Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:22, реферат
В настоящее время правовая база социального партнерства в России слаба. Развивая ее важно систематически внедрять нормы международного права, ратифицировать ряд конвенций МОТ, предусматривающих более льготные для работников и работодателей условия по сравнению с существующим российским законодательством.
Цель реферата: изучить правовую базу развития социального партнерства в России.
Введение………………………………………………………………………...……3
1.Организационно-правовые основы социального партнерства………….………4
2. Нормативно-правовые основы социального партнерства в России……...…..11
3.Система правового регулирования отношений социального партнерства в России………………………………………………………………………….……15
Заключение……………………………………………………………………...…..19
Список литературы………………………………………………..………………..20
Помимо коллективных переговоров, взаимных консультаций, совместных заседаний и совещаний представителей сторон, социальное партнерство на практике осуществляется и в других формах, которые не ограничиваются переговорным процессом. Формами выражения социального партнерства и его результатом являются соглашения и коллективные договоры.
Обеспечение права работников
на участие в управлении организацией
в предусмотренных законом
Право работников участвовать в управлении предприятиями, учреждениями, организациями было закреплено и в КЗоТе 1971 г. (см. ст. 227). В нем были предусмотрены и обязанности администрации по созданию условий, обеспечивающих участие работников в управлении предприятиями, учреждениями, организациями (ст. 228 КЗоТ 1971 г.). В КЗоТ была включена глава XV-A "Трудовой коллектив" (ст. 2351-2358), в которой достаточно подробно решались вопросы о формах и порядке участия работников в лице трудового коллектива в управлении предприятиями, учреждениями, организациями. Затем ст. 2352-2358 из КЗоТа были исключены. Однако в значительной мере сохранил свое значение Закон СССР от 17 июня 1983 г. "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями". Даже сейчас, после вступления в силу Трудового кодекса РФ, часть норм этого Закона имеет практическое значение. В частности, нормы о порядке созыва и проведения собраний (конференций) работников для обсуждения и принятия коллективного договора и в других случаях (кроме решения о забастовке).
К формам социального партнерства Кодекс относит также участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Досудебное разрешение трудовых споров Кодекс допускает в случаях, когда речь идет об индивидуальных трудовых спорах и работник из возможных вариантов порядка их разрешения выбирает обращение в комиссию по трудовым спорам (КТС), создаваемую в организации. КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателей. Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации (см. ст. 384). В формировании КТС на паритетных началах проявляются принципы социального партнерства.
2. Нормативно-правовые основы социального партнерства в России
Основные принципы социального партнерства и механизмы его реализации определены Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях", федеральными законами: "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях", рядом других законодательных актов. В соответствии с ними действует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), ее отраслевые и региональные комиссии. На протяжении ряда лет подписываются Генеральное соглашение, отраслевые, межотраслевые и региональные тарифные соглашения (правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и др. условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли) . Так, в 1995 г. были заключены или продолжали действовать 55 отраслевых, 77 региональных и 1044 территориальных соглашений, 119 тыс. коллективных договоров на предприятиях и в учреждениях. Постепенно складывается система цивилизованных процедур разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, система примирения и посредничества, трудового арбитража и судов.
Таким образом, в целом можно выделить следующие основные особенности системы социального партнерства в России:
- размытость" субъектов
социального партнерства. Нет
сформировавшегося класса
- отсутствие должной правовой
базы. Принятые законы "О предприятиях
и предпринимательской
- узкая сфера договорно-
- заключение коллективных
договоров и соглашений не
гарантирует их добросовестное
выполнение, что связано с недостаточной
разработанностью правовых
- декларативный характер
отраслевых тарифных
- недостаточная материальная база социального партнерства. Следует активизировать усилия государственной власти, деловых кругов, благотворительных фондов и т.д;
- отсутствие теоретической
и социально-психологической
Все это приводит к тому, что договорно-правовое регулирование трудовых отношений во многом остается формальным и не выполняет возложенных на него задач, а в ряде случаев играет прямо противоположную своему назначению роль - способствует обострению конфликтов в данной сфере и подрывает саму идею ее коллективно-договорного регулирования.
В рамках формирования системы
социального партнерства как
составной части гражданского общества
и социальной политики государства
необходимо значительное усиление роли
договорных отношений в разрешении
большинства социальных проблем. Все
важнейшие вопросы социальной политики
- совершенствование системы
Говоря о современном состоянии социального партнерства, председатель Российского объединения работодателей В.Колмогоров подчеркнул: "Трехсторонняя комиссия – иллюзия, если смотреть на результаты реализации решений комиссии, и не иллюзия, если смотреть на процесс работы". Подобное мнение складывается также при рассмотрении деятельности совместных комиссий по подготовке колдоговоров и соглашений. Такой процесс можно смело характеризовать как социальный диалог. Однако он не находит своего завершения в социальном партнерстве. Причина – невыполнение подписанных соглашений работодателями и правительственной стороной. Любые комиссии (РТК, региональная, заводская) являются только совещательными органами; они не имеют рычагов регулирования процесса выполнения подписанных соглашений.
Мнение же правительственной стороны о состоянии социального партнерства сводится к тому, что главная причина невыполнения соглашений – отсутствие нормального стабильного экономического положения в стране и соответствующей законодательной базы. Правительство соглашается на ведение диалога лишь по проблемам, связанных с подготовкой новых правовых актов. Что же касается государственных программ, которые могут (или должны) привести к стабилизации российской экономики, то ни профсоюзы, ни работодатели к их подготовке не допускаются.
