Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 23:13, курсовая работа
Цель исследования состоит в поиске и разработке путей решения проблем трудоустройства в современном обществе.
Для достижения указанной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи:
1. Охарактеризовать структуру формирования рынка труда в анализе проблем трудоустройства;
2. Рассмотреть характер проблем трудоустройства современной молодежи;
Введение 3
РАЗДЕЛ I. 5
ТРУДОУСТРОЙСТВО В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Структура формирования рынка труда в анализе проблем трудоустройства 5
1.2. Общие проблемы трудоустройства современной молодежи 12
Выводы по первому разделу: 17
РАЗДЕЛ II. 18
ПРАКТИКА ЦЕЛЕВОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА 18
2.1. Специфика развития регионального трудового сектора рынка 18
2.2. Анализ практики реализации целевых программ на рынке труда Саратовской области 20
В Рекомендациях Международной организации труда об основах содействия передовой организации охраны труда на национальном уровне говорится, что: государства должны стремиться к повышению уровня сознания работников и понимания общественностью остроты проблемы охраны труда. Этому способствует обучение охране труда работников, руководителей, специалистов на базе программ основного и дополнительного профессионального образования; предоставление консультационных и информационных услуг предпринимателям; содействие разработке на уровне рабочих мест стратегии по обеспечению безопасности и охране здоровья.
Национальные программы охраны труда должны активно помогают претворять в жизнь меры и мероприятия профилактического характера на рабочих местах с участием социальных партнеров. Поэтому основные усилия реализации программы «Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области» направлены на предупреждение производственного травматизма и снижение его уровня на основе перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечению в управление этими рисками основных сторон социального партнерства - работодателей и работников. Так, в 2012-13 г. уровень травматизма в расчете на 1000 работающих в Саратовской области снизился на 5% и составил 1,7 (по России в целом - 2,1). Уровень производственного травматизма в Саратовской области на 11,5% ниже, чем в Приволжском федеральном округе, и на 20% ниже, чем в целом по России. Объем финансирования мероприятий по охране труда в Саратовской области в 2009 г. составил 6006,1 р. в расчете на 1 работающего в среднем по области. В Приволжском федеральном округе по объему финансирования мероприятий по охране труда в расчете на 1 работающего Саратовская область занимает второе место, по уровню производственного травматизма - седьмое место.
Важную роль в распространении положительного опыта по созданию здоровых и безопасных условий труда играет ежегодно проводимый областной смотр- конкурс по охране труда. Ежегодно в конкурсе принимают участие около 800 предприятий. Лучшие предприятия награждаются дипломами и ценными подарками.
В результате совместной работы органов местного самоуправления, аттестующих и образовательных организаций и работодателей на 1 ноября 2013 г. аттестовано 28234 рабочих места, прошли обучение по охране труда 8403 чел. Не менее важной является «Программа Саратовской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» на 2009-2012 гг., к основным направлениям реализации которой относятся:
- оказание содействия добровольному переселению участников Программы в соответствии с определением территорий вселения и с решением вопросов по трудоустройству;
- осуществление мер по обустройству участников Программы:
- решение вопросов обеспечения переселенцев жильем (временным и постоянным);
- предоставление медицинских и социальных услуг;
- предоставление образовательных услуг;
- отработка организационного механизма по работе с соотечественниками, прибывшими на территорию Саратовской области:
- разработка и принятие необходимых для реализации Программы нормативных правовых и законодательных актов Саратовской области;
- формирование системы взаимодействия различных структур - органов государственной власти и местного самоуправления, организаций бизнеса, общественных организаций, средств массовой информации - с соотечественниками, прибывшими на территорию Саратовской области из-за рубежа в рамках Государственной программы;
- информационное обеспечение реализации Программы;
- создание в области системы мониторинга хода реализации Программы. Планируемая численность участников программы на 2009-2012 гг. - 1224 чел. Общее количество переселенцев с учетом членов семей участников - 4284 чел.
В заключение можно сказать, что обеспечение реализации концепции достойного труда должно занимать центральное место в разработке экономической и социальной политики на всех уровнях.
Таким образом, в данном подразделе проанализирована практика решения вопроса проблемы трудоустройства на отдельно взятом регионе (Саратовской области). Одним из важнейших моментов развития является акт формирования равновесия между спросом и предложением на рынке труда, эффективная организация производства и управления остается во многом индивидуальной, сформированной в результате собранного опыта работы отдельно взятого региона, что и было проиллюстрировано на примере Самарской области.
2.2. Анализ практики реализации целевых программ на рынке труда Саратовской области
В настоящее время на многих промышленных предприятиях машиностроительного комплекса Саратовской области ощущается нехватка инженерно-технических работников, в первую очередь молодых специалистов. На ситуацию, складывающуюся на предприятиях, влияют следующие обстоятельства: 6
В связи с переходом многих вузов на двухступенчатую систему образования не проработан вопрос о потребности промышленных предприятий в бакалаврах и магистрах, их месте на производстве.
Основные факторы, от которых зависит престижность и привлекательность работы на производстве для выпускника и выбор им места работы: 1) уровень заработной платы; 2) наличие на предприятие «брони» от призыва в армию; 3) возможность карьерного роста; 4) возможность повышения квалификации; 5) социально-бытовые условия на предприятии.
