Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:29, реферат
Люди способны управлять неживой природой в процессе ее преобразования: добывая сырье, используя природную энергию, возводя строительные сооружения. Управление объектами неживой природы посредством управляющих сигналов, команд не доступно для человека, эти объекты подчиняются только физическим законам существования, движения, преобразования вещества и энергии.
Несколько более доступно для людей управление живой природой, растительным и особенно животным миром. Наличие у животных органов чувств, инстинктивного поведения, способности воспринимать информацию в виде сигналов создают используемые человеком предпосылки управления живыми существами, живой природой.
В еще большей степени люди способны управлять техническими объектами и технологическими процессами, являющимися творениями, порожденными, созданными самими людьми. В таких объектах необходимость и потенциальная возможность управления заранее предусмотрена их создателя ми, воплощена в конструкцию и технологию.
- власть как специфический тип межличностных отношений;
- власть как имманентный атрибут личности, обусловленный ее внутренней структурой.
В социологии управления различают несколько видов власти:
- нормативная власть воздействует через механизм законов и образцов поведения, принятых в данном обществе;
- информационная власть базируется на владении ценной информацией различного характера - от деловой информации, необходимой для успешного функционирования организации и общества в целом до информации интимного характера, позволяющей осуществлять шантаж;
- власть принуждения и власть вознаграждения основаны на ресурсах субъекта управления и ожиданиях объекта управления;
- позиционная власть, которая исходит от формального руководителя и зависит от его должности;
- персональная власть зависит от неформального личностного авторитета лидера.
Власть можно рассматривать как в рамках конкретной организации, так и в масштабах всего общества, когда субъектами власти являются социальные институты.
В определении понятия «социальный институт» имеется множество подходов, их можно объединить в два - нормативный и деятельностный, которые важны для социологии управления. В общем виде социальный институт можно определить как комплекс формальных и неформальных правил и норм, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. В социальные институты люди объединяются для удовлетворения жизненно важных потребностей, в зависимости от потребностей, видов деятельности и отношений, регулируемых социальными институтами, выделяют их виды. В современной отечественной и зарубежной литературе существуют различные подходы к классификации социальных институтов в зависимости от удовлетворения жизненно важных потребностей, сферы и функционального содержания деятельности. Первую классификацию социальных институтов дал Г. Спенсер, выделивший шесть видов: обрядовый институт - нормы и обычаи в повседневной жизни, мода, свадьбы, похороны и т.п.; домашний институт - семья, воспитание; институт церкви - религиозные воззрения, догмы, духовенство; институт политики - государство, полиция, армия, суд и т.п.; профессиональные институты - цехи, гильдии; промышленные институты - фабрики, заводы.
В доиндустриальных обществах семейно-родовые и религиозные институты регламентировали всю жизнедеятельность общества. С развитием социальной жизни и появлением новых сфер жизнедеятельности появляются и новые социальные институты, изменяется их роль в жизни общества. Так, с развитием рыночных отношений в постсоветской России появились институты собственности, рынка и т.п., а в социальной сфере - институт социальной защиты, наряду с существовавшими ранее институтами семьи, здравоохранения, образования и т.п. В современном российском обществе наблюдается острое противоречие между институтами политики и экономики. Процесс первоначального накопления капитала, неравномерность его приращения в различных сферах деятельности, неограниченный характер свободы предпринимательства порождают и углубляют экономическое неравенство в обществе. Это создает угрозу для политической демократии, развития гражданского общества, которые ориентированы на создание равных возможностей для всех людей и их объединений и равных возможностей влияния на политические решения. Неравенство в богатстве, профессиональном и общественном статусе влияет на политику: организации, представляющие бизнес, имеют большие возможности влиять на законодательные органы, а группы интересов не располагают равными политическими ресурсами. Это входит в противоречие с природой демократии и гражданского общества, которое является важнейшей составляющей демократии. Тенденция использования имущими слоями населения принципов свободы и равенства в своих эгоистических интересах проявилась в западных странах уже в ХIХ в. В любом обществе демократия всегда относительна, так как свобода приводит к конфликту между индивидами, реализующими свои интересы в обществе. Эти конфликты необходимо разрешать с помощью разумно обоснованной авторитарности власти.
