Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 02:31, реферат
Главная цель моего реферата - сравнить особенности «вестернизации» ментальности студенческой молодежи России и некоторых других стран. Подробнее изучить гипотезы, дать им характеристику, увидеть наличие взаимосвязи между уровнем образованности и ростом «вестернизации» ментальности студентов.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Теория Г.Хофстеда……………………………………………………4
2. Студенчество как объект этнометрических исследований…….6
3. Гипотезы исследования………………………………………………7
4. Этнометрические показатели позиций студентов четырех
модернизирующихся стран……………………………………………10
5. Являются ли студенты "вестернизированнее" нации целом?........................................................................................12
6. Растет ли "вестернизация" студентов с ростом образования?..13
Заключение……………………………………………………………………...16
Приложение……………………………………………………………………..17
Список используемой литературы……………………………………………20
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Теория Г.Хофстеда……………………………………………………
2. Студенчество как объект этнометрических исследований…….6
3. Гипотезы исследования………………………………………………
4. Этнометрические показатели позиций студентов четырех
модернизирующихся стран……………………………………………10
5. Являются ли студенты "вестернизированнее" нации целом?........................
6. Растет ли "вестернизация" студентов с ростом образования?..13
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………20
Введение.
Проблема особенностей "вестернизации" ментальности студенческой молодежи является актуальной на сегодняшний момент. Именно поэтому в своем реферате я решил рассмотреть вопрос о том, как в модернизирующихся странах соотносятся ментальность студентов и ментальные ценности нации в целом.
Поэтому главная цель моего реферата - сравнить особенности «вестернизации» ментальности студенческой молодежи России и некоторых других стран. Подробнее изучить гипотезы, дать им характеристику, увидеть наличие взаимосвязи между уровнем образованности и ростом «вестернизации» ментальности студентов.
1.Теория Г.Хофстеда.
Рассмотрим проблемы особенностей «вестернизации» ментальности студенческой молодежи четырех модернизирующихся стран: России, Турции, Казахстана, Киргизии. Под ментальностью понимается глубинная (бессознательная, неотрефлексированная) часть общественного сознания, состоящая из ценностей и норм поведения. Она образует тот фундамент культуры, на котором выстраиваются различные сознательно конструируемые идеологические системы. Надо отметить, что эта часть общественного сознания еще недостаточно изучена социологами. Причина – трудности объективных суждений о ментальных ценностях. Лишь с середины XX в. абстрактные философские умозаключения о различиях между культурами разных стран стали подкрепляться и проверяться данными массовых исследований стереотипов и ценностей. С этого времени можно вести речь о формировании этнометрии – направлении этносоциальных исследований, анализирующего ментальные характеристики различных этнических групп. В исследовании вопроса особенностей «вестернизации» ментальности студенчества модернизирующихся стран нужно опираться на этнометрический подход, разработанный в трудах нидерландского ученого Гирта Хофстеда, первые исследования которого проводились в конце 1960-х гг.
Г. Хофстед выделил и обосновал несколько показателей, при помощи которых могут быть охарактеризованы и описаны господствующие ценностные системы представителей самых разных стран и этнических групп. Наиболее важные из них следующие:
1. Индивидуализм (IDV – Individualism) – показатель того, предпочитают ли люди заботиться только о себе и собственных семьях, либо имеют склонность объединяться в некие группы, которые несут ответственность за человека в обмен на его лояльность.
2. Дистанция власти (PDI – Power Distance), или дистанция по отношению к власти, – это оценка готовности людей принимать неравномерность распределения власти в институтах и организациях.
3. Избегание неопределенности (UAI – Uncertainty Avoidance) –
показатель того, насколько люди чувствуют угрозу от двусмысленных, неясных и нечетких ситуаций и пытаются уклониться от них посредством принятия четких правил, веря в абсолютную истину и отказываясь терпеть девиантное поведение.
4. Маскулинность (MAS – Masculinity) – оценка склонности людей к напористости и жесткости, сосредоточенности на материальном успехе. Речь идет о том, являются ли наиболее важными «мужские» ценности («настойчивость», «самоуверенность», «успех и конкуренция» и т.д.), или «женские» ценности (такие, как «жизненные удобства», «поддержание теплых личных отношений», «забота о слабых», «солидарность»).
5. Долгосрочная ориентация (LTO – Long-term Orientation) – как
общество стратегически ориентируется на будущее, в противоположность краткосрочной (тактической) ориентации.
