Понимание и переживание террористической угрозы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:52, статья

Краткое описание

В статье анализируются психологические и социально-демографические
факторы, от которых зависит понимание и переживание террористической угрозы (ТУ). В эмпирическом исследова нии, проведенном на 698 жителях Саранска
и Смоленска, показано: 1) у женщин и молодых испытуемых индексы переживания ТУ выше, чем у мужчин и взрослых; 2) предикторами общего индекса переживания являются личностная тревожность, макиавеллизм и способность контролировать ситуацию; 3) понимание ТУ тревожными испытуемыми сфокусировано на эмоционально-иррациональных сторонах терактов; 4) макиавеллисты понимают теракты как универсальные манипулятивные способы решения задач, достижения целей; 5) испытуемые с высокой способностью к контролю
поведения подчеркивают запланированность терактов и целенаправленность действий причастных к ним людей.

Файлы: 1 файл

Понимание и переживание ТУ.docx

— 44.12 Кб (Скачать)

стов. В основе понимания лежит образ врага — чужого, который скорее

внушает страх и актуализирует  мысли о собственной смертности, чем по-

буждает к рациональному осмыслению проблем, связанных с террором.

Очевидно, что отсутствие достоверных  знаний препятствует использова-

нию ментального опыта (Холодная, 2002), построению правдоподобных

когнитивных схем, которые могут  стать основой понимания ситуаций

ТУ. Понимание строится преимущественно  на экзистенциальном опыте

испытуемых, осуществляющем ценностно-смысловую регуляцию и

направляющем весь ход жизни человека. Можно предположить, что

незначительный, явно недостаточный для понимания проблем терро-

ризма ментальный опыт испытуемых обусловлен не только отсутствием

достоверных знаний, но и нежеланием задумываться, психологической

отдаленностью ТУ от их реальной жизни. Иначе обстоит дело в тех ре-

гионах нашей страны, в которых нередко происходят теракты. В опросе

об отношении к терроризму, проведенном  среди студентов Дагестан-

ского госуниверситета, почти каждый пятый из опрошенных давал

положительные оценки терроризму: «Это способ защиты своей земли и

своего народа», «Месть за родных и  близких», «Борьба за свободу, свою

веру». Разные варианты позитивных ответов  составили 32% у юношей и

15% у девушек (Собкин и др., 2004). Очевидно, что в ментальном опыте

жителей тех регионов, для которых  ТУ — печальная правда повседнев-

ной жизни, содержится больше знаний о политических, религиозных и

экономических основаниях терактов. Такие знания приводят к иному,

отличному от выявляемого у жителей центральной России, пониманию

проблем, связанных с ТУ.

Перейдем к анализу половых  различий. Полученные данные о более

интенсивном переживании ТУ женщинами, чем мужчинами, соот-

ветствуют результатам других исследований, в частности проведенных

Ю.В. Быховец и Н.В. Тарабриной (2010). В диссертации Н.В. Родионо-

вой (2004) обнаружено, что женщины  склонны приписывать себе более

высокие оценки возможности пострадать от действия радиации, причем

это относится как к объективно опасным, так и объективно неопасным

ситуациям. Женщины более эмоциональны, чем мужчины, и менее

устойчивы по отношению к экстремальным  ситуациям (Grossman, Wood,

1993). События 11 сентября 2001 г. американские  женщины описывают

психологам в более эмоциональных  терминах и чаще сообщают об ис-

пытываемом дистрессе. Одно из правдоподобных объяснений страха

женщин перед терактами заключается  в том, что они считают себя более

уязвимыми и чаще видят в качестве жертв социальной несправедливости

(Chu et al., 2006). Отношение к опасностям по-разному представлено в

картине мира мужчин и женщин.Мужчины в целом расценивают как

опасные меньшее количество ситуаций. У женщин «более широкий

спектр объектов опасности, а кроме  того, они в большей степени  бес-

покоятся не только за себя, но и  за благополучие своих близких. Жен-

щины больше подвержены социальным страхам, например в отношении

предательства и одиночества» (Лаврова, 2009, с. 73).

Ни в отечественных, ни в зарубежных исследованиях нам не уда-

лось найти ответа на вопрос: почему молодые люди переживают ТУ в

большей степени, чем взрослые? Пока единственную причину можно

увидеть в различии личностных качеств. Как и в общей выборке, пре-

дикторами ОПТУ является тревожность, однако у молодых величина

коэффициента ниже, чем у взрослых (Beta=0.323 и Beta=0.473; p<0.001).

