Проблемы формирования среднего класса современного российского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:04, контрольная работа

Краткое описание

Определение среднего класса в России, его функции и особенности.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 56.87 Кб (Скачать)

Условия жизни можно укрупнено разделить  на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и  социально-психологические условия. Условия быта – это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных  мастерских, прокатных пунктов и  т.д.), состояние торговли и общественного  питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия  досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное  время – часть внерабочего  времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.

Возможны  три аспекта изучения уровня жизни: 1) применительно ко всему населению; 2) к его социальным группам; 3) к  домохозяйствам с различной величиной  дохода.

Для характеристики уровня жизни используется система индикаторов – интегральных и частных, натуральных и стоимостных.

Социальные нормативы и потребности

Важную  роль в изучении уровня жизни населения  играют социальные нормативы как  научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различаются социальные нормативы: развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий  жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и  др. Они могут быть уровневыми, выражающими  абсолютную или относительную величину нормы соответственно в натуральных  показателях или процентах (возможные  варианты нормативов: моментальные, интервальные, минимальные, максимальные), а также  приростными, представленными в  виде соотношения приростов двух показателей.

Непосредственное  отношение к уровню жизни имеет  потребительский бюджет, суммирующий  нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам  населения, климатическим зонам, условия  и тяжести труда, месту проживания и т.д. Различают минимальный и  рациональный потребительские бюджеты.

К другим основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и  пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии  учащимся, регулярные или разовые  целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам  населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

В совокупности они образуют систему минимальных  социальных гарантий как обязанность  государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда  и трудовой пенсии, право на получение  пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики – прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

Существующие  нормативы отражают современные  научные представления о потребностях людей в благах и услугах –  личных потребностях. Однако последнее  не следует абсолютизировать, так  как они всегда изменчивы, что  затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную  необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и  услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного  человека.

Личные  потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные. Физиологические потребности  являются определяющими – первого  порядка, поскольку выражают потребности  человека как биологического существа; в их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д.

Интеллектуальные  потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.

Социальные  потребности связаны с функционированием  человека в обществе – это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение  с людьми, обеспечение социальных прав и т.д.

Интеллектуальные  и социальные потребности относятся  к потребностям непервой необходимости  и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень  удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия же для их удовлетворения характеризуются бюджетом времени населения. По величинам рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность рабочего времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека.

Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Первые отвечают научным  представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддержание  здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно  с помощью рациональных норм и  нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки  о питании). Вторые (иррациональные) потребности выходят за рамки  разумных норм, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности  по отношению к питанию.

Внешней формой проявления личных потребностей выступает спрос населения, хотя и количественно, и качественно  он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский  спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления  населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности  населения.

Наряду  с личными выделяют социальные потребности  общества, обусловленные необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т.д.

 

3. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Понятие о ценностных ориентациях личности

Ценностные  ориентации - одна из ведущих характеристик  личности человека, той уникальной формой осознания личностью особенностей развития общества в целом, своей  социальной среды, сущности собственного «Я», которое характеризует мировоззрение  личности, её способность действовать, то есть её социальную, интеллектуальную и творческую активность. Сегодня  невозможно обойти вниманием весь накопленный  опыт формирования ценностных ориентации, вскрывающий ценностный спектр человеческого  бытия. Для того, чтобы разобраться  в многочисленных трактовках феномена «ценностные ориентации» необходимо рассмотреть более подробно сущность родового понятия «ценность».

Многие  философы делали попытки анализировать  значения слова «ценность», но наиболее полный анализ был проведен К. Марксом. Проанализировав значения слов «стоимость», «ценность» на санскритском, латинском, готском, древневерхненемецком, английском, французском и многих других языках, К. Маркс сделал вывод, что слова  «Value», «Valeur» (ценность, стоимость) выражают свойство, принадлежащее предметам. И, действительно, «они первоначально  выражают не что иное, как потребительскую  стоимость вещей для человека, такие их свойства, которые делают их полезными или приятными для  человека... Это есть общественное бытие  вещи».

Генезис понятия «ценность», реконструируемый на основе этимологии обозначающих его  слов, показывает, что в нём были соединены три значения: характеристика внешних свойств предметов, выступающих  как объект ценностного отношения, психологические качества человека, являющегося субъектом этого  отношения; отношения между людьми, их общение, благодаря которому ценности обретают общезначимость.

Многие  мыслители прошлого, исследуя взаимоотношения  между истинной, добром и красотой, нашли для них как бы единый общий знаменатель - понятие «ценность». И это вполне объяснимо - ведь добро  является нравственной ценностью, истина - познавательной, а красота -эстетической. Как точно подметил С.Ф. Анисимов «ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и в каждой личности, и  каждого события, и каждого поступка».

В определении  понятия «ценность» существует несколько  подходов. Одна группа философов (В.П. Тугаринов  и другие) считают, что свойства предмета не зависят от субъекта, но в то же время ценности содержат и субъективный момент, так как взаимосвязаны  с интересами и потребностями  людей . При данном подходе ими учитывалась конкретно-историческая деятельность субъекта, его активность, классовая принадлежность, партийность и т.д. Другая группа исследователей (М.В. Демин, A.M. Коршунов, Л.Н. Столович и другие) доказывают, что ценность носит объективный, всеобщий характер.

