Правовая база развития социального партнерства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:22, реферат

Краткое описание

В настоящее время правовая база социального партнерства в России слаба. Развивая ее важно систематически внедрять нормы международного права, ратифицировать ряд конвенций МОТ, предусматривающих более льготные для работников и работодателей условия по сравнению с существующим российским законодательством.
Цель реферата: изучить правовую базу развития социального партнерства в России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...……3
1.Организационно-правовые основы социального партнерства………….………4
2. Нормативно-правовые основы социального партнерства в России……...…..11
3.Система правового регулирования отношений социального партнерства в России………………………………………………………………………….……15
Заключение……………………………………………………………………...…..19
Список литературы………………………………………………..………………..20

Файлы: 1 файл

КишкаревРеферат.docx

— 45.99 Кб (Скачать)

Помимо коллективных переговоров, взаимных консультаций, совместных заседаний  и совещаний представителей сторон, социальное партнерство на практике осуществляется и в других формах, которые не ограничиваются переговорным процессом. Формами выражения социального  партнерства и его результатом  являются соглашения и коллективные договоры.

Обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах - один из основных принципов правового  регулирования трудовых отношений  и иных непосредственно связанных  с ними отношений (см. ст. 2 ТК). Вместе с тем участие работников в  управлении организацией в предусмотренных  Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах - одно из основных прав работников (см. ст. 21), а также форма социального  партнерства (см. ст. 27 ТК).

Право работников участвовать  в управлении предприятиями, учреждениями, организациями было закреплено и  в КЗоТе 1971 г. (см. ст. 227). В нем были предусмотрены и обязанности администрации по созданию условий, обеспечивающих участие работников в управлении предприятиями, учреждениями, организациями (ст. 228 КЗоТ 1971 г.). В КЗоТ была включена глава XV-A "Трудовой коллектив" (ст. 2351-2358), в которой достаточно подробно решались вопросы о формах и порядке участия работников в лице трудового коллектива в управлении предприятиями, учреждениями, организациями. Затем ст. 2352-2358 из КЗоТа были исключены. Однако в значительной мере сохранил свое значение Закон СССР от 17 июня 1983 г. "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями". Даже сейчас, после вступления в силу Трудового кодекса РФ, часть норм этого Закона имеет практическое значение. В частности, нормы о порядке созыва и проведения собраний (конференций) работников для обсуждения и принятия коллективного договора и в других случаях (кроме решения о забастовке).

К формам социального партнерства  Кодекс относит также участие  представителей работников и работодателей  в досудебном разрешении трудовых споров.

Досудебное разрешение трудовых споров Кодекс допускает в случаях, когда речь идет об индивидуальных трудовых спорах и работник из возможных  вариантов порядка их разрешения выбирает обращение в комиссию по трудовым спорам (КТС), создаваемую  в организации. КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателей. Представители  работников в КТС избираются общим  собранием (конференцией) работников организации  или делегируются представительным органом работников с последующим  утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Представители  работодателя назначаются в комиссию руководителем организации (см. ст. 384). В формировании КТС на паритетных началах проявляются принципы социального  партнерства.

 

2. Нормативно-правовые основы социального партнерства в России

           

       Основные принципы социального партнерства и механизмы его реализации определены Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях", федеральными законами: "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях", рядом других законодательных актов. В соответствии с ними действует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), ее отраслевые и региональные комиссии. На протяжении ряда лет подписываются Генеральное соглашение, отраслевые, межотраслевые и региональные тарифные соглашения (правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и др. условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли) . Так, в 1995 г. были заключены или продолжали действовать 55 отраслевых, 77 региональных и 1044 территориальных соглашений, 119 тыс. коллективных договоров на предприятиях и в учреждениях. Постепенно складывается система цивилизованных процедур разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, система примирения и посредничества, трудового арбитража и судов.

          Таким образом, в целом можно выделить следующие основные особенности системы социального партнерства в России:

- размытость" субъектов  социального партнерства. Нет  сформировавшегося класса собственников-работодателей.  Работодатели разобщены по 45 ассоциациям  и внутренним и международным  союзам. Профсоюзное движение находится  в стадии формирования;

- отсутствие должной правовой  базы. Принятые законы "О предприятиях  и предпринимательской деятельности", "О коллективных договорах  и соглашениях", Кодекс законов  о труде в какой-то мере регламентируют  правовые процедуры переговоров  между работниками и наемными  работниками, но в них не  предусматривается ответственность  сторон, то есть отсутствует третья важная часть правовой нормы – санкция. Не определен правовой статус субъектов трудовых отношений, в частности, представляющих сторону работодателей. На 1 сентября 1997 г., по данным ФНРП, лишь четверть отраслевых (тарифных) соглашений заключена с объединениями работодателей, а остальные – либо с федеральными министерствами, либо с другими федеральными органами управления, не обладающими соответствующими полномочиями для реализации подписанных договоренностей;

