Правовая база развития социального партнерства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:22, реферат

Краткое описание

В настоящее время правовая база социального партнерства в России слаба. Развивая ее важно систематически внедрять нормы международного права, ратифицировать ряд конвенций МОТ, предусматривающих более льготные для работников и работодателей условия по сравнению с существующим российским законодательством.
Цель реферата: изучить правовую базу развития социального партнерства в России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...……3
1.Организационно-правовые основы социального партнерства………….………4
2. Нормативно-правовые основы социального партнерства в России……...…..11
3.Система правового регулирования отношений социального партнерства в России………………………………………………………………………….……15
Заключение……………………………………………………………………...…..19
Список литературы………………………………………………..………………..20

Файлы: 1 файл

КишкаревРеферат.docx

— 45.99 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный  федеральный университет»

 

 


 

ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

 

Кафедра социальных наук

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине  «Социальное  партнерство»

Специальность «Социальная  работа»

 

на тему «Правовая база развития социального партнерства в России»

 

 

 

 

Выполнил  студент гр. Б4212      

___________  С.А.Кишкарев

Проверил  доцент

____________  Е.Ю.Костина

____________________________

          (зачтено/незачтено)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Владивосток

2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……3

1.Организационно-правовые  основы социального партнерства………….………4

2. Нормативно-правовые основы  социального партнерства в России……...…..11

3.Система правового регулирования  отношений социального партнерства  в России………………………………………………………………………….……15

Заключение……………………………………………………………………...…..19

Список литературы………………………………………………..………………..20 

Введение

Актуальность  темы состоит в том, что социальное партнерство представляет собой особую систему отношений, возникающих между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства, по согласованию экономических интересов в социально трудовой сфере и урегулированию социально-трудовых конфликтов. систему социального партнерства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников, объединения работодателей и государство.

        В настоящее время правовая база социального партнерства в России слаба. Развивая ее важно систематически внедрять нормы международного права, ратифицировать ряд конвенций МОТ, предусматривающих более льготные для работников и работодателей условия по сравнению с существующим российским законодательством.

        Цель реферата: изучить правовую базу развития социального партнерства в России.

        Предмет правовой базы развития социального партнерства - регулирование трудовых отношений между работниками и работодателями.

        Объектом выступают нормативно - правовые акты.

         Задачи:  

1. Ознакомится с организационными и правовыми основами  социального партнерства в России.

2. Рассмотреть систему правового регулирования отношений социального партнерства в России.

 

 

 

 

 

1.Организационно-правовые основы социального партнерства

Усиление роли социального  партнерства, соглашений и коллективных договоров в регулировании трудовых и непосредственно связанных  сними отношений отражено не только в предмете трудового права и  его принципах, но и в разграничении  полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов  РФ. Основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений отнесены к ведению федеральных органов  государственной власти в сфере  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений (см. ст. 6 ТК). Это означает, что законодательством  субъектов РФ федеральные нормы  по названным вопросам не могут быть изменены.

Раздел II ТК сформирован  на основе ранее принятых законодательных  актов федерального и регионального  уровней: Закона РФ от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях" с изменениями и дополнениями, внесенными в него в 1995 г., Федерального закона от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", законов о социальном партнерстве, о коллективных договорах и соглашениях, принятых во многих субъектах РФ.1

После введения в действие ТК (1 февраля 2002 г.) названные выше законы (как и все другие нормативные  правовые акты) могут применяться  постольку, поскольку они не противоречат Кодексу (см. ст. 423 ТК). К отношениям по социальному партнерству, возникшим  после 1 февраля 2002 г., применяются нормы  ТК. Если такие отношения возникли до 1 февраля 2002 г. и продолжаются после  указанной даты, то нормы ТК применяются  к ним после 1 февраля 2002 г. (см. ст. 424 ТК). Например, коллективные переговоры по подготовке коллективного договора на 2002 г. начались в декабре 2001 г. Процедура  их ведения до 1 февраля 2002 г. должна была определяться на основе Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях", других нормативных правовых актов, обладающих юридической силой до введения в действие ТК. После 1 февраля 2002 г. порядок продолжения переговоров, заключения коллективного договора должен соответствовать нормам ТК.

Статья 23 ТК содержит правовое понятие социального партнерства, позволяет определить участников этих отношений, их цель.

Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей, - установление минимальных социально-трудовых стандартов, предоставляя все больший  простор для коллективно-договорного  и индивидуально-договорного регулирования  трудовых отношений.

В связи с этим существенно  повышается роль установления условий  труда на основе договоренностей  между работниками и работодателями, обеспечение согласования их интересов  в сфере труда. Согласование интересов  сторон социального партнерства  поставлено Кодексом в качестве цели, к которой стороны должны стремиться в своих взаимоотношениях.

В социальном партнерстве  участвуют работники, работодатели, а также при определенных обстоятельствах  органы государственной власти (точнее - органы исполнительной власти) федерального, регионального уровней и органы местного самоуправления. В отношения  социального партнерства они  вступают через своих представителей, о которых сказано в ст. 29-34 ТК. Следовательно, необходимо различать  стороны социального партнерства  и участников соответствующих отношений.

Сторонами социального партнерства  являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном  порядке представителей (ст. 25 ТК).

