Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 23:13, курсовая работа
Цель исследования состоит в поиске и разработке путей решения проблем трудоустройства в современном обществе.
Для достижения указанной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи:
1. Охарактеризовать структуру формирования рынка труда в анализе проблем трудоустройства;
2. Рассмотреть характер проблем трудоустройства современной молодежи;
Введение 3
РАЗДЕЛ I. 5
ТРУДОУСТРОЙСТВО В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Структура формирования рынка труда в анализе проблем трудоустройства 5
1.2. Общие проблемы трудоустройства современной молодежи 12
Выводы по первому разделу: 17
РАЗДЕЛ II. 18
ПРАКТИКА ЦЕЛЕВОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА 18
2.1. Специфика развития регионального трудового сектора рынка 18
2.2. Анализ практики реализации целевых программ на рынке труда Саратовской области 20
Данные исследований, проведенных Научным центром социальных технологий свидетельствуют, что в предпринимательском секторе отдают предпочтение молодым. У молодежи преимущества и в сфере вторичной занятости. По данным ученых Института сравнительных исследований трудовых отношений, «дополнительную работу чаще имеют представители наиболее конкурентоспособных групп на рынке труда - мужчины, работники молодого и среднего возраста, имеющие образование не ниже среднего». Это вполне объяснимо. Освоение человеком такой стратегии поведения, как дополнительная работа, является следствием адаптационных (социокультурных) возможностей работника. Эта стратегия становится нормативно-приемлемой для личности, когда входит в систему ее норм и ценностей. Именно эта социальная особенность характерна для молодого возраста.3 Таким образом, нельзя говорить о низкой конкурентоспособности на рынке труда молодежи в целом, требуется дифференцированный анализ различных групп молодежи. В ряде регионов очень большая конкуренция в поиске работы. Значительная часть молодежи при вхождении на рынок труда испытывает трудности, которые не знало предыдущее поколение. Не являются исключением и те, кто имеет высокий уровень образования, соответствующую профессиональную подготовку. Невостребованность молодых специалистов на рынке труда отрицательно сказывается прежде всего в области использования и подготовки работников инженерно-технического профиля. Экономисты, юристы, менеджеры, бухгалтеры (столь необходимые специалисты для рыночной экономики) никогда не заменят инженеров, технологов, конструкторов, строителей, агрономов, обеспечивающих производственный процесс реальной экономики. По мере выхода из кризиса общественное производство все больше будет в них нуждаться. На государственном и региональном уровнях необходимо разработать прогноз потребности в специалистах для различных сфер экономики и их подготовки в учебных заведениях. Должно быть обеспечено оптимальное соотношение в подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. К сожалению, только за последнее десятилетие по стране закрыто 400 ПТУ. Зато увеличилось число техникумов. Открыто более тысячи колледжей, где обучают четыре года и выпускают бакалавров.
По мнению специалистов, следует говорить не о низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда, а о том, что молодежь на рынке труда - и вообще в социально-экономическом аспекте - является одной из наиболее уязвимых социальных групп. Положение усугубляется тем, что большинство молодых людей не знают о своих правах, имеют весьма слабые представления о том, кто и каким образом может и должен их защищать.
Отрицательные последствия безработицы на молодых людях сказываются не так сильно, как на взрослом населении, тем не менее для них это определенный этап жизни, поэтому проблема заслуживает серьезного внимания. Молодежная безработица часто является причиной асоциального образа жизни, связанного с девиантным поведением. Трудности, с которыми сталкиваются молодые люди в начале профессионального пути, зачастую проистекают из-за нестыковки между их нуждами и устремлениями, с одной стороны, и тем, что общество предлагает и требует от них - с другой. Для того чтобы разрешить это противоречие, молодежи следует создавать условия для самореализации, давать возможность вносить вклад в развитие общества. Результаты успешной адаптации молодежи на рынке труда зависят как от экономической ситуации и политики, проводимой государством, так и от усилий самих молодых людей, от их планирования собственной судьбы.
