Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:28, курсовая работа
Идея политической власти получила дальнейшее развитие и обоснование в исследованиях элит – В.Парето (1848– 1923), Г.Моска (1858–1941), политических партий – Р.Михельс (1876–1936), групп давления и лоббизма – А.Бентли, Д.Трумен, пропаганды и массовых коммуникаций – Г.Д.Лассуэлл (1902–1978). Предметом политической социологии стали проблемы конфликтов и изменений, бюрократии; общественных организаций и движений; путей вовлечения граждан в политическую жизнь, а также политической культуры и политического лидерства.
Введение…………………………………………………………...3
Глава 1.Политическая социализация…………………………….5
Сущность и этапы политической социализации…….5
Политическая культура………………………………..8
Глава 2.Человек и государство…………………………………...12
2.1. Типология политической власти………………………12
2.1.1. Виды власти…………………………………….12
2.1.2. Типы власти…………………………………….14
2.2. Формы и методы взаимодействия
населения и государства………………………………….. 17
Глава 3.Общественные организации……………………………20
3.1. Партии…………………………………………………. 20
3.2. Профсоюзы……………………………………………..22
3.3. Молодежные организации …………………………… 23
Заключение………………………………………………………..25
Список литературы…………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Политическая социализация…………………………….5
Глава 2.Человек
и государство…………………………………...
2.1. Типология политической власти………………………12
2.1.1. Виды власти…………………………………….12
2.1.2. Типы власти…………………………………….14
2.2. Формы и методы взаимодействия
населения
и государства…………………………………..
Глава 3.Общественные организации……………………………20
3.1. Партии…………………………………………………. 20
3.2. Профсоюзы……………………………………………..22
3.3. Молодежные организации …………………………… 23
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Политическая социология – отрасль социологии, исследующая политику и политические отношения.
Появление этого направления
в социологической науке
Идея политической власти
Также очень трудно происходит размежевание с политологами: политическую социологию рассматривают или как синоним политологии, или как ее часть.
Однако размежевание проявляется достаточно отчетливо. Политология идет к проблемам политической жизни «сверху», со стороны государства, политических партий и других организаций, принимающих участие в функционировании власти. Соответственно анализируются их состояние, деятельность, законодательство, программы, заявления и т.д. Политическая социология подходит к этим же проблемам «снизу», от человека, который совсем по-иному воспринимает не только глобальные политические цели, но и конкретные акции представителей государственной власти, акции политических деятелей, официальные документы и заверения, идущие от политических партий.
Анализ
политической социологии
В своей работе я бы хотела
рассказать о сущности политической
социологии, ее развитии и об отдельных
ее разделах.
Глава 1.Политическая социализация
В условиях, когда происходит
интенсивный процесс
Для этого прежде всего необходимо уточнить комплекс вопросов, относимых к политической жизни.
Иногда в социологии используется понятие политический человек. Этим термином хотят обозначить причастность человека к проблемам именно политической жизни, политическим процессам и явлениям, в известной степени отстраняясь от характеристики его деятельности в других сферах общественной жизни.
Политическая социализация — это «процесс
развития, в ходе которого дети и подростки
воспринимают идеи, политическую позицию
и поведение, типичное для данной общности».
Другими словами, политическая социализация
сводится к усвоению политических ценностей
и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных
видов политической деятельности. Политическая
социализация является одним из направлений
общего процесса социализации индивидов. Основными
агентами политической социализации выступают
такие социальные институты, как образование, средства
массовой информации, семья и другие.
1.1.Сущность и этапы политической социализации
По своей сути политическая социализация представляет процесс приобщения человека к соответствующей информации, процесс усвоения идей, взглядов и образцов политического поведения.
Этот процесс начинается с раннего школьного возраста, хотя элементы политической социализации могут проявляться у ребенка и несколько ранее, хотя это скорее предтеча, чем сам процесс усвоения политических идей и взглядов. Например, ребенку можно внушить уважение к той стране, в которой он живет, чувство гордости профессией отца или матери, что скорее можно отнести к формированию черт патриотизма, чем к воспитанию уважения к политическим ценностям и их усвоению.
Как утверждают социальные психологи и педагоги, с 8–9 до 13 лет у ребенка начинается важный этап формирования политических взглядов. Особенность этого этапа состоит в том, что он часто персонифицируется, ибо дети склонны говорить не о политическом строе, а о личности, например, президента, которая отождествляется этим строем. Именно с отношения к личности руководителя или руководителей государства и начинает проявляться степень доверия к той стране, где живет молодой человек.
