Процесс становления праобщества формирующихся людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть становление праобщества формирующихся людей.
Задачи:
изучить имеющуюся литературу по теме исследования;
выявить основные этапы формирования человека;
проанализировать особенности праобщины.

Оглавление

Введение 3
1 Основные этапы формирования человека 5
1.1 Антропоморфные обезьяны, австралопитеки, парантропы, плезиантропы 5
1.2 Древнейшие гоминиды. Общая характеристика 7
1.3 Древние гоминиды, характеристика трудовой деятельности 10
2 Процесс становления праобщества формирующихся людей 14
2.1 Происхождение человека. Стадо предлюдей 14
2.2 Праобщина 16
2.3 Возникновение человеческого общества. Начало социогенеза 18
Заключение 21
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по теме становление правообщества формирующихся людей.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

     С возникновением неантропов возникает  родовая община. В отличие от праобщины  она была уже сформировавшимся, «готовым», по выражению Энгельса, человеческим обществом. В нем достигли наивысшего развития начала первобытного коллективизма, отношения родства сознавались как экономические, а экономические – как родственные.

     Прогрессировали субъективные производительные силы – производственные навыки человека. За 25 – 30 тыс. лет человечество прошло значительный путь развития и расселения, и на теперь уже очень обширной области своего расселения создало разнообразные формы производственной деятельности.

     Первобытное человеческое стадо (Праобщина) – условное название первоначального человеческого коллектива, который занимался собирательством и охотой, непосредственно сменившего коллективы ближайших животных предков человека [6, 124].

     Она представляла объединение небольших  сообществ людей, обитавших на определенной кормовой территории. Праобщина как целостное образование выделяется по участию ее членов в процессе биовоспроизводства. Это основной системообразующий процесс в биопопуляциях.

     Производства  потребляемых продуктов не было, а  удовлетворение потребностей в пище осуществляется в основном путем собирательства и ловли мелких животных. Этот способ такой же, как и в биопопуляциях животных, когда каждый их член сам обеспечивает собственное потребление путем присвоения части продуктов природы на кормовой территории праобщины. Для жилья и отдыха использовались естественные укрытия, также сооружения природы, в основном пещеры. Безопасность от внешних воздействий обеспечивалась каждым членом праобщины самостоятельно. Но при нападении крупных животных осуществлялись коллективные однотипные действия по их запугиванию, а для оповещения сородичей об опасности использовалась звуковая сигнализация.

     Процесс детопроизводства и воспитания детей  также почти не отличался от аналогичных  процессов у животных. Подготовка детей к взрослой жизни базировалась на передаче способов удовлетворения животных инстинктов путем формирования у них способности осуществлять безусловно и условно рефлективные действия в соответствующих ситуациях. Их передача осуществлялась демонстрацией соответствующих действий родителями, повторением и запоминанием ребенком. Когда складывается определенная реальная ситуация, которая похожа на некоторые происходившие, она узнается человеком и побуждает его к осуществлению определенных действий.

     Это образное запоминание ситуаций является начальным этапом формирования у человека мыслительных способностей.

     При смене кормовой территории «открывались»  новые естественные продукты питания. Они включаются в рацион питания  только в случае удачных опытов их использования. Таким образом, осуществлялась передача положительного и отрицательного опыта сородичам, наблюдавшим за их поведением, и накопление праобщиной опытных знаний.

     В социальном плане праобщина представляла совокупность групп пралюдей, каждая со своим вожаком, который мог по своему усмотрению «регулировать» отношения между другими членами группы в соответствии со своими личными представлениями.

     В праобщине отсутствует целевое  осознанное нормирование отношений  между ее членами. Каждый делает все, что не встречает противодействия. Человек в праобщине самостоятельно формирует за счет оформления опыта взаимоотношений с вожаком и другими ее членами «личные правила поведения» и следует им. Он знает, что если сделает определенное действие в отношении конкретного человека из своей общины, то получит определенный ответ. Человек праобщины выбирает способ своего поведения в каждой ситуации путем прогнозирования возможных результатов своих действий и их последствий.

     Таким образом складывались естественные нормы отношений между людьми праобщины. Каждый делает все, что не встречает противодействия со стороны других членов праобщины. В целом их можно квалифицировать как отношения по принципу: «Кто сильнее, тот и прав». 
 

