Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 21:40, курсовая работа
Основной целью данной работы является рассмотрение и изучение социальной работы с детьми в подростковом возрасте.
Задачи работы:
рассмотреть особенности детей подросткового возраста;
раскрыть значение адаптации и социализации детей;
рассмотреть актуальные проблемы подросткового возраста;
охарактеризовать основные формы социальной работы с детьми подростками.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Факторы адаптации и социализации детей подросткового возраста 6
1.2 Особенности развития детей подростков 8
2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ В ШКОЛЕ И В СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 13
2.1 Проблемы детей подростков в школе 13
2.2 Формы социальной работы с подростками 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
В условиях школы применяются различные смежные подходы, имеющие границы и зоны воздействия, в которых проявляются те или иные воздействия социальной работы. При этом всегда следует учитывать аспекты, где социальная работа должна ослабить свои позиции в пользу других служб.
Миссия социального работника состоит в том, чтобы защищать права и свободы юного человека, создавать соответствующие ситуации для осознания им своих нужд, интересов, потребностей и ресурсов для их удовлетворения.
Формы школьной социальной работы:
· групповая работа со школьниками вне занятий (включая помощь в выполнении школьных работ и предложений в области досуга);
· предложения по организации занятий ( игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий);
· соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях);
· работа с родителями, представление интересов родителей;
профессиональная подготовка, профессиональная ориентация;
· консультирование (в области, интегративные формы консультаций для школьников, родителей и учителей, консультирование учебных групп, работа с учителями в группах);
· работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики);
· супервизия;
· научное обоснование, сопровождение и оценивание17.
Социальный работник становится организатором внеурочного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Он координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Социальный работник периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ребенке и об оказании ему помощи. Детей, исключенных из школы, социальный работник помогает устроить в другую школу.
Методы работы школьного социального работника:
1) Метод убеждения - педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации;
2) Метод наблюдения - дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом;
3) Метод беседы - важно, чтобы социальный педагог готовился к беседе. Ему в этом может помочь анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение;
4) Метод социометрии - при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка18.
Если обобщить всю деятельность социального работника, то она должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Чтобы обеспечит разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех государственных и общественных структур.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение работы подведем итоги. В данной работе было рассмотрение и изучение социальной работы с детьми в подростковом возрасте.
В ходе исследования мы выполнили поставленные задачи. В первой части исследования мы раскрыли значение адаптации и социализации. Изучили литературу и проанализировали психологическую характеристику особенностей подросткового возраста.
Во второй части исследования мы изучили понятия учебной адаптации и дезадаптации подростков. Рассмотрели актуальные проблемы подросткового возраста и охарактеризовали основные формы социальной работы с детьми подростками.
Таким образом, можно сказать, что все поставленные цели и задачи в моей курсовой работе были выполнены.
Профессия социальный работник еще мало развита, и пока не каждая школа имеет у себя в штате такую ставку. Но можно надеется, что в скором будущем в каждой школе будет социальный работник, и тогда проблем меньше будет, которые появляются во время учебного процесса.
Введение:
В главах:
Заключение:
Список литературы:
1 История социальной педагогики: уч. пособие / Т.А. Ромм. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. –С. 257.
2 Доклад министра внутренних дел на расширенном заседании Коллегии МВД от 01.06.2012.
3 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50.
4 Собрание законодательства Российской Федерации 1998. № 31. Ст.5880. Действует с изм. и доп., включая от 21 декабря 2004 г.
5 Приступа Е.Н. Социализация ребенка как объект социальной работы // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. - № 3. – С. 20.
6 Гавров С. Н., Никандров Н. Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. — 2008. — № 5. — С. 21-29.
7 Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
8 Психология — учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. — М. ; СПб. ; Н.Новгород : Питер, 2003. — С. 83-86.
9 Энциклопедический словарь в шести томах /Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006.- С. 68.
10 Аверин В.А. «Психология детей и подростков». Изд-во Михайлова В.А., 1998 – С. 212.
11 Социальная работа с семьёй. / Под ред. Е.И.Холостова. М.: Институт социальной работы, 1996. – С. 124.
12 Аверин В.А. «Психология детей и подростков». Изд-во Михайлова В.А., 1998 – С. 243.
13 Фирсов М.В. Теория социальной работы: учебное пособие для вузов /М.В.Фирсов, Е.Г.Студенова. – 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2007.- С. 324.
14 Психология подростка: полное руководство / под общ. ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – С. 172.
15 Подросток и сверстники // Психология подростка: полное руководство / под общ. ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – Гл. 10. - С. 235.
16 Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: уч. пособие / С.А. Беличева, А.Б. Белинская. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – С. 42-43.
17 Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: уч. пособие / под ред. П.Д. Павленка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК «Дашков и К», 2006. – Гл. XVIII. - С. 517.
18 Саудабаева Г.С // Социальная политика и социология. – 2013. - № 1. – С. 199.