Особенности социальной работы с детьми в подростковом возрасте (исторический и современный аспект)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является рассмотрение и изучение социальной работы с детьми в подростковом возрасте.
Задачи работы:
рассмотреть особенности детей подросткового возраста;
раскрыть значение адаптации и социализации детей;
рассмотреть актуальные проблемы подросткового возраста;
охарактеризовать основные формы социальной работы с детьми подростками.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Факторы адаптации и социализации детей подросткового возраста 6
1.2 Особенности развития детей подростков 8
2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ В ШКОЛЕ И В СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 13
2.1 Проблемы детей подростков в школе 13
2.2 Формы социальной работы с подростками 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Любят дебаты и споры. Их воображение обычно находится под контролем рассудка и суждений. Они принадлежат компаниям или к исключительной социальной группе.

Их очень интересуют собственные особенности и свой внешний облик. Хотят социального утверждения. Сейчас они более способны контролировать свои эмоции.

Устремленность в будущее, построение жизненных планов. Растет желание помогать другим. В общении появляется потребность в искренней откровенности и секретах. Потребность в неформальном, доверительном общении с взрослыми на более высоком уровне.

Наиболее характерные черты подросткового поведения и психологического состояния:

Первое – это резкое ухудшение поведения. Это проявляется в негативизме (т.е. в желании поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п.

Другой чертой подросткового поведения является выраженная противоречивость стремлений и их неустойчивый характер. С этой чертой связана и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный психологический дискомфорт – тревога, страхи, ощущение одиночества и т.п.

Характерной чертой поведения подростков является реакция эмансипации, т.е. выраженное стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых. Однако далеко не всегда эмансипация принимает форму оппозиции, как это воспринимается родителями. Подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социальной зависимости.

Причины столь серьезных изменений в поведении и личности подростка обусловлены так называемыми «задачами развития». К ним относятся12:

1) приспособление подростка к изменениям своего физического состояния;

2) развитие интеллектуальных способностей;

3) выработка комплекса ценностей, в соответствии, с которыми строится  поведение;

4) достижение социально ответственного  поведения;

5) выбор профессии и подготовка  к профессиональной деятельности.

Таким образом, подростковый возраст - это самый трудный и сложный из возрастов, представляющий особый, кризисный период становления личности. Являясь определённым отрезком жизни между детством и зрелостью, переходный возраст обычно характеризуют как переломный, критический. Он сопровождается рядом специфических особенностей, кардинальных преобразований в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений.

 

 

 

 

 

2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ  С ПОДРОСТКАМИ В ШКОЛЕ И  В СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

2.1 Проблемы детей подростков в школе

Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования: сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учета интенсивности, конструктивности, длительности, «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей. Учебная адаптация сопровождается психофизиологической и социальной, которые зачастую проходят в условиях неблагоприятной экологической обстановки. Наблюдается усложнение адаптационных процессов, что оказывает огромное влияние на степень напряжения функциональных систем адаптации школьников. Неадапти-рованность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности.

Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). К внешним факторам относятся условия, в которых растет и развивается ребенок, и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана. Так же к внешним факторам относятся экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей к внутренним факторам относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушения состояния здоровья13.

Трудности в обучении подростков оказывают учителя, разделяя учеников класса на «сильных», «средних» и «слабых», в зависимости от уровня успеваемости. Как правило, такое разделение происходит в интервале от двух-трех месяцев до полугода, начиная с того момента, когда педагог впервые приходит работать в класс. «Сильные» учащиеся характеризуются учителями как трудолюбивые, способные и умные, «слабые» - как нерадивые, неуспевающие, малоспособные, те, кому учеба не удается. Особую категорию составляют так называемые «средние» ученики, которые для учителей представляют группу «медлительных», «сереньких», «ленивых», «никак себя не представляющих», «посредственных» учащихся14.   

Трудности также возникают в результате недооценки эмоциональных и поведенческих особенностей подросткового возраста, и подросток часто воспринимается как уже сформировавшаяся личность, со своими особенностями характера. Фактом является, что каждый ученик в классе является личностью, со своими индивидуальными качествами и способностями.

Низкая мотивация к обучению является одним из факторов, ведущих к школьной неуспеваемости. Часто подростки говорят о том, что учат уроки для того, чтобы «родители не ругали», «чтобы родители отстали и были довольны», «чтобы двойку не получить». И совсем нет стремления, получить знания.

Низкой мотивации к обучению также служат ориентирование на отметки, как на показатели знаний. Ученики оцениваются по набранным баллам во время обучения, а не по тому, чему они смогли научиться и что способствует развитию отдельно взятого школьника.

Волевые усилия подростка часто не соответствуют его желаниям и стремлениям согласно возрастным особенностям. Внешние и внутренние мотивы развиваются несогласованно. Внешними мотивами являются стимуляция к обучению со стороны родителей и педагогов, стремление получить хорошую отметку и одобрение со стороны значимых взрослых. Внутренние мотивы, наиболее мощные, направлены вне школы – к общению со сверстниками и к тому, чтобы занять определенное место в системе взаимоотношений с окружающими.

В итоге подросток может учиться лучше, но не хочет. Нет интереса к обучению, и он не проявляет познавательной активности, поэтому выбираются более легкие пути к достижению своих целей.

Интеллектуальная пассивность, или «умственная лень» в подавляющем числе случаев развивается у подростков, в семье которых недостаточный «познавательный» климат – в культурном досуге предпочтения отдаются телевидению, отсутствует стремление к получению знаний, которое предполагает труд (чтение книг, путешествия с интересными открытиями и новыми знаниями во время экскурсий). Такие подростки предпочитают трудным и сложным задачам легкие, маленькие и которые уже встречались в процессе обучения.

