Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:04, контрольная работа
Определение среднего класса в России, его функции и особенности.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДНЕГО КЛАССА
СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО
Содержание
Ведение
Заключение
Список литературы
Ведение
Процесс формирования и развития среднего класса относится к числу базовых социальных процессов в трансформационных экономиках. В начале экономических реформ предполагалось, что они приведут к рождению масштабного среднего класса - экономически самостоятельного социального субъекта, способного эффективно выполнять традиционные для него функции – инвестировать российскую экономику, играть роль основного налогоплательщика, выступать в качестве стабилизатора общественно-политических процессов. Факт формирования среднего класса можно было бы рассматривать в качестве важного критерия эффективности реформ, свидетельствующего о прочности всей системы экономических, социальных и политических институтов. Финансовый кризис августа 1998 г. не мог не осложнить экономическое положение слоев населения, которые могут быть отнесены к среднему классу. Общественная тональность в отношении его судьбы резко изменилась – от мажорно-бравурных деклараций о формировании устойчивого среднего класса в начале1998 г. до столь же поспешной тризны по поводу его кончины в конце того же года. В этой связи большинство существующих исследований по проблемам среднего класса заражены различного рода идеологемами.
Проблема в значительной мере осложняется тем, что в течение длительного периода в России проблемы социальной стратификации вообще и понятие "средний класс" как ее элемент практически игнорировались общественными науками. Хотя термин "средний класс" в настоящее время прочно вошел и в общественное сознание, и в научный оборот, эта категория длительное время использовалась как публицистический термин и не имела ни научного описания, ни методологии исследования. Еще менее ясными являются количественные оценки размера и структуры среднего класса. Представления о границах и составе этого слоя существенно варьируются – различные исследователи оценивают их от 15 до 60-70% населения страны.
Чтобы раскрыть проблему среднего класса, прежде всего, необходимо внести ясность в его определение. Изрядная доля неразберихи вокруг «среднего класса», который то ли еще не родился, то ли уже погиб, связана с тем, что разные авторы исходят из совершенно различных подходов к определению среднего класса.
Наиболее часто встречающиеся подходы к определению среднего класса в России можно свести к следующим:
Наличие в обществе среднего слоя и его значительный количественный вес стабилизируют социально-политическую обстановку, создают гарантии демократического пути развития общества. В индустриально развитых странах он составляет большинство населения — от 60 до 80%. К среднему классу принято относить врачей, преподавателей и учителей, инженерно-техническую интеллигенцию (включая всех служащих), среднюю и мелкую буржуазию (предпринимателей), высококвалифицированных рабочих, руководителей (менеджеров). В российском обществе, считающимся переходным, а потому нестабильным, доля среднего класса не очень высока и составляет по разным оценкам от 12 до 25%. По мере развития промышленности и подъема экономики нашей страны удельный вес среднего класса будет возрастать.
Средний класс — уникальное явление в мировой истории. Скажем так: его не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в XX веке. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс — стабилизатор общества. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы. Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чем меньше средний класс, тем ближе друг к другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение. И наоборот.
В сегодняшней посткоммунистической России развитию среднего класса опять-таки мешают политические катаклизмы, финансовые кризисы, неразумная политика государства и т.д. Ради объективности необходимо также отметить, что за 8-10 лет постсоветского развития средний класс просто физически не мог сформироваться. В этом вопросе нашей стране не удалось пройти за несколько лет тот путь, на который у других народов уходили многие десятилетия. Сегодня в российском обществе переходного периода можно говорить лишь об эмбрионах среднего класса. Поэтому понятие «российский средний класс» сейчас можно употреблять лишь с очень большой натяжкой. В основе такого отношения к нему лежит тот факт, что у нашего доморощенного среднего класса пока нет многих весьма существенных черт.
Среди характеристик
среднего класса, не наблюдающихся
у россиян, претендующих на этот статус,
хотелось бы, прежде всего, отметить отсутствие
экономической самостоятельности. Представители
среднего класса в России находятся в
сильной зависимости от власти, которая
в один момент можетсделатьмаргиналами,
Не соответствует
российский средний класс высоким
западным стандартам и по уровню доходов.
Разумеется, в стране есть страта, чей
уровень доходов соответствует
среднему классу в развитых странах.
Однако в условиях бедной страны семьи
с доходом в 1000$ на одного члена
семьи в месяц относятся
Не очень отличаются представители российского среднего класса от западных по уровню образования и культуры. Высшее и среднее специальное образование имеют практически все представители среднего класса.
Подводя итоги сказанному
выше, можно с определенной долей
уверенности сказать, что у представителей
прообраза российского среднего
класса уже есть определенный капитал
в виде собственности, а также
образовательный и
Современных российских исследователей,
изучающих проблему среднего класса,
можно отнести к двум категориям.
Первые утверждают, что среднего класса
в России нет. Вторые признают его
существование, но в то же время единодушно
отмечают незавершенность его
Первая группа отнюдь не едина. Различные ее представители используют разные аргументы в обосновании своей точки зрения. Рассматривая их, обратим внимание, по меньшей мере, на три основных подхода. Первая позиция может быть охарактеризована как последовательный конструктивизм. Согласно этой позиции, среднего класса нет как объективной реальности, есть лишь понятие среднего класса, с помощью которого создается эта реальность. Второй способ аргументации в пользу отрицания среднего класса в России связан с трактовкой его как чисто западного явления и понятия. Обращение к этому понятию, по мнению ряда авторов, ничего не дает для научного анализа социальных процессов, т.к. Россия – весьма специфическая страна, и в ней все происходит иначе, чем на Западе. Третий подход связан с критическим отношением к российским реформам. Он исходит из того, что ход реформ ведет не к созданию среднего класса, а к поляризации общества на очень богатых и очень бедных. А поляризация в перспективе ведет к глубоким классовым конфликтам и катастрофам.
Остановимся теперь на нескольких
определениях среднего класса, предлагаемых
теми, кто признает его существование
как важной составляющей социальной
структуры российского
2.УРОВЕНЬ ЖИЗНИ И ПОТРЕБЛЕНИЯ
Понятие «уровень жизни населения», его составляющие.
Уровень
жизни является одной из важнейших
социальных категорий, которая характеризует
структуру потребностей человека и
возможности их удовлетворения. Потребности
людей многообразны. Наряду с материальными
существуют (и не менее важны) потребности
духовные и социальные. Потребность
– это необходимость, принявшая
специфическую форму в
Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека).
Рост
уровня жизни создаст возможности,
материальную базу для улучшения
качества жизни. Последнее не ограничивается
уровнем потреблением товаров и
услуг, а выступает обобщающей характеристикой
социально-экономических
Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.
Информация о работе Проблемы формирования среднего класса современного российского общества