Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:25, реферат
Данная работа являет своей целью изучение сущности социального положения женщин, изучить различия между мужчиной и женщиной, описание основных характеристик их социального статуса и исследования положения женщин в современной экономике, влияния рынка на ее социальное здоровье. И выявить преимущества и недостатки следования стереотипу «Мужчина добытчик и профессионал; женщина - хранительница семейного очага и воспитательница детей»
В целом одинаковое число мужчин и женщин относятся отрицательно к тому, чтобы их начальником на работе была женщина (более ј опрошенных), и больше женщин, чем мужчин, высказали положительное отношение к этому (почти каждая третья женщина и каждый пятый мужчина). По данным «Санк-Петербургского центра» Женщины в управлении”, на вопрос, сформулированный в режиме дихотомического выбора “Кого вы хотели бы видеть руководителем: мужчину или женщину? ”, 84% респондентом ответили, что мужчину . А результаты опроса 1988 года, проведенного в США институтом Гэллапа, показали, что почти 50% работников не придают значения тому, кто ими руководит: мужчина или женщина. Но зато другая половина предпочитает находиться под руководством мужчин.
Существует также мнение, что многие женщины даже при наличии способностей к управлению не имеют внутренней установки на занятие руководящей должности. Но когда был задан вопрос: ”Если бы вам предложили стать руководителем, то согласились бы вы? ”, каждая третья выразила свое согласие (среди мужчин - каждый второй). Причем на степень согласия у представителей обоего пола повлиял уровень образования, а у женщин - еще и наличие детей. Если среди женщин, имеющих детей, были согласны стать руководителем 23%, то среди женщин, не имеющих детей, -38%. В целом же можно отметить, что установки на руководящую должность существуют и у женщин. Правда, в реальности число женщин-руководителей невелико: из 60 млн. занятых женщин лишь 1, 5 млн. руководителей(881)
На такое
положение дел влияет множество
факторов, в том числе и осознание
неравенства шансов в отношении
профессионального роста у
Так, характеризуя изучение женских проблем в рамках позитивистской парадигмы, О. Маслова отмечает: “.... сложившаяся концепция, как решетка, накладывалась на живую текучую эмпирическую реальность, и мы говорили: Да, она действительно в клеточку, как мы и предполагали". Если наша гипотетическая система была выстроена в виде решетки. ” Помимо прочего смерть является и испытанием, пройдя через которое, герои сказок обретают мудрость.
Если
вернуться к проблеме “должного”
и “недолжного”, мы увидим, что и в
матриархатной культуре, и ныне в патриархатном
христианстве существует связь между
понятиями «женщина” и “смерть”. Но смерть:
В матриархате
1) не окончательна
2) божественна (являет собой третью ипостась Великой Богини) 3) явление должное, естественное
3) испытание,
нередко вознаграждаемое (обретением
мудрости) 1) окончательна (для многих)
4) антибожественна, являет собой отпадение
от Бога
5) явление
недолжное, появившееся в результате первородного
греха (т. е. порчи естества)
6) наказание.
Так что в мужецентрической культуре (и атеистической, и современной христианской) отношение к смерти является для сознания стрессогенным. Это еще раз подтверждает, что фрагментаризация, мышление оппозициями оборачивается агрессивизацией бытия.
Поскольку
в патриархатной культуре мужчина и
женщина воспринимаются описываются как
жесткая оппозиция, а за фасадом этой оппозиции
располагаются” и на ней строятся другие
оппозиции (например “мужественная”
культура—“женственная”природа)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос о равенстве или неравенстве мужчин и женщин стал вопросом политическим. Патриархатная политика ведет к дискриминации женщин практически во всех сферах жизнедеятельности общества, особенно там, где нужно кем-то управлять или чем-то распоряжаться. Создано определенное общественное мнение, сохранившееся и в современных условиях, которое мешает самореализации женщин, способствует формированию чувства второсортности, хотя официально в большинстве стран и провозглашено равенство.
Существуют две идеологии – патриархатная и эгалитарная. Первая имеет значительное количество сторонников среди мужской части населения. Свой консерватизм в оценке женских проблем они часто прикрывают мнимой заботой о женщине, игнорируя неравенство в социальном плане.
