Применение социальных технологий в различных ситуациях социально-бытовой сфере и домашней среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:08, контрольная работа

Краткое описание

Социальные технологии изобретены давным-давно. Так, люди, к примеру, долгие века управляли общественными делами, передавали накапливаемые знания и информацию от поколения к поколению. При этом всегда пользовались технологиями, которые в большинстве случаев специально не разрабатывались, были достаточно простыми, да и сами социальные связи не требовали технологизации: могли быть освоены интуитивно, эмпирически. Социальный прогресс был возможен на основе соблюдения прошлых правил, предписаний, традиций, культурных образцов, т.е. традиционных процедур и операций, которые целенаправленно, сознательно не разрабатывались и нередко относились к числу рутинных, но ими руководствовались в практической деятельности.

Оглавление

Введение
Применение социальных технологий в различных ситуациях социально-бытовой сфере и домашней среде
гостеприимство как качество личности и элемент культуры;
историческое развитие индустрии гостеприимства.
Заключеие
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

МОЯ РАБОТОЧКА.docx

— 44.89 Кб (Скачать)

     В отличие от инновационных социальных технологий, рутинные характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей.

   Академик  В.И. Банерушев разграничивает социальные технологии по уровню социального пространства, определяя  глобальные технологии; демографические; экономические; военные и технологии продовольственных кризисов, конфликтов и катастроф.

   В.В. Богдан и В.Н. Иванов предлагают следующую классификацию социальных технологий:

  1. технологии поиска стратегии управления;
  2. технологии социального моделирования и прогнозирования;
  3. информационные технологии;
  4. внедренческие технологии;
  5. обучающие инновационные технологии;
  6. технологии прошлого опыта.

   Технология  социальной работы как форма особого  освоения социальной действительности находится в тесном взаимодействии не только со смежными теоретическими системами, но и с практическим опытом, традициями, ритуалами, обычаями, социально-психологическими явлениями и фактами. 

     Значение  социального статуса и социальных ролей

     Социальные  технологии применяют к нашему обществу, взаимодействие которого определяется статусами индивидов и их социальными  ролями. Социальный статус является характеристикой  социальной позиции в социальной системе взаимодействий, а так же имеет внутренне содержательную сторону, диспозиционно-пространственное измерение и внешненоминационную форму. Наличие внутренне содержательной стороны означает, что социальный статус характеризует, какие права, обязанности, привелегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию. Знание этих прав, обязанностей привилегий, а также того, с кем человек обязан взаимодействовать, кому подчиняется, а кто находится в его подчинении, поможет нам определить диспозицию (расположение) конкретного статуса в системе координат данного социального пространства.

     Понятия социального статуса и социальной роли, как средства описывающие взаимосвязи  личности и общества дают механизмы  включения личности в сложные  социальные образования. В этом немалая  заслуга социологической статусно - ролевой теории. Наличие внешненоминационной  формы означает, что социальный статус имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, художник, дед, внук и т.д.

     Каждый  социальный статус обычно включает ряд социальных ролей. Социальная роль - это ожидание (экспектация), предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Социальная роль - это ожидаемая модель поведения соответствующая определенному социальному статусу и не зависящая от личности.

     Совокупность  ролей, соответствующих данному  статусу, называется ролевым набором. Так преподаватель один статус, а  роли по отношению к заведующему  кафедрой, студенту различны, т. е. с  одним статусом можно обладать множеством ролей. Статус, как статичная характеристика в то же время, порождает немало социальных проблем личных коллизий (столкновением противоположных интересов, взглядов). Люди не безразличны к своему статусу; стремясь получить определенный статус, они достаточно глубоко переживают свои неудачи на этом пути.

     Социальные  статусы неравны, в зависимости  от положения социального статуса  в обществе относительно положения  других статусов, человеку (личности) предоставляется  возможность определять права и  обязанности. Например, статус родителей  возникает лишь при существовании  статуса детей. Таким образом, человек  включен во множество социальных институтов, взаимодействуя с другими  людьми по различному поводу, выполняя каждый раз различные функции.

