Политическая социология

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Идея политической власти получила дальнейшее развитие и обоснование в исследованиях элит – В.Парето (1848– 1923), Г.Моска (1858–1941), политических партий – Р.Михельс (1876–1936), групп давления и лоббизма – А.Бентли, Д.Трумен, пропаганды и массовых коммуникаций – Г.Д.Лассуэлл (1902–1978). Предметом политической социологии стали проблемы конфликтов и изменений, бюрократии; общественных организаций и движений; путей вовлечения граждан в политическую жизнь, а также политической культуры и политического лидерства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………...3
Глава 1.Политическая социализация…………………………….5
Сущность и этапы политической социализации…….5
Политическая культура………………………………..8
Глава 2.Человек и государство…………………………………...12
2.1. Типология политической власти………………………12
2.1.1. Виды власти…………………………………….12
2.1.2. Типы власти…………………………………….14
2.2. Формы и методы взаимодействия
населения и государства………………………………….. 17
Глава 3.Общественные организации……………………………20
3.1. Партии…………………………………………………. 20
3.2. Профсоюзы……………………………………………..22
3.3. Молодежные организации …………………………… 23
Заключение………………………………………………………..25
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

Политическая социология.docx

— 47.10 Кб (Скачать)

   Я считаю, что развитие эффективного взаимодействия людей и государства невозможно обеспечить без уточнения места и роли аппарата управления, который оказался серьезно зараженным вирусами бюрократизма и технократизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3.Общественные организации

   В мировой социологической литературе описано немало исследований, касающихся различных общественных политических организаций. Возникновение и функционирование новых объединений, преобразование старых организаций символизируют оправдавший себя в истории подход: чем больше мнений, тем вернее решение.

   Как известно, Тупики в развитии  властных отношений всегда в  истории преодолевалися при помощи  новых субъектов политического  действия. Таковыми являлись политические  партии, общественные движения и  инициативы. Более того, можно предположить, что если в ходе развития  властных отношений не будут  возникать новые общественные  образования, то неизменно произойдет  нарушение процесса властвования, прервется приток свежих сил  и задержится обновление политической  структуры общества. Вот почему  общественные организации рассматриваются  как один из важнейших субъектов,  при помощи которого осуществляется  процесс демократизации политической  жизни.

3.1. Партии

   Политическая партия - особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть государственной властью, удержать ее в своих руках, использовать государственный аппарат для реализации объявленных перед выборами программ.

   Признаки партии: наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегии партии; наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни; наличие руководящих органов и партийных функционеров; наличие организационной структуры в центре и разветвленной сети первичных местных организаций; участие в борьбе за политическую власть; фиксированное членство (хотя это и не является обязательным признаком).

   История политических партий в современном понимании этого слова начинается с XVIII—XIX вв., когда в условиях формирования буржуазной демократии появилась необходимость привлечения широких общественных слоев к участию в управлении государством.

   Первоначально политические партии создавались в результате объединения парламентских фракций с комитетами по поддержке кандидатов на местах.

   Сейчас партии возникают также в результате трансформации непартийных структур (профсоюзов, религиозных, промышленных обществ, клубов). Довольно часто они создаются популярными и влиятельными политическими деятелями под собственные кандидатуры. Особой разновидностью политических партий стали массовые партии, образующиеся «снизу», в результате оформления стихийных социальных движений. Среди функций политических партий выделяют:

1) политическую  — овладение государственной  властью с целью осуществления  своей программы;

2) функцию  социального представительства  — выражение в политической  жизни интересов какого-то социального слоя либо стремление создать себе прочную опору в обществе;

3) функцию  социальной интеграции — примирение  интересов различных социальных  групп, достижение консенсуса  в обществе;

4) функцию  политического рекрутирования —  подготовка и выдвижение кадров  для различных политических институтов;

5) идеологическую  — разработка партийной идеологии  и программы;

6) электоральную  — организация и участие в  избирательных кампаниях;

7) набор  новых членов в партию и  их политическое воспитание.

   Партия — один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий его связь с государством.

   Политические партии создаются свободно, без разрешений органов государственной власти, однако в полном объеме могут осуществлять свою деятельность (в том числе как юридические лица) только с момента государственной регистрации.

   Членами политической партии  могут быть граждане Российской  Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами  политической партии иностранные  граждане и лица без гражданства. 

3.2. Профсоюзы

   Профсоюзы – добровольные профессиональные объединения трудящихся, созданные с целью защиты экономических интересов работников (прежде всего, улучшения условий труда и повышения заработной платы).

   Наиболее часто используются такие формы давления на органы государственной власти, как забастовки, демонстрации, манифестации, митинги, пикеты. Обычно эти формы выражают экономические требования, а в ряде случаев, особенно когда они проводятся совместно с партиями левой ориентации, выдвигаются и политические лозунги. Иногда эти акции координируются профсоюзами в рамках всей страны (например, Всероссийская стачка в марте 1997 г.). 

   Однако, несомненно то, что неопределенность  профсоюзов в системе распределения  общественной власти является  одной из причин их слабости, неэффективного функционирования  и большого отрыва от реальной  жизни людей. 