Сегодня российская женщина лишилась экономической самостоятельности, практически не участвует в политической жизни страны, властные структуры недооценивают и не используют полностью трудовой и общественный потенциал женского населения, что отрицательно сказывается не только на социальном статусе женщины, но и тормозит процесс формирования рыночных отношений и становления гражданского общества. Нерешенность этих проблем достигла в настоящее время предельной черты, что напрямую сказывается и на социальном статусе женщин, ставит этот вопрос в разряд острейших политических вопросов.
В России
женщина не влияет на принятие решений,
она не участвует активно в
их реализации. Адаптация женщин к
современным условиям связана с
большими социальными издержками, которые
делают неравными стартовые
Сложившаяся и обострившаяся дискриминация в отношении женщин в условиях экономических преобразований дает возможность сделать следующие выводы: не может быть подлинной демократии при существующей дискриминации части населения в сфере экономики; сокращена возможность выбора женщинами профессиональной карьеры; ликвидирована экономическая независимость женщин; невозможно формирование партнерских отношений с мужчинами в сфере экономики; реальная демократия основывается на самообеспечении личности за счет труда и собственности, а также широкого доступа к государственным социальным услугам.
Тендерный
подход к производственной деятельности
обернулся для женщин рядом негативных
факторов. Для изменения ситуации
необходимо обеспечение
Экономическое развитие страны без активного участия женщин есть нарушение демократии, необходимыми условиями которой являются: свободный выбор жизненного пути; сочетание профессиональной карьеры с выполнением семейных обязанностей представителями обоего пола; выработка в сфере предпринимательской деятельности современным человеком цивилизованной модели поведения; определение равноправия полов как центральная проблема социальной политики; соблюдение законности во всех сферах жизнедеятельности общества; создание условий для всестороннего развития личности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Зуйкова Е.М.,
Ерусланова Р.И. Феминология /
2 Михеева А.Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: Учеб. пособие /А.Р. Михеева. Новосибирск, 2001. –74 с.
3 Плимо Н.
Гендерные проблемы в
4 Шоре Э. Пол, гендер, культура /Э. Шоре, К. Хайдер. - Москва. РГГУ,1999. – 129 с.
5 Ярская-Смирнова Е. Социокультурный анализ гендерных отношений /Е. Ярская-Смирнова. Саратов: Изд.СГУ, 1998. – 208 с.
6. Бретон Ги. Любовные истории в истории Франции. -М. ,1992.
7 . Вейнингер О. Пол и характер. -М. , 1991.
8. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. -М. ,1930.
9. Воронина
О. А. Феминизм // Современная западная
социология. Словарь. -М. ,1990. 10.Галина М.
Чужие среди нас. Индентификация страхов
// Общественные науки и современность.
1991 № 1.
11. Гегель В. Ф. Основи фiлософii права. -М. ,2000.
12. Гендер и вхождение в модерн // Общественные науки и современность. 1999 № 5. 21. Гендер i культура. Збiрник статей. -К. ,2001.
13. Грейфс Р. Мифы древней Греции. -М. ,1992.
14. Дэвидсон Б. Африканцы. Введение в историю культуры. -М. ,1975. 25. Карасавин Л. Религиозно-философские сочинения. -М. ,1992.
15. Крелот Х. Э. Словарь символов. -М. ,1994.
16. Кучерова
О. Репродуктивное поведение молодых женщин
Европы. //Народонаселение. 2001. №3
17. Липатов В. М. Женский язык //Лингвистический
энциклопедическийй словарь . -М. ,1990.
18. Маслова О. М. Восприятие феминизма в академических кругах // Материалы конференции “Гендерные исследования в России: проблемы взаимодействия”. -М. ,1996.
19. Малаховская Н. Наследие Бабы-Яги. Религиозные представления. -Зальцбург, 1995 38. Мифологический словарь. -М. ,1991.
20. Моноторiнг громадськоiдумки населення Украiни // Iнформацiйний бюллетень . 1999. № 1.
21. Мухлыниева Н, Л Дискурс и субьект: иллюзии самовыражения пола в феминистской и патриархальной антропологии. -Екатеринбург, 1996.