В этом возрасте уже возможна выработка (при помощи взрослого) определенного отношения к внешним или внутренним антагонистам (врагам). У ребенка может появиться ориентация на неприязнь к отдельным народам, критический взгляд на отдельные общественные силы, особенно если этот процесс обсуждается в семье.
Определенную лепту в политическую подготовку ребенка вносит и школа как через официальную информацию, которая доводится до ребенка о «красных датах календаря», об общенациональных праздниках, так и через личность учителя, особенно если он является активным участником политических событий.
С 13–14 лет начинается следующий – подростковый – этап социализации. Он характеризуется тем, что разрозненная отрывочная политическая информация начинает формироваться в определенную систему, где уже есть место не только отдельным моментам политической жизни или наиболее известным ее персонажам. Обычно в этом возрасте в более значительной мере в школе, чем в семье, складывается представление о политической жизни, о структуре власти, о целях общества и государства. В этом возрасте подростки – и особенно наиболее продвинутые группы – имеют представление об общей политической ситуации в стране. В их сознании находят отражение важнейшие события, происходящие в обществе. И, наконец, в этом возрасте реализуются первые попытки приобщения к деятельности различных общественных организаций, в том числе имеющих политическую ориентацию. Это возраст приобщения к скаутским организациям, к комсомолу (с 14 лет) и т.д.
18 лет считается во многих обществах рубежом, с которого начинается полноправное участие человека в политической жизни. К этому периоду не только заканчивается его гражданское становление, – он приобретает все права и обязанности, которые вытекают из его положения как политического человека. Предполагается, что именно к этому возрасту у человека складывается и приобретает завершенный вид его мировоззрение, с которым он вступает в жизнь и которым он собирается руководствоваться в будущем. К этому периоду для большинства молодых людей отчетливо проявляются политические симпатии или антипатии, а для некоторой части участие в политических процессах становится одним из важных компонентов их взрослой жизни. Иначе говоря, к этому времени человек становится полноправным субъектом политической жизни. Являясь структурным элементом класса и нации, человек в то же время в зависимости от конкретных обстоятельств самостоятельно «включается» в политическую деятельность, олицетворяет ту или иную степень воплощения политических отношений общества.
В некоторых работах утверждается, что с вступлением во взрослую жизнь процесс политической социализации заканчивается. С этим вряд ли можно согласиться. Дело в том, что в процессе своей жизни человек или даже целые социальные группы могут менять свои политические ориентации и соответственно видоизменять свою политическую деятельность.' Так, для науки и политической практики представляет значительный интерес приобщение к членству в КПСС, а затем превращение «ярых» коммунистов в менее «ярых» антикоммунистов, тем более, что параллельно шел другой, более логичный процесс, когда человек постепенно в ходе анализа (осознанного или стихийного) действительности превращался в диссидента (судьба немногих) или впадал в апатию, безразличие (судьба многих).
Иначе говоря, человек подвержен политической социализации в течение всей своей жизни, даже если он не отходит от сформировавшегося в молодости восприятия политики и определенных ценностных ориентации. Но даже в этом случае он полностью не остается неизменным как политический человек. Все равно он вносит в свою жизнь коррективы, уточняет свое отношение к политическим реалиям или видоизменяет конкретные формы своей жизнедеятельности.
1.2.Политическая культура
Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.
Понятие политической культуры
основывается на главных,
И все
же человек зачастую решает "сердцем,
а не головой", и не всегда его
намерения совпадают с его
действиями. Эти противоречия, которые
вносятся в ход политической жизни
общества, придают политической культуре
внутреннюю противоречивость. Но такая
противоречивость помогает одновременному
поддержанию как активных, так
и пассивных форм политического
участия каждого члена
Политическая культура в
Политическая культура воплощается в деятельности. Но она характеризует не только сам факт участия, но и степень зрелости, осмысленности, глубины понимания и включенности политического знания в практику, что, в конечном счете проявляется через участие людей в принятии политических решений, особенно на уровне местного самоуправления.
Участие человека в политической деятельности регулируется правовыми нормами того государства, в котором он живет. Обычно полноправным гражданином человек в большинстве стран становится в 18 лет. К этому моменту он приобретает все права, которые провозглашены в Основном законе государства (в Конституции), и соответственно и обязанности, в которых зафиксированы требования, предъявляемые государством к человеку. Отныне он обладатель всего того, что ему доверяет государство с точки зрения его участия в жизни страны. Это можно считать основной, главной формой социализации.