Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:47, контрольная работа
В центре внимания современной политической социологии находятся такие проблемы, как функциональность и дисфункциональность политических институтов для отдельных групп общества, роль общественного мнения в политике и методы воздействия на него, факторы электорального поведения различных социальных групп, роль политических ценностей и политических ориентаций в размежевании политических сил, гендерные аспекты политического поведения.
Мы
живем во все более политизирующемся
мире. Это не просто означает, что
политическое участие и/или политическая
мобилизация становятся всемирным
феноменом. Это означает, прежде всего,
что власть власти возрастает огромными
темпами, сравнимыми с темпами роста технологии
в отношении как манипулятивных и принудительных
возможностей государственной власти,
так и ситуации отсутствия таковой. Чем
больше роль политики, тем меньше роль
“объективных факторов”. Все наши объективные
долженствования все в большей мере подчинены
и обусловлены политической неопределенностью.
Тем выше в этих условиях значимость политических
наук, способных предсказать эту неопределенность.
1.3
Методы политической
социологии
Основой политической социологии, как и общей социологии, отличающей названные дисциплины от других общественных наук, являются эмпирические методы и конкретно-социологические исследования, а именно – использование статистических данных, анализ документов, анкетный опрос, лабораторные эксперименты, наблюдение поведения людей в экстремальных условиях и т.п. Особое значение в реализации этих методов политическая социология придает следующей совокупности форм и норм: диалог, учет интересов сторон и социальной психологии людей, аргументация, убеждение, изучение общественного мнения и опора на него, политическая и идеологическая терпимость, вера в людей, консенсус. Широко используются политической социологией и общенаучные, междисциплинарные методы: анализ и синтез, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание логического и исторического анализа; моделирование, математические методы.
Существует два основных подхода к определению политической социологии: описательный и нормативный. Эти подходы сложились в социальной философ ни на рубеже XIX-XX вв. и значительно влияют на понимание и структурирование всех сфер социального и гуманитарного знания.
При описательном подходе политика рассматривается как факт социальной жизни, а политическая социология - как ценностно-нейтральная наука, результаты которой могут использоваться всеми людьми, независимо от их социальных и политических интересов, предпочтений, позиций и мировоззрения. Такое понимание политической социологии подразумевает в идеале прилежное анатомирование политики учёными, "не ведающими ни радости, ни гнева".
При нормативном подходе политика анализируется через призму определяющих социальных, политических и мировоззренческих ценностей. В этом случае конкретно-исторические формы человеческих интересов, политики и мировоззрения используются как критерий для суждения обо всех остальных в прошлом, настоящем и будущем. Или же возникает проблема универсальности принятой шкалы ценностей, - разрешимой в рамках политической социологии.
Сферы
исследования могут конкретизироваться,
структурироваться и
Продуктивность
указанных методов в
На этом пути актуальность приобретает нормативный подход к пониманию предмета политической социологии, очищенный от всяких статических и надындивидуальных методологических концепций и вытекающих из них политических действий. В состав политической социологии входят только те политические отношения, институты и сознание, которые выражают эмоциональную зрелость, моральную автономию, профессиональную компетентность и глубокую мудрость индивидов, включая их готовность и способность действовать в соответствии со своими убеждениями, независимо от существующего политического режима, политической конъюнктуры и политических философий, обосновывающих необходимость подчинения личности обществу.
Описательный и нормативный подходы взаимно дополняют др.друга. Первый позволяет познавать политику без пощады и апологетики. Нормативный подход полезен тогда, когда оценивается политика государств, партий, политических вождей и государственных чиновников конкретных социальных целей и выясняются их глубинные, мировоззренческие основания.
На протяжении тысячелетий политическая мысль колеблется м.двумя главными моделями осознания данного конфликта - традиционной и современной. Традиционная модель связана с пониманием политики как социального аспекта морали. Современная (начиная с Макиавелли и Гоббса Т.) противопоставляет политику и мораль.
Политической социологии всегда важно выявление и анализ существующих в массовом политическом сознании стереотипов политики и динамики их изменения, с учётом неоднородности общества и модификаций массового сознания под влиянием политических событий и деятельности властвующих.
В любом обществе в каждый конкретный период его развития существует система ценностей, частично совпадающая, а частично противоречащая реальным фактам политической жизни.
