Понятие и особенности молодежного сленга

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 10:34, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение субкультурных особенностей молодёжного сленга.
Для решения поставленной цели необходимо последовательное выполнение следующих задач:
1.Рассмотреть понятие и особенности молодежного сленга;
2.Найти основные отличия молодёжного сленга от жаргона;
3.Рассмотреть причины функционирования молодёжного сленга;
4.Изучить молодежную субкультуру: ее типы и разновидности;
5.Рассмотреть сленг, как основную составляющую молодёжных группировок;
6. Определить источники формирования субкультурного сленга;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОЛОДЁЖНЫЙ СЛЕНГ И ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
1.1. Понятие и особенности молодежного сленга 4
1.2. Отличие молодёжного сленга от жаргона 7
1.3. Причины функционирования молодёжного сленга 8
ГЛАВА 2. СЛЕНГ КАК АТРИБУТ МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
2.1. Молодежная субкультура: ее типы, разновидности 10
2.2. Сленг, как основная составляющая молодёжных группировок 14
2.3. Источники формирования субкультурного сленга 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

контр.раб.СОЦИОЛОГИЯ .doc

— 134.00 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                  3

ГЛАВА 1. МОЛОДЁЖНЫЙ СЛЕНГ И ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

    1. Понятие  и особенности  молодежного сленга                                   4
    2. Отличие молодёжного сленга от жаргона                                           7
    3. Причины функционирования молодёжного сленга                           8

ГЛАВА 2. СЛЕНГ КАК  АТРИБУТ МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

2.1.    Молодежная субкультура: ее типы, разновидности                          10

2.2.  Сленг, как основная составляющая молодёжных группировок    14

2.3.  Источники формирования субкультурного сленга                           18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                          24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                  25

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современные индустриально - развитые общества относятся к  динамичным и быстро изменяющимся, а потому и язык, вернее его словесная оболочка в подобных обществах очень подвижна, в результате чего за период жизни одного поколения его словарный запас претерпевает серьезные изменения не только в смысле увеличения или уменьшения объема, но и в смысле смены целых блоков слов и выражений.

Кроме того, общества современной  культурно-исторической эпохи представляют собой подвижную систему, включающую в себя множества субкультурных, каждое из которых обладает собственной  специфической лексикой, собственным сленгом.

Актуальность  данной контрольной работы заключается  в том, что в настоящий момент основной задачей языковедения является исследование лингвистических проблем  молодежи, т.к. именно молодежь является той демографической группой  общества, которая определяет уровень социально-экономического и культурного развития, особенности социализации в российском обществе.

Целью данной контрольной  работы является изучение субкультурных  особенностей молодёжного сленга.

Для решения  поставленной цели необходимо последовательное выполнение следующих задач:

1.Рассмотреть понятие  и особенности  молодежного сленга;

2.Найти основные отличия молодёжного сленга от жаргона;

3.Рассмотреть причины функционирования молодёжного сленга;

4.Изучить молодежную субкультуру: ее типы и разновидности;

5.Рассмотреть  сленг, как основную составляющую  молодёжных группировок;

6. Определить  источники формирования субкультурного  сленга;

 

ГЛАВА 1. МОЛОДЁЖНЫЙ СЛЕНГ И ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

 

    1. Понятие и особенности молодежного сленга

 

Перед тем как  начать изучение субкультурных особенностей молодёжного сленга изначально нужно  узнать, что означает само понятие  субкультура.

Понятие «субкультура»  трактуется неоднозначно многими исследователями в области социологии и журналистики, но во всех этих определениях отмечают, что субкультура – это обособленная сфера жизнедеятельности человека, которую отличает специфическая система ценностей1.

Большинство известных  определений субкультуры акцентируют  внимание на ограниченном наборе ее атрибутов и признаков, где ведущим является наличие специфической картины мира. Этот признак и определяет все остальные признаки субкультурного образования, носящие немассовый характер - поведенческие  и социальные (социальная группа как носитель субкультуры или среда, ее порождающая).  