Ценность  объективна по характеру, она может  существовать и вне сознания личности. Личность очевидно, не всегда воспринимает всю совокупность объективных ценностей. В первую очередь здесь говорят  об уровне усвоения, принятия, субъективирования  личностью этих ценностей. В этой связи, по мнению В.П. Тугаринова, «решение проблемы ценностей, если оно хочет  быть эффективным, а не формальным должно быть тесно связано с решением проблем личности, с изучением личных ценностей и с воздействием на последнее, т.е. воспитанием» [49, с. 101].

Наиболее  обоснованной и логичной выглядит позиция  авторов, рассматривающих ценность в рамках субъектно-объектных отношений, в которых объект (предмет или  явление материального или духовного  плана) выступает значимым для субъекта (человека или социальной группы), так, О.Г. Дробницкий представляет «ценность» как явление двоякого рода, как «ценностные характеристики предмета» или как «ценностные представления». Действительно, у явления, будь оно существующим или мыслимым, есть некоторые свойства, которые имеют для нас положительное или отрицательное значение. Эти свойства не зависят от того, кто их оценивает, а так как они рассматриваются в связи с потребностями, интересами людей, то они представляют собой единство объективного и субъективного моментов. При этом объективный момент ценности является первичным, так как ценность не умственный акт, а предмет ценностного отношения. Вне ценностного отношения нет ценности, но это не значит, что ценность и ценностное отношение - одно и то же. Ценность находится в пределах ценностного отношения, под которым понимают «связь субъекта и объекта, в которой то или иное свойство объекта не просто значимо, а удовлетворяет осознанную потребность субъекта, человека, потребность, сформированную в виде интереса и цели» .

Вопрос  о ценности - есть вопрос о роли, функции  предметов или явлений, которую  они играют благодаря своим способностям удовлетворять ту или иную потребность  человека. Поэтому выбранные человеком  ценности становятся основой для  формирования его новых личностных потребностей. Отсюда ценностная характеристика приложила и к предметам, явлениям природы, включенным в человеческую жизнедеятельность, и к предметам  материальной культуры, и к явлениям социально-политического и духовного плана. Ценности, актуализируясь, в значительной мере ориентируют поведение людей, выступая при этом в качестве своеобразных регуляторов социального поведения. Основные трудности решения ценностных проблем состоят в том, что объективная и субъективная стороны ценностей могут не совпадать и даже противоречить одна другой. Человек может не знать и не использовать определенные полезные свойства предметов и явлений, они не будут являться для него ценностью. Возможна ситуация, когда человек интенсивно усваивает отвергаемые обществом ценности, то, что объективно является для него вредным. «Будучи ценностью, хотя и высшей, человек как личность получает возможность познания других ценностей, открытия для себя бесконечного пространства культуры, цивилизации». Только признаваемая в результате отбора ценность может выполнять «ценностную функцию - функцию ориентира при формировании человеком решения о том или ином поведении». В подтверждение выше рассмотренной мысли необходимо отметить, что В.П. Тугаринов особо отмечал важность ценностного подхода как посредствующего звена, «моста» между теорией и практикой. Его позиция представляется нам более убедительной. Представляется также интересным рассмотрение ценности с позиции межсубъектных отношений. Такую точку зрения занимают В.Г. Выжжлецов и В.Н. Козлов, которые утверждают, что категория ценности отражает наиболее общий тип межсубъектных отношений, складывающихся в социальной практике по поводу тех или иных объектов - носителей этих ценностей. По их мнению, ценности возникают, формируются, проявляются и функционируют в результате межсубъектных отношений, в свою очередь, сформировавшиеся ценности определяют характер будущих оценок .

Ценность  предполагает оценку субъектом свойств  объекта. Очевидно, что ценность, ценное - это положительно оцениваемое человеком, который исходит из своих осознанных потребностей. В природе, взятой изолированно от человека, не может быть ценностных отношений и ценностей, поскольку там нет сознательного целеполагания и способности к сознательной оценке.

В теории ценностей обращается внимание на то обстоятельство, что в оценке важную роль играет субъективный фактор, подчеркивается роль оценки в соотнесении объектов внешнего мира с потребностями и  интересами человека. «Оценку можно  рассматривать как особый вид  познания, как оценочное познание».

Посредством ценностной оценки познается степень  соответствия оцениваемого предмета ценностным установкам субъекта. Этот вид оценки доминирует в социальном познании. Ценностные установки субъекта социального  познания оказывают влияние на выбор  и постановку проблем, объяснение полученного знания, определяет интерпретацию основных понятий социального знания.

Факторы социальной мобильности

Большинство западных социологов в качестве доминантного фактора социальной мобильности в современных обществах выделяют экономический, который становится базовым и в современной России, где после реабилитации частной собственности и предпринимательства богатство стало общепризнанным критерием социального успеха, социальной защищенности и возможности продвижения в высшие страты.

Другой основной фактор социальной мобильности - профессия. Действительно, в индустриальном обществе развитие передовых технологий дает толчок появлению множества новых профессий, требующих высокой квалификации и подготовки, с одной стороны, и являющихся высокооплачиваемыми и престижными, с другой. Вследствие этого возрастает уровень мобильности как добровольной, ориентированной на достижения, так и вынужденной, основанной на необходимости повышения квалификационного уровня.

Это, в свою очередь, определяет высокую значимость образования как фактора социальной мобильности. М. Вебер в качестве критерия притязаний на «…позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа» указывал, во-первых, образ жизни, во-вторых, «формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни», и, в-третьих, престиж рождения или профессии. С другой стороны, П.А. Сорокин отмечал, что « роль канала, который исполняет современная школа, становится все более значимой, ведь, по сути, она взяла на себя функции, ранее выполнявшиеся церковью, семьей и некоторыми другими институтами».

Информация о работе Проблемы формирования среднего класса современного российского общества