Таким образом, существуют как положительные, так и отрицательные факторы, оказывающие влияние на принятие выпускником вуза решения о выборе предприятия. Главными причинами, препятствующими работе молодых специалистов на промышленных предприятиях, являются низкий уровень оплаты труда и малая информированность выпускников о промышленных предприятиях и о будущей работе.
Характерной особенностью современной вузовской жизни является вынужденная работа студентов для обеспечения своего существования. Если в доперестроечный период стипендия являлась стимулом к хорошей учебе, то в настоящее время она очень далека от прожиточного минимума. Студенты ищут работу, которая позволяла бы продолжать учебу в вузе. Часто текущая работа не соответствует тому направлению или специальности, на которых он учится. Проработав один-два года на одном месте, студент приобретает определенную квалификацию и статус, занимает положение на иерархической лестнице. Поэтому работа, не связанная с будущей специальностью, не способствует повышению уровня его знаний, а в дальнейшем препятствует трудоустройству по полученной специальности. Чтобы в процессе обучения в вузе воспитать квалифицированного специалиста, заинтересованного в работе по полученной специальности, необходимо предоставить студенту возможность в свободное от учебы время работать по профилю. Центрам содействия трудоустройству и выпускающим кафедрам следует поэтому иметь перечень предприятий и фирм, готовых сотрудничать с вузом в этом направлении. Предоставляемая работа должна обеспечить уровень зарплаты, необходимый для удовлетворения жизненных потребностей студента. При этом овладение рабочими профессиями должно быть обязательным элементом обучения студентов начиная со второго курса. Это дает возможность уже на младших курсах сформировать общее представление о промышленном производстве. Начиная с четвертого курса, когда студенты осваивают специальные предметы, их можно привлекать к работе на технических и инженерных должностях. Чтобы не мешать процессу учебы в вузе, нужно согласовывать графики работы студентов с деканатом и выпускающей кафедрой.
Помимо материальных стимулов и повышения качества образования, работа на предприятии дает возможность будущему инженеру после окончания вуза прийти на «подготовленную почву», в тот коллектив и на производство, где он работал на практике или на подработке.
В настоящее время осуществляется перевод инженерного образования на двухступенчатую систему. При этом необходимо учитывать, что бакалавриат дает только общие научные знания по выбранным направлениям высшего образования. На этом уровне практически отсутствует специализация в соответствии с будущей специальностью, уменьшена длительность производственных практик. В результате студент не получает достаточного объема профессиональных знаний, необходимых для возможной работы. Кроме того, не определено место бакалавра в промышленном производстве и задачи, которые он мог бы решать. Поэтому обучение студентов на второй ступени высшего образования необходимо продолжать, разделив ее на подготовку магистров и специалистов (инженеров по определенной специальности). Дальнейшая подготовка должна осуществляться по заявкам промышленных предприятий, научных организаций и коммерческих структур.
Учеба в магистратуре представляет собой «штучную» подготовку специалистов, готовящихся к будущей научной работе. На магистерскую подготовку целесообразно отбирать наиболее способных студентов, обладающих достаточно высоким уровнем знаний и творческим потенциалом. После окончания вуза такие специалисты должны заниматься научной работой. На второй ступени высшего образования необходимо индивидуализировать и подготовку инженеров. Набор бакалавров на инженерную подготовку следует осуществлять по заявкам предприятий с предварительным распределением студента при приеме на вторую ступень образования. В этом случае подготовка специалистов должна проводиться в соответствии с задачами, которые будут ставиться перед ними на производстве. При этом возможно более широкое привлечение к преподаванию специалистов с производства и переноса части занятий на предприятия. Тесная связь вуза с промышленными предприятиями даст возможность готовить молодых специалистов, адаптированных к современным условиям труда.
Основной проблемой применения такой системы явится разработка и реализация программы дополнительного обучения работодателем. К сожалению, современная кадровая политика многих компаний направлена на привлечение опытных специалистов, знающих особенности работы. Но отсутствие молодых специалистов на предприятиях может привести к увеличению среднего возраста сотрудников, что, в свою очередь, - к отсутствию развития потенциала предприятия, снижению использования инновационных идей, методов разработок.
В настоящее время до 40 % выпускников профессиональных учебных заведений не могут трудоустроиться по полученной специальности, а следовательно, приобрести и повысить опыт работы. Исследования, проведенные в развитых странах, показывают, что получение первой работы еще в школе или сразу по окончании, как правило, сильно влияет на перспективы занятости молодых людей. Положительный эффект «первой работы» со временем, по-видимому, ослабевает, но полностью не исчезает.
Руководством региона Саратовской области разработана специализированная система управления процессами подготовки, трудоустройства и адаптации выпускников вузов, которая учитывает долгосрочные тенденции, складывающиеся на рынке труда, а также экономическую и демографическую ситуацию в регионе. В ходе анализа ее реализации было определено, что ее осуществление наталкивается на серьезные противоречия между:
Таким образом, есть основания полагать, что кризис трудоустройства на примере выпускников образовательных учреждений Саратовской области, позволяет указать, что ситуация, имевшая место быть в 90-х годах прошлого века, в целом ушла в историю. Современный этап решения проблемы трудоустройства и подготовки будущего специалиста рассматривается уже с учетом глобализации мировой экономики, и под это разрабатываются региональные учебные программы.
Выводы по второму разделу:
Информация о работе Проблема трудоустройства в России: реальность и тенденции