В современном демократическом обществе существует два основных варианта демократии: конфликтная (мажоритарная) и унитарная (консенсуальная). Конфликтная демократия - это система представительства в институтах государственного управления по принципу правления большинства при равном и тайном участии в голосовании. Цель такой демократии - разрешение споров и конфликтов. Унитарная демократия базируется на принципах взаимного согласия, общности интересов и дружеских взаимоотношениях. В условиях социальной иерархии сфера ее применения ограничена, так как капиталистические отношения основаны на доминировании индивидуальных интересов. В данных условиях возрастает роль государства как субъекта управленческих действий. Государство в этой ситуации должно решать задачи на общенациональном государственном уровне с учетом интересов всех социальных групп для объединения нации и всего общества. Государству, стремящемуся к построению гражданского общества, необходимо допускать наличие обеих демократий, так как каждая демократия в отдельности является ограниченной.
В современной России связка
- реальное государство и еще не
сформировавшееся гражданское общество
- пока отсутствует, так как не у
всех слоев населения еще
Типы социальных институтов
В социологии все социальные институты, образующие структуру общества, делятся на главные и не главные. Главные – это основные и фундаментальные институты. Не главные институты скрываются внутри главных, являясь их частью как мелкие образования.
Социальные институты
могут квалифицироваться по времени
своего возникновения и
Также социальные институты могут различаться по степени жесткости применяемых санкций за нарушения правил и норм, по условиям существования, по уровню развития бюрократической системы управления, наличию или отсутствию правил и процедур.
Социальные институты разделяют на фундаментальные и частные. Частные скрываются внутри фундаментальных, являясь их частью.
В социологической науке выделяют следующие институты:
1) политический институт. Организация власти, которая объединяет людей по их политическим взглядам, интересам, настроениям и чувствам. К таким организациям относятся политические партии, политические движения, группы и объединения. Другими словами, политический институт – это институт власти;
2) религиозный институт. Религиозное направление, к которому относятся все течения политической мысли, обосновывающие свои цели и способы их достижения религиозными учениями. Религиозный институт опирается на различные конфессии: католицизм, протестантизм, православие, ислам, индуизм, буддизм, иудаизм и т. д. Таким образом, религиозный институт – это организация коллективного почитания Бога;
3) экономический институт – организация эффективной хозяйственной деятельности, соотношения производства и обмена;
4) экологический институт – организация по охране окружающей среды и решению проблем рационального использования природных ресурсов;
5) военный институт. Этот институт защищает членов общества от физической опасности;
6) социальный институт – институт обеспечения баланса индивидуальных и общественных интересов.
Предназначением социального института является удовлетворение интересов и потребностей общества в целом.
Типология социальных институтов:
1) институт семьи и брака. Потребность человека в семье, без удовлетворения которой человек не становится полноценным членом общества, не выполняет функцию воспроизводства и продолжения рода. Институт семьи постоянно изменяется, приобретая новые формы: полигамия (многоженство), моногамия (единобрачие), парное сожительство, неполная семья и т. д.;
2) институт государства и права. Обеспечение безопасности, социального порядка, предотвращение социальных конфликтов и роста маргинальности;
3) институт образования. С помощью института образования формируется процесс приобретения знаний, приобщения к культуре и ценностям. В образовании заинтересовано само общество, поскольку именно путем образовательного процесса у человека формируются нравственные качества, профессиональные навыки, обеспечивающие развитие всего общества;
4) религиозный институт – решение духовных проблем;
5) институт здравоохранения – совершенствование системы медицинского обслуживания.
У каждого института своя система методов и приемов решения тех или иных задач. Внутри каждого института существуют подинституты – неглавные политические институты.
Общество не сможет существовать,
если не будет функционировать ни
один из институтов, не будет постоянно
пополняться новыми поколениями, получать
знания, духовно и экономически развиваться.
Каждому институту присущи
Как было уже сказано, любому главному социальному институту присуща своя система наработанных правил, методов, обычаев и других процедур.
