Понятие и особенности молодежного сленга

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 10:34, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение субкультурных особенностей молодёжного сленга.
Для решения поставленной цели необходимо последовательное выполнение следующих задач:
1.Рассмотреть понятие и особенности молодежного сленга;
2.Найти основные отличия молодёжного сленга от жаргона;
3.Рассмотреть причины функционирования молодёжного сленга;
4.Изучить молодежную субкультуру: ее типы и разновидности;
5.Рассмотреть сленг, как основную составляющую молодёжных группировок;
6. Определить источники формирования субкультурного сленга;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОЛОДЁЖНЫЙ СЛЕНГ И ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
1.1. Понятие и особенности молодежного сленга 4
1.2. Отличие молодёжного сленга от жаргона 7
1.3. Причины функционирования молодёжного сленга 8
ГЛАВА 2. СЛЕНГ КАК АТРИБУТ МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
2.1. Молодежная субкультура: ее типы, разновидности 10
2.2. Сленг, как основная составляющая молодёжных группировок 14
2.3. Источники формирования субкультурного сленга 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

контр.раб.СОЦИОЛОГИЯ .doc

— 134.00 Кб (Скачать)

5. Попытка эпатировать  (шокировать) взрослых.

В результате изучения основных причин распространения молодёжного сленга, автором было выделено, что особое влияние на функционирование сленга оказывает некое желание молодёжи отделиться от общества и найти себя.  Язык, на котором  разговаривают подростки в различных группировках, помогает реализовать свои мысли в форме непонятной для окружающих, что выражает некую их индивидуальность.

 

ГЛАВА 2. СЛЕНГ КАК  АТРИБУТ  МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

 

2.1. Молодежная субкультура: ее типы, разновидности

 

Феномен молодежной субкультуры проявляется через  множество форм и явлений. Их различие влечет необходимость выявления  различных типов молодежных субкультур. Для того чтобы выявить сущностные характеристики исследуемого явления, ученые прибегают к типологизации субкультур, что является одним из распространенных способов изучения молодежной субкультуры.

Типологический  метод, является общенаучным методом познания и широко используется в социологии. Теоретическая типологизация молодёжных групп как исследовательская задача заинтересовала советских социологов ещё в 1970-е гг., но до середины 1980-х гг. эта проблематика не была актуализирована. В работах советских социологов и социальных психологов  общепринятой являлась типологизация, осуществляемая на основании социальной направленности или степени социального конформизма участников субкультурных объединений, а внутренние характеристики субкультур учитывались лишь как второстепенный типообразующий признак6.

Одной из наиболее известных  типологий является концепция  российского учёного С.А. Сергеева, который в качестве критериев своей типологии молодежных субкультур определил характер деятельности, ценностную систему данной субкультуры, а также время ее возникновения. По критерию ценностных ориентаций Сергеев выделяет следующие типы субкультур: романтико-эскапистские (хиппи, толкинисты, байкеры); гедонистическо-развлекательные (мажоры, растаманы, рэперы); криминальные (гопники, люберы); анархо-нигилистические или радикально-деструктивные (панки, металлисты, сатанисты и пр.). По временному критерию автор выделяет традиционные молодежные субкультуры, имеющие достаточно длительную историю (хиппи, панки, битломаны и пр.), и новые, возникшие в последнее десятилетие (толкиенисты, униформисты, металлисты и пр.).

Типология молодёжных субкультур, предложенная известным  отечественным социологом и философом  С.С. Фроловым отражает особенности социально-политических процессов, протекающих в России в начале 21 века. Автор выделяет группы молодёжи по принадлежности: ингруппы, к которым молодой человек ощущает свою принадлежность, идентифицируя себя с другими её членами, таким образом, что оценивает членов группы как «мы». Молодёжь в данных группах разделяет определённые чувства и мнения, цели жизни; аутогруппы, к которым молодой человек не принадлежит и для которых он подбирает значения «не мы», «другие» 7.

По взаимоотношениям выделяются:

-первичные группы, в которых каждый её член видит в другом индивида и личность, у молодых людей общие надежды и чувства, они полностью удовлетворяют свои потребности в общении;

-вторичные группы, контакты в которых носят безличный и односторонний характер, а дружеские личностные контакты с другими членами необязательны.

При этом Фролов отмечает, что  в первичных группах личность формируется и социализируется. В этих группах молодые люди находят  интимную среду, симпатии и возможности  реализации личностных интересов, здесь  удовлетворяется их потребность в самореализации и самовыражении. В то же время члены вторичных групп достигают определённых целей, ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях, хотя это довольно часто компенсируется присутствием во вторичных группах некоторого числа первичных. Наконец выделяются группы по степени общения: малые группы, в которых молодые люди имеют личностные контакты каждый с каждым. Для них не характерна ориентация на групповые цели и действия. Групповое мнение здесь выступает в качестве постоянного фактора социального контроля; большие группы, где непосредственного общения молодых людей со всеми членами группы нет. Им присущи рационально целенаправленные действия, контроль за которыми осуществляется сверху вниз, групповое же мнение учитывается редко.