Концепция "двойного сознания" имеет важное значение для политической психологии, включая анализ конфликтов официальными политическими ценностями и реальной политикой. Как правило, власть сама способствует тому, что сфера идей и идеалов входит в конфликт со сферой слов и действий. Описание различных форм проявления таких конфликтов (исторических, социо-структурных, демографических, культурных) - насущная задача политической социологии.
Политические ценности и нормы возникают и функционируют в рамках определённого мировоззрения, который считается (в большей или меньшей степени) истинным, обязательным или желательным. Система ценностей определяет способ восприятия и оценки политических явлений и представляет наиболее существенный фактор символического пласта политической культуры. При его анализе учитывается пр.всего стереотипное видение социального порядка, в котором индивиды и группы выступают субъектами и объектами политических действий.
В автократической политической культуре власть воспринимается как отношение господства и подчинения, а бытие власти как свойство доминирования и гегемонии, которые приписываются господствующему лицу или группе. Согласно этому стереотипу в обыденном, политическом и теоретическом сознании преобладает такое видение общества, в котором люди могут быть либо объектами, либо субъектами власти, а отношения властью и обществом строятся только по принципу иерархии.
Демократической политической культуре свойственно восприятие власти как взаимодействия руководителями и подчинёнными, процесса, а не состояния вещей, функциональных, а не только объектно-субъектных аспектов политических решений. В демократическом сознании преобладает такое видение общества, в котором люди независимо от социального положения являются одновременно субъектами и объектами власти.
Автократическая
и демократическая политические
культуры - продукты и творцы политических
отношений определённого типа. Если
в автократической культуре власть
рассматривается как абсолютное благо,
вокруг которого идёт постоянная борьба,
то в демократической культуре власть
есть относительное и преходящее благо,
которое рационально разделено всеми
людьми - в соответствии с их профессиональной
и политической компетенцией - и надлежащими
политическими институтами.
1.4
Демократия и тоталитаризм
Р. Арона
Одной из доминирующих тенденций в истории человечества на всем протяжении его развития была борьба двух противоположных начал “демократии и тирании”. Этот процесс не обязательно имеет революционный характер, но может происходить эволюционно, путем органического перерастания одной формы в другую, ибо, в сущности, они не являются противоположными. Более того, судьба всякой последовательной демократии, как считают ее оппоненты, а именно в том и состоит, что она перерождается в диктатуру, постепенно развивая имманентно заложенные в ней принципы. Природа этого перехода, столь часто происходившего в XX веке, на исходе нынешнего столетия указывает правомерность самой постановки проблемы отношения демократии и тирании как главного вопроса нашего времени, как заслуживающего особого внимания и объяснения. Учитывая опасности, которые исходят от тоталитаризма в современном обществе, следует отметить, что в развитии человечества определяются более мощные демократические тенденции. Они отвечают потребностям глобального перехода к информационно - коммуникативному обществу.
И классические, и новые типы политических режимов существовали и существуют в различных модификациях в тех или иных конкретных странах. Они всегда воплощали и воплощают реальное качественное состояние гражданского общества и данной политической системы, характер ее институтов и взаимосвязей между ними, в целом механизм функционирования политической системы и управления. Тоталитаризм является одной из форм авторитарного буржуазного государства, характеризующейся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества. Понятие тоталитаризма употребляется буржуазно - либеральными идеологами для критической оценки фашистской диктатуры. Ярким примером тоталитаризма может послужить Фашистская Германия с 20 - х годов ХХ века. Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон вождем итальянских фашистов Б. Муссолини в 1925 году для характеристики итало-фашистского режима, а впоследствии его стали применять и для коммунистических режимов. Его основные типы: тоталитаризм с левым уклоном - сталинизм, тоталитаризм с правым уклоном - германский национал - социализм, итальянский фашизм.
Можно определить следующие характерные черты тоталитаризма:
1)
Высокая концентрация власти, ее
проникновение во все сферы
жизни общества. Власть претендует
на роль выразителя высших
интересов народа. Общество отчуждено
от власти, но не осознает этого,
так как в тоталитарном
2)
Формирование органов власти
осуществляется
3)
Существует единственная
4)
Постоянно или периодически
5)
Осуществляется жесткий
6)
В обществе функционирует
7)
В тоталитарных идеологиях
8)
Устанавливается монополия
9)
Политическая социализация
10)
Государственное устройство
Исследователи тоталитаризма едины в том, что в многообразии причин его становления важную роль играет кризисное состояние общества, ухудшение условий жизни значительной части общества. В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, резко расширившую возможность СМИ в формировании массового сознания и обеспечении контроля над ним.