Среди проблем, стоящих перед современной молодежью, проблема трудоустройства занимает одно из первых мест. Государственная молодежная политика, считает И.М. Ильинский, сегодня ориентирована на маргинальную часть молодежи, чтобы она хоть как-то выживала, не бунтовала. Это задача конъюнктурная, тактическая. Между тем ставка на молодежь - задача стратегическая, ибо сама молодежь - это стратегический ресурс нации.4
В сложившихся социально-экономических условиях молодежь испытывает особые трудности в трудоустройстве. Отсутствие требуемого работодателем стажа и опыта работы у молодых людей резко снижает их конкурентоспособность на рынке труда. Ежегодно значительная часть выпускников пополняет ряды армии безработных. По мнению некоторых исследователей рынка труда, наши вузы заранее готовят безработных, особенно если учесть, что большинство юношей и девушек практически не готовы к смене профессии. Положение усугубляется тем, что молодые люди зачастую не могут показать работодателю активность, желание работать, проявить личную инициативу. В основе современного понимания процесса перехода выпускников школ в мир труда и связанной с ним проблемы трудоустройства в экономически развитых странах лежит одна из психологических теорий развития карьеры, а именно, теория транзиций Н. Шлоссберга, а также новая концепция занятости.
Как отмечают зарубежные исследователи А. Паркер, М.Пайнс и др., проблема перехода от школы к миру труда и адаптации в нем, напрямую связана с экономическими аспектами, такими как повышение производительности рабочей силы, вынужденные затраты государства на социальные выплаты и недополучение им налогов в случае затянувшейся транзиции. Кроме того, в случае негативного опыта безработицы, перемежающейся случайной неполной занятости самооценка индивида снижается, к нему уменьшается доверие со стороны работодателей, и он теряет идентичность работника. Таким образом, многократный опыт неудачной занятости может привести к вхождению в группу риска на рынке труда, для которой характерны формы зависимости от общества или государства, уменьшение производительности труда, депрессивные состоя
В последнее десятилетие в экономически развитых странах предпринимается целый ряд мер, направленных на совершенствование процесса перехода от школы в мир труда и практики трудоустройства выпускников. Сюда относятся усиление практико-ориентированного обучения в школе, принятие законодательства по проблемам перехода от школы к миру труда, развитие партнерства между школами и работодателями и др.
Таким образом, в данном подразделе нами установлено, что процесс перехода выпускников образовательных учреждений к занятости и их трудоустройства, в силу развития современной ситуации, стал в последние годы национальным приоритетом для развития отечественной экономической мысли.
Выводы по первому разделу:
РАЗДЕЛ II.
Практика целевого решения проблемы трудоустройства на примере регионального рынка
2.1. Специфика развития
Правительственная программа поддержки рынка труда - самая масштабная за последние годы. С 2010 года российское правительство реализовывает новый подход к решению ситуации с безработицей. Так, традиционно в последние годы наша политика на рынке труда складывалась из выплаты пособий по безработице и предоставления некоторых услуг безработным гражданам. Сейчас за счет региональных программ по снижению напряженности на рынке труда оказывается дополнительная помощь еще тем гражданам, для которых велик риск увольнения или которые находятся в «простое» по вине администрации, работают в режиме неполного рабочего времени или оказались в отпуске по инициативе руководства.5
Реализация региональных программ по снижению напряженности на рынках труда реализуется с 2012 года. Так, в Саратовской области действует несколько целевых областных программ, одной из которых является программа «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области». В рамках этой программы проводятся следующие мероприятия.
1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения, путем организации опережающего обучения. Так, с начала 2013 г. органами службы занятости Саратовской области было направлено 3064 чел. со 192 предприятий области. Из них на 1 ноября завершили обучение и продолжили работу на своих предприятиях 2452 работника. Например, ОАО «Саратовский полиграфический комбинат» направил на обучение 39 работников по 5 образовательным программам, в том числе «финансовое управление и бюджетное планирование», «специалист по информационной безопасности и защите персональных данных», «офис-менеджер со знанием 1С», «бухгалтерский учет». На 1 ноября 2013 г. 30 работников уже завершили обучение и продолжили работу на своем предприятии.
