Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 19:21, реферат
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры.
Введение 3
Глава 1. Понятие ценностей и ценностных ориентаций в американской социологии 6
Глава 2. Концепция ценностей Т. Парсонса 16
Заключение 22
Список использованной литературы 24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени
первого Президента
России Б. Н. Ельцина
ФАКУЛЬТЕТ
ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ
Кафедра
прикладной социологии
РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ НА ТЕМУ:
ПРОБЛЕМА
ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ
ОРИЕНТАЦИЙ В АМЕРИКАНСКОЙ
СОЦИОЛОГИИ
Введение
Глава
1. Понятие ценностей и ценностных ориентаций
в американской социологии
Глава
2. Концепция ценностей Т. Парсонса
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются нарушенными.
Ценностные ориентации есть результат отражения общественных отношений и системообразующий фактор личности. В качестве ценностей выступают значимые для личности объекты явления окружающей действительности, в том числе и общественные отношения. Сама же система ценностных ориентаций обладает сложной структурой, компоненты которой имеют отношение к конкретным видам общественных отношений.
Ценностные ориентации личности изучаются в рамках таких наук, как общая психология, психология личности, социальной психология и, конечно же, социология.
Большое внимание проблеме ценностей было уделено в работах ведущих философов и социологов Запада: М. Вебера, Э. Дюркгейма, И. Канта, Т. Парсонса, П. Сорокина. Данной проблеме посвятили свои труды и ряд отечественных ученых - А. Г. Здравомыслов, Е. В. Золотухина-Аболина, Н. И. Лапин, Н. П. Медведев и другие.
Категорию ценностных ориентаций изучали и продолжают ныне изучать философы, социологи, психологи: К. А. Абульханова-Славская, И. В. Бестужев-Лада, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, И. С. Кон, М. Н. Руткевич, М. Х. Титма, В. П. Тугаринов, Н. В. Шубкин, В. А. Ядов.
Цель работы: рассмотреть проблему ценностей и ценностных ориентаций в американской социологии.
Задачи:
1. выяснить, как в американской социологии трактуются понятия «ценности» и «ценностные ориентации»;
2. рассмотреть концепцию ценностей Т. Парсонса.
Тема курсовой работы: «Влияние развлекательных телевизионных программ на ценностные ориентации современных подростков г. Екатеринбурга».
Объект исследования: подростки города Екатеринбурга в возрасте от 14 до 17 лет.
Предмет исследования: ценностные ориентации современных подростков.
Теоретико-методологической основой нашего исследования стали:
Исследователи
используют различные методики для
изучения ценностных ориентаций молодежи.
Социологи, как правило, проводят анкетирование,
углубленное интервью, используют метод
фокус-групп. В психологических
Глава 1. Понятие ценностей и ценностных ориентаций в американской социологии
Понятие «ценность» было введено в научный оборот в середине XIX столетия. Оно весьма широко используется в философской и другой специальной литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. В социологии - это проблема общесоциальных регулятивных механизмов, где ценности рассматриваются как элементы общественного сознания и культуры, выполняющие по отношению к личности нормативные функции.
В
философско-социологической
Так, еще Э. Дюркгейм заострил внимание на постановке вопроса о ценностях и их системе в науке, изучающей общество. Он определял ценности как идеалы, которые являются основными двигателями поведения человека. Как считал Дюркгейм, на ценностных идеалах формировались не только общества, но иногда и целые цивилизации.2
Это в первую очередь относится к работам М. Вебера. Немецкий социолог понимал под ценностями обобщенные цели и средства их достижения, обеспечивающие интеграцию общества и помогающие индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. М. Вебер полагал, что именно система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она оказывает и «обратное» влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов. Таким образом, подчеркивает ученый, каждая ценность и системы ценностей имеют двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе.
Если не считать работ М. Вебера и Э. Дюркгейма, в которых понятие ценности используется без строгого определения, широко, неоднозначно, то первую в социологии дефиницию ценности мы находим в пятитомной книге американских социологов У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке».
Ценности
американские авторы трактуют как предметы,
которые детерминируют
Американские авторы подчеркивают, что в их рассуждениях социальная ценность противопоставлена «натуральному предмету», который также имеет эмпирическое содержание. Но сам по себе, в отрыве от человека «натуральный предмет» не имеет значения для человеческой деятельности.
Теоретико-методологические основания социологической концепции ценности американских социологов во многом определяются неокантианской позицией раннего Ф. Знанецкого. Иллюстрацией этого обстоятельства является трактовка Ф. Знанецким, вслед за Риккерцией, своеобразия культуры как мира ценностей, который противостоит природным явлениям.
В ранних работах Ф. Знанецкого заметно влияние прагматизма, который, как известно, признавал примат действия по отношению к познанию, отрицал жесткое противопоставление субъекта и объекта, дуализм фактов и ценностей.
Дефиниция ценности являлась своеобразной реакцией на широко обсуждавшуюся в те годы альтернативу: психологизм или социологизм в качестве методологии исследования культурной действительности? Своей концепцией ценности Ф. Знанецкий выступил как против психологизма Г. Тарда, так и против социологизма Э. Дюркгейма. Вопреки постулатам психологизма Ф. Знанецкий полагал, что ценности существуют реально и не сводимы к психике индивидов. Вместе с тем Ф. Знанецкий считал, вопреки Э. Дюркгейму, что ценностям нельзя приписывать свойства абсолютного объектного существования наподобие свойств природных явлений. Культурные явления не могут существовать совершенно независимо от действующих субъектов. По сути ценности не могут быть объективными, как процессы природы они объективированы. Иначе говоря, ценности не существуют «сами в себе», а проявляются как элементы действий индивидов и социальных групп.
Концепция ценности Ф. Знанецкого, основанная на кантианско-прагматических представлениях о природе социальной действительности, позже становится основой социологической концепции ценности У. Томаса и Ф. Знанецкого.
Социальные ценности американские авторы соединяют с установками индивидов, обозначая их как индивидуальные эквиваленты социальных ценностей. Посредником между ценностями и установками объявляется социальное действие. Учитывая данное обстоятельство, У. Томас и Ф. Знанецкий считали, что к социальным явлениям применимы исследовательские подходы, как установок, так и ценностей. Характерным предметом социологических исследований являются определенные, особого рода социальные ценности, а именно: 1) общественно устанавливаемые и соблюдаемые правила поведения (социальные нормы); 2) социальные действия; 3) индивиды и группы как объекты, на которые направляются действия других индивидов и групп. Вместе с тем американские социологии подчеркивали, что при исследовании социальных явлений не следует забывать, что их причины всегда носят комплексный характер. Поэтому, исследуя установки, необходимо всегда учитывать социальные ценности, а исследуя ценности, не следует абстрагироваться от связанных с ними установок.4
Информация о работе Проблема ценностей и ценностных ориентаций в американской социологии