Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:17, реферат
Существенное расширение и углубление этносоциологических исследований в последние десятилетия актуализировали задачу уточнения предметной определенности этносоциологи. В настоящее время, когда данное научное направление прошло стадию «возмужания», возникла потребность преодолеть распространенную в литературе практику фрагментации предмета этносоциологии через выделение множества несубординированных этнически маркированных социальных явлений: этнических групп, их коллективного поведения, форм самоорганизации, этнической идентичности, интересов, соответствующих социальных событий, связей, изменений и т.п.
Введение
1. Предметная область этносоциологии.
2. Понятие «этнос». Межэтническое согласие как социальная ценность.
3. Этнический конфликт: сущность, причины возникновения, способы предотвращения и разрешения.
Межэтническое согласие как социальная ценность.
Заключение
Список использованной литературы
Границы эндогамии образуют самые различные факторы: это и природные, и социально-политические (язык, политические границы и т. п.) барьеры, и отдельные компоненты общественного сознания (такие, как религия и этническое самосознание). При этом по мере научно-технического прогресса, сопровождающегося усовершенствованием средств связи, значение природных факторов в данном отношении все более отходит на задний план. Границы эндогамии выступают в качестве своеобразного генетического барьера этноса.
А это, в свою очередь, придает этносу характер генетической единицы – популяции. Итак, очевидно, этнос в узком смысле слова можно определить как совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры и соответствующим психическим складом, а также сознанием своего единства и эндогамией.
Этнокультурное многообразие есть тот неиссякаемый источник обогащения мировой культуры человечества, без которого она неизбежно деградирует. С этой точки зрения, сохранение этносов, их жизненного мира и исторической перспективы имеет фундаментальное значение в глобальном масштабе.
Говоря об этносоциологии, следует выделить феномен, раскрывающий специфику проявления национального в любом гражданском обществе и степень возрастания его влияния на жизнь каждой многонациональной страны. При определенных условиях именно в сфере сознания (а впоследствии и в поведении) возникает возможность появления национализма и шовинизма, представляющих по своей сути деформацию политического и духовного компонента национальных отношений, что порождает одно из обличий этнического эгоизма - стремление обеспечить привилегии своему народу за счет других.
Каждый этнос, многочисленный или
малочисленный стремится
Этнонациональные конфликты способны приобрести особенно обостренные формы проявления в том случае, если этнообщность в стремлении национального самоопределения попытается подчинить все иные этнические группы, существующие на территории данной страны.
Этноцентризм - подозрительное отношение к чужим, сочетающееся с тенденцией оценивать культуру других людей исходя из собственной культуры. Этноцентризм часто сопровождается закрытостью этнических групп. Закрытость является результатом процесса, посредством которого группа возводит границы, отгораживающие от других групп, к числу таких приемов относиться ограничение или полное запрещение смешанных браков между группами, сокращение социальных контактов и экономических связей. Иногда границы разделения взаимно навязывают друг другу группы, имеющие один социальный статус: их члены держатся отдельно друг от друга, но ни одна из групп не доминирует над другой. При таких условиях закрытость группы совпадает с характером распределения ресурсов, устанавливая неравенства в распределении богатства и материальных благ. Некоторые из самых ожесточенных конфликтов между этническими группами были вызваны именно закрытостью групп, потому что границы между ними сигнализируют в первую очередь о неравенстве отношений к богатству, власти и социальному положению.
Гипертрофикация стремления ориентироваться только на национально особенно порождает серьезные издержки в развитии национальной культуры. Неоднократно выдвигавшееся требование к установлению пропорционального их представительства в органах управления, культуры стремиться к соблюдению адекватных пропорций в удовлетворении культурных, языковых и других запросов, как у коренных, так и у некоренных народов. Вследствие чего создает на уровне индивидуального и группового сознания потенциальную почву для национального высокомерия и неприязни у одних групп к другим.
Одним из самых распространенных способов межэтнического взаимодействия на всем протяжении истории были войны. Следствием войны: образование новых этнических общностей или массовое переселение народа. В мире практически не осталось однонациональных государств, этнические процессы стали характерными для всех без исключения обществ. Это обнаружилось и в Канаде (особая позиция французских жителей провинции Квебек), и в Чехословакии, и в Турции, и в Ираке, и во многих многоплеменных государствах Африки. Более того, обострились этнические противоречия в странах, которые издавна считались едиными с точки зрения нации, но располагающими этническими группами. Этнические противоречия отмечались в Бельгии и Испании. В сочетании с религиозными эти процессы наложили серьезный отпечаток на повседневную жизнь и привели к трагедии в Северной Ирландии, в Пенджабе (Индия), в Югославии. Поворот к национальным, этническим проблемам происходит в глобальных масштабах. Достаточно сказать, что в войнах и вооруженных конфликтах вес этнического фактора в 1984-1989 годах достиг, по данным Д. Райта, половины (15 из 30), в то время как за весь период нового времени (с 1496 по 1983 год) только 86 из 240 войн характеризовались той или иной степенью этнической нетерпимости. Анализ реальной ситуации показывает, что удельный вес этнических вооруженных конфликтов в ближайшем будущем будет возрастать. Отражением этой тенденции стали события в Казахстане, в Нагорном Карабахе, в Грузии, в странах Прибалтики, на Северном Кавказе. Обострились проблемы крупных этнических групп и диаспор, по тем или иным причинам не имеющих своей государственности на территории СНГ: немцев, уйгуров, крымских татар, курдов.
