Психосоциальная работа с пожилыми

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 07:12, реферат

Краткое описание

Лица пенсионного возраста - это те лица которые достигли пенсионного возраста по достижении которого он может претендовать на получение пенсии по старости. Достигнув пенсионного возраста гражданин превращается из плательщика пенсионных взносов (налогов) в получателя пенсионных выплат из пенсионного фонда, в наше время таких людей называют пожилыми.1
Пожилые люди – это, прежде всего обездоленные люди, нуждающиеся в адекватном социальном обеспечении, т.е. это люди прожившие относительно

Файлы: 1 файл

1я глава рабочая.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Были определены те расхожие суждения, бытующие в обществе, которые встречают у пожилых  неприятие и затрудняют адаптацию  к жизни на пенсии. Формирование общественного мнения и социально-психологическая работа с пенсионерами должны направляться на смягчение конфликтных моментов и гармонизацию представлений различных возрастных групп о затронутой теме.

Государство, общество и отдельные граждане должны обратить пристальное внимание на повышение и изменение статуса пожилых людей в связи с реальной демографической ситуацией.

Мировым сообществом  люди старшего возраста рассматриваются  как позитивный фактор, как фактор устойчивого развития общества, а  не бремя. Современное понимание старения соединяет идеи полноправного участия пожилых людей в жизни общества и заботы о них. Одной из целей устойчивого социального развития современного общества является обеспечение более благоприятных условий для жизни пожилых людей. Обязательства государств и правительств в отношении людей старшего возраста подтверждены документами Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в марте 1995 г. в Копенгагене.

Увеличение числа пожилых  людей в структуре населения влечёт за собой не только рост расходов на их содержание (выплата пенсий, перестройка системы здравоохранения, расширение сети домов-интернатов, укрепление системы социальной защиты), но изменения стереотипов в представлениях о возможностях и потребностях пожилых людей. В свою очередь, их возможности и способности приносить пользу обществу зависят от того, насколько это общество готово изменить свои стереотипы по отношению к старости и социально защитить старость от неблагоприятных факторов материального и морального порядка.

Процесс старения населения  часто воспринимается как угроза социальному развитию и развитию, нормальным связям поколений и технологическим  инновациям.

Существуют следующие  сценарии жизни "общества пожилых":

– пессимистический, основанный на традиционной концепции зависимости нетрудоспособных граждан, как экономически неактивного населения;

– оптимистический, в основе которого лежит тезис "пожилые  люди - фактор устойчивого развития современного общества"

Сторонники  пессимистического взгляда на перспективы  стареющего общества оперируют аргументами  типа:

  • растёт число нетрудоспособных;
  • консерватизм пожилых трудящихся станет тормозом в развитии экономики;
  • произойдёт увеличение расходов на содержание (уход) за пожилыми (старыми и больными) людьми;
  • возрастёт роль формального (не семейного) обслуживания, т. е. обслуживания за счёт общественных средств;
  • всё большее число активных граждан будет вовлечено в социальную сферу обслуживания;
  • увеличатся налоги;
  • увеличение налогов приведёт к снижению мотивации к труду, производительности труда;
  • следствием конфликта между поколениями станет отказ молодого поколения от коллективной ответственности за жизнь стариков.

Есть свои аргументы  и у "оптимистов:

  • неблагоприятная демографическая ситуация охватит не весь мир и не одновременно;
  • к ситуации можно приспособиться и т. д.14

Насколько правомерен вопрос о социализации стареющих людей? О каком накоплении жизненного опыта, о каком становлении личности можно говорить, если уже пройден длинный жизненный путь, так или иначе выполнены гражданская профессиональная и другие задачи? Определился круг близких людей, устоялись отношения и к самому себе, и внешнему миру…

Проблему социализации пожилых людей можно назвать "экзистенциальной", так как она связана с социальной интеграцией этой категории людей  в общество. Замечено, что в период быстрых социальных изменений, когда  традиционные способы деятельности претерпевают трансформацию, вклад пожилых людей в функционирование общества может быть обесценен. Их знания и умения, приобретённые в прежние годы, утрачивают свою ценность, и пожилые люди начинают чувствовать своё несоответствие современным тенденциям общественного развития. Отсюда страхи и сомнения, связанные с их социальной непригодностью. Серьёзным является и вопрос, касающийся сомнений и самих старых людей, и общества в целом относительно того, каков теперь должен быть их вклад в развитие. Если в условиях усложняющихся информационных технологий их традиционные знания и умения больше не годятся, то что должны или могут давать обществу старые люди? Иначе говоря, пенсионеры, не желающие замыкаться только на том, чтобы брать и получать от других, озабочены поисками цели и смысла жизни на последнем её этапе.

