Проблема трудоустройства в России: реальность и тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в поиске и разработке путей решения проблем трудоустройства в современном обществе.
Для достижения указанной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи:
1. Охарактеризовать структуру формирования рынка труда в анализе проблем трудоустройства;
2. Рассмотреть характер проблем трудоустройства современной молодежи;

Оглавление

Введение 3
РАЗДЕЛ I. 5
ТРУДОУСТРОЙСТВО В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Структура формирования рынка труда в анализе проблем трудоустройства 5
1.2. Общие проблемы трудоустройства современной молодежи 12
Выводы по первому разделу: 17
РАЗДЕЛ II. 18
ПРАКТИКА ЦЕЛЕВОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА 18
2.1. Специфика развития регионального трудового сектора рынка 18
2.2. Анализ практики реализации целевых программ на рынке труда Саратовской области 20

Файлы: 1 файл

Проблема трудоустройства в России реальность и тенденции копия.docx

— 484.41 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный рынок труда характеризуется наличием противоречия: с одной стороны, в экономике страны сохраняется достаточно высокий процент безработицы, с другой - все более ощущается нехватка квалифицированных рабочих рук. Именно поэтому для обеспечения высокого темпа роста экономики проблеме улучшения качества трудовых ресурсов уделяется большое внимание. Рынок труда формируется в новых экономических условиях, так отдельные учебные заведения предпринимают попытки регулирования спроса и предложения изменением объемов и профессиональной структуры подготовки специалистов, пытаются снизу соединить идеологии образования и занятости. Однако устаревшая концепция образования и механизмы ее осуществления препятствуют необходимой ориентации на занятость и пониманию образования в демократическом смысле.

Объектом исследования является трудоустройство как форма анализа современного рынка труда.

Предмет исследования – процессы анализа факторов влияния и решения проблем трудоустройства в российской действительности.

Цель исследования состоит в поиске и разработке путей решения проблем трудоустройства в современном обществе. 

Для достижения указанной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи:

  1. Охарактеризовать структуру формирования рынка труда в анализе проблем трудоустройства;
  2. Рассмотреть характер проблем трудоустройства современной молодежи;
  3. Изучить специфику развития регионального трудового сектора рынка; 
  4. Проанализировать практику целевого решения проблемы трудоустройства на примере регионального рынка. 

Курсовая работа включает в себя введение, 2 раздела и 4 подразделов в них, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список источников и литературы.

Эмпирическую базу исследования составили результаты теоретического анализа отечественных специалистов в области социологии и трудового права.

Реалии сегодняшнего дня породили новые требования к экономическому поведению населения. Как молодежь самоопределяется в новых социально-экономических условиях – это вопрос, ответ на который необходим не только ученым. Экономические успехи общества во многом зависят от выраженности у людей мотивации достижения. В этой связи логично предположить, что радикальные социально-экономические перемены в российском обществе не могут не стимулировать человека к конструированию адекватного отношения к труду, чтобы достичь нового качества жизни, о проблеме трудоустройства более подробно в ходе работы.

 

РАЗДЕЛ I.

Трудоустройство в теоретической концепции философии управления

1.1. Структура формирования рынка  труда в анализе проблем трудоустройства

Рынок труда формируется под влиянием множества экономических и социальных факторов и сам воздействует на них. Как экономическая категория рынок труда представляет собой сложную систему отношений по поводу обмена индивидуальных способностей к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы и размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения.

На рынке труда возникают отношения между владельцами рабочей силы и владельцем производства. Таким образом, наемные работники, и работодатели выступают на рынке как субъекты рыночных отношений. Целесообразно исходить из того, что каждый экономический субъект (человек или предприятие) характеризуется тремя основными признаками: 1) что покупает (в каких товарах и услугах нуждается); 2) что продает; из каких источников получает доходы.

В зависимости от этих признаков можно представить взаимосвязи характеристик населения и предприятий через рынки труда и экономических благ в виде следующей схемы (рис. 1). 1

В соответствии с законом спроса чем выше цена (заработная плата) на рабочую силу, тем меньше на нее спрос у работодателей. С другой стороны, согласно закону предложения, чем выше оплата товара «рабочая сила», тем больше ее продавцов готовы заняться данным видом труда. Если изобразить эти процессы графически, то на пересечении кривых спроса и предложения находится весьма важная точка - цена равновесия - тот размер заработной платы, при котором определенное количество работников готовы заняться данной работой на определенном количестве рабочих мест.

