Природа и сущность управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:29, реферат

Краткое описание

Люди способны управлять неживой природой в процессе ее преобразования: добывая сырье, используя природную энергию, возводя строительные сооружения. Управление объектами неживой природы посредством управляющих сигналов, команд не доступно для человека, эти объекты подчиняются только физическим законам существования, движения, преобразования вещества и энергии.
Несколько более доступно для людей управление живой природой, растительным и особенно животным миром. Наличие у животных органов чувств, инстинктивного поведения, способности воспринимать информацию в виде сигналов создают используемые человеком предпосылки управления живыми существами, живой природой.
В еще большей степени люди способны управлять техническими объектами и технологическими процессами, являющимися творениями, порожденными, созданными самими людьми. В таких объектах необходимость и потенциальная возможность управления заранее предусмотрена их создателя ми, воплощена в конструкцию и технологию.

Файлы: 1 файл

Семинар 1СОЦ УПРАВЛЕНИЕ.docx

— 46.88 Кб (Скачать)

- власть как специфический тип межличностных отношений;

- власть как имманентный атрибут личности, обусловленный ее внутренней структурой.

В социологии управления различают  несколько видов власти:

- нормативная власть воздействует через механизм законов и образцов поведения, принятых в данном обществе;

- информационная власть базируется на владении ценной информацией различного характера - от деловой информации, необходимой для успешного функционирования организации и общества в целом до информации интимного характера, позволяющей осуществлять шантаж;

- власть принуждения и власть вознаграждения основаны на ресурсах субъекта управления и ожиданиях объекта управления;

- позиционная власть, которая исходит от формального руководителя и зависит от его должности;

- персональная власть зависит от неформального личностного авторитета лидера.

Власть можно рассматривать  как в рамках конкретной организации, так и в масштабах всего  общества, когда субъектами власти являются социальные институты.

В определении понятия  «социальный институт» имеется  множество подходов, их можно объединить в два - нормативный и деятельностный, которые важны для социологии управления. В общем виде социальный институт можно определить как комплекс формальных и неформальных правил и норм, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. В социальные институты люди объединяются для удовлетворения жизненно важных потребностей, в зависимости от потребностей, видов деятельности и отношений, регулируемых социальными институтами, выделяют их виды. В современной отечественной и зарубежной литературе существуют различные подходы к классификации социальных институтов в зависимости от удовлетворения жизненно важных потребностей, сферы и функционального содержания деятельности. Первую классификацию социальных институтов дал Г. Спенсер, выделивший шесть видов: обрядовый институт - нормы и обычаи в повседневной жизни, мода, свадьбы, похороны и т.п.; домашний институт - семья, воспитание; институт церкви - религиозные воззрения, догмы, духовенство; институт политики - государство, полиция, армия, суд и т.п.; профессиональные институты - цехи, гильдии; промышленные институты - фабрики, заводы.

В доиндустриальных обществах семейно-родовые и религиозные институты регламентировали всю жизнедеятельность общества. С развитием социальной жизни и появлением новых сфер жизнедеятельности появляются и новые социальные институты, изменяется их роль в жизни общества. Так, с развитием рыночных отношений в постсоветской России появились институты собственности, рынка и т.п., а в социальной сфере - институт социальной защиты, наряду с существовавшими ранее институтами семьи, здравоохранения, образования и т.п. В современном российском обществе наблюдается острое противоречие между институтами политики и экономики. Процесс первоначального накопления капитала, неравномерность его приращения в различных сферах деятельности, неограниченный характер свободы предпринимательства порождают и углубляют экономическое неравенство в обществе. Это создает угрозу для политической демократии, развития гражданского общества, которые ориентированы на создание равных возможностей для всех людей и их объединений и равных возможностей влияния на политические решения. Неравенство в богатстве, профессиональном и общественном статусе влияет на политику: организации, представляющие бизнес, имеют большие возможности влиять на законодательные органы, а группы интересов не располагают равными политическими ресурсами. Это входит в противоречие с природой демократии и гражданского общества, которое является важнейшей составляющей демократии. Тенденция использования имущими слоями населения принципов свободы и равенства в своих эгоистических интересах проявилась в западных странах уже в ХIХ в. В любом обществе демократия всегда относительна, так как свобода приводит к конфликту между индивидами, реализующими свои интересы в обществе. Эти конфликты необходимо разрешать с помощью разумно обоснованной авторитарности власти.

