Прикладное социологическое исследование

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:58, реферат

Краткое описание

Цель любого социологического исследования - анализ таких проблем, которые имеют ключевое значение для жизни общества. Предмет внимания социологов должен отличаться ярко выраженной актуальностью, т.е. быть востребован жизнью; социолог призван помогать решать самые важные задачи и, кроме того, создавать научный задел, базу для удовлетворения потребностей не только сегодняшнего, но и Завтрашнего дня. Одна из главных причин обращения к социологическим исследованиям - потребность в обширной, содержательной и актуальной информации, отражающей наиболее важные стороны жизнедеятельности и взаимодействия индивидов, групп, коллективов, социальных слоев общества, которые чаще всего скрыты, представляют собой «молчание моря».

Оглавление

Введение
1. Виды социологического исследования
2. Этапы социологического исследования
3. Программа социологического исследования, её элементы
4. Методы социологических исследований
Заключение

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

3) должна быть  проста;

4) должна быть  проверяема при данном уровне  теоретических знаний, методологической  оснащенности и практических  возможностей исследования.

       Основная трудность формулирования гипотез заключается в необходимости соответствия их целям и задачам исследования, которые содержат ясные и точные понятия.

       Процедурная часть программы социологического исследования включает методику и технику исследования, т. е. описание способа сбора, обработки и анализа информации социологического исследования.

       Эмпирические исследования проводятся на выборочной совокупности.

       Тип и способ определения выборки напрямую зависит от вида исследования, его целей и гипотез.

       Главное требование, предъявляемое к выборкам в аналитическом исследовании, т. е. – репрезентативность: способность выборочной совокупности представить основные характеристики генеральной.

       Выборочный метод основан на двух принципах: взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта и исследования и на правомерности выводов в целом при рассмотрении его части, которая по своей структуре является микромоделью целого, т. е. генеральной совокупности.

       В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор методов сбора социологической информации. Описание методов сбора информации предполагает обоснование выбранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки информации предполагает указание, каким образом это будет производиться с использованием прикладных компьютерных программ.

       После составления программы исследования начинается организация полевого исследования.

       Программа социологического исследования – документ, который организует и направляет в определенной последовательности исследовательскую деятельность, намечая пути ее осуществления. Подготовка программы социологического исследования требует высокой квалификации и затрат времени. От качества программы во многом зависит успех эмпирического социологического исследования.

 

3. Методы  социологических исследований

       Метод – основной способ сбора, обработки или анализа данных. Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика – понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования.

       В качестве основных методов, используемых в социальных эмпирических исследованиях, можно выделить следующие.

Наблюдение  – целенаправленное восприятие явлений  объективной действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые изучаются. Формы и приемы фиксации данных наблюдения могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, кино– или теле аппарат и другие технические средства. Особенность наблюдения как метода сбора информации – возможность анализировать разносторонние впечатления об исследуемом объекте.

       Существует возможность фиксации характера поведения, мимики, жестов, выражения эмоций. Выделяют два основных типа наблюдения: включенное и не включенное.

       Если поведение людей изучается социологом как участником группы, то он проводит включенное наблюдение. Если социолог изучает поведение со стороны, то он проводит не включенное наблюдение.

       Главным объектом наблюдения выступает как поведение отдельных людей и социальных групп, так и условия их деятельности.

Эксперимент –  метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику.

       Логика его проведения состоит в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействием определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменений интересующих исследователя характеристик.

        Различают эксперименты полевые и лабораторные, линейные и параллельные. При отборе участников эксперимента применяют методы по парного отбора или структурной идентификации, а также случайного отбора.

Планирование  и логика эксперимента включают следующие  процедуры:

1) выбор объекта,  используемого в качестве экспериментальной  и контрольной групп;

2) выбор контрольных,  факторных и нейтральных признаков;

3) определение  условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;

4) формулирование  гипотез и определение задач;

5) выбор индикаторов  и способа контроля протекания  эксперимента.

Анализ документов – один из широко применяемых и  эффективных методов сбора первичной  информации.

       Цель исследования заключается в поиске индикаторов, указывающих на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающих содержание текстовой информации. Изучение документов позволяет выявить тенденцию и динамику изменений и развития определенных явлений и процессов.

       Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях, решениях, публикациях, письмах и т. п.

       Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая в большинстве случаев используется для характеристик и конкретно-исторического развития изучаемого явления или процесса.

       Важной особенностью информации является агрегированный характер, что означает соотнесенность с некоторой группой как целым.

       Отбор источников информации зависит от программы исследования, при этом могут применяться методы конкретного или случайного отбора.

