Природа и сущность управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 22:29, реферат

Краткое описание

Люди способны управлять неживой природой в процессе ее преобразования: добывая сырье, используя природную энергию, возводя строительные сооружения. Управление объектами неживой природы посредством управляющих сигналов, команд не доступно для человека, эти объекты подчиняются только физическим законам существования, движения, преобразования вещества и энергии.
Несколько более доступно для людей управление живой природой, растительным и особенно животным миром. Наличие у животных органов чувств, инстинктивного поведения, способности воспринимать информацию в виде сигналов создают используемые человеком предпосылки управления живыми существами, живой природой.
В еще большей степени люди способны управлять техническими объектами и технологическими процессами, являющимися творениями, порожденными, созданными самими людьми. В таких объектах необходимость и потенциальная возможность управления заранее предусмотрена их создателя ми, воплощена в конструкцию и технологию.

Файлы: 1 файл

Семинар 1СОЦ УПРАВЛЕНИЕ.docx

— 46.88 Кб (Скачать)

2. Конкретные функции  управления(специфические) определяются объектом управления.

К функциям управления современного предприятия относятся следующие:

 

  • планирование (используемый ресурс - время);
  • маркетинг (используемый ресурс - потребитель);
  • предпринимательство (используемый ресурс бизнес);
  • финансы (используемый ресурс - деньги);
  • организация (используемый ресурс - люди);
  • производство (используемый ресурс - технологии);
  • инновация (используемый ресурс - идеи);
  • информация (используемый ресурс - данные);
  • социальное развитие (используемый ресурс культура).

 

Процесс реализации функции отвечает на вопрос: какова логическая последовательность действий, чтобы функция осуществлялась без перебоя.

Структура функции отвечает на вопрос: как или каким образом связаны между собой все действия.

Как правило, на предприятии  функцию планирования осуществляет не одно подразделение, а несколько.

И ведущую роль играет отдел (служба) планирования. При этом не следует  умалять вклада финансового отдела, бухгалтерии, отдела снабжения, сбыта, маркетинга и т. д.

На основе содержания, процесса и структуры функции управления проводится анализ, результаты которого служат основой для развития той  или иной функции.

Кроме того, данная деятельность позволяет выделить новые функции  управления или, наоборот, изъять функции  за ненадобностью.

Процесс управления хозяйственной  деятельностью заключается в  выполнении общих и специфических  функций. В практике управления между  органами управления функции распределяются неравномерно: порой они распыляются  или дублируются.

3 ВОПРОС. ПОНЯТИЕ  ВНЕШНЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ УП

Организация и связанное  с ней управление существуют в  сложном мире, оказывающем на них  многостороннее и разнообразное воздействие. Это воздействие обладает следующими характерными чертами:

  1. сложностью, характеризующейся количеством и многообразием воздействующих факторов. Так, в более сложных условиях работает организация, имеющая большее количество партнеров, поставщиков, конкурентов; организация, осуществляющая многосторонние операции, работающая в малоисследованной области, использующая новейшие технологии и т. д.;
  2. взаимозависимостью, характеризующейся степенью взаимосвязанности взаимодействующих факторов. Взаимозависимость тем выше, чем в большей мере изменение одного фактора влияет на другие. Так, у предприятий, работающих с использованием комплектующих деталей, получаемых от внешних партнеров, степень зависимости от внешних факторов будет выше, чем при производстве этих деталей на собственном предприятии;
  3. неопределенностью, характеризующейся непредсказуемым, случайным характером многих процессов, сопровождающих бизнес и менеджмент (рыночная конъюнктура, политическая ситуация, крупные неожиданные открытия и т. п.). Степень неопределенности может быть уменьшена за счет хорошо поставленной информации, изучения и умелого использования закономерностей случайных процессов, привлечения для этих целей достижений современной науки и техники;
  4. динамичностью, характеризующейся скоростью изменения факторов внешней среды организации. Динамичность внешней среды выше у тех организаций, которые имеют дело с новыми товарами, техникой и технологией, работают в зоне более высокого риска, смело проводят в жизнь экономические и организационные новации.

