Политическая социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:47, контрольная работа

Краткое описание

В центре внимания современной политической социологии находятся такие проблемы, как функциональность и дисфункциональность политических институтов для отдельных групп общества, роль общественного мнения в политике и методы воздействия на него, факторы электорального поведения различных социальных групп, роль политических ценностей и политических ориентаций в размежевании политических сил, гендерные аспекты политического поведения.

Файлы: 1 файл

Контрольная по социологиии.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

       Мы  живем во все более политизирующемся мире. Это не просто означает, что  политическое участие и/или политическая мобилизация становятся всемирным  феноменом. Это означает, прежде всего, что власть власти возрастает огромными темпами, сравнимыми с темпами роста технологии в отношении как манипулятивных и принудительных возможностей государственной власти, так и ситуации отсутствия таковой. Чем больше роль политики, тем меньше роль “объективных факторов”. Все наши объективные долженствования все в большей мере подчинены и обусловлены политической неопределенностью. Тем выше в этих условиях значимость политических наук, способных предсказать эту неопределенность. 

       1.3 Методы политической социологии 

       Основой политической социологии, как и общей социологии, отличающей названные дисциплины от других общественных наук, являются эмпирические методы и конкретно-социологические исследования, а именно – использование статистических данных, анализ документов, анкетный опрос, лабораторные эксперименты, наблюдение поведения людей в экстремальных условиях и т.п. Особое значение в реализации этих методов политическая социология придает следующей совокупности форм и норм: диалог,   учет    интересов    сторон   и    социальной   психологии     людей, аргументация, убеждение, изучение общественного мнения и опора на него, политическая и идеологическая терпимость, вера в людей, консенсус. Широко используются политической социологией и общенаучные, междисциплинарные     методы:    анализ   и   синтез,   абстрагирование   и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание логического и исторического анализа; моделирование, математические методы.

       Существует  два основных подхода к определению  политической социологии: описательный и нормативный. Эти подходы сложились в социальной философ ни на рубеже XIX-XX вв. и значительно влияют на понимание и структурирование всех сфер социального и гуманитарного знания.

       При описательном подходе политика рассматривается  как факт социальной жизни, а политическая социология - как ценностно-нейтральная наука, результаты которой могут использоваться всеми людьми, независимо от их социальных и политических интересов, предпочтений, позиций и мировоззрения. Такое понимание политической социологии подразумевает в идеале прилежное анатомирование политики учёными, "не ведающими ни радости, ни гнева".

       При нормативном подходе политика анализируется  через призму определяющих социальных, политических и мировоззренческих  ценностей. В этом случае конкретно-исторические формы человеческих интересов, политики и мировоззрения используются как критерий для суждения обо всех остальных в прошлом, настоящем и будущем. Или же возникает проблема универсальности принятой шкалы ценностей, - разрешимой в рамках политической социологии.

       Сферы исследования могут конкретизироваться, структурироваться и упорядочиваться  по-разному, в зависимости от избранной  исследователем методологии и политической философии. В этом смысле политическая социология возникла на стыке многих наук, изучающих политику, и политических действий, стремящихся преобразовать социальную реальность. Но независимо от концептуальных, институциональных, политических, идеологических и культурных различий большинство учёных согласно с тем, что при анализе политики следует использовать инструментарий общенаучного и конкретно-социологического исследования: эксперимент, статистические методы, анкеты, опросы и интервью, панельные методы, лабораторные опыты, контент-анализ, математические методы, теорию игр и решений и т.д.

       Продуктивность  указанных методов в значительной степени зависит от того, насколько  они позволяют анализировать  деятельность практических политиков  и теоретиков - историков, социологов, юристов, политологов. Внимание социологов и политологов на протяжении последних десятилетий постепенно переключается на исследование социального и политического микрокосмоса (социология повседневной политической жизни, этнометодологая, политометрия и нормативные модели политико-социологических знаний. Постепенно формируется убеждение в том, что какие бы то ни было служебные функции политической социологии в отношении существующей политической системы и политического режима есть смерть науки. Вечное расхождение морали и политики вынуждает сегодня учёных двигаться в направлении профессиональной политико-социологической патологоанатомии.

       На  этом пути актуальность приобретает  нормативный подход к пониманию  предмета политической социологии, очищенный  от всяких статических и надындивидуальных методологических концепций и вытекающих из них политических действий. В состав политической социологии входят только те политические отношения, институты и сознание, которые выражают эмоциональную зрелость, моральную автономию, профессиональную компетентность и глубокую мудрость индивидов, включая их готовность и способность действовать в соответствии со своими убеждениями, независимо от существующего политического режима, политической конъюнктуры и политических философий, обосновывающих необходимость подчинения личности обществу.

       Описательный и нормативный подходы взаимно дополняют др.друга. Первый позволяет познавать политику без пощады и апологетики. Нормативный подход полезен тогда, когда оценивается политика государств, партий, политических вождей и государственных чиновников конкретных социальных целей и выясняются их глубинные, мировоззренческие основания.

       На  протяжении тысячелетий политическая мысль колеблется м.двумя главными моделями осознания данного конфликта - традиционной и современной. Традиционная модель связана с пониманием политики как социального аспекта морали. Современная (начиная с Макиавелли и Гоббса Т.) противопоставляет политику и мораль.

       Политической социологии всегда важно выявление и анализ существующих в массовом политическом сознании стереотипов политики и динамики их изменения, с учётом неоднородности общества и модификаций массового сознания под влиянием политических событий и деятельности властвующих.

       В любом обществе в каждый конкретный период его развития существует система  ценностей, частично совпадающая, а частично противоречащая реальным фактам политической жизни.