Различают:

1) внешний анализ  документов, при котором изучаются  обстоятельства возникновения документов; их исторический и социальный контекст;

2) внутренний  анализ, в ходе которого изучается  содержание документа, всего того, о чем свидетельствует текст  источника, и тех объективных  процессов и явлений, о которых  сообщает документ.

Изучение документов проводится качественным (традиционным) или формализованным качественно-количественным анализом (контент-анализом).

Опрос – метод  сбора социологической информации – предусматривает:

1) устное или  письменное обращение исследователя  к определенной совокупности  людей (респондентов) с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов;

2) регистрацию  и статистическую обработку полученных  ответов, их теоретическую интерпретацию.

       В каждом случае опрос предполагает обращение непосредственно к участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Данный метод социологического исследования является наиболее востребованным и распространенным.

       Основными видами опроса в зависимости от письменной или устной формы общения с респондентами являются анкетирование и интервью. В их основе лежит совокупность вопросов, которые предлагаются респондентам и ответы на которые составляют массив первичных данных. Вопросы респондентам задаются посредством анкеты или опросного листа.

Интервью –  целенаправленная беседа, цель которой  – получить ответы на вопросы, предусмотренные  программой исследования. Преимущества интервью перед анкетным опросом: возможность  учесть уровень культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса и отдельным проблемам, выражаемое интонационно, гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов, ставить необходимые дополнительные вопросы.

       Несмотря на некоторую гибкость, интервью проводится в соответствии с определенной программой и планом исследования, в которых фиксируются все основные вопросы и варианты дополнительных вопросов.

Можно выделить следующие типы интервью:

1) по содержанию (документальное, интервью мнений);

2) по технике  проведения (свободное и стандартизированное);

3) по процедуре  проведения (интенсивное, фокусированное).

       Анкетные опросы классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.

       При подготовке и проведении социологического опроса выделяют три основных этапа.

На первом этапе  определяются теоретические предпосылки  опроса:

1) цели и задачи;

2) проблема;

3) объект и  предмет;

4) операционное  определение исходных теоретических  понятий, нахождение эмпирических  индикаторов.

В ходе второго  этапа обосновывается выборка, определяется:

1) генеральная  совокупность (те слои и группы  населения, на которые предполагается  распространить полученные результаты  опроса);

2) правила поиска  и отбора респондентов на последней  ступени выборки. 

На третьем  этапе обосновывается опросный лист (вопросник):

1) содержательная  репрезентация проблемы исследования  в формулировке вопросов, предназначенных  респондентам;

2) обоснование  вопросника относительно возможностей  опрашиваемой совокупности как  источника искомой информации;

3) стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по организации и ведению опроса, установлению контакта с респондентом, регистрации ответов;

4) обеспечение  предварительных условий для  обработки результатов на ЭВМ;

5) обеспечение  организационных требований к опросу.

       В зависимости от источника (носителя) первичной информации различаются опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами.

       В специализированных опросах главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения.

       Участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам.

       Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов – метод экспертных оценок.

 

 

 

 

 

Заключение

       Таким образом, социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных цели получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. Методология социологического исследования - составная часть и особая область социологического познания, имеющая своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, систему норм и регулятивов проведения социологических исследований.

       Социологическое исследование должно отвечать предмету и методу именно социологии; опираться на использование специфических для социологии конкретных научных методов, приемов и процедур при изучении социальных фактов, эмпирического материала.

       Социологические исследования - это такая специфическая разновидность социальных исследований, их «ядро», которая рассматривает общество как целостную социокультурную систему и опирается на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной социологической информации. Данное общее определение относится к любому СИ, ко всем его разновидностям, отражая единство теоретического и эмпирического в них. Нередко это понятие используется и в более узком смысле для обозначения лишь эмпирических СИ, в которых наиболее рельефно проявляется своеобразие подхода социологии к изучению общества, его явлений и процессов.

       При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет по две основных разновидности:

- опрос (анкетирование и интервьюирование),

- анализ документов (качественный и количественный (контент-ананализ)),

- наблюдение (невключенное и включенное),

- эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

  1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. - М., 1998
  2. Волкова Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. - Ростов-на-Дону., 2000
  3. Горшков М., Шереги Ф. Прикладная социология. - М., 2003
  4. Зборовский Г.П., Орлов Г.Е. Социология. - М., 1995
  5. Колесников Ю.С. Прикладная социология. - Ростов-на-Дону., 2001
  6. Кравченко А.И. Социология. - М., 2003
  7. Основы социологии / Под ред. Прокопова М.В. - М., 2000
  8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. - М., 1995
  9. Смелзер Н. Социология. - М., 1994
  10. Социология в России. Под ред. Ядова В.А. - М., 1998
  11. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М., 2000
  12. Фролов С.С. Социология. - М., 1997

Информация о работе Прикладное социологическое исследование