В современном демократическом обществе существует два основных варианта демократии: конфликтная (мажоритарная) и унитарная (консенсуальная). Конфликтная демократия - это система представительства в институтах государственного управления по принципу правления большинства при равном и тайном участии в голосовании. Цель такой демократии - разрешение споров и конфликтов. Унитарная демократия базируется на принципах взаимного согласия, общности интересов и дружеских взаимоотношениях. В условиях социальной иерархии сфера ее применения ограничена, так как капиталистические отношения основаны на доминировании индивидуальных интересов. В данных условиях возрастает роль государства как субъекта управленческих действий. Государство в этой ситуации должно решать задачи на общенациональном государственном уровне с учетом интересов всех социальных групп для объединения нации и всего общества. Государству, стремящемуся к построению гражданского общества, необходимо допускать наличие обеих демократий, так как каждая демократия в отдельности является ограниченной.

В современной России связка - реальное государство и еще не сформировавшееся гражданское общество - пока отсутствует, так как не у  всех слоев населения еще сформировано гражданское сознание, а со стороны  государственных органов и госслужащих, представляющих государство, иногда отсутствует  уважение прав и свобод членов общества.

Типы социальных институтов

В социологии все социальные институты, образующие структуру общества, делятся на главные и не главные. Главные – это основные и фундаментальные институты. Не главные институты скрываются внутри главных, являясь их частью как мелкие образования.

Социальные институты  могут квалифицироваться по времени  своего возникновения и продолжительности  существования: кратковременные и  постоянно действующие. Причинами  недолговременного существования  социального института служат отсутствие нормативных документов, неправомерная  деятельность, отсутствие функционирования четкой системы управления.

Также социальные институты  могут различаться по степени  жесткости применяемых санкций  за нарушения правил и норм, по условиям существования, по уровню развития бюрократической  системы управления, наличию или  отсутствию правил и процедур.

Социальные институты  разделяют на фундаментальные и  частные. Частные скрываются внутри фундаментальных, являясь их частью.

В социологической  науке выделяют следующие институты:

1) политический институт. Организация власти, которая объединяет людей по их политическим взглядам, интересам, настроениям и чувствам. К таким организациям относятся политические партии, политические движения, группы и объединения. Другими словами, политический институт – это институт власти;

2) религиозный институт. Религиозное направление, к которому относятся все течения политической мысли, обосновывающие свои цели и способы их достижения религиозными учениями. Религиозный институт опирается на различные конфессии: католицизм, протестантизм, православие, ислам, индуизм, буддизм, иудаизм и т. д. Таким образом, религиозный институт – это организация коллективного почитания Бога;

3) экономический институт – организация эффективной хозяйственной деятельности, соотношения производства и обмена;

4) экологический институт – организация по охране окружающей среды и решению проблем рационального использования природных ресурсов;

5) военный институт. Этот институт защищает членов общества от физической опасности;

6) социальный институт – институт обеспечения баланса индивидуальных и общественных интересов.

Предназначением социального  института является удовлетворение интересов и потребностей общества в целом.

Типология социальных институтов:

1) институт семьи и брака. Потребность человека в семье, без удовлетворения которой человек не становится полноценным членом общества, не выполняет функцию воспроизводства и продолжения рода. Институт семьи постоянно изменяется, приобретая новые формы: полигамия (многоженство), моногамия (единобрачие), парное сожительство, неполная семья и т. д.;

2) институт государства и права. Обеспечение безопасности, социального порядка, предотвращение социальных конфликтов и роста маргинальности;

3) институт образования. С помощью института образования формируется процесс приобретения знаний, приобщения к культуре и ценностям. В образовании заинтересовано само общество, поскольку именно путем образовательного процесса у человека формируются нравственные качества, профессиональные навыки, обеспечивающие развитие всего общества;

4) религиозный институт – решение духовных проблем;

5) институт здравоохранения – совершенствование системы медицинского обслуживания.

У каждого института своя система методов и приемов  решения тех или иных задач. Внутри каждого института существуют подинституты – неглавные политические институты.

Общество не сможет существовать, если не будет функционировать ни один из институтов, не будет постоянно  пополняться новыми поколениями, получать знания, духовно и экономически развиваться. Каждому институту присущи коммуникативные, регулятивные, интегративные, воспроизводственные, развивающие и воспитательные функции.

Как было уже сказано, любому главному социальному институту  присуща своя система наработанных правил, методов, обычаев и других процедур.

9. Типы управления в социальных институтах

По типам управления в  социальные институты можно разделить  на функциональные и деструктивные. К функциональному типу относится сфера управления, которая приносит пользу обществу.

