Понятие и теории социальной стратификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:21, контрольная работа

Краткое описание

Но в любом случае социальная стратификация является результатом более или менее сознательной деятельности (политики) правящих элит, крайне заинтересованных в том, чтобы навязать обществу и легитимизировать в нем свои собственные социальные представления о неравном доступе членов общества к социальным благам и ресурсам.
Теории социальной стратификации базируются на представлении о том, что страта представляет собой реальную, эмпирически фиксируемую общность, объединяющую людей на основе каких-то общих позиций или имеющих общее дело, которое приводит к конструированию данной общности в социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным общностям.

Файлы: 1 файл

Понятие и теории социальной стратификации (восстановлен).docx

— 65.48 Кб (Скачать)

          Большинство современных обществ далеки от этой модели. Или присущи концентрация власти и ресурсов у численно небольшой элиты. Концентрация у элиты таких статусных атрибутов как власть, собственность и образование препятствует социальному взаимодействию между элитой и другими стратами, приводит к чрезмерной социальной дистанции между нею и большинством, Это означает, что средний класс немногочислен и верх лишен связи с остальными группами. Очевидно, что такой социальный порядок способствует разрушительным конфликтам.

        Система социальной стратификации. Основные классовые строи в индустриальном обществе.

        В своем труде “Государство” Платон утверждал, что правильное государство можно научно обосновывать, а не искать ощупью, страшась, веря и импровизируя. Платон предполагал, что это новое, научно спроектированное общество будет не только осуществлять принципы справедливости, но и обеспечивать социальную стабильность и внутреннюю дисциплину. Именно таким он представлял общество, руководимое правителями (блюстителями).

           Аристотель в “Политике” также рассмотрел вопрос о социальном неравенстве. Он писал, что ныне во всех государствах есть три элемента: один класс - очень богат; другой - очень беден; третий же - средний. Этот третий - наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Именно из бедняков и богачей одни вырастают преступниками, а другие мошенниками.

            Реалистически размышляя о стабильности государства, Аристотель отмечал, что необходимо думать о бедных, ибо у государства, где множество бедняков исключено из управления, неизбежно будет много врагов. Ведь бедность порождает бунт и преступления там, где нет среднего класса и бедных огромное большинство, возникают осложнения, и государство обречено на гибель. Аристотель выступал как против власти бедняков, лишенных собственности, так и против эгоистического правления богатой плутократии. Лучшее общество формируется из среднего класса, и государство, где этот класс многочисленнее и сильнее, чем оба других, вместе взятых, управляется лучше всего, ибо обеспечено общественное равновесие. По мнению социологов всех идейных направлений, никто в истории общественной мысли столь определенно как К. Маркс не подчеркивал, что источником социального развития выступает борьба между антагонистическими общественными классами. По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества. Но сам К. Маркс справедливо отмечал, что ему не принадлежит заслуга открытия существования классов и их борьбы между собой. И действительно со времен Платона, но, конечно, особенно с тех пор, как буржуазия властно вступила в XVIII веке на сцену истории, многие экономисты, философы, историки прочно вводят в обществоведение Европы понятие социального класса (Адам Смит, Этьен Кондильяк, Клод Сен - Симон, Франсуа Гизо, Огюст Минье и др. ). Однако никто до Маркса не давал столь глубокого обоснования классовой структуры общества, выводя ее из фундаментального анализа всей системы экономических отношений. Никто до него не давал столь всестороннего раскрытия классовых отношений, механизма эксплуатации в том капиталистическом обществе, которое существовало в его время. Поэтому в большинстве современных работ по проблемам социального неравенства, стратификации и классовой дифференциации в равной мере и у сторонников марксизма, и у авторов, далеких от позиций К. Маркса, дается разбор его теории классов.

