Положительное и отрицательное влияние СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:44, реферат

Краткое описание

Бурно развивающиеся процессы в современном обществе затрагивают все стороны жизни, что приводит к осознанию значимости особенностей развития общественного сознания людей, их общения, взаимодействия и взаимоотношений на все стороны деятельности.
В наше время огромное психологическое влияние на сознание и подсознание человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Та реальность, которую нам предлагают сегодняшние СМИ, безусловно опосредствована чьим-то мнением, она упрощена и не предлагает размышления, анализа.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Положительное влияние СМИ…………………………….4
1.1 Влияние прессы………………………………………..……………5
1.2 Влияние радио………………………………………………………6
1.3 Влияние телевидения……………………………………………….7
1.4 Влияние интернета…………………………………………………..10
1.5 Влияние рекламы…………………………………………………….12
ГЛАВА 2. Негативное влияние СМИ………………………………….16
2.1 Влияние радио……………………………………………………….16
2.2 Влияние телевидения……………………………………………….17
2.3 Влияние интернета…………………………………………………..23
2.4 Влияние рекламы…………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………27
Используемая литература………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Реферат (3).docx

— 49.04 Кб (Скачать)

Сегодня на пути развития компьютерных информационных технологий почти полностью  отсутствуют какие-либо барьеры. Интернет - порожденная этими технологиями система поиска и передачи информации несомненно, в самом ближайшем будущем приобретет абсолютный набор степеней свободы. Шаг в шаг с развитием этой обширной информационной структуры идет развитие взаимосвязанной с ней другой системы - виртуальной реальности.

Современная психология обычно описывает пассивных субъектов, формируемых активной средой, или  же активных субъектов, действующих  в среде, лишенной сопротивления, но практически никогда - активных субъектов  в активной среде. А феномен Интернета  как раз и дает пример именно такой  системы отношений.

Как мы видим, системы виртуальной  реальности все больше оказываются  задействованными в процессе жизнедеятельности  человека, а также всего общества. Вполне разумным, правильным и своевременным  является стремление всесторонне изучить  возможности виртуальной реальности, степени ее проявления, стороны её влияния.

Глубокое и всестороннее изучение этого явления открывает  огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на основе понимания явления виртуальной  реальности, принесут несомненную пользу как отдельно взятому человеку, так  и государственной системе в  целом.

На сегодняшний день существуют отдельные исследования систем виртуальной  реальности, выражающие различные мнения относительно будущности этих систем. Существует немало оптимистических  прогнозов, при которых исследователи, ученые, аналитики с убеждением заявляют о том, что Человечество, несомненно, ожидает полное возможностей цифровое будущее. Существуют и противоположные  мнения, утверждающие, что свершившийся факт информационной революции и  грядущее новое социально-информационное устройство общества, построенное на базе экономики, использующей высокотехнологические  электронные инструменты, говорит  о неблагоприятных последствиях для общества в целом. Некоторые  авторы убеждены, что системы виртуальной  реальности ни в коем случае не должны интегрироваться с информационной системой Интернет, а должны развиваться  в замкнутом пространстве. В противном  случае, утверждают, к примеру, С. Нехаев и Н. Кривошеин - выступая в качестве катализатора, Интернет во взаимодействии с виртуальной реальностью породят саморазвивающийся кибернетический организм - искусственный разум, последствия чего являются совершенно непредсказуемым. 

Интернет имеет такие  уникальные характеристики:

глобальность - предоставляет  немедленный доступ к информации со всего мира;

децентрализованность - отсутствие контроля, который существует в других электронных СМИ (телевидение и радиовещание), несвязанность географическим расположением дает возможность обнародовать информацию вне контроля правительств, монополий или олигополий;

открытость - имеет низкие барьеры к доступу, низкую стоимость  создания и распространения информации;

безграничность - имеет неограниченную возможность держать информацию;

пресса радио психологическое  влияние

интерактивность - позволяет  общение одного человека с другим, одного человека со многими людьми, а также множества людей с  одним человеком;

инфраструктурная независимость - не связана ни с одной инфраструктурой, кроме телефонной системы;

подконтрольность пользователю - пользователь может контролировать, какая информация достигает его  компьютера и какая информация выходит  из его компьютера.

 

1.5 Влияние рекламы.

Реклама - это уже неотъемлемая часть нашей жизни. Общественная потребность в рекламе появляется там, где потребитель имеет выбор, свободен делать его. Реклама развивается тем интенсивнее, чем шире становится выбор товаров и услуг. Сейчас ее можно увидеть и услышать повсюду: по телевидению, радио, в печати, а так же через наружные средства массовой коммуникации.

Реклама достигнет цели лишь в том случае, если при её создании будут учитываться особенности  человеческой психики.