       В большинстве случаев особое  значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией, немалое значение может иметь  имущественное положение. Определенные статусы являются престижными, другие - наоборот. Престиж - это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов: реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек; системы ценностей, характерной для данного общества. Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.

     Различаются статусы приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные). Приписываемый  статус человек получает автоматически - по этническому происхождению, месту  рождения, положению семьи - вне зависимости  от личных усилий (дочь, бурятка, волжанка, аристократка). Достигаемый статус - писатель, студент, супруг, офицер, лауреат, директор, депутат - приобретаются усилиями самого человека с помощью тех  или иных социальных групп - семьи, бригады, партии.

     Достигаемый статус существенно отличается от приписываемого статуса. Если приписываемый статус не подконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем. Достигаемым считается всякий статус, который не дается человеку автоматически самим фактом рождения. Статус чемпиона мира или доктора наук он приобретает также благодаря собственным усилиям, огромному труду. Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. Статус мужа является достигаемым: чтобы его получить мужчина принимает решение, делает официальное предложение своей невесте и совершает массу других действий. К достигаемому статусу относятся позиции, которые люди занимают благодаря своим стараниям или заслугам. «Аспирант» - статус, которого выпускники вуза добиваются, конкурируя с другими и проявляя выдающиеся успехи в учебе.

     Чем динамичнее общество, тем больше в  его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых  статусов, тем оно демократичнее.

     Социальный  статус - это соотносительное положение  индивида или группы в социальной системе. Понятие социального статуса  характеризует место личности в  системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни  и оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в  определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку. Социальный статус в значении нормы и общественного идеала обладает большими потенциальными возможностями при решении задач социализации личности, поскольку ориентация на достижение более высокого социального статуса стимулирует социальную активность.

     Личный  статус - положение, которое человек  занимает в малой (или первичной) группе, в зависимости от того, как  он оценивается по своим индивидуальным качествам. Социальный статус играет главенствующую роль среди незнакомых, а личный - среди знакомых людей. Знакомые составляют первичную, малую группу. Представляясь незнакомым людям, особенно сотрудникам какой-либо организации, учреждения, предприятия, мы называем обычно место работы, социальное положение и возраст. Для знакомых людей важны не эти характеристики, а наши личные качества, то есть, неформальный авторитет.

     Каждый  из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы причастны ко многим большим и  малым группам. К последним относятся  семья, круг родственников и знакомых, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам и т. п. В них  человек может иметь высокий, средний или низкий статус, то есть, быть лидером, независимым, аутсайдером. Социальный и личный статусы могут  совпадать и не совпадать.

     Социальный  статус личности складывается из размера  дохода, социального престижа, уровня образования и политического влияния. Статус - основной элемент социальной структуры, где статусы – это ячейки. Заполняющие их люди привносят разнообразие и подвижность. Статус обставляется соответствующими его рангу почестями, символами и привилегиями. Чем выше ранг, тем больше привилегий. Статус требует от человека социально одобряемого поведения, реализации определенных прав и обязанностей, адекватного ролевого поведения, наконец, идентификации, то есть психологического отождествления себя со своим статусом. В целом, когда идет речь о ранжировании статусов, то имеется в виду прежде всего престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж, по сути, представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении. Социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии (в особенности, молодежи). В этой зоне создается особое социальное напряжение, сосредотачиваются наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества. И в этом плане престиж того или иного статуса оказывает существенное влияние на самовосприятие, утверждение собственного "Я". Образование в современном мире играет интегративную роль при формировании социальных общностей, формировании взаимодействующей личности. Образование является ведущим мотивом в каждой деятельности. Благодаря вложениям в качественное образование значительно увеличивается мощность экономики страны. Образование несет человечеству готовые образцы поведения и обуславливает возможность развития их. Значение реальной стартовой позиции индивида, которая влияет на его оценку общества, дает определенную точку зрения на мир, которая во многом определяет дальнейшее поведение. Выходцы из семей с различными социальными статусами имеют неравные условия социализации, неодинаковые возможности для получения образования.