2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест путем организации общественных работ. В течение января-октября 2010 г. на предприятиях области создано 24 тыс. временных рабочих места для общественных работ, на которых трудились 27 тыс. чел. Из них 36% трудились на предприятиях обрабатывающих производств (ОП), 12,9% - на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), 13,1% - в строительстве (СТР), в том числе дорожном, 24% - в сельском хозяйстве (С/Х), 4% - на транспорте (ТР), 3% - в торговле (ТОРГ) (рис. 2.1).
Рис 2.1. Работники, занятые на общественных работах
3. Организация стажировок выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы. На 1 ноября 2010 г. центры занятости населения области заключили с работодателями договора на 1190 рабочих мест в различных отраслях экономики, в основном в обрабатывающих производствах (рис. 2). На стажировку трудоустроен 1121 выпускник, в том числе из учреждений высшего профессионального образования - 507 чел., среднего профессионального образования - 422 чел., начального профессионального образования - 163 чел., школ - 29 чел. В течение 10 месяцев 2010 г. стажировка организована при участии 553 наставников. На 1 ноября 2010 г. завершили участие в стажировке 492 выпускника, из них 49,2% трудоустроены на постоянную работу.
4. Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания собственного дела. По состоянию на 1 ноября 2010 г. получили финансовую помощь на открытие собственного дела 3376 чел., которыми дополнительно создано 1660 рабочих мест (рис.2.2).
Рис 2.1. Количество человек прошедших стажировку
Наибольшую долю получивших финансовую помощь на открытие собственного дела составили женщины (44%) и сельские жители (51%), выпускники учебных заведений составляют лишь 1%. Рабочие места создавались в основном в сельском хозяйстве - 2216 чел. (42,9%), торговле - 526 чел. (10,2%), обрабатывающих производствах - 270 чел. (5,2%), на транспорте - 214 чел. (4,1%), в строительстве - 168 чел. (3,3%).
5
Содействие трудоустройству, в рамках которого с начала 2014 года центрами занятости заключено 35 договоров с работодателями на оснащение 37 специальных рабочих мест. На эти места трудоустроено 33 инвалида (швея, помощник менеджера, специалист по изготовлению сувенирной продукции и декоративных свечей, бухгалтер, контролер, сметчик).
Второй областной целевой программой является «Содействие занятости и развитие кадрового потенциала Саратовской области». В рамках ее реализации подготовлен прогноз дополнительной потребности рынка труда области. Результаты расчетов показали, что на предстоящие 7 лет можно ожидать общую потребность в кадрах экономики области в количестве 813,9 тыс. чел. Распределение объема потребности по годам показывает, что прогнозируется постоянный рост потребности после снижения их в 2009 г. в связи с кризисными явлениями в экономике (в 2009 г. общая потребность в кадрах равнялась 89,5 тыс. чел.). Около 72% от потребности составят квалифицированные кадры, из которых 50% - специалисты с начальным профессиональным образованием. Прогнозируется нехватка специалистов с начальной профессиональной подготовкой по таким специальностям, как механики, электрики, электромонтеры, монтажники, газоэлектросварщики, станочники, строители массовых профессий, рабочие для сферы АПК, продавцы, кассиры, повара, кулинары.
Максимальная потребность в кадрах ожидается к 2015 г. (127,5 тыс. чел.) с последующим трендом снижения на уровень 123–125 тыс. чел., что соответствует тенденциям снижения совокупного предложения на рынке труда. Кроме того, в рамках этой программы Министерством занятости, труда и миграции совместно с Саратовской государственной академией права и Государственной инспекцией труда проведено 48 бесплатных обучающих семинаров по вопросам трудового законодательства для 5 тыс. руководителей и работников кадровых служб организаций, бюджетных учреждений и индивидуальных предпринимателей из 42 муниципальных районов области. Также ежегодно за счет средств федерального бюджета планируется обучение работников органов службы занятости населения области для повышения квалификации.
Информация о работе Проблема трудоустройства в России: реальность и тенденции