А.В.    Толстых      типологизирует      молодежные       субкультуры      по  направлениям деятельности. Она выделяет общественно-политические группы  (своей целью они ставят пропаганду определенных общественно-политических  взглядов);   радикалы    (во   главе   стоят   в   основном   представители   старшего  поколения);   эколого-этические      группы;   группы   образа   жизни      (собственно  неформально-молодежные          объединения:      панки,    хиппи);    нетрадиционно - религиозные группы (например, сатанисты); группы по интересам (спортивные  и музыкальные фанаты). Данная типология   позволяет проследить,  что является  связующим звеном,  объединяющим молодых людей в ту или иную субкультуру, поскольку явление молодежных       субкультур     связано   со   стремлением      молодежи      найти   себе  единомышленников и преодолеть сложность своего бытия не индивидуально, а  в  коллективной  форме,  ощущая  поддержку  себе  подобных.  Однако,  с  другой  стороны,  такая  типология не  охватывает  всех  разновидностей  молодежной  субкультуры 8.

М. Брейк различает молодёжные субкультуры на два типа по классовому признаку – это молодежные субкультуры рабочего класса и молодежные субкультуры среднего класса, высший класс не учитывается по причине своей малочисленности и закрытости. Автор полагает, что эти субкультуры различаются как по своей структуре, так и по организации. Молодежные субкультуры рабочего класса базируются на культуре ближайшего окружения и кратковременны. Они ограничены промежутком между учебой и началом работы, семейной жизни. Среднеклассовые молодежные субкультуры более разнообразны, члены этих молодежных субкультур вовлечены в них на протяжении большего промежутка времени, эти субкультуры более интернациональны по своему духу 9.

Западный исследователь  также М. Брейк также, предлагает разделить изучение молодежи на четыре главные области, представителями которых являются: респектабельная молодежь, деликвентная молодежь, культурные бунтари и политически активная молодежь. Респектабельная молодежь принадлежит к среднему классу и может использовать некоторые атирбуты стилей других субкультурных групп (но не стиль жизни). Деликвентная молодежь принадлежит чаще всего к рабочему классу и находится под влиянием молодых взрослых. Характерологические особенности этой группы − воровство, насилие, вандализм. Культурные бунтари входят в субкультуры с богемными традициями на периферии литературно-артистического мира и принадлежат в основном к среднему классу.

Политически активная молодёжь – группа, типологически объединяющая различные группы с радикальными политическими традициями, охватывающая широкую сферу деятельности. К ним относятся различные молодёжные движения: за мир, за гражданские права, экологические и им подобные.

В результате рассмотрения данного параграфа, автор концентрирует особое внимание на разновидности молодёжных группировок. Основателями неформального движения являлись хиппи, от которых и вошло в моду относить молодежь, которая отличается от обыденной жизни людей, к тем или иным группировкам. Многие учёные пытались найти основную причину появления таких групп, но с течением времени происходило формирование все более новых и непонятных большинству населения группировок. Основание для образования новых групп послужила смена поколений, одни вырастали и переходили в новую сферу в жизни, где старые интересы и увлечения казались только игрой, а на смену им подрастало новое поколение, с новыми интересами, увлечениям и желанием отделить себя от окружающего мира.

 

2.2. Сленг, как основная составляющая молодёжных группировок

 

Речь является одним из доминирующих средств самоутверждения  в глазах молодежи, создавая внешние  признаки субкультурной идентичности и отражая внутренний мир носителей. Жизненные ситуации, которые связаны с максимальными эмоциональными переживаниями для молодежи, получают приоритетную реализацию в речи. Молодежная субкультура стремится отделиться от общества взрослых, и язык  играет важную роль - посредством его определяется и отделяется от внешней «своя» информация, обеспечивается «сгущение» контактов внутри субкультуры. Сленг маркирует информацию таким образом, чтобы она была понятна только определенным людям и именно им обеспечивала взаимопонимание10.

Использование кодов в  речи молодежи служит, наряду с другими символами, основополагающим принципом объединения. Языковая система в дискурсе молодежной субкультуры избирательно воспринимает явления действительности, и номинациям подвергаются отдельные реалии, знаковые для молодежного сознания. Именно речь выступает классификатором групп молодежи. Речевое поведение является наиболее оптимальной областью, где можно сочетать жесткие рамки субкультурных кодов, дополняя их творческим подходом. Биполярность дискурса молодежных субкультур проявляется в том, что он не только формирует уникальный образ носителя, но и выступает в роли идентификатора в различных ситуациях. Анализ источников: СМИ, кинопродукции, рекламных текстов и образов — позволяет констатировать, что молодежный дискурс можно отнести к технологиям создания виртуальной модели реальности.

Следует различать  общемолодежный сленг и специфические  языковые явления различных молодежных групп. Общемолодежным сленгом пользуются все молодежные объединения и группировки. Он состоит из слов, не связанных с процессом учебы, труда, службы в армии и т.д. Его основа – экспрессивные эквиваленты разговорно-бытовой лексики: лялька – девушка легкого поведения, чувак – парень, локаторы – уши, бабки, мани, зелень – деньги и т.д. Большинство молодежных слов образовано от общенародной русской лексики путем переосмысления.