Органы государственной  власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального  партнерства в тех случаях, когда  они выступают в качестве работодателей (см. ч. 2 ст. 23 ТК).

Представители этих органов, уполномоченные на представительство  законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, также отнесены к сторонам социального партнерства. С нашей точки зрения, поскольку представитель действует от имени представляемого и в его интересах, он самостоятельной стороной социального партнерства, по сути, не является. Представители участвуют в отношениях социального партнерства не самостоятельно, а как уполномоченные надлежащим образом выразители интересов соответствующей стороны.

Статья 24 ТК закрепляет основные принципы социального партнерства, т.е. наиболее существенные основополагающие идеи и положения, на которых базируется социальное партнерство.

На первом месте среди  принципов социального партнерства  названо равноправие сторон, т.е. работников и работодателей. Они  пользуются равными правами: быть инициаторами коллективных переговоров, вносить  предложения по содержанию соглашений и коллективных договоров и т.д.

Далеко не всегда и не везде договаривающиеся стороны  в полной мере заинтересованы принимать  участие в договорных отношениях. Чаще всего от переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений отказывается работодатель, полагая, что  его власти достаточно для того, чтобы урегулировать трудовые отношения  в организации.

Содействие государства  в укреплении и развитии социального  партнерства на демократической  основе - принцип и вместе с тем  условие более широкого использования  социально-партнерских отношений  для решения двуединой задачи - подъема производства и улучшения  благосостояния трудящихся.

Демократизм в социальном партнерстве позволяет каждой стороне  наиболее полно проявить инициативу, обосновать свою позицию.

Соблюдение сторонами  и их представителями законов  и иных нормативных правовых актов - залог законности в отношениях социального партнерства. При этом должны быть соблюдены нормы и  правила ведения переговоров, консультаций, определения содержания коллективных договоров и соглашений, оформления всех относящихся к социальному партнерству документов (в том числе - протоколов собраний, конференций, заседаний комиссии по подготовке проекта коллективного договора, надлежащее оформление представительства сторон и т.д.).

Полномочность представителей сторон обеспечивается соблюдением  порядка, установленного для выделения (определения) представителей и для  наделения их соответствующими правами  и обязанностями (полномочиями) (см. ст. 29-34 ТК). социальный партнерство трудовой работодатель

Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, как принцип социального партнерства  означает возможность для каждой стороны ставить свои вопросы, предлагать решения, которые они хотели бы обсудить путем консультаций, переговоров  и которые они стремятся отразить в соглашении, коллективном договоре.2

Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений - принцип социального партнерства, несоблюдение которого лишает смысла положения, включаемые в коллективный договор, соглашение.

Соглашения, коллективные договоры представляют собой правовые акты (см. ст. 40 и 45 ТК), входят в систему актов, регулирующих трудовые и непосредственно  связанные с ними отношения, и  уже в этом качестве обладают юридической  силой, обязывающей к их исполнению. Выполнению коллективных договоров, соглашений способствует контроль, осуществляемый полномочными на то органами (см. ст. 51 ТК).

За неисполнение коллективного  договора, соглашения предусмотрена  юридическая ответственность (см. ст. 55 ТК; ст. 5.31 КоАП).

Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений необходим для своевременного выявления и устранения причин, по которым обязательства, включенные в коллективный договор, соглашение, не выполняются.

Каждая сторона проверяет  выполнение обязательств другой стороной. Органы контроля (ст. 51 ТК) вправе принимать необходимые меры к обеспечению выполнения коллективного договора, соглашения.

Законодательством предусмотрена  ответственность сторон и их представителей за неисполнение по их вине коллективных договоров, соглашений, а также нарушение  нормативных правовых актов, регламентирующих коллективно-договорную работу (см. ст. 54-55 ТК, ст. 5.28-5.31 КоАП).

Содержание ст. 25 связано  со ст. 23 ТК.

В них дается определение  сторон социального партнерства, указывается  на их представителей.

Сторонами социального партнерства  выступают две крупнейшие группы, связанные между собой трудовыми  отношениями, постоянно соприкасающиеся  в процессе организации труда, его  охраны и оплаты.

Это, с одной стороны, работодатели - юридические лица (организации), вступившие в трудовые отношения, а с другой - работники - физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем (см. ст. 20 ТК).

Статья 26 ТК рассматривает  систему социального партнерства, подразделяя ее по уровням: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный, локальный (уровень организации).

В зависимости от уровня определяется содержание социально-партнерских  актов:

-    на федеральном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

-    на региональном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Федерации;

-    на отраслевом уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

- на территориальном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

- на уровне организации (локальном уровне) устанавливаются конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.3

Практика идет несколько  по иному пути. Помимо основ регулирования  отношений в сфере труда на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях акты социального партнерства (соглашения) содержат конкретные обязательства  сторон и конкретные условия труда  работников, трудовые отношения которых  регулируются соглашениями соответствующего уровня. Кроме того, отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на разных уровнях - федеральном, региональном, территориальном.

На уровне организации (локальном  уровне) социальное партнерство выражается, прежде всего, в форме коллективных договоров, содержащих не только взаимные обязательства сторон, но и нормативные  положения, направленные на регулирование  трудовых и непосредственно связанных  с ними отношений, а также информационные положения - наиболее важные нормы, воспроизведенные из ТК, других актов трудового законодательства.

Информация о работе Правовая база развития социального партнерства в России