Политическая социология

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Идея политической власти получила дальнейшее развитие и обоснование в исследованиях элит – В.Парето (1848– 1923), Г.Моска (1858–1941), политических партий – Р.Михельс (1876–1936), групп давления и лоббизма – А.Бентли, Д.Трумен, пропаганды и массовых коммуникаций – Г.Д.Лассуэлл (1902–1978). Предметом политической социологии стали проблемы конфликтов и изменений, бюрократии; общественных организаций и движений; путей вовлечения граждан в политическую жизнь, а также политической культуры и политического лидерства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………...3
Глава 1.Политическая социализация…………………………….5
Сущность и этапы политической социализации…….5
Политическая культура………………………………..8
Глава 2.Человек и государство…………………………………...12
2.1. Типология политической власти………………………12
2.1.1. Виды власти…………………………………….12
2.1.2. Типы власти…………………………………….14
2.2. Формы и методы взаимодействия
населения и государства………………………………….. 17
Глава 3.Общественные организации……………………………20
3.1. Партии…………………………………………………. 20
3.2. Профсоюзы……………………………………………..22
3.3. Молодежные организации …………………………… 23
Заключение………………………………………………………..25
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

Политическая социология.docx

— 47.10 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………...3

Глава 1.Политическая социализация…………………………….5

    1. Сущность и этапы политической социализации…….5
    2. Политическая культура………………………………..8

Глава 2.Человек  и государство…………………………………...12

    2.1. Типология  политической власти………………………12

      2.1.1. Виды  власти…………………………………….12

      2.1.2. Типы  власти…………………………………….14

    2.2. Формы и  методы взаимодействия

     населения  и государства………………………………….. 17

Глава 3.Общественные организации……………………………20

    3.1. Партии…………………………………………………. 20

    3.2. Профсоюзы……………………………………………..22

    3.3. Молодежные  организации …………………………… 23

Заключение………………………………………………………..25

Список литературы……………………………………………….27 

Введение

   Политическая социология – отрасль социологии, исследующая политику и политические отношения.

   Появление этого направления  в социологической науке обычно  связывается с именем немецкого  социолога М. Вебера (1864-1920). Это  не означает, что до него не  происходил процесс осмысления  политических реалий того общества, в котором жили исследователи.  Практически каждый из социологов  и в XIX, и в XX веке в своем анализе проблем государства и общества выходил на те или иные аспекты политической жизни. Заслуга М. Вебера состоит в том, что он одним из первых осуществил социальный анализ власти, властных отношений, дал классификацию типов господства в обществе. Более того, в отличие от К. Маркса он отдавал приоритет не экономике, а власти, считая ее основным группообращующим признаком.

   Идея политической власти получила  дальнейшее развитие и обоснование  в исследованиях элит – В.Парето (1848– 1923), Г.Моска (1858–1941), политических  партий – Р.Михельс (1876–1936), групп  давления и лоббизма – А.Бентли, Д.Трумен, пропаганды и массовых  коммуникаций – Г.Д.Лассуэлл (1902–1978). Предметом политической социологии  стали проблемы конфликтов и  изменений, бюрократии; общественных  организаций и движений; путей  вовлечения граждан в политическую  жизнь, а также политической  культуры и политического лидерства.

     Также очень трудно происходит размежевание с политологами: политическую социологию рассматривают или как синоним политологии, или как ее часть.

    Однако размежевание проявляется достаточно отчетливо. Политология идет к проблемам политической жизни «сверху», со стороны государства, политических партий и других организаций, принимающих участие в функционировании власти. Соответственно анализируются их состояние, деятельность, законодательство, программы, заявления и т.д. Политическая социология подходит к этим же проблемам «снизу», от человека, который совсем по-иному воспринимает не только глобальные политические цели, но и конкретные акции представителей государственной власти, акции политических деятелей, официальные документы и заверения, идущие от политических партий.

   Анализ  политической социологии следует  начать с политической социализации  личности, с того, что вводит человека  в политическую жизнь, как он  овладевает политической культурой. 

   В своей работе я бы хотела  рассказать  о сущности политической социологии, ее развитии и об отдельных ее разделах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.Политическая социализация

   В условиях, когда происходит  интенсивный процесс политизации  общественной жизни, значительно  возросла объективная потребность  в более глубоком, обстоятельном  научном анализе всех аспектов  политики.

   Для этого прежде всего необходимо уточнить комплекс вопросов, относимых к политической жизни.

   Иногда в социологии используется понятие политический человек. Этим термином хотят обозначить причастность человека к проблемам именно политической жизни, политическим процессам и явлениям, в известной степени отстраняясь от характеристики его деятельности в других сферах общественной жизни.

   Политическая социализация — это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности». Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности. Политическая социализация является одним из направлений общего процесса социализации индивидов. Основными агентами политической социализации выступают такие социальные институты, как образование, средства массовой информации, семья и другие. 

1.1.Сущность  и этапы политической  социализации

   По своей сути политическая социализация представляет процесс приобщения человека к соответствующей информации, процесс усвоения идей, взглядов и образцов политического поведения.

   Этот процесс начинается с раннего школьного возраста, хотя элементы политической социализации могут проявляться у ребенка и несколько ранее, хотя это скорее предтеча, чем сам процесс усвоения политических идей и взглядов. Например, ребенку можно внушить уважение к той стране, в которой он живет, чувство гордости профессией отца или матери, что скорее можно отнести к формированию черт патриотизма, чем к воспитанию уважения к политическим ценностям и их усвоению.  

