Проблемы формирования среднего класса современного российского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:04, контрольная работа

Краткое описание

Определение среднего класса в России, его функции и особенности.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 56.87 Кб (Скачать)

Следовательно, полученное образование и выработанные в процессе его получения манеры и стиль жизни, а также профессиональный статус и связанное с ним материальное вознаграждение дают индивиду основания претендовать на более высокую социальную позицию и принадлежащий этой позиции престиж.

Богатство и власть как  основные факторы мобильности

Большинство исследователей на первое место ставят экономический (доход, богатство, собственность) фактор, основываясь на показателях среднедушевого денежного дохода в системе «богатый – бедный» и на значении децильного коэффициента. Например, в 1997г. доходы 10% наиболее обеспеченных были в 12,8 раз выше, чем у 10% наименее обеспеченных, тогда как в развитых западных странах это соотношение не превышает 4-5 %, и вряд ли это соотношение резко снизилось к 2009 году.

Другой стороной имущественной дифференциации является должностной статус, особенно наличие распорядительных финансовых функций; уже достаточно оформилась группа людей, которая благодаря своему положению в системе властных отношений становится господствующей и привилегированной.

В представлениях населения богатство также является основным фактором, определяющим отношения неравенства. Так, по данным З.Т. Голенковой, основными факторами, определяющими социальное расслоение общества, большинство респондентов (91,3% и 91,2% соответственно) назвали власть и доход, тогда как образование и профессия занимают лишь пятое (35, 6%) и седьмое (30,1%) места.

Таким образом, в российском обществе все пространство социальной стратификации определяется практически одним показателем, а именно материальным (богатство) при резком снижении значимости других критериев дифференциации, которые перестают играть уравновешивающую роль.

Такое положение вещей ведет к усилению дезинтеграционных процессов, поляризации и социального неравенства, ограничению восходящей мобильности и, в конечном счете, к замкнутости верхних слоев, т. е. к тому, от чего общество пытается уйти.

4. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 
Для обозначения поведения человека в обществе одним из основоположников научной социологии — М. Вебе-ром (1864—1920) было введено понятие «социальное действие». М. Вебер писал: «Не все типы взаимоотношения людей носят социальный характер; социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения — последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта — является уже «социальным действием». Иными словами можно сказать, что социальное действие, как и социальное поведение, проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей. При этом нередко социальное поведение протекает под влиянием внешних условий. 
Анализируя типы социального поведения, М. Вебер установил, что в их основе лежат принятые в обществе образцы. К таким образцам относятся нравы и обычаи. 
Нравы — такие установки поведения в обществе, которые складываются внутри определенного круга людей под влиянием привычек. Это своего рода социально предписанные стереотипы поведения. В процессе становления личности происходит освоение общественных нравов через отождествление себя с другими людьми. Следуя нравам, человек руководствуется соображением, что «так поступают все».. 
Если же нравы фактически укоренялись в течение длительного времени, то их можно определить как обычаи. Обычай состоит в неуклонном следовании предписаниям, воспринятым из прошлого. Обычай выступает как средство социализации человека, передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению, выполняя функции поддержания и укрепления внутригрупповой сплоченности. 
Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения. 
В социальной психологии социализация понимается как процесс социального научения, для которого необходимо одобрение группы. При этом человек развивает качества, нужные для эффективного функционирования в обществе. Многие социальные психологи выделяют две основные стадии социализации. Первая стадия характерна для раннего детства. На этой стадии преобладают внешние условия регулирования социального поведения. Вторая стадия социализации характеризуется тем, что происходит замена внешних санкций внутренним контролем. 
  Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и самосознания. В сфере деятельности осуществляется как расширение ее видов, так и ориентировка в системе каждого вида деятельности, т. е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. д. В сфере общения происходит обогащение круга общения человека, углубление его содержания, развитие навыков общения. В сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки и пр.

Социальное поведение  личности.

Поведение личности – это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, становится личностным, когда оно включено в общение с другими людьми. Речь идет прежде всего об осмысленном поведении, о реализации в действиях и поступках таких связей и взаимоотношений, в которых субъект поведения участвует как разумное существо, осознанно относящееся к своим действиям.

  Поведение человека принципиально отличается от поведения животного тем, что животное своей активностью непосредственно удовлетворяет  природные потребности, тогда как поведение людей многократно опосредствовано. Прежде всего орудийной деятельностью (изготовление орудий труда), использованием языка как средства общения, реализацией ближайших целей для достижения более отдаленных. Да и сами потребности человека постоянно развиваются. Следовательно, любое проявление человеческого поведения является в своей основе социальным.

  Социальное поведение –  внешнее проявление деятельности, в которой выявляется конкретная позиция человека, его установка. Это форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам. В качестве механизмов саморегуляции социального поведения личности выступают социальные установки (диспозиции), формирующиеся в  результате взаимодействия  стимулов и мотивов в конкретных условиях внешней среды.

Установка представляет собой готовность, предрасположенность  человека  к определенной активности и действиям по отношению к какому-либо объекту. Социальная установка – это ценностное отношение к социальному объекту, психологически выражающееся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него. По мнению американского социолога Дж.Герберта, социальная установка включает в себя все, что нам нравится, нашу приязнь или неприязнь по отношению к самим себе и окружающим.         Она возникает из способности видеть мир и самих себя так, как его видят другие, и так, как это принято в данной социальной общности.