     2.3 Возникновение человеческого общества. Начало социогенеза 

     Главным фактором биологической эволюции является естественный отбор. Он может быть как  индивидуальный, так и групповой, то есть грегарный. Грегарный отбор  в той или иной степени имеет  место везде, где существуют объединения  животных, и включает в себя два тесно связанны, но различных явления. В первом смысле подразумевается обор индивидов обладающих теми или иными особенностями, которые могут не давать конкретному индивиду каких либо преимуществ, но полезны для всего объединения. Второе явление – отбор объединений как определенных целостных единиц. Примерами грегарного отбора могут служить объединения пчел, муравьев, термитов и т. д.

     У ранних предлюдей господствовал  индивидуальный отбор. А именно изменение  морфологической организации индивида, которое делало их более способными к действиям с орудиями. Но наступило время, когда дальнейшее развитие морфологической организации не могло обеспечить прогресса. Единственным способом совершенствования по приспособлению к среде с помощью орудий, стало совершенствование применяемых орудий, т.е. изготовление орудий. В результате деятельность разделилась на орудийно-созидательную и орудийно-приспособительную. На смену праорудийной деятельности пришла орудийная т.е. производственная.

     Развитие  производственной деятельности было объективной биологической необходимостью. И в то же время она не могла развиваться таким же образом как праорудийная, ибо, взятая сама по себе, была биологически бесполезной. Таким образом, индивиды, по своим морфологическим и иным данным более способные к производственной деятельности, не имели никаких биологических преимуществ по сравнению с теми, которые такими особенностями не обладали.

     Большая по сравнению с другими членами  группы приспособленность к производственной деятельности, не была таким качеством, которое могло предоставить предчеловеку высокий статус в системе доминирования. Имеются серьезные основания полагать, что наличие у индивида качеств, способствующих успеху производственной деятельности, делало менее вероятным наличие у него таких особенностей, которые обеспечивали бы ему высокий ранг в иерархии.

     В результате индивиды, более других способные к изготовлению орудий, имели не только больше, а, наоборот, меньше шансов получить высокий статус, а тем самым выжить и оставить потомство, чем особи, менее способные к этому.

     Тем самым существовавшие отношения  препятствовали развитию производства, и развитию праобщины. Объективной  производственной потребностью была ликвидация доминирования, вернее замещение ее такими отношениями, которые не подрывали сплоченность праобщины, и в то же время давали одинаковый доступ к мясу всем членам общины. Реализация этой проблемы была возможна лишь при условии выхода за пределы биологической формы движения материи. Новые отношения должны были стать надбиологическими, суперорганическими, т.е. социальными.

     В этой ситуации проявил себя грегарно-индивидуальный отбор. Но он действовал не по пути образования  сверхорганизма (как у пчел), поскольку  это невозможно в среде высокоорганизованных животных. Первобытное стадо эволюционировало тем успешнее, чем больше отдельные индивидуумы могли реализовать свои производственные наклонности, не испытывая ограничения в пище со стороны доминирующих особей.

     При наличии зачатков сознания и воли, которые были необходимы и развились в связи с производственной деятельностью, появилась групповая потребность в социальных, общественных отношениях.

     Эта потребность праобщества и определяла его волю, его формирующуюся мораль (прамораль). Удовлетворение этой социальной потребности было невозможно без ограничения биологических потребностей членов праобщества. Поэтому первым и вначале единственным требованием воли праобщества – его праморали, обращенным к каждому из его членов, было: не препятствовать доступу никого из остальных членов праобщества к мясу. Это было требование всех членов праобщества, вместе взятых, к каждому его члену, взятому в отдельности. Оно было первым правилом, первой нормой человеческого поведения. Но эта обязанность всех членов праобщества с неизбежностью оборачивалась для них и правом, а именно правом каждого из них получить долю мяса, добытого в коллективе [5, 86].

     И эта обязанность, и это право, сама норма, от которой они были неотделимы, были не чем иным, как одновременно и порождением и отражением материальных отношений собственности праобщества на мясо.

     Борьба  социального и биологического в  течение всего периода формирования общества носила упорный характер. Обуздываемый, но полностью еще не обузданный зоологический индивидуализм  представлял для праобщества и пралюдей грозную опасность. Прорывы зоологического индивидуализма означали освобождение тех или иных членов праобщины из под социального контроля, превращение индивидуалистических инстинктов в единственные стимулы их поведения. Там, где это приобретало массовый характер, происходило разрушение социальных отношений и исчезновение социальных стимулов поведения. Все это могло привести и приводило к распаду праобщины и гибели ее членов.