- узкая сфера договорно-правового  регулирования коллективных трудовых  отношений. Так, из 2,3 млн. объектов  единого государственного регистра  предприятий и организаций колдоговоры имеют лишь 118,8 тыс. Конечно, свыше половины зарегистрированных предприятий относятся к категории мелких и единоличных. Однако даже среди 660 тыс. предприятий, учитываемых органами по труду, доля охваченных договорным регулированием составляет всего 17%, в том числе среди государственных предприятий - 36,6, среди муниципальных - 29,5, среди совместных, частных, кооперативных и малых - 12,9, среди прочих - 11,1%.

- заключение коллективных  договоров и соглашений не  гарантирует их добросовестное  выполнение, что связано с недостаточной  разработанностью правовых механизмов  регулирования социально-трудовых  отношений, неумения и нежелания  социальных партнеров добиваться  компромисса.

- декларативный характер  отраслевых тарифных соглашений: многие из них остаются на  бумаге, т.к. за работодателя их  подписывают министерства и ведомства,  не имеющие на то достаточных  полномочий от приватизированных  предприятий. Например, в горнометаллургическом комплексе отраслевое соглашение в 1995 г. было заключено между Комитетом по металлургии и отраслевым профсоюзом. Вместе с тем только 43 АО (примерно десятая часть) делегировали право подписи Комитету, который тем самым уже не может в полной мере выступать стороной, представляющей работодателя. Сходная ситуация наблюдается в оборонном комплексе, управлении воздушным движением и др.

- недостаточная материальная  база социального партнерства.  Следует активизировать усилия  государственной власти, деловых  кругов, благотворительных фондов  и т.д;

- отсутствие теоретической  и социально-психологической подготовки  к восприятию социального партнерства  (ментальное восприятие, система  пропагандистско-идеологического обеспечения  реформ).

             Все это приводит к тому, что договорно-правовое регулирование трудовых отношений во многом остается формальным и не выполняет возложенных на него задач, а в ряде случаев играет прямо противоположную своему назначению роль - способствует обострению конфликтов в данной сфере и подрывает саму идею ее коллективно-договорного регулирования.

В рамках формирования системы  социального партнерства как  составной части гражданского общества и социальной политики государства  необходимо значительное усиление роли договорных отношений в разрешении большинства социальных проблем. Все  важнейшие вопросы социальной политики - совершенствование системы оплаты труда и сферы социального  обслуживания, обеспечение эффективной  занятости, развитие системы переподготовки кадров и повышения квалификации рабочих и служащих, улучшение  условий и охраны труда, защита трудовых прав граждан - должны регулироваться, как правило, на основе договоренностей  между социальными партнерами. Это  требует сбалансированности прав и  обязательств каждой из сторон при  заключении договоров и соглашений, повышения ответственности за их выполнение.4

           Говоря о современном состоянии социального партнерства, председатель Российского объединения работодателей В.Колмогоров подчеркнул: "Трехсторонняя комиссия – иллюзия, если смотреть на результаты реализации решений комиссии, и не иллюзия, если смотреть на процесс работы". Подобное мнение складывается также при рассмотрении деятельности совместных комиссий по подготовке колдоговоров и соглашений. Такой процесс можно смело характеризовать как социальный диалог. Однако он не находит своего завершения в социальном партнерстве. Причина – невыполнение подписанных соглашений работодателями и правительственной стороной. Любые комиссии (РТК, региональная, заводская) являются только совещательными органами; они не имеют рычагов регулирования процесса выполнения подписанных соглашений.

           Мнение же правительственной стороны о состоянии социального партнерства сводится к тому, что главная причина невыполнения соглашений – отсутствие нормального стабильного экономического положения в стране и соответствующей законодательной базы. Правительство соглашается на ведение диалога лишь по проблемам, связанных с подготовкой новых правовых актов. Что же касается государственных программ, которые могут (или должны) привести к стабилизации российской экономики, то ни профсоюзы, ни работодатели к их подготовке не допускаются.

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Система правового регулирования отношений социального партнерства в России 

          В России начало процессу развития социального партнерства было положено Указом Президента РФ "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)" от 21 ноября 1991 года. К концу 1990-х сформировалась определенная законодательная база: федеральные законы о коллективных договорах и соглашениях, о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), о разрешении коллективных трудовых споров, иные нормативные правовые акты. Сложилась разветвленная система социального взаимодействия на разных уровнях: на федеральном — РТК и отраслевые тарифные комиссии; в областях и в муниципальных образованиях — региональные и территориальные комиссии; в производственных объединениях и на крупных предприятиях созданы соответствующие (двухсторонние) комиссии.