В 1934 году американский исследователь Лапьер провел эксперимент, результаты которого впоследствии стали  известны под названием “парадокс  Лапьера”. Лапьер путешествовал по США с двумя студентами-китайцами. Они посетили 252 отеля и во всех случаях (за исключением одного) встретили  радушный прием. После завершения путешествия  Лапьер обратился к владельцам 251 отеля с письмами, в которых  сообщал, что снова намерен посетить эти места и просил ответить, может ли он надеяться на их гостеприимство. Ответ был получен из 128 отелей, причем только в одном случае было согласие, а в других письмах – отказ или уклончивые формулировки. Лапьер решил, что между реальным поведением хозяев и их отношением к китайцам есть расхождение.

   Причина “парадоксального” поведения заключалась в том, что у каждого человека не одна, а несколько социальных установок разных уровней, которые срабатывают в зависимости от ситуации. Как известно, человеческие потребности определенным образом структурированы и находятся в иерархической зависимости. При удовлетворении потребностей низшего уровня актуализируются потребности высшего уровня. Каждому уровню потребностей соответствует определенный уровень социальных установок.

В данном случае, когда  гости прибыли в отель, сработала  элементарная фиксированная установка. В результате – хороший прием. В дальнейшем в действие вступили ценностные ориентации и соответствующие  им установки. Как следствие этого  действия – отказ.

Мы постоянно  меняем свои социальные установки в  зависимости от установок других людей. Но вопрос состоит в том, кто  эти другие? Во-первых, это те, кто  нам нравится, к кому мы испытываем симпатии. Во-вторых, это те, кто рядом  с нами, но немного выше нас по престижу. Сила влияния на наши установки  обратно пропорциональна социальной дистанции, под которой понимается восприятие различия социального статуса участниками  социального взаимодействия.

 

Заключение

Средний класс – уникальное явление в  мировой истории. Можно сказать, его не было на протяжении всей истории  человечества. Он появился лишь в XX веке. В обществе он выполняет специфическую  функцию. Средний класс – стабилизатор общества. Чем он больше, тем меньше вероятность того, что будут сотрясать  революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы.

Он состоит  из тех, кто сделал судьбу собственными руками и, следовательно, кто заинтересован  в сохранении того строя, который  предоставил подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных  полюса, бедных и богатых, и не даёт им столкнуться. Чем тоньше средний  класс, тем ближе полярные точки  стратификации, тем вероятнее их столкновение. И наоборот.3

Средний класс – самый широкий потребительский  рынок для мелкого и среднего бизнеса. Чем многочисленнее этот класс, тем увереннее стоит на ногах  малый бизнес. В средний класс  входят две основные категории: собственники материального капитала и собственники интеллектуального капитала, в том  числе менеджеры, учёные, инженеры.

Формирование  среднего класса, по-видимому, необходимый  этап развития социально-ориентированной  рыночной экономики. Однако период его  достаточно определенного существования  в социальной структуре постиндустриального  общества может оказаться достаточно небольшим. В случае если тенденция  к выравниванию положения различных  классов, групп, слоев  будет достаточно сильной, то границы среднего класса станут постепенно менее четкими.

В заключение можно сказать, что социально-классовая  структура строится на основании  неравенства с учётом такой характеристики, как гетерогенность. Близость социальных статусов приводит к образованию  социальных слоёв, которые помимо разницы в вознаграждениях имеют разные установки, нормы поведения, идеалы и т.д.

 

Список литературы

  1. Беляева Л.А. Критерии выделения российского среднего класса // Средний класс в современном российском обществе. М.: РОССПЭН, 1999. С.12.
  2. Чепуренко А.Ю. Средний класс в российском обществе: критерии выделения, социальные особенности // Средний класс в современном российском обществе. М.: РОССПЭН, 1999. С.8-9.
  3. Заславская Т.И., Громова Р.Г. К вопросу о "среднем классе" российского общества // Мир России. 1998. #4. С.5-6.
  4. Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М.: Интеллект, 1998. С. 96.
  5. Андреев А.Л. "Два средних класса" в российском обществе? // Средний класс в современном российском обществе. М.: РОССПЭН, 1999. С.39-51.
  6. Здравомыслов А.Г. Несколько замечаний по поводу дискуссии о среднем классе // Средний класс в современном российском обществе. М.: РОССПЭН, 1999. С.30-35.
  7. Средний класс в современном российском обществе/РНИСиПН. М.: РОССПЭН, 1999.
  8. Средний класс в России: количественные и качественные оценки. М.: ТЭИС, 2000. С. 11-12; Григорьев Л., Малева Т. Средний класс в России на рубеже этапов трансформации // Вопросы экономики. 2001. #1. С.52-53.
  9. Авраамова Е. К проблеме формирования среднего класса в России // Вопросы экономики 1998г. №7 с.43-54.
  10. Беленький В.Х. О среднем классе в России // Социально-политический журнал 1997г. №11-12 с.15-26.
  11. Галкин А.А. Тенденции изменения социальной структуры // Социс 1998г. №7 с.44-54.
  12. Голенкова З.Т. Средние слои в современной России // Социс 1998г. №7 с.44-54.
  13. Рывкина Р.В. Эксперты о среднем классе // Информационный бюллетень 1997г. №1
  14. Ситников А. Формируется ли средний класс?// Российский экономический журнал 1999г. №3 с.26-35.
  15. Тарасов А. «Средний класс» или «мещанский слой», заметки социолога // Свободная мысль 1998г.№1 с.46-56.

 


Информация о работе Проблемы формирования среднего класса современного российского общества