Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 20:15, курсовая работа
Данная работа посвящена изучению психосоциальных технологий во всём их многообразии и ставит перед собой цель рассмотреть и описать частные психосоциальные технологии и психосоциальные технологии в социальной работе, а также рассмотреть типологию психосоциальных технологий.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   . . . . . . .3
    I. Общее о психосоциальных технологиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
    1.1. Соотношение понятий "методика" и "технология" 
    психосоциальной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
    1.2. Типология психосоциальных  технологий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . .8
    II. Психосоциальные технологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
    2.1. Частные технологии  психосоциальной  практики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
    2.2. Психосоциальные  технологии в социальной  работе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Министерство науки и образования РФ
Московский 
Государственный Областной 
Кафедра 
социальной работы и социальной педагогики 
 
 
Курсовая работа по предмету:
«Содержание и методы психосоциальной 
работы в социальной работе» 
 
Тема: «Психосоциальные 
технологии» 
 
 
                              
 
 
                              
                              
                              
Жанков Сергей
                              
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                     
Содержание. 
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
I. Общее о психосоциальных технологиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.1. Соотношение понятий "методика" и "технология"
психосоциальной работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.2. Типология психосоциальных технологий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
II. Психосоциальные технологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2.1. Частные технологии психосоциальной практики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
2.2. Психосоциальные технологии в социальной работе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Список используемой 
литературы. . 
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 
. . . . . . . . . . . . . . . . . .30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение. 
    Данная 
работа посвящена изучению психосоциальных 
технологий во всём их многообразии и 
ставит перед собой цель рассмотреть 
и описать частные 
Всегда актуально и полезно окинуть взглядом всё многообразие и совокупность разработанных технологий в какой-либо сфере деятельности, чтобы понять, куда расти дальше.
Объектом изучения являются психосоциальные технологии, а предметом частные психосоциальные технологии и психосоциальные технологии в социальной работе.
Первый параграф делится на две части. В первой речь пойдёт о соотношении понятий "методика" и "технология" в психосоциальной работе, будет рассмотрены различные точки зрения по этому вопросу и основные трактовки термина. Во второй части я перейду к типологии психосоциальных технологий.
    Второй 
параграф также состоит из двух частей. 
В первой будут подробно рассмотрены 
частные технологии психосоциальной практики 
(технология кризисной интервенции, технология 
работы с суицидальными клиентами, технология 
работы с вторичной травмой, технология 
работы с утратой и острым горем), а во 
второй психосоциальные технологии в 
социальной работе (психодиагностика, 
психокоррекция, психологическое консультирование). 
 
 
 
 
 