На Земле существует около 2000 языков в 266 странах, из которых 259 являются государственными. Но более 90% населения мира в качестве государственных используют 12 основных языков, которые имеют аудиторию от 100 млн. до 1,2 млрд. человек.
Этнические проблемы и в России всегда занимали особое место в истории.
Россия - многонациональная страна,
где проживают представители
более 120 народов. Во многих республиках
в составе РФ титульное население
составляет меньшинство. Из 21 республики
только в 5-титульное население
Главная особенность межэтнических
конфликтов в России обусловлена
как различием соотношения
В этом смысле проблему национального
вопроса пытались решить в Советской
России после 1917 года и в 20-х годах
- признание прав всех без исключения
народов. Обнародованная 2 ноября 1917 года
“Декларация прав народов России”
устанавливала свободное
В 90-е годы многие аналитики возложили
вину за распад СССР, за этнические конфликты,
взлет национализма и шовинизма
на национальную политику, на создание
национально-государственных (республики)
и национально-территориальных (национальные
области и округа) образований. Но
ошибка состояла не в том, что, по Конституции
СССР 1936 года, была создана четырехчленная
система национально-
Не этнополитическая ситуация в России сама по себе, не численное доминирование русского этноса порождает конфликты, а та кризисная политическая, социально-экономическая и духовная ситуация, в которой оказались все народы, в том числе русская нация. Все сферы общества охвачены противоречиями, которые своеобразно переплетаются в жизни каждой нации, деформируя их представление об интересах, потребностях, источниках их удовлетворения.
В национальной политике не учитывалась специфика национальных и межнациональных отношений, которая заключается в необходимости рассматривать их как своеобразные синтетические общественные отношения. Эта синтетичность проявляется в том, что, во-первых, они включают в себя отношения всех сфер общественной жизни - экономические, социальные, политические, духовные - и, во-вторых, одновременно предполагают их анализ как единства материального и идеального. Игнорирование такого подхода привело к тому, что болезненно заявили о себе стремления к национальной замкнутости, местничеству, иждивенческие настроения. Поэтому для этносоциологии большое значение имеет изучение национальных особенностей всех сфер общественной жизни.
Чрезмерная централизация
Что касается национального самосознания населения республик России, то его высокая степень автономности поддерживается лишь в тех из них, которые обладают значительным экономическим потенциалом (Татарстан, Якутия, Бурятия и Башкирия). Для других же идеи хозяйственной автаркии, экономического суверенитета и самостоятельности обернулись серьезными затратами.
Важным направлением в этносоциологии стала сфера национальных отношений, так как именно в ней решаются вопросы социальной справедливости, осуществляется развитие социальной структуры, создаются условия для повседневной жизни людей, функционирование общественного сознания. Именно в этой сфере сопоставляются возможности социального положения людей различных национальностей, профессионального продвижения, перспектив личной и общественной жизни.
Так, анализ просчетов в национальной политике показывает, что если интересы представителей одной нации (народности) преувеличиваются, то это ведет к ущемлению интересов других национальностей. Эти предпочтения четко фиксировались в общественном сознании, на основании чего делались выводы. Таким образом, понятая национальная политика с точки зрения поддержки интересов определенной нации привела к уменьшению населения других национальностей в ряде республик, по отношению к ним стали употребляться слова “мигрант", “инородец", что сильно затрагивало национальные чувства и нередко вело к обострению межнациональных отношений.
Заключение
На современном этапе развития человечества есть целый ряд национальных проблем, которые обострились во многих странах.
Межнациональные, межэтнические конфликты и по структуре, и по характеру формирования, и по ожесточенности противоборства, по сложности их регулирования и разрешения, занимают особое место среди других социальных конфликтов. Не только социальные противоречия, языковые и культурные проблемы, но и историческая память, "мобилизованное прошлое" становятся мощными факторами и основами конфликта.
Но особую значимость эти процессы приобрели для России и всех бывших союзных республик, ныне независимых государств, ибо обострение межнациональных и этнических противоречий грозит обернуться серьезными социальными потрясениями. Распад СССР, казалось бы, разрешил крупные и глубокие противоречия между нациями и открыл полосу спокойного решения культурных, языковых и иных проблем в новых государствах, появившихся на территории бывшего Союза. Но этого не произошло, прежде всего, потому, что государства возникли не на основе свободного, демократического самоопределения, а в результате решения группы верхушки политических лидеров. Межэтнические противоречия усилились, существовавшие к этому времени конфликты вспыхнули с новой силой, обострились в различных регионах бывшего Союза (Карабах, Осетия, Абхазия, Приднестровье и т.д.). Межэтнические противоречия и конфликты заняли существенное место в общественной жизни России.
Каждый конкретный конфликт на межнациональной
почве имеет свои особенности, свои
причины. Сама федеративная организация
государства России является почвой
всевозможных конфликтов. Очень острый
конфликт с Татарстаном удалось
урегулировать конституционным
путем, заключением особого
Но одно уже вполне очевидно: все
существующие и потенциально возможные
межэтнические и
Рассматривая национальные и межнациональные отношения, следует отметить, что в духовной сфере нет незначительных вопросов. Игнорирование даже небольших, на первый взгляд, проблем способно при определенных обстоятельствах превратить их в серьезную конфликтную ситуацию. Локальность этих конфликтов несоизмерима с их значением в идеологическом аспекте: они быстро становятся достоянием всего общественного сознания и оказывают влияние на функционирование всей общественной жизни.