     Ограничение проявления биологических инстинктов было объективной потребностью развития праобщества, которая с неизбежностью должна была найти свое выражение в формирующейся воле праобщины (праморали), а через нее и в воле каждого прачеловека. Необходимостью было, таким образом, появление норм поведения, ограничивающих проявление биологических инстинктов. Эти нормы с неизбежностью должны были носить негативный характер, т. е. они были запретами. Данные этнографии позволяют составить представление о том, какой именно характер носили эти первобытные запреты. Они выступали в форме табу. Весьма вероятно, что форму табу носили вообще все первые нормы поведения, в том числе и такие, которые имели позитивное содержание.

     Становление человеческого общества с необходимостью предполагало обуздание, введение в  определенные рамки таких важнейших индивидуалистических потребностей, как пищевая и половая.

     Это было необходимо в силу того, что  зарождающаяся производственная (трудовая) деятельность требовала не только биологических  качеств от индивидуумов праобщины, но и интеллектуальных. В результате естественного отбора прогрессировали те сообщества пралюдей, в которых были более прочные и развитые социальные связи. 

 

Заключение 
 

     Борьба  социального и биологического в  течение всего периода формирования общества носила упорный характер. Обуздываемый, но полностью еще не обузданный зоологический индивидуализм представлял для праобщества и пралюдей грозную опасность. Прорывы зоологического индивидуализма означали освобождение тех или иных членов праобщины из-под социального контроля, превращение индивидуалистических инстинктов в единственные стимулы их поведения. Там, где это приобретало массовый характер, происходило разрушение социальных отношений и исчезновение социальных стимулов поведения. Все это могло привести и приводило к распаду праобщины и гибели ее членов.

     Ограничение проявления биологических инстинктов было объективной потребностью развития праобщества, которая с неизбежностью  должна была найти свое выражение  в формирующейся воле праобщины (праморали) , а через нее и в  воле каждого прачеловека. Необходимостью было, таким образом, появление норм поведения, ограничивающих проявление биологических инстинктов. Эти нормы с неизбежностью должны были носить негативный характер, т.е. они были запретами. Данные этнографии позволяют составить представление о том, какой именно характер носили эти первобытные запреты. Они выступали в форме табу. Весьма вероятно, что форму табу носили вообще все первые нормы поведения, в том числе и такие, которые имели позитивное содержание.

     Становление человеческого общества с необходимостью предполагало обуздание, введение в определенные рамки таких важнейших индивидуалистических потребностей, как пищевая и половая.

     Это было необходимо в силу того, что  зарождающаяся производственная (трудовая) деятельность требовала не только биологических качеств от индивидуумов праобщины, но и интеллектуальных. В результате естественного отбора прогрессировали те сообщества пралюдей, в которых были более прочные и развитые социальные связи.

     В западной науке общество, которое  у нас принято называть первобытным, чаще всего именуется примитивным (primitive). Называют его западные исследователи также племенным (tribal), примордиальным (primordial, т.е. первобытным, изначальным), бесклассовым (classless), безгосударственным (stateless), эгалитарным (egalitarian) обществом.

     После появления классовых обществ  первобытные общества полностью  не исчезли. Они вплоть до наших дней продолжали существовать наряду с классовыми, что, разумеется, не могло на них  не сказаться.

     Палеоистория  существенно отличалась от всей последующей истории человечества (неоистории). И одно из различий, разумеется, не самое главное, состоит в том, что об этой эпохе не существует никаких письменных сведений.

     Человек современного вида в современной  биологической систематике относится к семейству гоминидов, роду человек (Homo), виду (sapiens – разумный). Вместе с обезьянами человек относится к отряду приматы – одному из 18 отрядов, выделяемых в составе класса млекопитающих.

     Самые ранние находки останков приматов относятся ко времени 60 – 55 млн. лет назад. Около 40 млн. лет назад происходит обособление линии высших приматов – обезьян (или говоря научным языком антропоидов). Затем в период 35 – 30 млн. лет назад произошло выделение внутри антропоидов широконосых и узконосых обезьян, последние дадут ветвь, из которой разовьется человек современного вида.

Информация о работе Процесс становления праобщества формирующихся людей