             Решающее значение для складывания современных представлений о сущности, формах и функциях социального неравенства, наряду с Марксом, имел Макс Вебер (1864 1920 гг. ) - классик мировой социологической теории. Идейная основа взглядов Вебера состоит в том, что индивид является субъектом социального действия. В противовес Марксу Вебер кроме экономического аспекта стратификации учитывал такие аспекты, как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Отсюда он сформулировал свое представление о “трех автономных измерениях стратификации”. Он подчеркивал, что “классы”, “статусные группы” и “партии” - явления, относящиеся к сфере распределения власти внутри сообщества. Основное противоречие Вебера с Марксом состоит в том, что по Веберу класс не может быть субъектом действия, так как он не является общиной. В отличие то Маркса Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. Посредством него люди удовлетворяют свои потребности в материальных благах и услугах. Однако на рынке люди занимают разные позиции или находятся в разной “классовой ситуации”. Здесь все продают и покупают. Одни продают товары, услуги; другие рабочую силу. Отличие здесь в том, что одни владеют собственностью, а у других она отсутствует.

 

            У Вебера нет четкой классовой структуры капиталистического общества, поэтому разные интерпретаторы его работ дают несовпадающие перечни классов. Учитывая его методологические принципы и обобщая его исторические, экономические и социологические работы, можно следующим образом реконструировать веберовскую типологию классов при капитализме: 1. Рабочий класс, лишенный собственности. Он предлагает на рынке свои услуги и дифференцируется по уровню квалификации.

2. Мелкая буржуазия - класс мелких  бизнесменов и торговцев.

3. Лишенные собственности “белые  воротнички”: технические специалисты и интеллигенция.

4. Администраторы и менеджеры.

5. Собственники, которые так же  стремятся через образование  к тем преимуществам, которыми  владеют интеллектуалы.

5. 1 Класс собственников, т. е.  те, кто получает ренту от владения  землей, шахтами т. п.

5. 2 “Коммерческий класс”, т. е.  предприниматели.

 

              Вебер утверждал, что собственники - это “позитивно привилегированный класс”. На другом полюсе - “негативно привилегированный класс”, сюда он включал тех, кто не имеет ни собственности, ни квалификации, которую можно предложить на рынке. Существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество. С каждым из них связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Характер социального расслоения и способ его утверждения в своем единстве образуют то, что, мы называем стратификационной системой.

         Когда заходит речь об основных типах стратификационных систем, обычно дается описание кастовой, рабовладельческой, сословной и классовой дифференциации. При этом принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое. Мы же придерживаемся несколько иного подхода, считая, что любое конкретное общество состоит из комбинаций различных стратификационных систем и множества их переходных форм.

        Поэтому мы предпочитаем говорить об “идеальных типах даже тогда, когда используем элементы традиционной терминологии.

         Ниже предлагается девять типов стратификационных систем, которые, по нашему мнению, могут быть использованы для описания любого социального организма, а именно:

    - физико – генетическая ;

    - рабовладельческая ;

    - кастовая ;

    - сословная ;

    - эктаратическая ;

    - социально - профессиональная ;

    - классовая ;

    - культурно - символическая ;

    - культурно - нормативная ;

 

3.Исторические типы социальной стратификации.

 

          Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.

 Рабство.

        Причины рабства. Неотъемлемой чертой рабства является владение одних людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей.

 Обычно указывают на три  причины рабства: 

1. долговое обязательство, когда  человек, оказавшийся не в состоянии  заплатить долги, попадал в  рабство к своему кредитору. 

2. нарушение законов, когда казнь  убийцы или грабителя заменяли  на рабство, т.е. виновника передавали  пострадавшей семье в качестве  компенсации за причиненное горе  или ущерб. 

3. война, набеги, покорение, когда  одна группа людей завоевывала  другую и победители использовали  часть пленников в качестве  рабов. 

Общие характеристики рабства. Хотя рабовладельческая  практика была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все  равно являлся собственностью другого  человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основным разграничением между людьми, четко  указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой – рабом (не имеющим привилегий).

 Касты.

 В кастовой системе статус  определяется рождением и является  пожизненным; если использовать  социологические термины: базой  кастовой системы является предписанный  статус. Достигнутый статус не  в состоянии изменить место  индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к  группе с низким статусом, всегда  будут иметь этот статус независимо  от того, чего они лично сумели  достичь в жизни. 