В результате анализа сходства и различия этнометрических характеристик разных наций можно обнаружить, что по хофстедовым показателям «индивидуализм» и «дистанция власти» страны весьма четко делятся на мегацивилизации Востока (высокие индексы PDI и низкие индексы IDV) и Запада (наоборот, низкие индексы PDI и высокие индексы IDV). По показателю «долгосрочной ориентации» четко видна поляризация на страны Дальнего Востока с конфуцианской культурой (Китай, Япония, Сингапур, Южная Корея и др. имеют высокие индексы LTO) и все остальные страны (низкие значения индексов LTO). Что касается показателей «избегания неопределенности» и «мужественности», то по ним цивилизационная поляризация четко не прослеживается.
2. Студенчество как объект этнометрических исследований.
Интерес вызывает исследование, проведенное в 1989-1994 гг. группой ученых-этнометристов, включая самого Г. Хофстеда, которые проанкетировали по его методике студентов из США и семи европейских стран (включая Россию). Выявилось, что показатели студентов значительно отличались от тех, которые были характерны для работников IBM из капиталистических стран: у студентов были, как правило, ниже и индексы индивидуализма (особенно ярко это заметно по США и Нидерландам), и индексы маскулинности (это сильнее заметно по Германии и Бельгии). Когда в 1990-е гг. база хофстедовых индексов расширилось, то обнаружилось, что схожие расхождения наблюдаются и в экс-социалистических странах, хотя и менее ярко выраженные. Эти расхождения интерпретировались этнометристами как следствие разрыва во времени между поздними и ранними исследованиями, а также внутренней неоднородности не слишком крупных групп студентов. Но нет ли на самом деле более глубинных причин отмеченных различий?
В России широкомасштабные и репрезентативные исследования по методологии Г. Хофстеда, затрагивающие самые разные профессиональные слои общества, проводятся с 2000 г. За пять лет накоплена большая база данных по нескольким регионам России. В каждом случае студенты были обязательной группой, входящей в состав респондентов. Анализ свидетельствует: для российских студентов характерна низкая дистанция власти, высокий показатель индивидуализма, низкое избегание неопределенности и, с меньшей долей вероятности, высокая маскулинность и высокий конфуцианский динамизм. Все это характеризует западную ориентации ментальности российских студентов.
Таким образом, российское студенчество вызывает особый интерес своими довольно маргинальными ценностями. Стандартные ссылки на юношеский максимализм и сознательный «западнизм» (копирование российской молодежью образа жизни людей развитых стран Запада) не могут в полной мере объяснить наблюдаемые расхождения. Ведь хофстедовы индексы измеряют не осознанные идеологические ориентиры, а подсознательные жизненные ориентации и ценности, которые, как правило, вырабатываются в процессе практической деятельности.
3. Гипотезы исследования.
Как же в модернизирующихся странах соотносятся ментальность студентов и ментальные ценности нации в целом? Под модернизирующимися странами имеются в виду те страны, которые по типологии И. Валлерстайна относятся к периферии и полупериферии капиталистической экономики. Главная гипотеза исследования заключалась в том, что система высшего образования модернизирующихся стран транслирует культурно-ментальные институты развитых стран, повышая уровень «вестернизации» молодежи.
Стремясь «догнать» развитые страны (страны ядра, почти совпадающие со странами Запада), (полу-)периферийные страны перенимают их экономические и иные институты. Однако эта институциональная имплантация далеко не всегда оказывается удачной из-за неконгруэнтности наиболее глубинных неформальных институтов. Хофстедовы индексы позволяют измерить некоторые характеристики этих наиболее глубинных культурно-ментальных институтов. Система же гуманитарного образования модернизирующихся стран является одним из важнейших каналов имплантации западных культурно-ментальных институтов – ведь современные общественные науки в этих странах формируются под определяющим влиянием именно западной культуры.
Особенно сильно это заметно в экономической науке. Не случайно в постсоветской России некоторые учебники по экономической теории издавали как «Экономикс» (транскрипция Economics), самим названием подчеркивая про-западный характер этой учебной дисциплины. Когда после завершения высшего образования молодые специалисты будут работать среди куда менее «вестернизированных» сограждан, их ценностные ориентации, конечно, сблизятся с национальной нормой, но все равно будут от нее отличаться. Именно этот повышенный «западнизм» нового поколения призван способствовать сокращению различий между глубинными институтами стран ядра/Запада и стран периферии/Востока.
Если гипотеза верна, то следовало ожидать, что студенчество будет более «вестернизированным», чем основная масса населения модернизирующихся наций. Можно сформулировать дополнительную гипотезу: степень «вестернизации» сознания студента должна быть тем выше, чем на более высоком уровне вузовского обучения находится молодой человек (т.е. чем большее время он находится под воздействием «излучения» культурно-ментальных ценностей стран Запада).
Поскольку в обучении по гуманитарным дисциплинам про-западная культурная ориентация выражена сильнее, чем в обучении по естественным дисциплинам, а среди всех гуманитарных дисциплин сильнее всего эта ориентация выражена в преподавании экономических дисциплин, то для проверки сформулированных гипотез лучше всего использовать респондентов из студентов-экономистов.
