Проблема ценностей и ценностных ориентаций в американской социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 19:21, реферат

Краткое описание

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Понятие ценностей и ценностных ориентаций в американской социологии 6

Глава 2. Концепция ценностей Т. Парсонса 16

Заключение 22

Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Сибирякова Алена_реферат.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

   В ранних работах, таких как «Место предельной ценности в социологической  теории» (1935), «Структура социального действия» (1937), Т. Парсонс всячески подчеркивал, что социология особое внимание должна обращать на сферу ценности, которая проявляется в определенных отношениях к аспектам реальности совсем не так, как это делает наука. По Парсонсу, ценностный компонент действия в известной мере «нелогичен», представляет собой своего рода необъяснимый, псевдонаучный критерий, который невозможно редуцировать к рациональному истолкованию. Это означает одно: действие, которое руководствуется предельными целями объяснить уже невозможно, ибо они непознаваемы. Поэтому предельным целям (ценностям) нет места в научной теории.

   Т. Парсонс считает ценностный компонент  действия уникальным по отношению к  другим его детерминантам. Поэтому  у него ценностная сфера не сводится к эмпирическому или фактическому элементу. Тем самым Парсонс постулирует  известные позитивистские оппозиции «эмпирического» и «неэмпирического», «фактического» и «нормативного». Важнейшей «неэмпирической» реальностью является, по Парсонсу, религиозные идеи, которые находятся вне научной компетенции.15

   Для изучения социальных систем Т. Парсонс  предлагает использовать четыре типа независимых переменных: ценности, нормы, коллективы и роли. «Ценности занимают ведущее место в том, что касается исполнения социальными системами функции по сохранению и воспроизводству образца, так как они суть не что иное, как представления о желаемом типе социальной системы, которые регулируют процессы принятия субъектами действия определенных обязательств».16 Таким образом, Парсонс указывает на важную роль ценностей в воспроизводстве социокультурных образцов, рассматривая их в контексте не духовного, а социального бытия. Он так же, как и предыдущие классики, выделяет в ценностях их субъективно-нормативный компонент, рассматривая их не как самодостаточное бытие, а как «представления» субъекта о лучшем устройстве общества.

   Важно также подчеркнуть, что Парсонс определяет ценность как легитимизирующий стандартизированный образец. Он сопоставляет его с нормой и при этом связывает понятие «ценность» с ролью, а понятие «норма» — с коллективом. В своей работе «Социальное изменение» он пишет: «В связи с различением роли и коллектива на уровне единиц устанавливается различение между нормой и ценностью на уровне отношенческого стандарта. Ценность — нормативный стандарт, который определяет желаемое поведение системы относительно ее окружения без дифференциации функций единиц или их частных ситуаций. Норма, в свою очередь, является стандартом, определяющим желаемое поведение для единицы или класса единиц в специфических для них контекстах».17 Если ценность не предполагает разделения функции субъектов и регулирует их поведение вне зависимости от контекста, то норма, указывая на желательное поведение, всегда реализуется в рамках конкретной ситуации. Однако и ценность, и норма для того, чтобы реализоваться в рамках определенной социальной структуры, должны носить институциональный характер.18 Для достижения нормативного поведения, подчиненного определенным ценностям, должен существовать «институциональный комплекс», устойчивость которого зависит, прежде всего, от «стабильности самих нормативных стандартов». Т. Парсонс так пишет о взаимозависимости институтов, коллективов и ролей, ценностей и норм: «Чтобы достичь стабильной институционализации, коллективы и роли должны «руководствоваться» конкретными ценностями и нормами, а сами ценности и нормы институционализируются только постольку, поскольку они «воплощаются в жизнь» конкретными коллективами и ролями».19

   Утверждая религиозное происхождение ценностей, Парсонс предупреждает о возможной  социальной опасности, которую представляет религиозный плюрализм для общества и личности: «Поскольку ценности общества уходят своими корнями в религию, одним из возможных последствий плюрализации религии является разрушение морального или ценностного консенсуса».20 По Парсонсу, существуют не только религиозные и моральные ценности, хотя они являются основой для всех остальных, но и другие социально значимые нормативные компоненты культурной системы: «Моральные ценности — не единственный компонент ценностного содержимого культурной системы. Существуют другие, например, эстетические, познавательные или собственно религиозные ценности. Культуры дифференцируются не только по линии морали; религия, искусство как область экспрессивной символизации, эмпирическое знание, вконечном счете, наука, тоже становятся независимыми дифференцированными культурными системами».21 Каждый вид ценностей образует базис соответствующей культурной системы, что, однако, не мешает этим системам интегрироваться в единую культурную систему. При этом ценности, лежащие воснове культурной организации, рассматриваются Парсонсом не изолированно от других элементов, а во взаимосвязи с иными компонентами: на уровне культуры социальные ценности составляют лишь часть более обширной системы ценностей, поскольку оценке подлежат и все прочие классы объектов, входящие в систему действия. Ценности также находятся в определенных отношениях с другими компонентами культурной системы — эмпирическим знанием, системами экспрессивных символов и конститутивными символическими структурами, образующими ядро религиозных систем. Однако ни одна из социокультурных систем, кроме религии, не может убедить субъектов в законности ценностей и необходимости следования им: «В конечном счете, ценности легитимизируются главным образом в религиозных терминах».22 При этом Парсонс выстраивает определенную социальную иерархию ценностей, считая, что «относительно каждой категории существует иерархия; например, ценности, принятые всем обществом, должны иметь приоритет перед ценностями отдельных коллективов — семьи или фирмы». Тем самым он подчеркивает приоритет общего над частным и в сфере ценностных установок. Сопоставляя подходы Парсонса и Вебера в области научного изучения ценностей, можно проследить преемственность в этих взглядах. Как пишет сам Парсонс, «мы рассматриваем ценности, в веберовском смысле этого слова, как особую форму коллективных представлений».23