Обесценивание опыта старшего поколения отчасти  можно отнести на счёт дискриминации  по возрасту, отчасти - оно отражает реальную проблему определения тех  сфер деятельности, в которые старый человек мог бы внести существенный вклад.

В определённой мере депрессивное состояние значительной части пожилых людей объясняется  именно чувством, что их жизнь не имеет цели, потеряла смысл (таким  образом, для данной части пожилых  людей это не медицинская, а онтологическая проблема). Для социально-психологического равновесия пожилым людям важно сознавать, что они много и хорошо потрудились в активный период своей жизни, заслужили уважение окружающих и возможность жить безбедно. Конечно, оценка прожитой жизни зависит от многих факторов: соотношения целей, которые человек ставил перед собой в молодости, и степени их реализации; социально-психологического типа личности.

Сохранение  в публичной жизни пожилых  людей, являющихся здоровыми и социально  активными, полезно и человеку, и государству.

По данным ООН  пожилые люди находят удовлетворение не только в семейных и родственных  связях, но и в таких сферах, как:

– добровольные услуги обществу;

– самообразование  и обучение в учебных заведениях;

– самовыражение в искусстве и ремёслах;

– участие в  общественных организациях и объединениях престарелых;

– религиозная  деятельность;

– отдых, путешествия;

– работа;

– политическая деятельность .15

Правительство РФ заинтересовано в решении проблем  старшего поколения. Целями государственной социальной политики в контексте рассматриваемых проблем являются:

– содействие обеспечению  человеческого достоинства пожилых  людей, утверждению их общезначимой роли в социальном развитии страны;

– обеспечение  оптимального уровня индивидуальной адаптации лиц пожилого возраста к жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях;

– участие государства  в формировании общественного консенсуса в отношении положения и проблем  пожилых людей.

Становление человека, обретение им личностных черт чаще всего связывают с процессом социализации в годы детства, отрочества и юности. Действительно, характер человека во многом, если не в основном, формируется на ранних этапах его жизни, но не раз и навсегда.

Изменение содержания и длительности жизненных циклов человека обусловливается объективными историческими закономерностями развития социума. Человечество вступает в принципиально новую эпоху, для которой характерна невиданная ранее демографическая ситуация: детей становится меньше, срок их взросления отодвигается; число людей пожилого и старческого возраста возрастает. По прогнозам известного учёного С. П. Капицы, сделанного им на основе анализа изменений в возрастном составе населения планеты, после 2150 г. пожилые люди будут составлять 40 % населения планеты (в 1950 г. людей старше 80-ти лет был 1 %, старше 65 лет - 8 %).16

Демографическая картина мира тесно связана с  перестройкой производственных отношений  в условиях информационно-компьютерной революции. Меняется структура экономики, характер трудовой занятости населения: сокращается число занятых в сельском хозяйстве и промышленности, растёт - в сфере услуг. Изменения в сфере экономических и трудовых отношений, в свою очередь, влияют на развитие культуры, образования, на мотивы человеческой деятельности, на семейные и межпоколенные отношения. При росте средней продолжительности жизни люди дольше сохраняют работоспособность и процесс старения проходит качественнее. Это означает, что людям в возрасте будет легче и приятнее жить, они смогут вести плодотворную трудовую деятельность.

Развитие социума  в целом и каждого человека в отдельности уже в ближайшем  будущем пойдёт по качественно новому пути. Соответственно должны быть пересмотрены, уточнены позиции по многим проблемам  социализации человека. До сих пор не в полной мере осознан тот факт, что социализация - это непрерывный процесс, длящийся всю жизнь. Процессы адаптации человека к новым условиям существования часто протекают у взрослых и пожилых людей не менее остро и болезненно, чем в детском и юношеском возрасте. Вопрос непрерывной социализации, а значит и социализации людей, относящихся к старшей возрастной группе, требует научного и практического решения.