3.Система правового
регулирования отношений социального
партнерства в России
В России начало процессу развития социального партнерства было положено Указом Президента РФ "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)" от 21 ноября 1991 года. К концу 1990-х сформировалась определенная законодательная база: федеральные законы о коллективных договорах и соглашениях, о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), о разрешении коллективных трудовых споров, иные нормативные правовые акты. Сложилась разветвленная система социального взаимодействия на разных уровнях: на федеральном — РТК и отраслевые тарифные комиссии; в областях и в муниципальных образованиях — региональные и территориальные комиссии; в производственных объединениях и на крупных предприятиях созданы соответствующие (двухсторонние) комиссии.
Первое отраслевое соглашение было заключено в 1992 году Независимым профсоюзом работников угольной промышленности. Территориальные соглашения к середине 1990-х годов действовали во всех регионах страны. Ежегодно профсоюзами, входящими в ФНПР, заключалось б лее 120 отраслевых и территориальных соглашений. Иное положение сложилось непосредственно в трудовых коллективах, где коллективных договоров было сравнительно немного.
Социальное партнерство способно разрешить многие противоречия, возникающие в социально-трудовой сфере (в частности, между государством и бизнесом, государством и работниками и др.). Однако оно не в состоянии снять главное противоречие в условиях господства частной собственности – между трудом и капиталом.
Уровни
социального партнерства закреплены редакцией
закона Российской Федерации от 30 июня
2006 года N 90-ФЗ
Социальное партнерство осуществляется
на:
- федеральном уровне, на
нем устанавливаются
- межрегиональном уровне, трудовые права
нескольких субъектов (Приложение А);
В ряде отраслей экономики
ощущалась нехватка субъектов трудовых
отношений. Особенно объединений работодателей,
которые в основном не были заинтересованы
в установлении прочных партнерских отношений.
К 1996 году лишь 20 процентов отраслевых
тарифных соглашений были заключены с
объединениями работодателей, а подавляющая
их часть была подписана с федеральными
министерствами, их департаментами и другими
ведомствами, не располагавшими необходимыми
экономическими, финансовыми и властными
полномочиями. Такое положение снижало
эффективность социального партнерства.5
Незаинтересованную
позицию по отношению к социальному партнерству
заняло правительство Российской Федерации,
не сделав его одним из приоритетных направлений
своей деятельности.
Важное значение имеет активизация деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений, образованной в начале 1992 года. Спустя год президентским указом ей был придан статус постоянного органа системы социального партнерства в России, а в мае 1999 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон о Российской трехсторонней комиссии .
За 1992–2001
годы Комиссией было подготовлено и заключено
восемь генеральных соглашений, рассмотрено
около 400 вопросов, связанных с заключением
генеральных соглашений и контролем за
их выполнением, экспертизой проектов
законодательных актов и федеральных
программ, предотвращением трудовых споров
и конфликтов. За этот же период более
двухсот раз собирались на свои заседания
рабочие группы РТК . Однако многие постановления
так и не были реализованы. Постепенно
функции РТК были сужены, ее лишили права
организовывать трехсторонние консультации
по вопросам социально - трудовых отношений
и отстранили от принятия решений, обязательных
для рассмотрения федеральными властями.
Все это снизило статус РТК. Комиссия не
смогла решить проблему невыплаты долгов
по заработной плате, разобраться с вопросами
о доходах и уровне жизни населения.
Вместе
с тем на основе Генерального соглашения
1996 года была принята Комплексная программа
по созданию и сохранению рабочих мест
на 1998–2000 годы. Она внесла значительный
вклад, в частности, в реформирование налоговой
системы, проведение протекционистской
политики по отношению к отечественным
производителям.
Одновременно с подготовкой и подписанием
Генеральных соглашений на федеральном
уровне велась работа по заключению отраслевых
тарифных соглашений, особенно касающихся
оплаты труда. По данным Министерства
труда и социального развития РФ, за период
с 1992-го по первую половину 1998 года было
заключено 385 отраслевых тарифных соглашений
на макроуровне.
Социальное партнерство
получило широкое развитие в ряде базовых
отраслей народнохозяйственного комплекса
РФ.
Важную роль в формировании системы социального
партнерства играли региональные соглашения,
заключаемые в субъектах РФ. По важнейшим
направлениям этих соглашений разрабатывались
конкретные программы: содействия занятости
населения, социальной поддержки малообеспеченных
граждан, их обязательного медицинского
страхования и др.
Следует признать,
что степень эффективности социального
партнерства на региональном уровне далеко
не одинакова. Успешно реализуется система
социального партнерства в Москве, особенно
после принятия Городской думой закона
"О социальном партнерстве". В конце
1990-х годов в столице действовало 16 городских
отраслевых соглашений и соглашения в
семи административных округах. Опыт Москвы
в развитии социального партнерства послужил
основой для разработки и принятия соответствующих
нормативных актов в Туле, Новосибирске,
Ставрополе, Мурманской, Брянской и Сахалинской
областях. В Петербурге благодаря региональному
соглашению удавалось сдерживать рост
безработицы, обеспечивать стабильную
ситуацию на рынке труда.
Информация о работе Правовая база развития социального партнерства в России