Говоря о  языке субкультуры, мы говорим о  сленге, о своеобразном речевом поведении  в соответствии с принятыми субкультурой определенными правилами.

Русский  молодежный  сленг  представляет  собой  интереснейший лингвистический  феномен, бытование которого ограничено  не  только определенными  возрастными  рамками, как  это  ясно  из  самой  его номинации, но и социальными, временными, пространственными рамками.

Он бытует в  среде городской учащейся молодежи и отдельных более или менее замкнутых референтных группах.

Термин сленг  появился в русской лексикологии относительно недавно. Впервые, слово «сленг» получило толкование в «Большом Российском энциклопедическом словаре», вышедшем в 2008 г.: «Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка».

Проникновение этого слова в русский язык было связано с изучением англоязычных культур. Первоначально сленгом  называлась исключительно иноязычная реалия, но в дальнейшем сфера употребления этого слова была расширена.

Как   все  социальные  диалекты, сленг  представляет  собой   только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.  Прямым назначение сленга, по мнению многих авторов, является обеспечение беспрепятственной коммуникации и снижение риска искажения информации среди ее членов.

В основном носителями молодежного сленга являются люди в  возрасте  15-25 лет. Сленг охватывает практически все области жизнедеятельности  молодежи, описывает разнообразные ситуации, рождается как результат эмоционального отношения к предмету разговора. Подростку, а тем более члену какой-либо молодежной субкультуры, очень важно, что и как сказать в среде своих; и сленг не предназначен для того, чтобы он был понятен всем, по данным социолингвистических исследований только 40 % людей старше 25 лет понимают язык молодежи2.

Молодежный  сленг представляет собой ряд  слов и выражений, свойственных и  часто употребляемых молодыми людьми, но не воспринимаемых «взрослыми» в качестве «хороших», общеупотребимых или литературных. Эти слова и выражения становятся сленговыми не только благодаря их порой нетрадиционному написанию или словообразованию, но, прежде всего, потому, что, во-первых, их употребляет более или мене ограниченный круг людей и, во-вторых, эти слова и выражения привносят собой в язык особый смысловой оттенок или «аромат».

Выбор языка заранее  предопределен положением группы в  социуме, язык отражает реальный мир  человека и его социальное бытие. И потому не только собственно коммуникативная функция сленга является первостепенной, но важную роль играет и функция отбора и привлечения в субкультуру определенного типа людей.

Молодежная субкультура  стремится отделиться от общества взрослых, и язык вновь играет важную роль - посредством его определяется и отделяется от внешней «своя» информация, обеспечивается «сгущение» контактов внутри субкультуры. Сленг маркирует информацию таким образом, чтобы она была понятна только определенным людям и именно им обеспечивала взаимопонимание. Можно говорить о субкультуре как о выделенной из среды коммуникативной сети, несмотря на то, что сленг - не полноценный язык и исключительно на нем нельзя говорить. Но в рамках субкультуры он является интегрирующим стержнем, посредством которого осуществляется вхождение в субкультуру, освоение и принятие ее правил, самореализация человека. Так же сленг сплачивает членов молодежной субкультуры, укрепляет возрастную солидарность и подчеркивает уникальность субкультуры - кодирует ее членов, дифференцирует общество на социальные группы, вместе с тем затрудняя процесс коммуникации между различными субкультурами3.

Автор рассмотрел основное  понятие и особенности молодёжного  сленга в результате чего, он пришёл к следующему выводу, что под сленгом понимается особый вид речи, который используется в неформальных ситуациях внутри субкультурной группировки, с целью сделать язык группы непонятным для других и выделить своих членов группы.

 

 

    1. Отличие молодёжного сленга от жаргона 

 

Понятие сленга все больше начинает завоевывать внимание современной филологии. Нередко слово «сленг» используются просто как синоним слову «жаргон». Поэтому имело бы смысл, попытаться выяснить различие понятий сленга и жаргона.