До подростка необходимо донести, что обучение различным предметам в школе приносит не только разнообразные знания, но и обучает различным приемам решения логических задач,  развивает различные способности, логическую память и внимательность.

Проблема неуспевающего ученика становится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальных проблем.

Причины неуспеваемости с точки зрения самих подростков. В основном называют «лень» и «безволие». Подобное мнение о себе у подростков формируется благодаря частым упрекам родителей и педагогов в неспособности к обучению.

Основными факторами неуспеваемости в обучении являются:

1) Неверие в собственные силы и сформировавшаяся заниженная оценка своим способностям;

2) Сложность учебной программы или отдельных предметов;

3) Профессиональная некомпетентность педагогов – «не умеют объяснять», «сначала кричат, а потом не могу вспомнить, что хотел сказать», «за каждое проявление неправильного поведения ставят «двойку»».

А в итоге восприятие подростком бурных эмоций педагога невольно выстраивает дистанцию между педагогом и подростком, и в дальнейшем препятствуют восприятию учебного материала.

Помимо проблем школьной неуспеваемости подростковый возраст считается трудным и в воспитательном отношении, когда появляются нарушения в поведении. Они могут проявляться непосредственно в учебе, когда подросток не желает или отказывается учиться, не успевает и пропускает уроки, не выполняет домашних заданий, мешает на уроке, постоянно отвлекается, пассивен.

Нарушения поведения могут выражаться во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми: грубом поведении с учителями, конфликтности, отсутствии друзей в школьном коллективе, постоянных конфликтах с семьей и пренебрежительном отношении к родителям, непризнание общественных или нравственных норм15.

Факторы, которые приводят к нарушению поведения:

    • Природные особенности личности подростка;
    • Возрастные особенности подростка: подростковые реакции (лидерства, коммуникативные, стремление к группированию);
    • Индивидуальные особенности учителей: индивидуальные особенности личности, стиль руководства учебным коллективом (авторитарный, демократический, либеральный, попустительский);
    • Положение подростка в классе («звезда», «предпочитаемый», «отверженный», «изолированный»);
    • Особенности семейных взаимоотношений: негармоничная семья, тип воспитания в семье («культ больного ребенка», эмоциональные отвержения, жестокость, противоречивость);
    • Социальные условия жизни;
    • Взаимодействие подростка с неформальной группой, его место в ней.

Наиболее частым проявлением нарушений школьного поведения является аффект неадекватности. Неадекватные эмоции возникают у подростка в связи с неуспехом в деятельности, и характеризуется либо игнорированием факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником. Условиями появления неадекватных эмоций являются завышенные требования самого подростка в какой-либо области и невозможность удовлетворить эти требования, либо появившаяся и нарастающая неуверенность в себе. За появлением неадекватных эмоций следуют ответные действия, как учителей, так и сверстников, что усугубляет нарастание тревоги и неуверенности в себе. Именно оценка личности ученика, которая кажется ему заниженной и несправедливой, а не неудача в учебе оказывает существенное влияние на появление неадекватных эмоций.

Важным является способность конструктивно выстраивать свое общение с одноклассниками. Нередко проблемой становится несовпадение стремления к лидерству и умения (возможности) добиться того положения, которое удовлетворяет потребности подростка. К сожалению, большинству подростков свойственна низкая способность к умению устанавливать психологический контакт, слушать и ориентироваться в ситуациях, использовать различные варианты общения. Поэтому, поддержка со стороны педагогов и родителей, их понимание особенностей подросткового возраста, являются важнейшими факторами развития гармоничной личности.

Основная помощь социального работника подростку с неадекватными формами поведения должна включать в себя разнообразные методы, ориентированные на него самого, на обстановку в его семье и в его ближайшем окружении.

Дезадаптированными называют таких детей и подростков, поведение которых не адекватно нормам и требованиям ближайшего окружения, которое выполняет функцию институтов социализации (семья, школа)16.

Критерии школьной дезадаптации:

    • неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка, включая такие формальные признаки как хроническая неуспеваемость, второгодничество и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков;
    • нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе;
    • повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя соученикам, учителям; демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни, школьный "вандализм".

Родителям, педагогам и социальным работникам, соприкасающимся с подростками, необходимо знать, что предотвратить беду можно только на основе установления и поддержания с ребятами доброжелательного и дружеского контакта. С подростками обязательно надо дружить, открыто беседовать. Если же эта жизненная позиция неправильна, нужно ненавязчиво их переубеждать, приводя в доказательство конкретные факты и аргументы. Уметь войти в общение с ними как старший, понимающий друг, проявляющий готовность выслушать, понять, простить и поправить допущенные ими жизненные ошибки. Разумная, требовательная доброта, проявленная по отношению к подросткам, поможет родителям, педагогам и социальным работникам почувствовать болезненные изломы их души, а также направить их энергию и творческий потенциал не на самоутверждение, а на подлинное развитие личности.

2.2 Формы социальной работы с подростками

Социальный работник в системе образования способствует более уверенному переходу от методов борьбы с неблагополучием к методам социальной превенции.

Главная цель социальной работы - способствовать нормальной жизнедеятельности человека, удовлетворению и гармонизации его социальных потребностей, гармонизации потребностей человека и общества.

Информация о работе Особенности социальной работы с детьми в подростковом возрасте (исторический и современный аспект)