3.3. Молодежные организации

   Участие молодежи в общественной  жизни вообще и политической  в частности всегда было одним  из значимых направлений в  социологии. Молодежь всегда олицетворяла  собой все новое, нарождающееся.  Молодые люди всегда больше  других желали (и осуществляли) изменений  в обществе. Энергия молодых часто  вносила коррективы в политическую  жизнь. Молодежные объединения  всегда носили боевой характер, проявляли большую активность. Поэтому  знание состояния и тенденций  сознания молодых, их поведения  интересует исследователей всех  без исключения стран. 

  2005 год стал рекордным по появлению  в России молодежных организаций.  Молодежь привлекают и правые, и левые, и Кремль, и "Единая  Россия". Конкуренция на рынке  молодежных организаций резко  ужесточилась. Все это является  следствием "цветных революций"  в Грузии и Украине, где именно  молодежь стала "ударной силой"  улиц.  
 
   В то же время молодежь продолжает оставаться по большей степени аполитичной, что влечет за собой проблемы ее мобилизации.  
 
   В целом для анализа существующих сегодня в России молодежных организаций можно использовать специальную систему координат, где учитываются два фактора: отношение к власти и политическая "окраска". Всего получается четыре вида молодежных организаций: работающие в интересах власти, среди которых условно говоря консервативные движения - "Молодая гвардия", "Наши", "Россия молодая"; работающие в интересах власти "патриоты", чья идеология национал-патриотическая или левая. Вторая категория - оппозиционные молодежные организации - левые (СКМ, АКМ) и правые "Оборона", "Да!" и множество других. Особняком здесь стоят организации, которые создаются как бизнес-проекты ("Пора", московское отделение "Идущих без Путина", "Мы").
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Проделав данную работу, можно  сделать вывод, что политика  обеспечивает целостность общества  посредством взаимодействия всех  ее структурных элементов, она  является связующим звеном между  человеком и государством.

   Также можно отметить, что субъектами  политики являются индивиды, социальные  группы, слои, организации, прямо  или косвенно  участвующие в  процессе реализации государственной  власти или влияния на нее.  В качестве субъектов  могут  выступать как социальные общности (слой, класс, нация, политическая  элита, массы, профессиональная  группа, военные, менеджеры), так  и отдельная личность (политический  лидер, просто обыватель). Субъект   политики может быть структурно  организован и представлять собой  социальный институт. К таким  институтам относятся: парламент,  правительство, политические партии, профсоюзы, церковь, средства  массовой информации, государство  как субъект международного права,  международные организации (ООН,  Европейский парламент и т.  п.).

   Субъекты взаимодействуют по  поводу распределения и использования  государственной власти, руководствуясь  политическими интересами, а также  целями, установками, целостными  ориентациями, верованиями, идеалами. Они осознают содержание своих  политических интересов, соотносят  свои идеалы, установки, теории, нормы  с реальными условиями собственного  бытия. Так формируется система  оценок, смыслов и утверждений,  которые составляют содержание  политического сознания. Оценка  реальной действительности, участие  в политической жизни могут  осуществляться на основе эмоций, чувств, переживаний, то есть того, что называют политической социологией.  Но политическое участие может  быть и абсолютно осмысленным,  строиться на основе следования  системе рациональных представлений, то есть политической идеологии. Несомненно, политическая социализация играет также огромную роль.

    Свои политические интересы субъекты  реализуют с помощью политических  институтов : государства и ее  органов, партий, групп, давления  и т. д. Все они вместе  составляют политическую организацию,  выражающую интересы различных  групп общества.

    Политика как сфера руководства  и управления общественного процессами  регулирует различные сферы деятельности  человека и соответственно выделяются  разновидности политики: экономическая,  социальная, демографическая, аграрная, культурная и т. д.

    Политическая социология дает обобщенное знание того, как то или иное социальное изменение в социальной структуре, мобильности, статусе групп и т. п. сказывается на функционировании политической системы в целом или ее какого-то элемента. Она позволяет выявить социальные факторы, как способствующие политическому согласию, политической стабильности, так и вызывающие различного рода “дисфункции”, срывы, напряженность, политический экстремизм в тех или иных формах, политические риски.

       Подводя итог, я хочу сказать, что политические социологи должны сосредоточиваться на рассмотрении того, как общество воздействует на государство, изучая “силовое поведение” во всех его проявлениях и во всей совокупности инструментов, с помощью которых оно реализуется. Это практически делает политическую социологию тождественной всей социологии. 
 

Список  литературы

- Алисова Л.Н., Голенкова З.Т. Политическая социология М.: изд-во РАГС, 2006

- Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. 7-е  изд., стереотип — М.: Дрофа, 2007.

- Краткий политический  словарь. - 6-е изд. Москва, 1989.

- Перова М.Б., Перов Е.В. Словарь терминов по социальной статистике. 3-е изд., дополненное. – Вологда, ВоГТУ, 2003

- Современная  западная социология: Словарь. М., 1990. С.267– 268.

- Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд. - М.: Юрайт-Издат.,2004

-Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Аспект-пресс, 2000.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Политическая социология