Несоответствие спроса и предложения рабочей силы может быть вызвано несоответствием:

  • территориального размещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) и незанятой части экономически активного населения;
  • характеристик рабочих мест (по содержанию труда, уровню оплаты труда, условиям труда и т.п.) и возрастных запросов незанятой части экономически активного населения;
  • профессионально-квалификационного состава рабочих и требований к их профессиональному и квалификационному уровню.

Неорганизованный рынок труда не в состоянии своевременно изменить ситуацию в нужную сторону, в связи с чем возникает необходимость регулирования рынка труда. Чтобы обеспечить нормальное его функционирование, снять или предупредить возникновение социального напряжения, необходимо воздействие на рыночный механизм путем проведения совокупности взаимосвязанных мероприятий экономического, правового, организационного характера. Целенаправленное регулирование процессов на рынке труда требует внесения соответствующих корректировок в законодательные акты, в инвестиционную, ценовую, финансово-кредитную, демографическую и социальную политику, учета региональных особенностей развития общественного производства. Регулирование рынка труда - это взаимоувязанная работа государства (правительства), территориальных органов управления, объединения предпринимателей и руководства предприятий. Объектом регулирования служит поведение и собственников рабочей силы, и работодателей.

В процессе трудовых отношений формируются взаимные обязательства как со стороны работодателей, так и со стороны работников. В числе требований, предъявляемых к работнику, -прежде всего профессиональная компетентность, инициативность, организованность и пунктуальность, здоровый образ жизни, знание иностранных языков, высокий уровень культуры и т.д. У работника, в свою очередь, формируются требования к рабочему месту: соответствующая заработная плата, условия труда, распорядок рабочего дня, перспективность профессии, корпоративная культура. Что касается незанятого населения, то здесь наиболее существенными признаками сегментации являются возраст и статус, предшествующий поиску работы. В зависимости от данных признаков возможна следующая дифференциация незанятого населения:

  • выпускники вузов и средних профессиональных учебных заведений;
  • выпускники средних школ;
  • лица, уволенные с военной службы;
  • инвалиды;
  • женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;
  • длительно безработные;
  • граждане, освобожденные из мест лишения свободы;
  • беженцы и вынужденные переселенцы.

Как и любой другой рынок, рынок труда нуждается в развитой системе маркетинговых коммуникаций. В эту систему входят средства и процессы сбора и предоставления информации о рынке и о предлагаемой продукции, т.е. все то, что позволяет и требует налаживания связей, обмена информацией, понимания, согласия между партнерами (рис. 2).

К числу факторов, определяющих потребности и намерения потенциального потребителя образовательных услугМАТИ- РГТУ, относятся:

  • получение профессии и высшего профессионального образования;
  • получение профессии и достижение элитного уровня высшего профессионального образования;
  • получение профессии и высшего профессионального образования, ориентированного на гарантированное трудоустройство (в конкретную организацию или на конкретное предприятие на основе контракта, условия которого заранее известны потребителю конкретной образовательной услуги);
  • повышение квалификации в рамках ранее полученной профессии;
  • получение второго высшего образования в целях развития профессиональной карьеры или намерений соответствовать изменяющимся требованиям рынка труда в целом или в конкретной профессиональной среде;
  • изменение профессии в связи с трудностями трудоустройства по профилю имеющейся профессии или в связи с неудовлетворённостью потенциального потребителя образовательной услуги условиями труда (содержание профессиональной деятельности, материальное обеспечение труда и т.д.);
  • получение дополнительных знаний, не связанных с приобретённой профессией, в целях расширения спектра деятельности конкретной личности на рынке интеллектуального труда;
  • получение дополнительных знаний, соответствующих интересам и запросам личности, не связанных с профессиональной деятельностью.

Второе высшее образование получают также для того, чтобы освоить смежные с основной специальностью профессии. Так, например, инженер-технолог осваивает профессию маркетолога, юристы - смежные финансово-экономические специальности, компьютерщики и программисты - специальность бухгалтера и т.д. В основном это работающие люди, вот почему за последние два года резко возрос спрос на заочную и очно-заочную формы образования

Традиционно модели рынка труда различают по приоритетам кадровой политики фирм; в развитых странах они представлены внешним и внутренним типами рынка труда. К странам, ориентированным на внешний тип рынка труда, относят США, отличительной особенностью такого рынка является территориальное движение рабочей силы (то есть заполнение рабочих мест), которое происходит на основе перемещения работников между предприятиями. Внутренний рынок труда характерен организации бизнеса в Японии, где главенствует ориентация на внутрифирменное движение работников (подготовка кадров, перемещение сотрудников по горизонтали и вертикали происходит внутри фирмы).