В начале XX века многие психологи  начали проводить, исследования в области  рекламы. Большинство из них были учениками В. Вундта или таковыми себя считали. Они использовали как  экспериментальные методики, так  и основные теоретические положения  о структуре и свойствах психических  процессов человека.

Психологию рекламы можно  отнести к числу отраслей прикладной науки, популярность которых постоянно  возрастает. Однако ее методологические и теоретические основы в современной  научной литературе до сих пор  четко не определены, в частности, неясны предмет и основные задачи, что неизбежно сказывается на выборе методов работы специалистов на практике.

Современные рекламные специалисты  придерживаются теории трех психологических  состояний:

1. человек знает, что  с ним происходит, и может объяснить  это;

2. человек отдает себе  отчет в своих чувствах, но  не может объяснить их причину;

3. человек ничего не  знает ни о своем состоянии,  ни о вызвавших его причинах.

Реклама внедряет в сознание людей этот рекламный образ, который  в дальнейшем становится стереотипом, через который легче воздействовать на потребителей. Творческие подходы  могут быть разными.

СМИ используют в рекламе  такие глубинные мотивы влияния, как:

• чувство уверенности (домашние холодильники, кондиционеры воздуха);

• надёжность (мыло, патентованные фармацевтические средства);

• самоудовлетворение (экскаваторы: машинисты обижались на то, что их изображают едва видными по сравнению с машинами; продажа усилилась, когда на рекламе стали показывать машинистов хозяевами машин, а не придатком к ней);

• творческие наклонности (садоводством увлекаются пожилые люди, которые не могут уже иметь детей; работа на земле - компенсация бездетности. Печение торта напоминает рождение ребенка, торт - символ ребенка. Сухое печенье - символ плохого ведения хозяйства, женщины против него, как и против концентратов; совет: не давать им все в готовом виде, а оставлять что-нибудь для их хозяйственной самодеятельности. При продаже готовых домов умышленно оставляют некоторые мелкие недоделки, чтобы удовлетворить потребность покупателей в самодеятельности. В патентованных лекарствах оставляют небольшие пробелы для вмешательства врачей);

• объекты любви (изображение матери сопровождает выступление пианиста Либерейса, а его самого показывают на рекламе "со всеми ямочками", привлекающими бездетных женщин);

• сила (мощные автомобильные моторы; "полная мощность" на рекламе бензина "ЭССО"; моторные лодки);

• семейные традиции (вино: "Добрые старые времена - родное сладкое домашнее вино - вино, которое делала бабушка". С такой рекламой фирма вдвое увеличила сбыт своего вина и стала тратить на рекламу 2 млн долларов - самая крупная сумма в винодельческой промышленности);

• бессмертие (страхование жизни: женщин надо страховать, не напоминая им, что они стареют; мотивы настойчивости и пользы страхового агента, а также обеспеченности семьи после смерти застрахованного кормильца бессмысленны. 

Можно сделать вывод, что  объем рекламы в деятельности СМИ высок, т.е. путем размещения рекламы СМИ обеспечивают для  своей деятельности определенные денежные средства, следовательно, основной источник дохода СМИ - это реклама. Из этого можно сделать вывод, что реклама, использующаяся в средствах массовой информации достигает своей цели, так как иначе рекламодатели просто не пользовались бы услугами СМИ.

Как мы знаем, одним из фундаментальных  принципов деятельности мозга является его склонность структурировать  события согласно их эмоциональной  направленности. И все те события, которые вызывали сильную эмоцию, долго остаются на поверхности "актуального  подсознания", выскакивая в сознание, как чертик из табакерки, по поводу и без повода.

Когда же Вам этого не хочется, все равно преодолеть этот принцип крайне сложно (а скорее всего, просто невозможно). Раз была такая сильная эмоция - значит, это  событие очень важное. Его обязательно  нужно запомнить. Так работает мозг.

В рекламной деятельности обращение к положительным эмоциям  является аксиомой. Кто и когда  ее установил, не совсем ясно, а безапелляционный и долженствующий тон такого рода аксиом (реклама должна вызывать позитивные эмоции) вызывает, по крайней мере, недоумение. Но, в ряде случаев откровенно сложно сделать " позитивную" рекламу.

Мы можем сказать, что  в рекламе законов рекламы  не существует, но есть рекламные закономерности. И если речь идет о законах, то мы вынуждены утверждать: реклама должна вызывать позитивные эмоции у потребителя.

И когда речь идет о эмоциях, необходимо помнить две важные вещи. Одну из них запомнить очень просто, ибо: любые сильные эмоции являются основой для долговременного запоминания.

Второй эмоциональный  закон заключается в том, что  в абсолютном большинстве случаев  поведение человека организуется по принципу:

поиск приятного, избегание неприятного.