   Как утверждают социальные психологи и педагоги, с 8–9 до 13 лет у ребенка начинается важный этап формирования политических взглядов. Особенность этого этапа состоит в том, что он часто персонифицируется, ибо дети склонны говорить не о политическом строе, а о личности, например, президента, которая отождествляется этим строем. Именно с отношения к личности руководителя или руководителей государства и начинает проявляться степень доверия к той стране, где живет молодой человек.  

   В этом возрасте уже возможна выработка (при помощи взрослого) определенного отношения к внешним или внутренним антагонистам (врагам). У ребенка может появиться ориентация на неприязнь к отдельным народам, критический взгляд на отдельные общественные силы, особенно если этот процесс обсуждается в семье.  

   Определенную лепту в политическую подготовку ребенка вносит и школа как через официальную информацию, которая доводится до ребенка о «красных датах календаря», об общенациональных праздниках, так и через личность учителя, особенно если он является активным участником политических событий.  

   С 13–14 лет начинается следующий – подростковый – этап социализации. Он характеризуется тем, что разрозненная отрывочная политическая информация начинает формироваться в определенную систему, где уже есть место не только отдельным моментам политической жизни или наиболее известным ее персонажам. Обычно в этом возрасте в более значительной мере в школе, чем в семье, складывается представление о политической жизни, о структуре власти, о целях общества и государства. В этом возрасте подростки – и особенно наиболее продвинутые группы – имеют представление об общей политической ситуации в стране. В их сознании находят отражение важнейшие события, происходящие в обществе. И, наконец, в этом возрасте реализуются первые попытки приобщения к деятельности различных общественных организаций, в том числе имеющих политическую ориентацию. Это возраст приобщения к скаутским организациям, к комсомолу (с 14 лет) и т.д.  

   18 лет считается во многих обществах рубежом, с которого начинается полноправное участие человека в политической жизни. К этому периоду не только заканчивается его гражданское становление, – он приобретает все права и обязанности, которые вытекают из его положения как политического человека. Предполагается, что именно к этому возрасту у человека складывается и приобретает завершенный вид его мировоззрение, с которым он вступает в жизнь и которым он собирается руководствоваться в будущем. К этому периоду для большинства молодых людей отчетливо проявляются политические симпатии или антипатии, а для некоторой части участие в политических процессах становится одним из важных компонентов их взрослой жизни. Иначе говоря, к этому времени человек становится полноправным субъектом политической жизни. Являясь структурным элементом класса и нации, человек в то же время в зависимости от конкретных обстоятельств самостоятельно «включается» в политическую деятельность, олицетворяет ту или иную степень воплощения политических отношений общества.  

   В некоторых работах утверждается, что с вступлением во взрослую жизнь процесс политической социализации заканчивается. С этим вряд ли можно согласиться. Дело в том, что в процессе своей жизни человек или даже целые социальные группы могут менять свои политические ориентации и соответственно видоизменять свою политическую деятельность.' Так, для науки и политической практики представляет значительный интерес приобщение к членству в КПСС, а затем превращение «ярых» коммунистов в менее «ярых» антикоммунистов, тем более, что параллельно шел другой, более логичный процесс, когда человек постепенно в ходе анализа (осознанного или стихийного) действительности превращался в диссидента (судьба немногих) или впадал в апатию, безразличие (судьба многих).  

   Иначе говоря, человек подвержен политической социализации в течение всей своей жизни, даже если он не отходит от сформировавшегося в молодости восприятия политики и определенных ценностных ориентации. Но даже в этом случае он полностью не остается неизменным как политический человек. Все равно он вносит в свою жизнь коррективы, уточняет свое отношение к политическим реалиям или видоизменяет конкретные формы своей жизнедеятельности.

1.2.Политическая  культура

   Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.

   Понятие политической культуры  основывается на главных, привитых  воспитанием представлениях человека  о политической власти. Именно  исходя из этих представлений,  член общества взаимодействует  с государством, это стиль его  поведения в области политики, самые устойчивые и неизменчивые  черты его характера.

И все  же человек зачастую решает "сердцем, а не головой", и не всегда его  намерения совпадают с его  действиями. Эти противоречия, которые  вносятся в ход политической жизни  общества, придают политической культуре внутреннюю противоречивость. Но такая  противоречивость помогает одновременному поддержанию как активных, так  и пассивных форм политического  участия каждого члена общества.

   Политическая культура в государстве  сохраняется далеко не всегда. Ее нормы и правила поддерживаются  и принимаются не всеми группами  общества. Там же, где основной  формой взаимодействия становится  насилие, несоблюдение основных  прав человека, политическая культура  гибнет вообще, уступая место  иным взаимоотношениям граждан  с властями. Один только XX век  дал богатую почву фашистским, расистским, шовинистическим движениям  и терроризму. Нынешнее состояние  политической культуры России  также нельзя назвать удовлетворительным. Это, скорее, клиническая смерть, и это создает в политике  культурный вакуум, порождает процессы  разрушения человеческого сообщества.

   Политическая культура воплощается в деятельности. Но она характеризует не только сам факт участия, но и степень зрелости, осмысленности, глубины понимания и включенности политического знания в практику, что, в конечном счете проявляется через участие людей в принятии политических решений, особенно на уровне местного самоуправления.  

   Участие человека в политической деятельности регулируется правовыми нормами того государства, в котором он живет. Обычно полноправным гражданином человек в большинстве стран становится в 18 лет. К этому моменту он приобретает все права, которые провозглашены в Основном законе государства (в Конституции), и соответственно и обязанности, в которых зафиксированы требования, предъявляемые государством к человеку. Отныне он обладатель всего того, что ему доверяет государство с точки зрения его участия в жизни страны. Это можно считать основной, главной формой социализации.  

Информация о работе Политическая социология