Понятие и теории социальной стратификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:21, контрольная работа

Краткое описание

Но в любом случае социальная стратификация является результатом более или менее сознательной деятельности (политики) правящих элит, крайне заинтересованных в том, чтобы навязать обществу и легитимизировать в нем свои собственные социальные представления о неравном доступе членов общества к социальным благам и ресурсам.
Теории социальной стратификации базируются на представлении о том, что страта представляет собой реальную, эмпирически фиксируемую общность, объединяющую людей на основе каких-то общих позиций или имеющих общее дело, которое приводит к конструированию данной общности в социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным общностям.

Файлы: 1 файл

Понятие и теории социальной стратификации (восстановлен).docx

— 65.48 Кб (Скачать)

1. Понятие и теории социальной стратификации

 

Социальная  стратификация – это деление  общества на социальные слои (страты) путем  объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в  нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей  оси по одному или нескольким стратификационным  критериям (показателям социального  статуса). В социальной стратификации  устанавливается определенная социальная дистанция между людьми (социальными  позициями) и фиксируется неравный доступ членов общества к тем или  иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих их, социальных фильтров. Но в любом случае социальная стратификация  является результатом более или  менее сознательной деятельности (политики) правящих элит, крайне заинтересованных в том, чтобы навязать обществу и  легитимизировать в нем свои собственные  социальные представления о неравном доступе членов общества к социальным благам и ресурсам.

Теории  социальной стратификации базируются на представлении о том, что страта представляет собой реальную, эмпирически  фиксируемую общность, объединяющую людей на основе каких-то общих позиций  или имеющих общее дело, которое  приводит к конструированию данной общности в социальной структуре  общества и противопоставлению другим социальным общностям. Конкретные формы  социальной стратификации возникают  из пересечения двух основных факторов – социальной дифференциации и господствующей системы ценностей и культурных стандартов.

Основы  современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М. Вебером, а позднее развиты Т. Парсонсом, Э. Шилзом, Б. Барбером, К. Дэвисом, У. Муром и др.

В социологии на сегодняшний день сосуществуют два  основных подхода к анализу и  описанию социальной структуры общества: классовый и стратификационный. Главное их различие состоит в  признаках, по которым осуществляется дифференциация социальных групп. Согласно классовому подходу, основными элементами общественного строения признаются классы. Этот подход обычно связывается  с марксизмом и неомарксизмом. Его  сторонники понимают под классами большие  объективные группы людей, детерминированные  экономическими факторами: их отношением к средствам производства, местом в системе разделения труда, доступом к различным благам.

При стратификационном  подходе более важны иные критерии деления общества: место в системе  власти, распределение доходов, уровень  образования, престиж. Страты формируются  по признакам, связанным с воспроизводством самого статусного положения индивида, с культурно-психологической оценкой, которые реализуются в индивидуальном поведении их членов.

При анализе  социальной структуры общества надо помнить, что основанием для выделения  страты может быть не любой признак, а лишь тот, который объективно в  данном обществе приобретает ранговый (статусный) характер: «выше» – «ниже», «лучше» – «хуже», «престижно»  – «непрестижно» и т.д.

Множество стратификационных критериев обусловлено  разнообразием статусных позиций  в обществе. Все статусы делятся  на «приписанные» (унаследованные) и  «достигаемые» (приобретенные). Приписанные  статусы (пол, национальность и т.д.) интересуют социологов только в том  случае, если они становятся источниками  социальных привилегий. Например, представители  коренной национальности занимают лучшие места на рынке труда. Достигаемые  статусы анализируются с помощью  экономических, политических, профессиональных и других социальных критериев. К  экономическим критериям традиционно  относятся: размеры получаемых доходов, достигнутый уровень жизни, масштабы накопленной собственности. К ним примыкают профессиональные критерии, фиксирующие уровень образования и квалификации, должностное положение и позиции на рынке труда. Каждая профессиональная и экономическая позиция, в свою очередь, оценивается в терминах власти и престижа. Эти социальные оценки в большей степени субъективны, но не менее значимы, поскольку людям свойственно постоянно ранжировать окружающих на «своих» и «чужих», «начальство» и простых рабочих».

Таким образом, социальная стратификация представляет собой структурно регулируемое неравенство, в котором люди ранжируются в  соответствии с той социальной значимостью, которой обладают социальные роли и  различные виды деятельности.

 

2.Измерения стратификации.

 

           Первыми попытались объяснить природу социальной стратификации Карл Маркс и Макс Вебер. Маркс считал, что в капиталистических обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средствами производства – класс капиталистов-угнетателей, или буржуазия, и тех, кто может продавать только свой труд,– угнетенный рабочий класс, или пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении.

 Полагая, что Маркс чересчур  упростил картину стратификации,  Вебер утверждал, что в обществе  существуют и другие линии  раздела, которые не зависят  от классовой принадлежности  или экономического положения,  и предложил многомерный подход  к стратификации, выделив три  измерения: класс (экономическое  положение), статус (престиж) и партию (власть). Каждое из этих измерений  является отдельным аспектом  социальной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать.

Экономическое положение. Экономическое  измерение стратификации определяется богатством и доходом. Богатство  – то, чем люди владеют. Доход  понимается упрощенно как количество получаемых людьми денег. Например, человек  может владеть огромной собственностью и получать от нее маленькую прибыль; к таким людям относятся те, кто коллекционирует редкие монеты, драгоценные камни, произведения искусства  и т.п. Другой человек может получать высокую заработную плату, роскошествовать, но быть небогатым.

