Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 13:38, реферат
Социология - наука о закономерностях становления, развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, между общностями и личностью.
Введение
Специальные теории социологического знания
Теория среднего уровня
* Социология образования
* Социология политики
* Социология труда
* Социология управления
* Социология массовой коммуникации
* Социология общественного мнения
Заключение
Список используемой литературы
Социология общественного мнения
Социология общественного мнения - отрасль социологии, предмет которой - структура, закономерности, каналы, механизмы формирования и функционирования общественного мнения, отношения больших социальных групп, народа в целом к явлениям, представляющим актуальный общественный интерес.
Общественное мнение является специфическим проявлением сознания людей, которое характеризуется связью со всеми формами общественного сознания (нравственностью, правосознанием, религией, наукой и т.д.), синтезом обыденного и научного сознания, духовно-практическим способом воздействия на реальность. Структура общественного мнения включает рациональные, эмоциональные и волевые элементы.
В основе общественного мнения лежит общественный интерес, поэтому содержанием общественного мнения являются факты, которые интересуют всех, или большую группу людей. Для общественного мнения характерны распространенность, стабильность и интенсивность. Поскольку интересы людей постоянны, постольку и общественное мнение стабильно. Однотипная реакция общественного мнения на одни и те же социальные ситуации в течение долгого времени ведет к переходу мнений в сферу традиций и обычаев, которые, в свою очередь, оказывают воздействие на формирование мнений людей по разным проблемам.
Экстенсивность (распространенность) общественного мнения связана с его интенсивностью, что зависит от остроты, актуальности проблемы, по которой формируется мнение. Исходным пунктом формирования общественного мнения является информация.
Общественное мнение может быть деформированным. В частности небольшая группа лиц, владеющая средствами массовой информации, может навязывать свои частные интересы всему народу, выдавать их за всеобщие.
Третий уровень социологического знания - прикладные социологические исследования. На этом уровне разрабатываются методы и техника получения точных и бесспорных социальных фактов. Формулировка вопросов и ответов, структура анкеты, содержание бланков наблюдений, протоколов контент-анализа, изменение социальных переменных, расчет выборки - вот круг задач решаемых учеными, которые проводят эмпирические социологические исследования.
Особенности социологического знания определяются тем, что общество рассматривается как единый социальный организм, как органическое единство различных сторон его жизнедеятельности - экономической, политической и духовной, которые функционируют и развиваются посредством социальной деятельности людей. Социология рассматривает социальную деятельность людей, возникающие в процессе этой деятельности их социальные отношения во взаимосвязи и взаимодействии объективного и субъективного факторов, материальной и духовной сторон.
Итак, изучение социологии является важным условием эффективного менеджмента. Кроме того, методы социологического анализа составляют важную часть маркетинговых исследований. Изучение рынка предполагает опросы, а это есть метод социологии. Имеются и другие аргументы в пользу изучения социологии.
Взаимосвязь методов различных наук объясняется тем, что в обществе все взаимосвязано. Опыт свидетельствует, что на ход событий оказывают влияние психология, темперамент, стиль мышления человека, который стоит во главе фирмы; общая политическая ситуация в стране; направление и ход экономических реформ и многие другие факторы. Поэтому целесообразно изучить также и методы социологических исследований, чтобы всесторонне анализировать процессы, которые протекают в трудовом коллективе или в данной сфере деятельности фирмы. Изучение социологии расширяет кругозор бизнесмена, позволяя широкомасштабно подходить к решению проблем, обогащает его арсенал инструментов анализа деятельности фирмы. А есть проблемы, которые без знания социологии просто нельзя решить. Например, взаимоотношения в коллективе, мотивация трудовой деятельности, стимулирование труда, работа с кадрами и др. Как показывает опыт, социологическая неграмотность менеджеров приводит к возникновению конфликтных ситуаций, в частности потому, что они допускают ошибки в руководстве социальными процессами в своих коллективах.
Список используемой литературы
1. Павленок П.Д. Социология. - М.: Маркетинг, 2002.
2. Кравченко А.И. Общая социология пособие для студентов. - М.: Юнити, 2001.
3. Фролов С.С. Социология: Учебник для ВУЗов. - М.: Гардагарики, 2002.
4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник для ВУЗов. - М.: ИНФА - М, 2003.
5. Смелзер Н. Социология. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: «Феникс», 1994.
6. Тощенко Ш.Т. Социология: общий курс. - М.: Прометей, 2001.
7. Ромашов О.В. Социология труда. - М.: Гардарики, 2001.