 Общества, для которых характерна  такая форма стратификации, стремятся  к четкому сохранению границ  между кастами, поэтому здесь  практикуется эндогамия – браки  в рамках собственной группы  – и существует запрет на  межгрупповые браки. Для предотвращения  контактов между кастами такие  общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

 Индийское общество – наиболее  яркий пример кастовой системы.  Основанная не на расовых, а  на религиозных принципах, эта  система просуществовала почти  три тысячелетия. Четыре основные  индийские касты, или Варны,  подразделяются на тысячи специализированных  подкаст (джати), причем представители  каждой касты и каждой джати  занимаются каким-то определенным  ремеслом.

 Кланы. 

 Клановая система типична  для аграрных обществ. В подобной  системе каждый индивид связан  с обширной социальной сетью  родственников – кланом. Клан  представляет собой нечто вроде  очень разветвленной семьи и  имеет сходные черты: если клан  имеет высокий статус, такой же  статус имеет и индивид, принадлежащий  к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные  или богатые, в равной степени  принадлежат каждому члену клана;  верность клану является пожизненной  обязанностью каждого его члена. 

 Кланы напоминают и касты:  принадлежность к клану определяется  по рождению и является пожизненной.  Однако в отличие от каст  вполне допускаются браки между  различными кланами; они даже  могут использоваться для создания  и укрепления союзов между  кланами, поскольку обязательства,  налагаемые браком на родственников  супругов, способны объединять членов  двух кланов.

 Процессы индустриализации  и урбанизации превращают кланы  в более изменчивые группы, в  конце концов, заменяя кланы социальными классами.

 Классы

 Системы стратификации, основанные  на рабстве, кастах и кланах, являются закрытыми. Границы,  разделяющие людей, настолько  четки и тверды, что не оставляют  людям возможности для перемещения  из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система гораздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при рождении – индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов.

 Следовательно, основной характеристикой  этой системы социальной стратификации  является относительная гибкость  ее границ. Классовая система  оставляет возможности для социальной  мобильности, т.е. для движения  вверх или вниз по социальной  лестнице. Наличие потенциала для  повышения своего социального  положения, или класса – одна  из основных движущих сил, побуждающих  людей хорошо учиться и упорно  трудиться. Конечно, семейное  положение, наследуемое человеком  с рождения, способно определять  и исключительно невыгодные условия,  которые не оставят ему шансов  подняться в жизни слишком  высоко, и обеспечить ребенку  такие привилегии, что для него  окажется практически невозможным  “скатиться вниз” по классовой  лестнице.

 Гендерное неравенство и  социальная стратификация. 

 В любом обществе тендерный  признак составляет основу социальной  стратификации. Ни в одном обществе  пол не является единственным  принципом, на котором основывается  социальное расслоение, но тем не менее он присущ любой системе социальной стратификации – будь то рабство, касты, кланы или классы. По гендерному признаку члены любого общества делятся на категории и получают неодинаковый доступ к тем благам, которые может предложить их общество. Представляется очевидным, что такое деление всегда осуществляется в пользу мужчин.

4.Социальная мобильность: групповая и индивидуальная, горизонтальная и вертикальная

 

Социальная  мобильность – изменение индивидом  или группой, места, занимаемого  в социальной структуре, перемещение  из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и  сословном обществе, социальная мобильность  значительно возрастает в условиях индустриального общества.

Горизонтальная  мобильность – переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том  же уровне. Различают индивидуальную мобильность – перемещение одного человека независимо от других, и групповую  – перемещение происходит коллективно. Разновидностью горизонтальной мобильности  является географическая мобильность  – перемещение из одного места  в другое при сохранении прежнего статуса. Вертикальная мобильность  – продвижение человека по служебной  лестнице вверх или вниз.

Термин  «социальная мобильность» введен в  социологию П.А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность, как любое изменение социального положения, рассматривал данный процесс как выполнение жизненной социальной функции.

Информация о работе Понятие и теории социальной стратификации