9. Типы управления в социальных институтах
По типам управления в социальные институты можно разделить на функциональные и деструктивные. К функциональному типу относится сфера управления, которая приносит пользу обществу.
Одной из важнейших функций
социального института является
обеспечение жизненных
Существуют и специфические функции, которые действуют в каком-то конкретном институте, например функция управления. Управление в одном институте не свойственно другому.
В политическом институте разделяют политическое и административно-правовое управление обществом. При разделении власти в политическом институте управлением занимаются не только законодательная, но и исполнительная власть.
К горизонтальному управлению относятся законодательная, исполнительная и судебная ветви власти.
К вертикальному управлению относятся следующие органы: государственные, регионально-республиканские, краевые, областные и местного самоуправления.
В политическом институте главной функцией управления является обеспечение взаимодействия всех ветвей власти.
Экономическое управление – решение проблем экономики: производства и обмена.
Экономические проблемы обусловлены
переходом от постиндустриального
производства, глобализацией и изменением
структуры мирового хозяйства. Экономический
институт не способен решить проблему
без вмешательства
Без вмешательства политического
института было бы невозможно изменить
структуру собственности, соотношения
и взаимодействия ее различных форм:
частной, корпоративной, муниципальной,
государственной и
В экономическом институте
процессы регулируются внутренними, присущими
им законами экономической системы.
В экономическом институте под
управлением подразумевается
В религиозном институте под управлением подразумевается убеждение с помощью религиозных течений. На базе каждой конфессии развивается несколько религиозных и религиозно-политических течений, которые имеют неодинаковые, противоположные политические цели, используют разные методы и играют разные роли. Институт церкви был создан для решения важных мировоззренческих вопросов и принятия высших нравственных нормативов.
Итак, все социальные институты связаны между собой, и нет такого общественного института, который функционирует самостоятельно.
Механизм управления
– это особое воздействие субъекта
управления на объект по практическому
осуществлению стратегических и
тактических целей системы
В политической и социологической науке раскрываются, распознаются, анализируются, выводятся и применяются на практике несколько групп методов и способов управления:
1) административные методы управления
– организационные или организационно-
2) экономические;
3) социально-психологические.
Данные методы и способы управления чаще всего дополняют друг друга.
Исходя из этого, методы управления в социальных институтах целесообразно подразделять на следующие группы:
1) методы принуждения;
2) методы побуждения;
3) методы убеждения.
Таким образом, следует вывод, что управление – это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, отвечающих за функционирование и развитие социальных институтов как единой системы.
10. Понятия социальной организации
Слово «организация» в переводе с французского organization и латинского organiso переводится как «сообщаю, устраиваю».
Под социальной организацией понимается взаимодействие группы людей друг с другом ради достижения поставленных целей перед ними и удовлетворения своих внутренних и общих потребностей с помощью определенных (материальных, правовых, экономических, культурных, политических и т. д.) условий.
Социальная организация обозначает особую деятельность по выработке новых норм, налаживанию взаимосвязей, а также применение усилий отдельных членов социальной группы.
Существует большое количество определений «организация», в составе которых обычно выделяются теории организации как рациональной системы, или системы, направленной на создание и достижение цели и решения задач. В социологии из общего числа выделяют четыре направления в определении значения понятия организации.
1. К. Барнард под организацией понимал такой вид социальной общности людей, который отличался от других социальных групп сознательной деятельностью, предсказуемостью и целенаправленностью. Он и последователи его концепции уделяли большое внимание совместным усилиям и действиям людей, их общности или кооперации, а уже потом – необходимым усилиям по достижению целей;
2. Другая точка зрения по определению организации принадлежит Д. Марчу и Г. Саймону. Под социальной организацией они понимали сообщество взаимодействующих человеческих существ, которые являются самым распространенным элементом социальности и которые содержат центральную координационную систему. Особенностью в данном понимании социальной организации являлось то, что структуру и координацию действий внутри организации отличает ее упорядоченность, в отличие от неупорядоченных связей между неорганизованными индивидами. Все эти признаки дают определенную характеристику организации, т. е. эти признаки делают организацию похожей на отдельный сложный биологический организм.