Все факторы внешней среды  управления организацией можно разделить на две большие группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействий. 
Факторами прямого воздействия являются: ресурсы, потребители, конкуренты, законодательство и органы государственного и муниципального управления. 
1. Ресурсы. 
В качестве ресурсов выступают капитал, трудовые ресурсы, сырье и материалы. 
Капитал, необходимый для функционирования организации, поступает из различных источников и на определенных условиях через банки. Поэтому важнейшей задачей менеджмента является изучение и обоснованный выбор источников капитала, проведение расчетов финансирования и кредитования организации, налаживание взаимоотношений и квалифицированная работа с банками. 
Трудовые ресурсы, их источники - важнейший фактор внешней среды организации, от которого во многом зависит успех менеджмента. Особого внимания здесь заслуживают два момента. Первый касается подбора и обучения специалистов в новых областях деятельности, связанных с внедрением последних достижений науки, техники и технологий. В том числе специалистов по рекламе, связям с общественностью, агентов по продажам и другим, сравнительно новым для нас, направлениям деятельности. Второй момент - подбор и обучение менеджеров различных уровней. Можно без преувеличения сказать, что хороший менеджер - это сегодня самая дефицитная специальность (и это несмотря на то, что эта специальность наиболее высоко оплачивается). Известно, что в развитых капиталистических странах идет буквально охота за качественными менеджерами. Представители крупных фирм постоянно находятся при лучших учебных заведениях, готовящих менеджеров, подбирают себе кадры, присматриваясь к обучающимся, начиная с первого курса. Перспективным студентам оплачивается обучение, устанавливаются стипендии и гарантируется работа менеджеров фирм. 
Сырье и материалы - важнейший компонент предпринимательской деятельности, а значит, и менеджмента. Во-первых, должно быть обеспечено высокое качество сырьевых ресурсов и материалов в требуемых объемах. Во-вторых, необходимы гарантии поставок сырья и материалов в требуемые сроки. То и другое достигается созданием системы входного контроля качества поставок (иногда, начиная с места добычи сырья и изготовления материала), тщательной подготовкой и отработкой системы снабжения предприятия, транспортировки соответствующих грузов, складирования, а также путем дублирования поставок из нескольких независимых источников. 
Важнейшим направлением работы менеджера с ресурсами является проведение расчетов по их оптимальному распределению с целью получения максимальной прибыли. 
2.  Потребители. 
В качестве потребителей продукции организации выступают как индивиды, нуждающиеся в удовлетворении своих потребностей, так и предприятия, чьи потребности связаны с осуществляемым ими бизнесом. Менеджер должен всегда помнить, что потребитель является центральной фигурой рынка, отправной точкой рыночных отношений. От изучения своего потребителя, а в ряде случаев от его создания в очень многом зависит благополучие организации, уровень ее прибыли. 
3.  Конкуренты. 
Главным объектом конкуренции являются потребители продукции организации. Конкурентную борьбу приходится также вести за капитал, трудовые ресурсы, сырье и материалы. Уровень конкуренции зависит от способности организации эффективно соперничать с производителями аналогичной продукции путем более полного по сравнению с соперниками удовлетворения потребностей покупателей, создания более благоприятных, чем у конкурентов, условий инвестирования, лучших условий труда и более высокой его оплаты, привлекательной конъюнктуры для поставщиков сырья и материалов. 
4.  Правовая среда и органы государственного и муниципаль- 
ного управления. 
Правовая среда характеризуется:

  1. степенью благоприятствования законодательства для деятельности организации, поощрения бизнеса и создания соответствующего нормативного обеспечения;
  2. равенством условий деятельности для всех организаций данной отрасли независимо от форм собственности;
  3. возможностью быстрого и справедливого разрешения возникающих противоречий и конфликтов с поставщиками, потребителями, конкурентами и партнерами по бизнесу в административном и судебном порядке;
  4. долговременностью, стабильностью и определенностью правовых норм.

Органы государственного и муниципального управления должны:

  1. неукоснительно соблюдать государственное и региональное законодательство и соответствие последнего федеральным нормам;
  2. обеспечивать правопорядок и защиту организаций и их собственности от преступных посягательств (рэкетиров, мошенников, воров, взяточников);
  3. своевременно и полно информировать организации о всех принимаемых властью решениях и новых нормативных актах;
  4. обеспечить быстрое рассмотрение и прохождение в органах власти дел организаций и объективный подход к ним.

Факторами косвенного воздействия  являются: политика, экономика, культура и социальные факторы, отношения с местными жителями, технический и технологический прогресс (новации). 
1.  Политика. 
Влияние политической среды организации проявляется в следующих направлениях:

  1. наличие стабильной политики, органов власти и законодательства создает благоприятный фон для деятельности организации, гражданских институтов демократического общества, способствует привлечению инвестиций;
  2. с политической обстановкой связано наличие и характер дипломатических отношений с иностранными государствами, в которых заинтересована организация, а также таможенная политика;
  3. политика определяет отношение властей, в том числе и местной администрации, к частной собственности и предпринимательской деятельности;
  4. с политикой неразрывно связано формирование и функционирование в органах законодательной власти групп влияния (лоббистов), которые могут представлять и отстаивать интересы организации.