Чтобы проверить гипотезы, участники кросс-культурного исследования провели опрос студентов-экономистов в четырех странах – двух странах полупериферии (Россия и Турция) и двух странах периферии (Казахстан и Киргизия). Все опросы проводились в первой половине 2005 года. В выборку по России включили студентов Государственного университета – Высшей школы экономики, Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова, Тульского государственного университета, Ростовского государственного университета и Краснодарского филиала Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова. В Казахстане, Киргизии и Турции опросы проводились в столичных университетах – в Казахском Национальном университете Алматы (Казахстан), университете Хаджеттепе в Анкаре (Турция) и Бишкекском гуманитарном университете (Киргизия). Таким образом, в выборку попали студенты, обучающиеся в крупных столичных вузах, или в филиалах столичных вузов, или в ведущих областных вузах. Во всех этих учебных заведениях придерживаются современных форм обучения с ориентацией на западные технологии и литературу.
Студентами-респондентами в подавляющем большинстве во всех четырех странах были молодые люди до 24 лет, не состоящие в браке и большую часть жизни, проживавшие в поселениях городского типа. Главные различия между характеристиками респондентов – в уровне доходов их семей. Самыми бедными оказались семьи студентов из Киргизии – больше половины из них проживали в семьях с низким или очень низким ежемесячным доходом. Семьи студентов из России попадают в категорию среднеобеспеченных, несколько богаче оказываются семьи студентов из Казахстана и, наконец, семьи турецких студентов выглядят наиболее обеспеченными.
Чтобы отсечь возможное влияние факторов, не связанных с ментальностью, респонденты, попавшие в выборку, должны обладать рядом одинаковых или схожих характеристик. В этом исследовании такими характеристиками являлись: социальный статус, престижность места обучения, высокое качество образования, демографические характеристики, специализация студентов и, наконец, ориентация вузов на активное использование в процессе обучения опыта зарубежных (в первую очередь, западных) вузов. Учитывая все это, можно с высокой долей уверенности говорить об однородной совокупности респондентов.
Для целей исследования все опрошенные были поделены на три группы (табл. 1) – проходящих начальный этап образования (в основном 1-ый и частично 2-ой год обучения), продвинутый этап (в основном 4-ый и частично 3-ий год обучения) и заключительный этап образования (начиная со студентов, обучающихся в магистратуре, и заканчивая теми, кто уже получил
степень кандидата наук).
В основу исследования был положен «Модуль исследования ценностей 1994» (Value Survey Module 1994 – VSM 94). VSM представляет из себя краткую анкету (20 основных вопросов – по 4 на каждый из 5-ти культурных показателей). Этот модуль был сформирован в 1994 г. и с тех пор считается наиболее эффективным инструментом изучения указанных выше пяти фундаментальных хофстедовых измерений культуры.
4. Этнометрические показатели позиций студентов четырех
модернизирующихся стран.
Прежде чем вести речь о студентах, указанных выше четырех стран, следует кратко охарактеризовать эти страны, исходя из четырех основных хофстедовых показателей (без долгосрочной ориентации (LTO).
На основе использования данных показателей Россию можно определить и как «восточный» Запад, и как «западный» Восток. На современном этапе анализа этой проблемы целесообразно вообще отказаться от однозначного ответа на вопрос, относится ли Россия к Востоку или к Западу. Следует ограничиться констатацией явно доказанного – промежуточности российской ментальности в сравнении с ментальными характеристиками большинства стран Запада и Востока. Что касается Турции, то она также оказывается в группе стран Востока.
Сложнее обстоит дело с Казахстаном и Киргизией. В базе Г. Хофстеда данных по этим странам пока нет. Можно с высокой долей вероятности лишь предположить: эти две среднеазиатские страны, бывшие ранее в составе СССР, должны обладать ярко выраженными восточными характеристиками, что можно подкрепить, в частности, данными этнометрического исследования по проекту GLOBE . В восточно-европейский кластер проекта GLOBE попали три интересующие нас страны – Россия, Турция и Казахстан. Оказалось, что между этими тремя странами заметные различия наблюдаются только в показателях «избегания неопределенности» и «ориентации на будущее», хотя и в этих случаях разница составляет менее 1 балла (в исследовании GLOBE принята 7-ми бальная шкала исчисления). Воспользуемся также данными исследования 2000 г. А. Ардичвили и П. Кучинки, по которым можно узнать приблизительное соотношение индексов Казахстана и Киргизии с индексами России – казахские и киргизские не сильно отличаются от российских, но носят, как и следовало ожидать, несколько более "восточный" характер (дистанция власти выше, индивидуализм ниже).
Информация о работе Особенности «вестернизации» ментальности студенчества модернизирующихся стран