Многие слова  и выражения сленга непонятны или малопонятны для основной массы населения (особенно в период их возникновения и перехода в более широкую сферу употребления), потому что они, прежде всего, связаны со своеобразной формой выражения - например, при многочисленных случаях переноса значения (фигурального употребления), столь характерного для сленга. Непонятность может также быть результатом того, что эти сленгизмы представляют собой заимствования из диалектов и жаргонов иностранных языков4.

Однако если при обсуждении дефиниции «сленга» еще не выработано единое мнение, что это такое, то термин «жаргон» имеет достаточно четкое толкование. Анализируя определения жаргона, встречающиеся в отечественной лингвистике, можно отметить, что все они более или менее идентичны, что избавляет от необходимости их здесь цитировать. Жаргон трактуется как некая разновидность языка, социальный диалект, который отличается от общенационального языка особым лексическим составом, фразеологией и т.п. Существенной особенностью жаргона является то, что он используется определенными социальными, профессиональными или иными группами, объединенными общими интересами (пр. военный или уголовный жаргон). Сленг тоже характеризуется некоторой социальной ограниченностью, но не определенной групповой, а интегрированной: он не имеет четкой социально-профессиональной ориентации, им могут пользоваться представители разного социального и образовательного статуса, разных профессий и т.д. Поэтому можно отметить такую черту сленга, как общеизвестность и широкую употребительность.

Другая отличительная черта сленга - его вторичное образование по сравнению с жаргоном, поскольку он черпает свой материал прежде всего из социально-групповых и социально-профессиональных жаргонов. Но помимо жаргонизмов, сленг включает в себя отдельные просторечия, вульгарные слова. Однако при подобном заимствовании происходит метафорическое переосмысление и расширение значения заимствованных единиц. Сленговым словам свойственна завышенная экспрессия, языковая игра, модная неология.

Автором было выделено основное отличие слега от жаргона, которое заключается в том, что сленгу присуще более выразительная функция по сравнению с жаргоном, и его  могут понять почти все.

 

    1. Причины функционирования молодежного сленга

 

Сленг образует постоянно  развивающуюся, динамическую систему. Со сменой одного модного явления другим старые слова забываются, появляются новые. Этот процесс проходит очень стремительно. Если в любом другом сленге слово может существовать на протяжении десятков лет, то в молодежном сленге лишь за прошедшее десятилетие бурного мирового прогресса появилось и ушло в пассивный состав невероятное количество слов.

Основными причинами  функционирования молодежного сленга на протяжении такого длительного времени  является то, что сленг - это отход  от обыденности, игра, ирония, маска. Непринужденный молодёжный сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей. Поэтому огромное количество людей, школьников, студентов достаточно часто в своей речи употребляет сленг.

Молодёжный  сленг подобен его носителям. Он резкий, громкий, дерзкий. Молодёжный сленг - это результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер. Язык здесь в данной своей функции отражает внутренние устремления молодых людей ярче, сильнее, чем одежда, причёски, образ жизни. Также желание молодёжи отличаться от взрослых и быть подобным своим в молодежной среде является важной причиной функционирования сленга в повседневной речи молодых людей. Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной.

Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к данной социальной среде. Свой сленг есть у рокеров, панков, хиппи, футбольных болельщиков - фанатов и пр. Наиболее ярким примером самобытного, оригинального сленга является, пожалуй, так называемый «эльфийский» язык, сконструированный толкиенистами - поклонниками творчества Дж. Р.Р. Толкиена, автора книги «Властелин колец». Луна, например, на их языке именуется «итиль»5.

Если говорить о конкретных причинах функционирования молодежного  сленга, то среди них можно выделить такие, как:

1. Попытка зашифровать  свою речь, сделать непонятной  для непосвященных.

2. Желание выразить  свои эмоции (многие сленговые  слова-эмотивы нельзя перевести  на литературный язык одним  словом).

3. Необходимость идентифицироваться  в компании, обозначить, что ты свой.

4. Желание проявить  свою индивидуальность, «взрослость», «иность».

Информация о работе Понятие и особенности молодежного сленга