         Первое отраслевое соглашение было заключено в 1992 году Независимым профсоюзом работников угольной промышленности. Территориальные соглашения к середине 1990-х годов действовали во всех регионах страны. Ежегодно профсоюзами, входящими в ФНПР, заключалось б лее 120 отраслевых и территориальных соглашений. Иное положение сложилось непосредственно в трудовых коллективах, где коллективных договоров было сравнительно немного.       

       Социальное партнерство способно разрешить многие противоречия, возникающие в социально-трудовой сфере (в частности, между государством и бизнесом, государством и работниками и др.). Однако оно не в состоянии снять главное противоречие в условиях господства частной собственности – между трудом и капиталом.       

        Уровни социального партнерства закреплены редакцией закона Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ  
Социальное партнерство осуществляется на:

- федеральном уровне, на  нем устанавливаются обоснования  регулирования отношений трудовой сферы в Российской Федерации; 
- межрегиональном уровне, трудовые права нескольких субъектов (Приложение А); 
      В ряде отраслей экономики ощущалась нехватка субъектов трудовых отношений. Особенно объединений работодателей, которые в основном не были заинтересованы в установлении прочных партнерских отношений. К 1996 году лишь 20 процентов отраслевых тарифных соглашений были заключены с объединениями работодателей, а подавляющая их часть была подписана с федеральными министерствами, их департаментами и другими ведомствами, не располагавшими необходимыми экономическими, финансовыми и властными полномочиями. Такое положение снижало эффективность социального партнерства.5 
       Незаинтересованную позицию по отношению к социальному партнерству заняло правительство Российской Федерации, не сделав его одним из приоритетных направлений своей деятельности.      

         Важное значение имеет активизация деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений, образованной в начале 1992 года. Спустя год президентским указом ей был придан статус постоянного органа системы социального партнерства в России, а в мае 1999 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон о Российской трехсторонней комиссии .       

        За 1992–2001 годы Комиссией было подготовлено и заключено восемь генеральных соглашений, рассмотрено около 400 вопросов, связанных с заключением генеральных соглашений и контролем за их выполнением, экспертизой проектов законодательных актов и федеральных программ, предотвращением трудовых споров и конфликтов. За этот же период более двухсот раз собирались на свои заседания рабочие группы РТК . Однако многие постановления так и не были реализованы. Постепенно функции РТК были сужены, ее лишили права организовывать трехсторонние консультации по вопросам социально - трудовых отношений и отстранили от принятия решений, обязательных для рассмотрения федеральными властями. Все это снизило статус РТК. Комиссия не смогла решить проблему невыплаты долгов по заработной плате, разобраться с вопросами о доходах и уровне жизни населения. 
          Вместе с тем на основе Генерального соглашения 1996 года была принята Комплексная программа по созданию и сохранению рабочих мест на 1998–2000 годы. Она внесла значительный вклад, в частности, в реформирование налоговой системы, проведение протекционистской политики по отношению к отечественным производителям.        

         Одновременно с подготовкой и подписанием Генеральных соглашений на федеральном уровне велась работа по заключению отраслевых тарифных соглашений, особенно касающихся оплаты труда. По данным Министерства труда и социального развития РФ, за период с 1992-го по первую половину 1998 года было заключено 385 отраслевых тарифных соглашений на макроуровне. 
        Социальное партнерство получило широкое развитие в ряде базовых отраслей народнохозяйственного комплекса РФ.      

          Важную роль в формировании системы социального партнерства играли региональные соглашения, заключаемые в субъектах РФ. По важнейшим направлениям этих соглашений разрабатывались конкретные программы: содействия занятости населения, социальной поддержки малообеспеченных граждан, их обязательного медицинского страхования и др. 
         Следует признать, что степень эффективности социального партнерства на региональном уровне далеко не одинакова. Успешно реализуется система социального партнерства в Москве, особенно после принятия Городской думой закона "О социальном партнерстве". В конце 1990-х годов в столице действовало 16 городских отраслевых соглашений и соглашения в семи административных округах. Опыт Москвы в развитии социального партнерства послужил основой для разработки и принятия соответствующих нормативных актов в Туле, Новосибирске, Ставрополе, Мурманской, Брянской и Сахалинской областях. В Петербурге благодаря региональному соглашению удавалось сдерживать рост безработицы, обеспечивать стабильную ситуацию на рынке труда.         

Информация о работе Правовая база развития социального партнерства в России