Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:21, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение социально-негативных проявлений подростков и изучение процесса социально-профилактической работы по предупреждению девиантного поведения подростков
В процессе изучения выбранной темы мы определили следующую гипотезу исследования: Профилактика отклоняющегося поведения может быть реализована при следующих условиях:
- скоординированной работе всех специалистов (психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе, юрист, учитель);
- серьезном внимании (приоритет) к проблеме первичной профилактики отклоняющегося поведения;
- выделении специфических особенностей подростков, влияющих на формирование противоправного поведения;
Введение
Глава 1.Теоретико-методологические основы изучения девиантного поведения подростков
1.1. Понятие и причины девиантного поведения подростков
1.2. Теории и основные подходы к изучению девиантного поведения
1.3. Социально-психологические особенности девиантных подростков
Глава 2. Профилактика девиантного поведения среди подростков
2.1. Профилактика девиантного поведения подростков как социальная проблема
2.2. Социальные технологии в профилактике девиантного поведения подростков
2.3. Меры по предупреждению девиантного поведения подростков
Глава 3. Эмпирическое исследование по профилактике девиантного поведения подростков г. Костомукша Республики Карелия
3.1. Программа исследования по профилактике девиантного поведения
3.2. Результаты исследования по профилактике девиантного поведения
3.2. Рекомендации специалистам по социальной работе Центра социальной помощи семье и детям «Надежда» г. Костомукша
Заключение
Список использованных источников и литературы
В Российской Федерации в соответствии с требованиями Конвенции был принят ряд законодательных актов, указов Президента и постановлений Правительства.
Основным законом, регулирующим права детей в РФ, является Федеральный закон от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который вступил в силу 3 августа 1998 года.[66]
Закон особо выделяет детей:
- оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- оставшихся без попечения родителей;
- инвалидов, имеющих недостатки в психологическом и (или) физическом развитии;
- жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- оказавшихся в экстремальных ситуациях;
- жертв насилия;
- отбывающих наказание в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
- проживающих в малоимущих семьях;
- с отклонениями в поведении, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельствах и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Закон признает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей, что диктует необходимость разработки, применения и усовершенствования различных профилактических и реабилитационных технологий.
В современном российском законодательстве особое внимание уделяется мерам, направленным на профилактику девиантного поведения подростков. В 1993 году вышел Указ Президента РФ № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав».
Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 1994 г. № 646 утверждено «Положение о межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации». На Комиссию возлагаются функции координации деятельности министерств и ведомств РФ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказания организационно-методической помощи комиссиям по делам несовершеннолетних при органах исполнительной власти субъектов РФ.
В 1998 году Межведомственной комиссий по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ была разработана Концепция совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Главным нормативным актом, регулирующим деятельность по профилактике девиаций несовершеннолетних, является Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый в июне 1999 г. Закон определил основные направления деятельности, установил ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в организации профилактической работы.[67] В соответствии с ним складывается вся система профилактики, обеспечивается принятие специальных программ, вносятся изменения в уже существующие документы.
Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЗ-120 от 24.06.99г., важнейшим социальным заказом общества является воспитательно-профилактическая работа с детьми и подростками по предупреждению правонарушений.
Данный закон выделил задачи, соответствующие новым методикам профилактики, изменил функции субъектов профилактики детской безнадзорности. Основные задачи в законе сводятся к осуществлению мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин, способствующих этому; организации контроля над условиями воспитания и обучения, за педагогическим обращением с несовершеннолетними в органах профилактики беспризорности; осуществлению всех возможных мер для того, чтобы подросток получил среднее образование; отказу от карательных мер в отношении несовершеннолетних детей и их семей; осуществлению деятельности, основанной на нормах международного права.
Действие Закона создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети соответствующих учреждений, комплексного решения проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики. Фундаментом системы профилактической работы стала концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям.
В настоящее время в Российской Федерации действуют несколько моделей социального обслуживания семьи и детей, которые можно разделить на государственные, смешанные и коммерческие службы.
Рассмотрим деятельность учреждений, которые относятся к системе социальной работы с дезадаптированными несовершеннолетними.[68]
Органы управления социальной защитой населения осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют работу с безнадзорными детьми, их родителями или их законными представителями, не исполняющими свои обязанности по отношению к несовершеннолетним или отрицательно влияющими на них. Данные учреждения контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социально-медицинской реабилитации, и иных учреждений, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним; внедряют в деятельность различных служб, занимающихся работой с дезадаптированными детьми, современные методики и технологии социальной реабилитации.
Учреждения социального обслуживания, т. е. территориальные центры социально-медицинской помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи, центры экстренной психологической помощи предоставляют бесплатные социально-медицинские услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, осуществляют их социальную реабилитацию и оказывают необходимую помощь: организуют досуг, развивают их творческие способности, организуют медицинское обслуживание, содействуют в оздоровлении и отдыхе.
Специализированные учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, – это социальные приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних.