ГЛАВА 2. НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ  СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Надежно ограничить негативные последствия деятельности СМИ можно  с помощью их соответствующей  общественной организации.

Информационная конструкция (а она может быть оформлена  как обычное сообщение, статья, дикторский или журналистский комментарий, мнение специалиста и т.д.) представляет собой единство трех составляющих: информационных элементов, их соотнесенности между собой и механизма интерпретации - политической установки на соответствующее  восприятие данной информационной конструкции. 

Каким же образом формируются  искаженные представления о действительности, если для них нет никаких фактических  оснований? По нашему мнению, здесь  имеет место направленная аберрация  сознания под воздействием определенной разновидности информационных конструкций, которые могут быть названы информационными  фантомами.

Аберрация сознания при восприятии информационного фантома вызывается преимущественно искажением истинной соотнесенности между достоверной, недостоверной или заведомо неполной информацией и соответствующими психологическими механизмами ее интерпретации.

Информационные фантомы - сочетания достоверной, недостоверной  и заведомо неполной информации, способны оказывать на формирование и изменение  установок личности воздействие  не меньшее, а зачастую и большее, чем поток абсолютно правдивых  сообщений, но при условии, что информационная направленность фантома соответствует  направленности психических ориентации личности, что как правило оказывает неблагоприятное влияние на человека.

 

2.1 Влияние радио.

Особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно - передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание на удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке, тем более “просматривать”, как это свойственно контактам с печатными текстами. Эти черты радио заставляют внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с учетом распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки. Соответственно повышается роль предваряющего передачи обзора их содержания (типа “сначала новости вкратце”), а также, разумеется, большей опоры на предпочтения, интересы, мотивы аудитории при обращении к информации радио.

Наконец, следует отметить, что, хотя и возможно создание множества  каналов радиовещания, слушатель  в определенный отрезок времени  способен воспринимать только одну программу, отказавшись от всех других, одновременно идущих (ведь отложенное слушание, как, например, отложенное чтение, невозможно). Поэтому важна строгая, четко  рассчитанная на аудиторию программная  политика, при хорошей реализации которой аудитория слушателей будет  максимальной.

 

2.2 Влияние телевидения.

В наше время человек отдает много сил работе, переполненный  городской транспорт изнуряет его, поэтому, придя домой, он, несомненно, стремится расслабиться и отдохнуть. Следует упомянуть, в каком психическом  состоянии человек усаживается  перед телевизором. Зафиксировано, что наибольшую долю преступлений составляют те, которые были совершены в домашних условиях. Различные ссоры, стрессы, неудовлетворенность жизнью, приводят к подавленности, истерии. Возбужденный человек, оказываясь в домашних условиях, выплескивает свою злобу на ближних, в то время, как сидя перед телевизором, резко приходит в торможение, т.е. в состояние повышенной внушаемости. 

Таким образом, человек, смотрящий  телевизор, глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство радости  или страха, его психика может  находиться в большей мере торможения или возбуждения.

В зависимости от физического  состояния, психика, т.е. душа человека находится в возбужденном состоянии или заторможенном состоянии. Чем больше человек изматывается за день, тем больше степень усталости нервной системы. И в процессе отдыха вместе с расслаблением тела, расслабляется и нервная система или, говоря другими словами, тормозится возбуждение центров управления психикой.

Огромное желание общения  притягивает человека к своему домашнему  другу-вампиру. Человек, слушая и смотря его, "раскрывает" ему свою душу, а тот внушает ему в состоянии  гипноза определенные мысли и  идеи.

Не имея обратной связи, человек  представляет собой приемник идей. Анонимность человека, находящегося перед телеэкраном, позволяют ему  в той или иной мере удовлетворять  свои низменные чувства (злобу, похоть и т.д.). Наслаждаясь картинами  убийства, насилия, пошлости, в одиночестве, он не чувствует упреков со стороны, пребывая в угаре страстей и вожделений. Бессознательно, в состоянии гипноза, человек добровольно передает телевидению  управление своими психическими процессами.

В обществе людей нет одинаковых личностей. Каждый человек индивидуален, по-своему существует в обществе, в  семье, личной жизни, у него есть свои цели, идеи, принципы и симпатии. Общаясь  со всем миром через телевизор, он находит для себя будто бы нечто  ценное, в том числе и идеал  своего существования. У одних это  суперчеловеки, смелые полицейские или гангстеры из американских детективов, у других - политические, общественные деятели, у третьих - знаменитые киноактёры, модельеры, спортсмены и т.п. Своему идеалу человек полностью доверяет, беспрекословно верит в его слова и действия, и начинает следовать его принципам. Такое влияние идеала с экрана телевизора оказывает огромное внушительное действие (вводя человека в некое гипнотическое состояние).

Информация о работе Положительное и отрицательное влияние СМИ