   Таким образом, субъективная концепция ценности в интерпретации Парсонса исходит из иррациональной природы человеческих ценностей, из их неэмпирической и непознаваемой сущности, то есть из религиозных догматов и абсолютов, что придает ей, по мнению других ученых, идеалистический характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   Социокультурная среда выступает мощным формирующим  элементом ценностной системы личности. В условиях социальных изменений, высокого уровня социальной динамики социокультурная среда сама претерпевает серьезные изменения и поэтому социальные группы и личность становятся активными участниками конструирования ее нового качества. Именно поэтому система ценностных ориентаций, сформированная такой средой, представляет особый интерес и заслуживает пристального внимания.

   Сегодня признано, что ценность не существует «сама по себе», а проявляется как элемент действия индивида и социальной группы. Ценности могут являться абсолютными, в виде материальных и нематериальных предметов, либо заключаются в самом человеке, в его биологических потребностях. Следует отметить, что ценностная проблематика является достаточно разрабатываемой в современной науке.

   Ценности  можно определить как концепции  жизненных предпочтений личности (или социальной группы,), отражающие ее способности осмысления окружающей реальности, оценочного отношения к ней, а также ее эмоциональное (аффективное) состояние, волютивные интенции и выступающие главными мотиваторами поведения и деятельности того или иного социального субъекта.

   Проанализировав понятия «ценности» и «ценностных ориентаций» следует отметить, что если первое из них (ценности) принадлежит категориальному аппарату социологии, то второе (ценностные ориентации) - социологии и социальной психологии. То есть ценностные ориентации в большей степени являются собственно социологическим понятием, поэтому именно его феномены, прежде всего, подлежат изучению в социологии. Социолог исследует не столько ценности, сколько ценностные ориентации как процесс и результат интериоризации личностью (группой) этих концептов, поскольку именно они выступают «связующим звеном между индивидом и обществом».

   Затем мы рассмотрели концепцию ценностей  Т. Парсонса, который внес значительный вклад в американскую социологию, глубоко проанализировав категорию ценностей. Для него ценности – это объекты субъективного интереса и предпочтений определенного способа действий. Основной акцент он делает на религии, говоря, что «в конечном счете ценности легитимизируются главным образом в религиозных терминах».

   Итак, социологический подход к изучению ценностей и ценностных ориентаций делает акцент на ценности личности человека как самоценности для общества, вне зависимости от вклада конкретного человека в воспроизводство общественного бытия. Способом научного социологического познания всего многообразия общественного бытия является «отнесение к ценностям» (в сочетании со «свободой от оценок»). Поэтому без соотнесения с ценностями как центральными категориями общественного дискурса невозможно социологическое понимание и объяснение социального мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1. Исследование ценностей студентов [Электронный ресурс] // http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00040657_0.html.

2. Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. - М., 1988. – 320 с.

3. Парсонс Т. Система современных обществ. - М., 1997. – 270 с.

4. Подольская Е.А. Ценностная ориентация личности как предмет социально-философского исследования: Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. философ. наук, спец. 09.00.01 - диалект. и истор. материализм / Е.А. Подольская; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - М., 1984. – 23 с.

5. Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания.- К., 1987. – 155 с.

6. Сокурянская Л. Г. Студенчество на пути к другому обществу: ценностный дискурс перехода: [Монография] / Л.Г. Сокурянская; [Рец.: В.И. Астахова и др.]; Харьк. нац. ун-т им. В.Н. Каразина. - Х., 2006. – 576 с.

7. Социология Т. Парсонса [Электронный ресурс] // http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=777.

8. Тюрина В. А., Научитель Е. Д. Ценностные ориентации: Учеб. Пособие. - К.: ООО «Междунар. фин. Агентство», 1998. – 30 с.

9. Ценности и ценностные ориентации современной молодежи [Электронный ресурс] // http://referatwork.ru/refs/source/ref-109438.html.

10. Электронная библиотека Социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова / Безрукавая В. К. Содержание и структура ценностных ориентаций россиян / [Электронный ресурс] // http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---0lomon--00-0-0-0prompt-10---4------0-1l--1-ru-50---20-help---00031-001-1-0windowsZz-1251-10&cl=CL1&d=HASH019b712b13016ce16387dbf7.1.6&x=1#_ftn23.

 


Информация о работе Проблема ценностей и ценностных ориентаций в американской социологии