В чём суть социализации как непрерывного процесса? Она - в  осознании возрастной определённости, что чрезвычайно важно для человека, для его самочувствия, понимания своего места в этом мире и для поиска внутренних сил, резервов самоутверждения и совершенствования.

Из всех этапов становления человека как личности меньше всего социологически осмыслена социализация пожилых и старых людей. Проблемы этого возрастного этапа, пожалуй, самые трудные, во многом парадоксальные.

Интересные  выводы относительно некоторых возможностей человека в разной возрастной поре сделал А. Шопенгауэр: в детстве человек  обнаруживает в большей степени "познавательную", нежели волевую деятельность; в юности - преобладает интуиция; в старости - мышление. Вот почему юность - время для поэзии, старость - для философии. Материал для своих самостоятельных выводов, своих оригинальных основных воззрений, т. е. то, что назначен подарить миру выдающийся ум, он собирает уже в молодости, но господином своего материала человек становится только в поздние годы.

С точки зрения молодости жизнь - бесконечно долгое будущее, с точки зрения старости жизнь - очень короткое прошлое.

Наиболее интенсивно процесс социализации осуществляется в детстве и юности, но изменения  личности (как положительного, так  и отрицательного свойства) продолжаются и в среднем, и в пожилом  возрасте.

Однако социализация детей и взрослых имеет ряд существенных различий: социализация взрослых в большей степени касается их внешнего поведения; взрослые способны оценить социальные нормы, выразить своё критическое отношение к происходящему; социализация взрослых предполагает более свободный выбор между "чёрным" и "белым".17

В процессе социализации взрослых можно выделить те же три  основные фазы: адаптацию, персонализацию, интеграцию. Изменения социализации во взрослом состоянии объясняются  тем, что переживания и кризисы  в жизни взрослых и детей различны. Жизнь взрослых - ряд ожидаемых и неожиданных кризисов, которые необходимо осмыслить и преодолеть.

Социальная  адаптация есть итог изменений экономических, демографических, социальных, морально-психологических  отношений между людьми, результат приспособления к социальной среде. В широком смысле социальная адаптация понимается как гибкость, готовность встретить новые условия, умение придать новым условиям желательное содержание. Решающим фактором социальной адаптации людей старших поколений является творческое восприятие социальных норм, активные действия, направленные на их изменение и развитие.

Однако следует  иметь в виду, что процессы социализации и адаптации людей старшего возраста не всегда совпадают: личность пожилого человека может быть социализированной, но дезадаптированной. Более того, дезадаптированность человека может оказаться прямым следствием высокой степени и полноты его социализированности: социализация в условиях строительства социализма стала препятствием вхождения человека в систему рыночных отношений.

Один из признаков  дезадаптированности личности - переживания  его длительных внешних и внутренних конфликтов, неспособность найти  формы поведения, необходимые для  их разрешения. Степень дезадаптированности  может быть различной: временной, ситуационной, общей хронической.

Сегодня понятие  дезадаптации приложимо не только к  отдельным индивидам, но и к целым  значительным слоям общества (бесприютность  взрослых, нищета работающих, одиночество  пожилого человека в семье и т. д.).18

Социализация может быть определена как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внутренних и внешних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет основные социогенные потребности, идёт навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

Социализация  включает в себя механизм идентификации. Кризисы идентификации на разных возрастных этапах жизни неизбежны. Каждому возрасту свойственны специфические противоречия, определяющие специальные задачи, решаемые благоприятно или неблагоприятно с точки зрения будущего развития человека. Кризис пожилого возраста и старости, по Эриксону, заключается в противоречии между цельностью и безнадежностью, умиротворением и отчаянием. Последняя фаза психосоциального развития человека характеризуется тем, что старые люди подводят итог своей жизни. Некоторые спокойно встречают свою старость, испытывают чувство удовлетворения, полноты жизни, исполненного долга.

Для нормального  процесса социализации на каждом жизненном  этапе свойственно решение основной задачи. Если эта задача не решается, то процесс социализации деформируется.

Информация о работе Психосоциальная работа с пожилыми