2.  Экономика. 
Экономическая среда проявляется в деятельности организации самым непосредственным образом:

  1. экономический подъем, спад, кризис оказывают глубокое влияние на организацию, но это влияние не однозначно: общий экономический спад может привести к подъему экономики организации и наоборот;
  2. от состояния экономики зависит покупательная способность населения;
  3. состояние экономики во многом определяет стоимость используемых организацией ресурсов (сырья, материалов, трудовых ресурсов);
  4. от состояния экономики зависят возможность и условия получения капитала (инвестиционный климат, государственный бюджет, процентная ставка кредита);
  5. состояние экономики во многом определяет валютные курсы, курсы акций и ценных бумаг;
  6. экономические обстоятельства формируют спрос, предложение и цену товаров;
  7. экономика в значительной степени определяет возможность получения организацией внутренних и внешних займов;
  8. с экономикой тесно связаны условия и ставки налогов, пошлин, арендной платы.

Влияние экономики на организацию  не всегда прямолинейно. Так, в СССР при общей экономической деградации отдельные организации (например, в оборонной области) развивались весьма успешно. 
3.  Культура и социальные факторы. 
Влияние культуры и факторов социальной жизни на организацию связано с определенной системой ценностей общества, традициями, жизненными установками населения, стереотипами поведения:

  1. система ценностей определяет практику деятельности организации, ее руководителей и персонала, указывает, что наиболее важно для фирмы (например, «главное для нас - довольный потребитель»);
  2. соблюдение населением традиций дает организации возможность использовать в своих интересах положительный опыт фирмы, связать его с ее сегодняшними задачами;
  3. важное значение имеет учет организацией жизненных установок населения. Так, в ряде случаев в нашей стране складываются установки на то, что взятки, обман, хамство являются нормальными и неизбежными спутниками в деятельности организации. Но ведь есть и противоположные, положительные ценностные ориентации и установки;
  4. на деятельность организации не могут не влиять и сложившиеся в стране, регионе стереотипы поведения. Например, бытует отрицательное отношение к руководителям определенных возрастных групп (молодым, пожилым), к руководителям-женщинам и т. д.

Влияние культурных и социальных факторов на деятельность организации в большей мере, чем других, зависит от работы руководителя, от его управленческих и воспитательных усилий. В одной и той же культурной и социальной среде могут существовать совершенно разные по качеству и эффективности результатов деятельности организации. 
4.  Отношения с местными жителями. 
Сегодня, как никогда, для организации важно установить партнерские дружественные отношения с местным населением. Отсутствие таких отношений приводит к серьезным конфликтам, противостоянию, лишает организацию условий для нормальной деятельности. 
В основу налаживания хороших отношений с населением должны быть положены уже наработанные методы связей с общественностью (пиар), создание групп так называемых друзей фирмы, стимулирование создания благоприятного для организации общественного климата, материальная помощь населению (особенно слабо защищенной его части) в решении жизненных задач, денежная компенсация населению за ущерб и неудобства, связанные с деятельностью организации. 
Работа организации с населением должна вестись на постоянной основе и должным образом финансироваться. 
5. Технический и технологический прогресс (новации). 
Технический и технологический прогресс влияет на деятельность организации, увеличивая возможности производства существующих товаров и услуг и создавая условия для появления новых, что повышает тем самым эффективность бизнеса. Вместе с тем технический и технологический прогресс резко сокращает сроки устаревания товаров на рынке, предъявляет повышенные требования к их новизне и качеству. Данный фактор влияния требует от организаций хорошо поставленной службы информации, постоянного проведения разработок новых товаров и сервиса, быстрой реакции на самые последние достижения науки, техники и технологии. 
Весьма существенной частью внешней среды управления организацией является международное окружение организации. К внешнему окружению организации и менеджмента можно отнести также соответствующую инфраструктуру и договорную среду.

7 ВОПРОС. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ  УПРАВЛЕНИЯ,ИХ ВИДЫ.ГОСУДАРВСТВО КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ.

Взаимоотношение общества и  власти, социальные институты управления

В социологии управления общество отождествляется со всем населением определенного государства, а государство  рассматривается как механизм социальной самоорганизации общества. Функционирование общества невозможно без такого социального  феномена как власть. В социологии сложилось три основных подхода  к определению сущности власти:

- признание власти как свойства социальной системы, когда власть рассматривается как необходимый атрибут структуры организации, представленной в виде социальной иерархии;

Информация о работе Природа и сущность управления