Одной из важнейших функций  социального института является обеспечение жизненных потребностей общества – это универсальная  функция. Под универсальными функциями  подразумеваются закрепление и  воспроизводство общественных отношений, выделяют регулятивную, интегративную  и коммуникативную подфункции.

Существуют и специфические  функции, которые действуют в  каком-то конкретном институте, например функция управления. Управление в  одном институте не свойственно  другому.

В политическом институте  разделяют политическое и административно-правовое управление обществом. При разделении власти в политическом институте  управлением занимаются не только законодательная, но и исполнительная власть.

К горизонтальному управлению относятся законодательная, исполнительная и судебная ветви власти.

К вертикальному управлению относятся следующие органы: государственные, регионально-республиканские, краевые, областные и местного самоуправления.

В политическом институте  главной функцией управления является обеспечение взаимодействия всех ветвей власти.

Экономическое управление – решение проблем экономики: производства и обмена.

Экономические проблемы обусловлены  переходом от постиндустриального  производства, глобализацией и изменением структуры мирового хозяйства. Экономический  институт не способен решить проблему без вмешательства политического  института, так как экономика  является неотъемлемой частью государственного и общественного эффективного развития.

Без вмешательства политического  института было бы невозможно изменить структуру собственности, соотношения  и взаимодействия ее различных форм: частной, корпоративной, муниципальной, государственной и транснациональной.

В экономическом институте  процессы регулируются внутренними, присущими  им законами экономической системы. В экономическом институте под  управлением подразумевается поиск  средств по решению проблем в  отношениях общества и природы, прежде всего защиты необходимой человечеству и окружающей среде.

В религиозном  институте под управлением подразумевается убеждение с помощью религиозных течений. На базе каждой конфессии развивается несколько религиозных и религиозно-политических течений, которые имеют неодинаковые, противоположные политические цели, используют разные методы и играют разные роли. Институт церкви был создан для решения важных мировоззренческих вопросов и принятия высших нравственных нормативов.

Итак, все социальные институты  связаны между собой, и нет  такого общественного института, который  функционирует самостоятельно.

Механизм управления – это особое воздействие субъекта управления на объект по практическому  осуществлению стратегических и  тактических целей системы управления социальных институтов.

В политической и социологической  науке раскрываются, распознаются, анализируются, выводятся и применяются  на практике несколько групп методов  и способов управления:

1) административные методы управления – организационные или организационно-распорядительные методы;

2) экономические;

3) социально-психологические.

Данные методы и способы  управления чаще всего дополняют  друг друга.

Исходя из этого, методы управления в социальных институтах целесообразно подразделять на следующие группы:

1) методы принуждения;

2) методы побуждения;

3) методы убеждения.

Таким образом, следует вывод, что управление – это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, отвечающих за функционирование и развитие социальных институтов как единой системы.

10. Понятия социальной организации

Слово «организация» в переводе с французского organization и латинского organiso переводится как «сообщаю, устраиваю».

Под социальной организацией понимается взаимодействие группы людей друг с другом ради достижения поставленных целей перед ними и удовлетворения своих внутренних и общих потребностей с помощью определенных (материальных, правовых, экономических, культурных, политических и т. д.) условий.

Социальная организация  обозначает особую деятельность по выработке  новых норм, налаживанию взаимосвязей, а также применение усилий отдельных  членов социальной группы.

Существует большое количество определений «организация», в составе которых обычно выделяются теории организации как рациональной системы, или системы, направленной на создание и достижение цели и решения задач. В социологии из общего числа выделяют четыре направления в определении значения понятия организации.

1. К. Барнард под организацией понимал такой вид социальной общности людей, который отличался от других социальных групп сознательной деятельностью, предсказуемостью и целенаправленностью. Он и последователи его концепции уделяли большое внимание совместным усилиям и действиям людей, их общности или кооперации, а уже потом – необходимым усилиям по достижению целей;

2. Другая точка зрения по определению организации принадлежит Д. Марчу и Г. Саймону. Под социальной организацией они понимали сообщество взаимодействующих человеческих существ, которые являются самым распространенным элементом социальности и которые содержат центральную координационную систему. Особенностью в данном понимании социальной организации являлось то, что структуру и координацию действий внутри организации отличает ее упорядоченность, в отличие от неупорядоченных связей между неорганизованными индивидами. Все эти признаки дают определенную характеристику организации, т. е. эти признаки делают организацию похожей на отдельный сложный биологический организм.

Информация о работе Природа и сущность управления