На первый взгляд это парадоксально, потому что в молодежной выборке

преобладают девушки (113 и 77; χ2=6.82; p<0.01), у которых личностная

тревожность значительно выше, чем  у юношей (М=46.45 и М=41.71,

p<0.005). У взрослых 79 женщин тревожность также выше, чем у 105

мужчин (М=44.9 и М=39.0, p<0.005). Однако причину разницы в ве-

личине показателей переживания  ТУ, по-видимому, следует искать в

неодинаковости системы связей всех анализировавшихся личностных

характеристик у молодых и взрослых испытуемых. У первых показатель

ОПТУ не связан ни с чем, кроме тревожности. У взрослых он связан с

теми личностными чертами, которые  еще на этапе планирования ис-

следования выделялись нами как  содержательно включенные в когни-

тивный, эмоциональный и поведенческий компоненты переживания и

понимания ТУ. У них ОПТУ отрицательно связан с общим показателем

СЖО (r=–0.26) и убежденностью в возможности контролировать окру-

жающее (r=–0.23). Вместе с тем показатель СЖО отрицательно связан

с макиавеллизмом (r=–0.35) и тревожностью (r=–0.54).

Теперь обсудим связи личностных характеристик с пониманием и

переживанием ТУ, установленные на всей выборке. В работе обнаружен

закономерный факт понимания макиавеллистами  терактов как способов

решения коммуникативных задач, достижения конкретных целей. Это

соответствует мировоззрению макиавеллистов, основанному на пред-

ставлении о неизбежности манипуляции в общении, в том числе чело-

веческой жизнью. Понимание-принятие макиавеллистами моральной

допустимости манипуляции жизнью человека, в том числе собственной,

выявлялось уже в нескольких исследованиях (Знаков, 2005, 2010).

Неудивительно, что индекс переживания  ТУ выше у испытуемых с

высокой личностной тревожностью. «Тревожность — индивидуальная

психологическая особенность, состоящая  в повышенной склонности ис-

пытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе

и тех, объективные характеристики которых к этому не располагают»

(Бурлачук, Морозов, 2004, с. 309). Субъективный, индивидуально-

личностный характер переживания  ТУ не вызывает сомнения: вряд

ли объективные обстоятельства жизни людей в Смоленске и  Саранске

можно назвать располагающими к  навязчивым мыслям о возможности

стать жертвой теракта. Переживания  — непременный атрибут интен-

циональной направленности субъекта во всех ситуациях человеческой

жизни. Современные исследования показывают, что переживание яв-

ляется опосредствующим звеном во взаимоотношениях психических

состояний и процессов (Фахрутдинова, 2008). В понимании ТУ психи-

ческий феномен переживания — один из центральных. Переживание

как идентификация познающего субъекта с познаваемым объектом дает

возможность преодолеть барьеры, встающие на пути познания внешнего

мира (Марцинковская, 2004). Именно посредством  идентификации

переживание может способствовать пониманию причин терроризма

(«Теракты совершают люди, отстаивающие  свои права», «Террористи-

ческий акт — это протест против чего-либо»).

Очень значимым и важным нам представляется и такой обнаружен-

ный в исследовании факт: высокому уровню способности контролиро-

вать ситуацию соответствует низкая степень выраженности переживания

ТУ. Этот факт подтверждается данными  зарубежных исследований.

В частности, А. Тодд с коллегами показала, что способность к контролю

может способствовать снижению страха стать жертвой теракта; у интер-

налов этот страх меньше, чем у экстерналов (Todd et al., 2005).

Итак, исследование показало, что террористическая угроза неоди-

наково понимается и переживается людьми, различающимися по полу,

возрасту и психологическим  свойствам личности.

 

 

 

 

Стефаненко  Т. Г.  Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии, Вестник Московского университета, серия «Психология», 2009 г., № 2, стр.3-18

Шамионов Р.М. Социализация личности в контексте со-бытия с Другими, Социальная психология и общество,  2012 г., №4, стр.

Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Особенности  мотивации достижения и учебной  мотивации студентов, демонстрирующих  разные типы академических достижений (ЕГЭ, победы в олимпиадах, академическая  успеваемость),Психологические исследования, 2012 г., том 5, № 24, стр.

Голубева Н.А., Марцинковская Т.Д. Информационная социализация: психологический подход, Психологические исследования, 2012, Том 6, № 20 


Информация о работе Понимание и переживание террористической угрозы