       Концепция "двойного сознания" имеет важное значение для политической психологии, включая анализ конфликтов официальными политическими ценностями и реальной политикой. Как правило, власть сама способствует тому, что сфера идей и идеалов входит в конфликт со сферой слов и действий. Описание различных форм проявления таких конфликтов (исторических, социо-структурных, демографических, культурных) - насущная задача политической социологии.

       Политические ценности и нормы возникают и функционируют в рамках определённого мировоззрения, который считается (в большей или меньшей степени) истинным, обязательным или желательным. Система ценностей определяет способ восприятия и оценки политических явлений и представляет наиболее существенный фактор символического пласта политической культуры. При его анализе учитывается пр.всего стереотипное видение социального порядка, в котором индивиды и группы выступают субъектами и объектами политических действий.

       В автократической политической культуре власть воспринимается как отношение господства и подчинения, а бытие власти как свойство доминирования и гегемонии, которые приписываются господствующему лицу или группе. Согласно этому стереотипу в обыденном, политическом и теоретическом сознании преобладает такое видение общества, в котором люди могут быть либо объектами, либо субъектами власти, а отношения властью и обществом строятся только по принципу иерархии.

       Демократической политической культуре свойственно  восприятие власти как взаимодействия руководителями и подчинёнными, процесса, а не состояния вещей, функциональных, а не только объектно-субъектных аспектов политических решений. В демократическом сознании преобладает такое видение общества, в котором люди независимо от социального положения являются одновременно субъектами и объектами власти.

       Автократическая и демократическая политические культуры - продукты и творцы политических отношений определённого типа. Если в автократической культуре власть рассматривается как абсолютное благо, вокруг которого идёт постоянная борьба, то в демократической культуре власть есть относительное и преходящее благо, которое рационально разделено всеми людьми - в соответствии с их профессиональной и политической компетенцией - и надлежащими политическими институтами.  

       1.4 Демократия и тоталитаризм Р. Арона 

       Одной из доминирующих тенденций в истории  человечества на всем протяжении его  развития была борьба двух противоположных  начал “демократии и тирании”. Этот процесс не обязательно имеет революционный характер, но может происходить эволюционно, путем органического перерастания одной формы в другую, ибо, в сущности, они не являются противоположными. Более того, судьба всякой последовательной демократии, как считают ее оппоненты, а именно в том и состоит, что она перерождается в диктатуру, постепенно развивая имманентно заложенные в ней принципы. Природа этого перехода, столь часто происходившего в XX веке, на исходе нынешнего столетия указывает правомерность самой постановки проблемы отношения демократии и тирании как главного вопроса нашего времени, как заслуживающего особого внимания и объяснения. Учитывая опасности, которые исходят от тоталитаризма в современном обществе, следует отметить, что в развитии человечества определяются более мощные демократические тенденции. Они отвечают потребностям глобального перехода к информационно - коммуникативному обществу.

       И классические, и новые типы политических режимов существовали и существуют в различных модификациях в тех  или иных конкретных странах. Они всегда воплощали и воплощают реальное качественное состояние гражданского общества и данной политической системы, характер ее институтов и взаимосвязей между ними, в целом механизм функционирования политической системы и управления. Тоталитаризм является одной из форм авторитарного буржуазного государства, характеризующейся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества. Понятие тоталитаризма употребляется буржуазно - либеральными идеологами для критической оценки фашистской диктатуры. Ярким примером тоталитаризма может послужить Фашистская Германия с 20 - х годов ХХ века. Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон вождем итальянских фашистов Б. Муссолини в 1925 году для характеристики итало-фашистского режима, а впоследствии его стали применять и для коммунистических режимов. Его основные типы: тоталитаризм с левым уклоном - сталинизм, тоталитаризм с правым уклоном - германский национал - социализм, итальянский фашизм.

       Можно определить следующие характерные черты тоталитаризма:

       1) Высокая концентрация власти, ее  проникновение во все сферы  жизни общества. Власть претендует  на роль выразителя высших  интересов народа. Общество отчуждено  от власти, но не осознает этого,  так как в тоталитарном сознании  власть и народ предстают как единое и неразделимое целое;

       2) Формирование органов власти  осуществляется бюрократическим  путем и не подконтрольно обществу. Управление в обществе осуществляет  номенклатура;

       3) Существует единственная правящая  партия во главе с харизматическим лидером;

       4) Постоянно или периодически проводятся  репрессии среди членов общества  как средство внутренней политики;

       5) Осуществляется жесткий контроль  со стороны государства за  экономикой, происходит ликвидация  почти всех форм негосударственной  формы собственности;

       6) В обществе функционирует только  одна идеология, претендующая  на монопольное владение истиной.  Оппозиционные взгляды проявляются  преимущественно в виде диссидентства;

       7) В тоталитарных идеологиях история  предстает преимущественно как  закономерное движение к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма). Во имя достижения этой цели оправдываются любые средства.

       8) Устанавливается монополия государства  на средства массовой информации (СМИ), в обществе устанавливается  полное отсутствие плюрализма.

       9) Политическая социализация имеет  целью воспитать «нового человека»,  преданного режиму, готового на  любые жертвы во имя «общего  дела». Подавляются проявления  индивидуальности, насаждаются представления  о государстве как источнике  распределения благ, поощряется доносительство.

       10) Государственное устройство носит  унитарный характер. Права национальных  меньшинств декларируются, но  на деле ограничены.

       Исследователи тоталитаризма едины в том, что  в многообразии причин его становления  важную роль играет кризисное состояние общества, ухудшение условий жизни значительной части общества. В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, резко расширившую возможность СМИ в формировании массового сознания и обеспечении контроля над ним.

Информация о работе Политическая социология как наука