии. Наряду с этим, имеются так называемые социально-субъектные технологии. Здесь в роли объекта воздействия выступает не отдельная личность (индивидуальный субъект), а социальный субъект (группа, коллектив), находящийся в фокусе профессионально организованного влияния, – социально-педагогического, социально-психологического, психолого-педагогического, психотерапевтического воздействия.

Информация о работе Психосоциальные технологии