Социальный приют – это учреждение временного пребывания детей и подростков от 3 до 18 лет, которое принимает детей по направлению органов социальной защиты из семей «группы риска» (если дети нуждаются в помощи, например, из-за болезни родителей), по направлению органов образованию (если родители не занимаются воспитанием детей), по направлению милиции и Комиссии по делам несовершеннолетних (это дети, занимающиеся бродяжничеством или находящиеся на учете в детской комнате милиции). Дети могут прийти в приют самостоятельно (из-за невыносимых условий проживания в семье) или по ходатайству соседей, учителей, воспитателей.
В социальных приютах осуществляется дифференцированный подход к каждому ребенку. Режим дня в них щадящий, но соблюдается строго. Сотрудники приютов стремятся к тому, чтобы все дети обучались, гармонично развивались, посещали различные кружки и спортивные секции. Но главной своей задачей специалисты данного учреждения считают возвращение ребенка в семью; если это не удается, ребенка переводят в детский дом.
Социальные приюты финансируются из государственного бюджета, но также им оказывается и значительная спонсорская помощь.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних осуществляет меры по социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 7 до 18 лет с различными формами и степенью дезадаптации, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В структуру данного центра обычно входят социальный приют и отделение дневного пребывания для несовершеннолетних.
Основными задачами центра являются: профилактическая работа по предупреждению беспризорности детей и подростков, медицинская помощь несовершеннолетним, психолого-педагогическое обслуживание, направленное на установление степени дезадаптации и ее устранение, работа с семьей ребенка и содействие в возвращении ребенка в семью или передаче в новую семью, а также обеспечение всестороннего развития ребенка.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения (смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение родительских прав, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, их длительное отсутствие, уклонение родителей от выполнения своих обязанностей), избирают формы устройства детей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Должностные лица дошкольных, общеобразовательных, лечебных и других учреждений и иные граждане, располагающие сведениями о безнадзорных детях, обязаны сообщить эти сведения в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Работники органов опеки и попечительства в течение трех дней после получения этих сведений должны обследовать условия жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения над ним родителей или родственников обеспечить защиту его прав и интересов до решения вопроса об его устройстве.
Если родители живы, не лишены родительских прав и семья не является дисфункциональной или девиантной, с родителями проводится психолого-педагогическая работа (или при необходимости медицинское лечение), и в случае положительного результата дети возвращаются в семью. Если дети остались без попечения родителей, они подлежат передаче на воспитание в семью на основании опеки, попечительства или усыновления или в детские сиротские заведения.[69]
Комиссии по делам несовершеннолетних и по защите их прав обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних; выявляют и устраняют причины и условия, способствующие безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; организуют контроль за условиями воспитания, обучения, содержания детей и подростков, а также за обращением с ними в учреждениях системы профилактики безнадзорности; оказывают помощь в быту и трудоустройстве несовершеннолетним, освобожденным из учреждений уголовно-исправительной системы либо вернувшимся из специальных учебно-воспитательных учреждений; содействуют в определении форм устройства несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства и др. Комиссии по делам несовершеннолетних применяют различные меры воздействия на несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. [70]
Органы управления образованием и образовательные учреждения контролируют и развивают сеть специализированных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, детских домов и школ-интернатов; участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятий несовершеннолетних; ведут учет несовершеннолетних, не посещающих занятия в образовательных учреждениях. Специалисты данных учреждений разрабатывают программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; создают психолого-педагогические комиссии, которые выявляют и проводят обследование несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и поведении; оказывают психолого-педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии, поведении или проблемы в обучении. Так же, как комиссии по делам несовершеннолетних и органы по социальной защите населения, органы образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования, выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении и оказывают им помощь в воспитании и образовании детей.
Учреждения, занимающиеся проблемами молодежи, участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществляют организационно-методическое обеспечение и координируют деятельность подшефных им социальных и медицинских учреждений, клубов и других организаций; активно участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних; курируют молодежные биржи труда.
Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел осуществляют: профилактическую работу с несовершеннолетними и их родителями или представителями, не выполняющими своих обязанностей; выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, предупреждают и пресекают противоправные действия несовершеннолетних; участвуют совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних в подготовке материалов, необходимых для помещения несовершеннолетних в центры изоляции или специальные учебно-воспитательные учреждения; информируют комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты населения и органы по делам молодежи о выявленных случаях безнадзорности.
Учреждения здравоохранения принимают несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с их социально опасным положением – пережитым насилием или дискриминацией, бродяжничеством, криминальной деятельностью, употреблением алкоголя или наркотиков.
Все эти организации предоставляют бесплатные социальные, медицинские, правовые и иные услуги несовершеннолетним, организуют досуг и занятость так называемым трудным подросткам, осуществляют информационно-просветительскую работу с молодежью. Они тесно взаимодействуют между собой с целью предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних, защиты их прав и интересов, воспитания и обучения полноценных членов общества.
Важную роль в системе профилактики девиантного поведения подростков играют социальные институты.
Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в различных социальных институтах. Социальные институты – это «организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами всех социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения»[71]. Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Наибольшее влияние на становление личности подростка, его социализацию оказывают семья и школа.
Информация о работе Профилактика девиантного поведения подростков