     Контроль  общества за справедливостью при  определении статусов дает выигрыш  в гибкости той социальной системе, которая предоставляет возможность  занимать значимое положение людям, проявляющим для этого наибольший талант. Платой будет неконкурентоспособность  тех, кто не смог «найти себя» и  не в состоянии приспособиться к  новым ролям. Это выражается в  увеличении числа лишних людей, не удовлетворенных  существующим положением. Достигнутый  индивидом статус требует от него осуществлять выбор не только сферы  приложения труда, но и друзей, организаций, места обучения и места проживания. Такие действия индивида приводят к  тому, что он получает статусы, которые  не были определены заранее его родителями. В этом случае индивид встречается  с ситуациями, значительно удаленными от опыта предков, что создает  ему постоянные затруднения при  принятии на себя новых ролей. Роль, будучи независимым от личности, деиндивидуализированным образцом поведения, является основным средством обеспечения эффективного, бесперебойного функционирования первоосновы социальной жизни - социальных институтов. Именно посредством системы ролевых предуказаний люди включаются в институционализированные взаимодействия. Необходимо соотносить социальные роли с ценностями, нормами поведения, традициями, обычаями. Социальная роль органично соединяет в себе функционально-целесообразные (повторяющиеся, инвариантные) и культурно-вариативные черты, характеристики, что дает нам образец ролевого поведения в данном обществе.

     Функции, статусы и социальные роли образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому поведение человека становится предсказуемым, надежным для  общества, а сам он становится носителем  его культуры.

     Социальные  статусы и роли как средства описания взаимосвязи личности и общества позволяют во многом по-новому осмыслить  социальную жизнь, установить более  ясные «осязаемые» научно-логические механизмы подключения личности к сложным социальным образованиям. 

Использование социальных технологий

     При помощи социальных технологий можно  своевременно разрешать социальные проблемы, существующие в нашем обществе. Социальные проблемы – прежде всего  такого рода явления, которые определяются коллективными субъектами (группами, общностями) как проблемные, не удовлетворяющие  потребностей, желаний, целей различных  коллективных субъектов. В настоящее  время социальные проблемы охватили все сферы жизни общества: экономическую, политическую, духовную. Самые острые социальные проблемы современности, это - нищета, безработица, наркомания, алкоголизм, судьба пожилых людей, эмигрантов. Они хорошо известны и издавна существуют в истории человечества. Можно сказать, что они не исчезают полностью никогда из социальной жизни.

     Социальная  проблема - определенный тип взаимодействия между отдельным коллективным субъектом (группой, общностью) и социальной средой его существования, при котором  отдельные компоненты среды неблагоприятно, отрицательно воздействуют на жизненную  ситуацию субъекта, на его социокультурный  статус, препятствуют удовлетворению его потребностей на социально приемлемом уровне, реализации его интересов  и законных прав.  

     Осознание нетерпимости сложившегося положения  дел в определенной сфере общественных отношений приводит группу к выработке  плана коллективных действий, цель которых – изменение условий  своего существования. Таким образом, социальная проблема в обществе существует тогда, когда определенные компоненты социально-экономических условий  препятствуют удовлетворению потребностей общественной группы (малой, средней, большой), реализации её интересов и законных прав; когда сама группа или сторонний  наблюдатель (другая группа) оценивают  данную общественную ситуацию как далее  нетерпимую; когда группа готовит (и  в дальнейшем осуществляет) коллективное действие, цель которого – снизить  или вообще устранить негативное воздействие социально-экономических  условий своего существования на свою жизненную ситуацию.

Информация о работе Применение социальных технологий в различных ситуациях социально-бытовой сфере и домашней среде