Особенности социальной работы с детьми в подростковом возрасте (исторический и современный аспект)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является рассмотрение и изучение социальной работы с детьми в подростковом возрасте.
Задачи работы:
рассмотреть особенности детей подросткового возраста;
раскрыть значение адаптации и социализации детей;
рассмотреть актуальные проблемы подросткового возраста;
охарактеризовать основные формы социальной работы с детьми подростками.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Факторы адаптации и социализации детей подросткового возраста 6
1.2 Особенности развития детей подростков 8
2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ В ШКОЛЕ И В СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 13
2.1 Проблемы детей подростков в школе 13
2.2 Формы социальной работы с подростками 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования “ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ” (ТУСУР)

Гуманитарный факультет

Кафедра истории и социальной работы

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА “по дисциплине” История социальной работы

Особенности социальной работы с детьми в подростковом возрасте (исторический и современный аспект)

 

 

 

Руководитель

Кандидат исторических наук, доцент

____________________В.И.Зиновьева

<<______>>________________2014г.

Студентка группы № з-83

_________________ Д.А.Путинцева 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Социальные потрясения, происходящие в российском обществе, кризисное состояние экономики, культуры и образования ухудшают условия жизни и воспитания детей и молодежи, неминуемо приводят к увеличению трудностей, с которыми сталкиваются ребенок и его родители в процессе жизни и развития. В результате этих явлений у подростков наблюдаются личностные и психические отклонения, приводящие к дезадаптации и повышенной криминальной активности, в увеличении числа беспризорных и безнадзорных детей, в возрастании масштабов детского алкоголизма и наркомании.

Актуальность работы обусловлена тем, что вопрос о системе образования в социальной работе стоит пока еще не на должном уровне, а проблемы с детьми в подростковом возрасте по-прежнему остаются. Социальная работа в нашей стране появилась не так давно всего лишь двадцать лет назад, а система образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях1. Образование выполняет важную функцию - это развитие личности, включая ее социализацию и адаптацию, а также духовно-нравственное развитие.

Социально-экономическая нестабильность последних лет привела к ослаблению интереса педагогов и родителей ко всему происходящему, а главное, к воспитанию подрастающего поколения. Тем временем, проблемы подростков, требует пристального внимания.

К началу 2012 года по подсчетам МВД около 2 млн. подростков не посещают школу по различным причинам, и скорее всего не смогут продолжить профессиональное образование после девятого класса или даже не получат аттестат о неполном среднем образовании2. Так же к числу важнейших негативных новообразований можно отнести распространение феномена неучастия семьи в жизни своего ребенка, а детей в своей собственной жизни. По различным данным, начиная с 2001 года, в России насчитывается около 450 тысяч семей, характеризуемых как семьи в социально опасном положении.

Социальное становление подростков в нашей стране всегда рассматривалось с позиции общественной, социальной педагогики и психологии. Проблемами социализации и социальной адаптации подростков занимались Е. Н. Приступа, С. Н Гавров, Н. Д. Никандров, В. Н Дружинина. Изучением возрастных особенностей подростков занимались В. А. Аверин, Е. И. Холостова. Вопросы их жизненного самоопределения и причин нарушения в поведении были изучены и описаны М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова, А. А. Реаном, С. А. Беличевой,  А. Б. Белинской. Пути решений проблем подростков занимались Г. С. Саудабаева, П. Д. Павленко.

Обозначенные проблемы находятся в центре внимания государства. Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция РФ, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г., «Об основах социального обслуживания населения»3, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»4, а также международные документы, регулирующие нормы помощи детям в трудной жизненной ситуации. Данные документы, регламентируя вопросы помощи и поддержки детей, фактически сформировали общегосударственную технологию работы с детьми группы риска. Именно в правовой сфере утверждается совокупность правовых норм и процедур в виде федеральных законов и актов, целевых программ, определяющих возможности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации на уровне непосредственных отношений: специалист - ребенок.

Основной целью данной работы является рассмотрение и изучение социальной работы с детьми в подростковом возрасте.

Задачи работы:

    • рассмотреть особенности детей подросткового возраста;
    • раскрыть значение адаптации и социализации детей;
    • рассмотреть актуальные проблемы подросткового возраста;
    • охарактеризовать основные формы социальной работы с детьми подростками. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Факторы адаптации и социализации детей подросткового возраста

При изучении подросткового возраста одним из особенно актуальных вопросов является соотношение адаптации и социализации. Процессы социализации и адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия человека и общества5.

         Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Согласно Н. Д. Никандрову и С. Н. Гаврову, “социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает “правила игры”, принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения”6.

Факторы социализации:

    • воспитание;
    • образование;
    • самоактуализация.

Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого. 

Таким образом, социализация характеризуется  непрерывным и многогранным процессом, продолжающимся на протяжении всей жизни человека. Это происходит потому, что человек развивается, растет, попадает в новые обстоятельства и решает новые проблемы. И от того, как и с какими затратами он эти проблемы решает, и зависит его удовлетворенность жизнью.

Адаптация – это процесс и результат активного приспособления субъекта к условиям изменяющейся социальной среды7.

Например, подросток приезжает в лагерь ему нужно некоторое время, чтобы адаптироваться к непривычному окружению детей, климатическим, бытовым и психологическим условиям.  

         Адаптация происходит на трех уровнях:

  • физиологическом (способность человека поддерживать свой организм в необходимых нормах для жизни);
  • психологическом (обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних факторов);
  • социальном (приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать ситуации)8.

Наиболее активно из всех видов адаптации проявляется социальная адаптация.

            Главной особенностью социальной адаптации является сближение целей и ценностных ориентаций  группы, и входящего в нее человека, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы.

Адаптация  происходит строго в рамках социума, в котором находится человек и предусматривает все нюансы.

Таким образом, адаптация характеризуется процессом приспособления строения и функций организма к изменившимся условиям существования. Адаптация  так же предусматривает возрастные особенности, в данном случае  это подростковые, а именно подросток является новым  человеком, начинающим принимать нормы социального поведения как взрослый член общества. Следовательно, это принятие ряда норм, обязанностей и прав.

Таким образом, в ходе социализации подросток выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе. В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Адаптация является одним из основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализации. Таким образом, адаптация  – это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды и результат этого процесса.

 

1.2 Особенности развития детей подростков

Подростковый возраст — период онтогенеза, занимающий промежуточное положение между детством и юностью (приблизительно от 11 —12 до 15—16 лет)9.

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка.  Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных делах, чем развлекательные совместные игры, которые охватывают широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем - нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже, будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками.

Подростковый период развития, является переходным и критическим, и то, как он протекает, откладывает отпечаток на всю последующую жизнь.

Характерной чертой возраста является амбивалентность и парадоксальность его психической жизни. Эта черта проявляется в неожиданной смене веселости – унынием, уверенности в себе – застенчивостью и трусостью, общительности – замкнутостью, любознательности – умственным равнодушием.

Различают три возможных типа развития личности подростка10:

1. Резкое, бурное и кризисное  течение, переживаемое подростком как второе рождение, итогом которого является становление нового «Я».

2. Медленные и постепенные изменения  подростка, без глубоких потрясений  и сдвигов в собственной личности.

3. Активный и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятельного преодоления внутренних тревог и кризисов, что возможно за счет развитых у подростка самоконтроля и самодисциплины.

Появление новых интересов приводит к преобразованию старой и возникновению новой системы мотивов. Смена социальной ситуации развития ведет к смене деятельности, результатом которой становятся новые психологические новообразования подросткового возраста.

Подростковый возраст принято выделять младший подростковый (10-13 лет), или 5-6 классы, и старший подростковый возраст (13-15 лет), или 7-8 классы. Наряду с ними выделяют и раннюю юность, имея в виду учеников 9-10 классов (15-17 лет).

Отдельные наблюдения по возрастам11:

1. Младший подростковый возраст (10-13 лет)

В данном возрасте резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками. Подросток стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.

В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике.

2. Старший подростковый возраст (13-15 лет)

В данном возрасте складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают правильным. Подростки начинают предъявлять эти требования и к себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем больше она им нравится.

Для них не существует авторитет взрослого. Подростки все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений, и особенно ценят искренние взаимоотношения.

3. Ранняя юность (15-17 лет)

В данном возрасте подростки перерастают свою угловатость, неуклюжесть. Имеют привлекательную, повзрослевшую внешность. Формируются привычки, они обеспокоены своей сексуальной природой и особенностями умственного развития. Это сопровождается возникновением эмоциональных отношений между юношами и девушками. Их мышление достигает новых высот. Характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но неустойчивая самооценка, комплексы.

Информация о работе Особенности социальной работы с детьми в подростковом возрасте (исторический и современный аспект)