 Для  России такой анализ представляет интерес в силу начального этапа формирования рынка труда, а, следовательно, отсутствия опыта и сложившегося организационно-экономического механизма управления трудовыми отношениями, а также по причине пространственной неоднородности и многообразия региональных ситуаций. Авторами предложен методический подход по определению типа рынка труда, основанный на анализе отраслевых социально-экономических показателей.

Предлагаемая методика включает следующую последовательность действий:2

    • определение коэффициентов движения кадрового состава в разрезе классификации отраслей экономики (с учетом особенностей каждой страны);
    • разграничение отраслей по критерию доминирования свойств внешнего или внутреннего типов рынка труда на основе кластерного анализа;
    • расчет индикативных значений коэффициентов движения кадрового состава (средних значений, стандартного отклонения, максимальные и минимальные значения);
    • сравнительный анализ национальных индикативных показателей по странам (США, Япония, Россия).
    • Апробация методики проведена по официальным данным Bureau of Labor Statistics, U.S. (США), Statistics Bureau of Japan (Япония) и Госкомстат России.

Таким образом, в данном подразделе обозначен процесс формирования структуры рынка труда, при этом главной стороной ее неэффективности становится несоответствие системы мониторинга и  как следствие возникновение проблем трудоустройства. Проблемная ситуация с трудоустройством выпускников носит субъективно-объективный характер, поэтому в каждом конкретном случае планирование карьеры возможно с учетом множества факторов, о чем пойдет речь в следующем параграфе.

 

 

 

1.2. Общие проблемы трудоустройства современной молодежи

Рынок труда как наиболее сложная составная часть рыночной экономики представляет собой механизм согласования интересов работодателей (предъявителей спроса на труд) и наемной рабочей силы (продавцов последней). Товаром на рынке труда является рабочая сила, на нем, как и на любом рынке, есть предложение, спрос, цена товара.

Анализируя проблемы молодежи на рынке труда по критерию возраста, целесообразно выделить три ее основные группы: до 20 лет, 20-25 лет, 26-29 лет. При изучении проблем юношей и девушек раннего возраста можно выделить в первой группе три подгруппы: до совершеннолетия; в период окончания школы (16-18 лет); первые годы после получения (основной массой молодежи) среднего образования, когда начинается послешкольное образование, делаются первые трудовые шаги. Что касается возрастных групп молодежи, то, руководствуясь вышесказанным, к молодежи следует относить молодых людей в возрасте 14- 29 лет. Целесообразность определения верхней границы молодежи на уровне 29 лет подтверждается и тем, что, по данным ученых Института сравнительных исследований трудовых отношений, «медианное значение возраста, в котором осуществлено трудоустройство на последнюю работу, - 29 лет».

Молодежь - это большая внутренне дифференцированная общественная группа в возрасте от 14 до 29 лет, занимающая особое место в социально-экономической подсистеме общества, определяемая социальными и психологическими чертами молодых людей, их экономическим положением и социальным статусом, уровнем образования и профессиональной подготовки.

В литературе и на практике бытует мнение, что проблемы в трудоустройстве молодежи объясняются ее низкой конкурентоспособностью на рынке труда, обусловленной в основном недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, что приводит к отказу работодателя от услуг молодого человека. Преимущество при приеме на работу отдается квалифицированным работникам. К тому же сказывается нежелание работодателей нести дополнительные организационные и финансовые трудности, связанные с профессиональным обучением молодых кадров, не имеющих необходимой для предприятия профессии.

Причины высокого уровня безработицы юношей и девушек - в их меньшей конкурентоспособности, неподготовленности к экономическим отношениям, несоответствии профессиональной подготовки потребностям рынка, низкой мотивации к труду. Это утверждение справедливо только частично, по отношению только к той части молодежи, которая обладает явным недостатком профессиональных знаний и практически не имеет навыков в работе. Если последние имеются, пусть и не в сопоставимой с более взрослыми степени, работодатели предпочитают молодых претендентов на свободное место.

Информация о работе Проблема трудоустройства в России: реальность и тенденции