Престиж. Авторитет, влияние, уважение в обществе, степень которых соответствует  определенному социальному статусу. Престиж – явление неосязаемое, нечто подразумеваемое. Однако в  повседневной жизни человек обычно стремится придать престижу ощутимость – присваивает титулы, соблюдает  ритуалы уважения, выдает почетные степени, демонстрирует свое “умение  жить”. Эти действия и объекты  выполняют роль символов престижа, которым мы присваиваем социальную значимость.

 В наши взаимодействия с  другими обязательно входят переговоры  относительно степени уважения  и почтительности, которые мы  должны оказывать и получать. Даже простому разговору свойственна  некая негласная договоренность  о том, что мы будем внимательно  относиться к сказанному, если  нашим словам будет уделено  такое же внимание. Самыми различными  способами мы демонстрируем почтение  человеку более высокого ранга.  Так, в ритуалах знакомства  применяются символические действия  – поклоны, комплименты. В ритуалах  избегания та же цель достигается  при сохранении “соответствующей  дистанции” по отношению к  престижным фигурам. 

 Для получения и удержания  престижа недостаточно просто  обладать богатством и властью  – они должны быть выставлены  на всеобщее обозрение, ибо  престиж присваивается только  на основе очевидных фактов.

 Престиж большинства современных  людей определяется, как правило,  доходом, родом деятельности и  образом жизни. При этом личность  и общительность человека весьма  важны. Хотя многие все еще  считают, что деньги важнее  всего, но образ жизни и ценности, которые исповедует человек, играют  в настоящее время наиболее  существенную роль в определении  их престижа.

Власть определяет, какие именно люди или группы смогут воплотить  свои предпочтения в реальность социальной жизни. Власть – это способность  отдельных лиц и социальных групп  навязывать свою волю другим и мобилизовывать имеющиеся ресурсы для достижения цели.  

       

             Основы власти подразделяются на три категории ресурсов:

 

1. Принуждение – ресурсы, которые  позволяют стороне, располагающей  этими ресурсами, вводить в  какую-то ситуацию новые ограничения. 

2.  Побуждающие мотивы – ресурсы, которые позволяют одной стороне придавать ситуации новые преимущества.

3. Сила убеждения – ресурсы, которые дают возможность одной стороне изменять взгляды других людей без привнесения недостатков или преимуществ какой-либо ситуации.

 Таким образом, овладеть важными  ресурсами – значит получить  господство над людьми. Контролировать  ключевые ресурсы – значит  поставить себя (или свою группу) между людьми и средствами, обеспечивающими  людям удовлетворение своих биологических,  психологических и социальных  потребностей.

Социальный статус – это тот  относительный ранг, со всеми вытекающими  из него правами, обязанностями и  жизненными стилями, который индивид  занимает в социальной иерархии. Статус может приписываться индивидам  при рождении независимо от качеств  индивида, а также на основании  пола, возраста, семейных взаимосвязей, происхождения, или может являться достигнутым в конкурентной борьбе, что требует особых личных качеств и собственных усилий. Такие группы отличаются от социальных классов тем, что основываются на соображениях уважения и престижа, а не только на экономическом положении. Члены статусной группы взаимодействуют в основном в рамках собственной группы и в меньшей степени с людьми более высокого или более низкого статуса.

 

          Еще древний философ Платон размышлял над расслоением людей на богатых и бедных. Он считал, что государство представляет из себя как бы два государства. Одно составляют бедные, другое - богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни. Платон был “первым политическим идеологом, мыслившим в терминах классов”, - считает Карл Поппер. В таком обществе людей преследует страх и неуверенность. Здоровое общество должно быть иным

 

               Сущность социального неравенства и его причины:

 

Разнообразие отношений ролей, позиций приводят к различиям  между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким - то образом упорядочить  эти отношения между категориями  людей, различающихся во многих аспектах.

 

Что же такое неравенство? В самом  общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при  которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального  и духовного потребления. Для  описания системы неравенства между  группами людей в социологии широко применяют понятие “социальной  стратификации”.

           При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано исходить из теории социально - экономической неоднородности труда.   Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются, заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.

                 Именно социально - экономическая неоднородность труда не только следствие, но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков продвинутости в общественной иерархии у других. Каждая из групп вырабатывает свои ценности и нормы и опираются на них, если они размещаются по иерархическому принципу, то они являются социальными слоями. В социальной стратификации имеет тенденцию наследование позиций. Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному образованию; неодинаковые возможности получения позиций в равной степени подготовленными индивидами. Социальная стратификация обладает традиционным характером. Поскольку при исторической подвижности формы ее сущность, то есть неравенство положения разных групп людей, сохраняется на протяжении всей истории цивилизации. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании с физической силой был важным критерием стратификации.

         Учитывая неудовлетворенность членов общества существующей системой распределения власти, собственности и условий индивидуального развития, все же нужно иметь в виду универсальность неравенства людей.

          Стратификация, как и любая другая наука, имеет свои формы. До сих пор мы говорили о неравенстве без учета его формы, Между тем от формы зависит и интенсивность стратификации. Теоретические возможности здесь колеблются от такой крайности, когда любому статусу приписывается одинаковое количество и того и другого и третьего. Крайних форм стратификации не было ни в одном историческом объекте.

 

         Сопоставим ситуацию, когда в обществе многочисленны социальные слои, социальная дистанция между которыми невелика, уровень мобильности высок, низшие слои составляют меньшинство членов общества, быстрый технологический рост постоянно повышает “ планку” содержательного труда на нижних ярусах производственных позиций, социальная защищенность слабых, помимо прочего, гарантирует сильным и продвинутым спокойствие и реализацию потенций. Трудно отрицать, что такое общество, такое межслоевое взаимодействие скорее по-своему идеальная модель, чем обыденная реальность.

Информация о работе Понятие и теории социальной стратификации