Лексика сленга молодёжных субкультур ограничена интересами подростков, то есть учебой в школе (институте), модной одеждой, музыкой, общением с друзьями, проведением свободного времени и так далее. Сленг легко заимствует слова из жаргона компьютерщиков (зависнуть, винды, комп, клава), из воровского арго (забить стрелку, круто, беспредел, шмонать), сленга наркоманов (кайф, бадяжить), сленга хиппи (ништяк, маза). В нем иногда переосмысляются обычные русские слова (обломать, достать, грузить). Появляются в молодежном жаргоне и собственные словечки, например, децл. Очень много слов было заимствовано из английского языка: аск, бакс, блэк, типл и многие другие. Новые заимствования из других языков крайне немногочисленны:

1-я группа. Прямые  заимствования. Слово встречается  в русском сленге

приблизительно  в том же виде и в том же значении, что и в языке-оригинале. Это такие слова, как мэн – мужчина, молодой человек; блэк – негр; сайз – размер, мани – деньги, яппи – преуспевающий (благодаря своим деловым качествам) молодой человек.

2-я группа. Гибриды.  Образованы присоединением к  иностранному корню русского суффикса, приставки и окончания. В этом случае часто несколько изменяется значение иностранного слова-источника, например, аскать, литловый.

3-я группа. Русские  слова, которые звучат похоже  на английские и используются в значении соответствующих английских слов. Очень много слов 3-й группы в языке компьютерщиков: мыло, или емеля (e-mail), – электронное письмо, клава – клавиатура, аська, или ася, – система общения «он-лайн» ICQ (произносится «айсикью»). В молодежном жаргоне похоже звучащими русскими словами или русскими именами называются западные музыкальные группы и исполнители: Куры – рок-группа «The Cure», Юра Архипов, или Юра охрип, – «Uriah Heep», Леди запали, или запели – «Led Zeppelin», Ленин – Джон Леннон, Паша Макаренко (Макаров) – Пол Маккартни. Этот способ появления новых слов сейчас наиболее продуктивен.

4-я группа. Русские  слова, которые являются кальками с английских слов, или приобрели новые значения под влиянием английских слов. Например, компания Microsoft называется в компьютерном и подростковом сленге мелкомягкие.

Сленг неформальных молодежных группировок (панков, фанатов, хиппи, скинхедов и пр.) отличаются своей специфичностью и нередко обозначают атрибуты определенной неформальной группировки. Например, дикобраз – вид прически у панков, фан, фэн – представитель фанатов, ксивник – маленький мешочек с документами, деньгами и наркотиками, который носят на шее (хиппи). Члены различных неформальных групп чаще, чем другие молодежные объединения, используют жаргонизмы английского происхождения.

Лексика студентов, школьников тесно связана с процессом  учебы. Сопоставляя речь молодежи различных  неформальных групп, можно констатировать, что наиболее полно молодежный сленг представлен в речи студентов. В студенческом сленге имеется некоторое количество слов и фразеологизмов, которое используется для обозначения предметов и явлений, не имеющих эквивалентов в русском литературном языке. Многие исследователи считают, что студенческий сленг выполняет опознавательную (маркирующую) функцию. Например, только студент-филолог может употреблять такие лексемы, как зарубежка – зарубежная литература, старослав – старославянский язык; только студент-медик использует лексемы: астроном – врач-проктолог, сахарница – больная сахарным диабетом, и только студенты технических вузов используют лексемы: вышка – высшая математика, начерталка – начертательная геометрия 11.

Лексика студенческого жаргона (сленга) делится на ряд тематических групп, самыми многочисленными из которых являются две:

1. Общестуденческий  сленг, обозначающий все то, что  связано с учебным процессом:  пара – лекционное или практическое  занятие, окно – отсутствие занятия, кафа – кафедра, универ – университет, общага – студенческое общежитие и т. д.

2. Сленг, связанный  со студенческим бытом в общежитии:  коменда – комендант общежития,  душняк – душевая комната,  смольный – курительная комната  и др.

Остальные лексико-тематические группы студенческого сленга варьируются в зависимости от принадлежности их носителей к тому или иному вузу. В основном, это сленговые обозначения учебных дисциплин, а также некоторые студенческие реалии, не имеющие эквивалентных обозначений в других вузах.

В конце ХХ века появился так называемый бизнес-сленг, который стал активно совершенствоваться и расширяться. Его характеризуют, например, такие лексемы: апскейл  – хорошо (оценочное слово), бандерлог  – сотрудник низшего звена  в бизнес-системе, бодаться – вести конкурентную борьбу, ребенок – неопытный молодой сотрудник, крыжить – делать правильный ежегодный цифровой отчет. Бизнес-сленг обозначает различные, в том числе и негативные, реалии, отрицательное отношение к сотрудникам низшего звена и неудачникам, а также преступные явления в сфере бизнеса. В то же время у молодых бизнесменов уважительное отношение к опытным людям (академик – руководящее лицо или специалист с большим опытом)12.

Информация о работе Понятие и особенности молодежного сленга