 
    I. 
Общее о психосоциальных 
технологиях. 
1.1. Соотношение понятий "методика" и "технология" психосоциальной работы.
В современной теории нет однозначного определения научных понятий «методика», «технология» и «техники» психосоциальной работы, они только начинают складываться в самостоятельное направление социальной практики. Отсюда возникают различные проблемы и подходы к освещению и пониманию методической, содержательной и технологической составляющих в организации психосоциальной работы.
Еще одна проблема в теории социальной работы — выявление соотношения методики и технологии различных направлений: медико-социальной, социально-правовой, психосоциальной. Можно выделить три основные точки зрения по данному вопросу.
    Согласно 
первой точке зрения, довольно широко 
распространенной среди специалистов-практиков, 
термин «методика» заменяется термином 
«технология». Чаще всего такой подход 
свидетельствует о 
Существует и иная точка зрения, согласно которой «методика и технология органически связаны между собой, где методика понимается как совокупность способов организации процесса, а технология — как средство реализации процесса» (Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь. — Екатеринбург, 1995). Данная позиция также порождает ряд вопросов. Дело в том, что технология чаще всего носит надпредметный характер: сами технологические подходы профилактической или реабилитационной групповой деятельности могут быть реализованы в любых направлениях юридической, психологической, педагогической или социальной практики вне зависимости от содержания. Между тем методика более конкретна: например, существуют методики работы с детьми «группы риска», или с женщинами — жертвами насилия, или с личностью, переживающей утрату и острое горе. Кроме того, в методике могут использоваться жесткие требования, предписания, методы воздействия, ограничения и т.п. Технология (например, кризисной интервенции), наоборот, построена на взаимодействии. Поэтому рассматривать технологию как частный случай методики не совсем корректно.
И, наконец, существует мнение, что методику и технологию следует дифференцировать по субъекту деятельности. «Если понятие "методика" отражает процедуру использования комплекса методов и приемов реализации, например, процесса обучения безотносительно к осуществляющему их деятелю, то технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях» (Шиянов Е.Н., Котова Е.Б. Развитие личности в обучении. — М., 1993. — С. 252.).
Технология психосоциальной работы предполагает присовокупление к ней личности специалиста во всех многообразных проявлениях профессиональных ролей и функций: «координатор», «консультант», «адвокат», «посредник», «терапевт», «друг», «помощник», «защитник», «менеджер» и др. В то же время технологии психосоциальной работы, в отличие от методики психосоциальной работы, предполагают разработку содержания и поиск ресурсов жизнедеятельности самими клиентами.
Сравнительный анализ позволяет убедиться в том, что технология и методика психосоциальной работы действительно представляют собой самостоятельные области научного знания, которые имеют общие компоненты (сфера психосоциальной практики, объекты и субъекты психосоциальной работы), но каждая обладает своей спецификой и требованиями к реализации. Как явление психосоциальные технологии вошли в ежедневную практику и теорию психосоциального вспомоществования, однако как понятие они еще требуют углубленной проработки.
В словарях приводятся три основные трактовки термина «технология» (технология — от греч. techne — искусство, мастерство, умение и logos —учение, слово):
    - 
совокупность приемов и 
- научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая эти приемы и способы;
    - 
описание производственных 
Понятие «психосоциальная технология» заимствовано из зарубежной научной литературы, в отечественных научных изданиях встречается довольно редко. Чаще всего используется в следующих основных значениях:
- совокупность способов, методов, средств, приемов организации деятельности специалиста с целью воздействия на процессы социальной адаптации, профилактики, реабилитации и т.п.;
- описание способов, методов, средств, приемов организации деятельности специалиста в методиках, которые включают в себя следующие разделы: цели, задачи и возможности метода; планируемое итоговое состояние социального субъекта; применяемые методы и приемы; условия и последовательность их применения; необходимое время для применения данной технологии; квалификация работников; способы обучения приемам технологии;
- деятельность по целенаправленному преобразованию субъектов психосоциальной помощи; оптимизация развития и функционирования клиентов в изменившихся трудных жизненных обстоятельствах.
Обобщим подходы разных авторов. Итак, психосоциальные технологии могут изучаться как:
    - 
научное направление с 
- метаметодика (Metd (греч.) — между, после, через; промежуточность, переход к чему-либо другому). В этой области обобщается описание терапевтических и адаптационных процессов, выявляются профессиональные требования к их эффективному выполнению, разрабатываются технологические карты: анализ жизненной ситуации клиента, ресурсов личности клиента и социальной среды, компьютерные варианты обработки информации, тестирования и пр.;
    - 
конкретно-технологическая 
Таким образом, методика психосоциальной работы — это частная дидактика, теория обучения психосоциальной практике; технология психосоциальной работы — это совокупность способов организации процесса адаптации, направленных на оптимизацию ресурсов личности клиента и ресурсов социальной среды, на совладание с трудной жизненной ситуацией. А психосоциальная технология — это конкретно-технологическая операция, действие (технологическая цепочка): совокупность методов и приемов, направленных на достижение оптимального результата.
    Итак, 
отличие технологии от методики психосоциальной 
работы в том, что в методике сделан 
акцент на индивидуальном характере психосоциальной 
работы, а в технологии — на процессе жизнедеятельности 
клиента. 
 
 
1.2. Типология психосоциальных технологий.
Принято выделять следующие базовые виды психолого-социальных (психосоциальных) технологий работы с населением.
По степени новизны имеют место принципиально новые (инновации) и традиционные (воспроизводство опыта) профессиональные психосоциальные технологии. Наряду с этим, имеются так называемые социально-субъектные технологии. Здесь в роли объекта воздействия выступает не отдельная личность (индивидуальный субъект), а социальный субъект (группа, коллектив), находящийся в фокусе профессионально организованного влияния, – социально-педагогического, социально-психологического, психолого-педагогического, психотерапевтического воздействия.