Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:55, реферат
Проблема адаптации сирот всегда стояла в России очень остро, даже тогда, когда отношение к сиротам было более лояльным, нежели сегодня.
Процент устроившихся в жизни сирот в прошлом был гораздо выше, чем сейчас. Многие состоялись, обрели семьи. В наше время все гораздо сложнее, отношение к сиротам колеблется от жалости до брезгливости. Одни считают их детьми алкашей и открыто презирают, другие сторонятся, третьи пытаются им помочь, но часто тем самым мешают набивать им шишки, без которых не сложится жизненного опыта.
Особенности процесса постинтернатной адаптации воспитанников детского дома.
Проблема адаптации сирот всегда стояла в России очень остро, даже тогда, когда отношение к сиротам было более лояльным, нежели сегодня.
Процент устроившихся в жизни сирот в прошлом был гораздо выше, чем сейчас. Многие состоялись, обрели семьи. В наше время все гораздо сложнее, отношение к сиротам колеблется от жалости до брезгливости. Одни считают их детьми алкашей и открыто презирают, другие сторонятся, третьи пытаются им помочь, но часто тем самым мешают набивать им шишки, без которых не сложится жизненного опыта.
Несамостоятельность сирот стала уже легендой, но откуда она происходит, задумываются немногие.
В советское время государство
худо-бедно выполняло перед
Сейчас чувство гражданской ответственности сошло на нет. Для многих сирот вопрос выживания в обществе стоит куда острее, нежели их товарищам по несчастью десятки лет назад. Ведь существует много факторов, которые формируют успешность того или иного сироты.
Часто таким фактором становится случайная встреча с каким-то интересным человеком, который сможет увлечь ребенка, отдать частичку времени, показать жизненные ориентиры, направить, наставить. В меняющемся обществе, СМИ, системах ценностей и отношениях между людьми ориентир без умного и тактичного наставника ребенку трудно найти верный жизненный путь. Ведь система жизненных вызовов ломает и взрослых людей, а тут – сирота, человек без корней и истории (от которой он часто сам же и отказывается).
Каждый год из школ-интернатов
и детских домов России выпускаются
18 тысяч детей. Сегодня ни в одном
из министерств и ведомств страны
нет достоверных цифр о том, сколько
выпускников детских домов
Сегодня в детских домах и школах-интернатах страны живет более 700 тысяч детей. Каждый год 18 тысяч этих детей выходят во взрослую жизнь. По данным исследований, сразу после окончания интерната в пять раз снижается число воспитанников, испытывающих чувство психологической защищенности. Через год самостоятельной жизни 69,5% выпускников не чувствуют себя в равном положении с теми, кто воспитывался в семье. Привыкание к жизни в обществе занимает у воспитанников детдомов 6 лет, но даже спустя это время половина из них продолжают жить с комплексом неполноценности.
На бумаге все права ребенка в России защищены: у выпускников интернатов есть возможность получить комнаты или квартиры, кроме того, они имеют льготы при поступлении в вузы (их принимают вне конкурса). Выпускники интернатов также имеют право на второе и даже третье бесплатное обучение в техникумах. Если выпускники остаются без работы, они получают пособие по безработице.
Однако, по данным Университета Российской академии образования, все эти льготы не помогают социальной адаптации воспитанников интернатов: на практике оказывается, что бывшие воспитанники быстро теряют предоставленную им работу и предпочитают жить за счет государственных пособий. Полученные квартиры или комнаты они продают или сдают, причем чаще всего при сделках их обманывают. Поступая в учебное заведение, уже через год они его бросают. Те же, кто учится в ПТУ и техникумах, предпочитают переходить из одного учебного заведения в другое, только чтобы оставаться на полном государственном обеспечении. Кроме того, нередко власти на местах сквозь пальцы смотрят на обязательность предоставления жилья воспитанникам детдомов, а ответственности за непредоставление квартир не предусмотрено. В результате, по данным Минобрнауки РФ, большинство бывших воспитанников не решаются заводить семьи, живут в гражданском браке, а своих детей бросают в роддомах.
Современная ситуация в России,
для которой свойственны
Внимание проблеме подготовки
выпускников образовательных
С момента образования семьи (30.08.1996.г.) из нашей семьи вышли 18 выпускников. Из них на сегодняшний день успешно адаптировались в обществе 15. Но результаты социальной адаптации наших выпускников в большей степени являются промежуточными. В настоящее время успешными можно считать 9 выпускников, учитывая следующие факторы: благоприятное социальное окружение, наличие хороших жизненных условий, положительной семьи, позитивного отношения к людям и обществу, постоянного дохода, стремление к получению дальнейшего образования или второй специальности. Уровень образования наших выпускников выглядит следующим образом: полное общее образование(11 классов) – 3 человека; основное общее образование(9 классов) – 14 человек; обучаются в вузах – 2 человека ; обучаются в учреждениях СПО – 2, НПО – 7.
Говоря о профессиональной адаптации выпускников, стоит отметить следующее: 11 человек уже получили какую-либо специальность, 11 - продолжают обучение, 5 – получают вторую специальность, начали собственную профессиональную деятельность -8 человек.
Рассматривая более детально понятие социально - профессиональной адаптации, а именно его составляющих – внутренних – мотивы, интересы и способности, отметим, что мотивация ситуативная (внешняя) характерна для наших выпускников более в момент проживания в детском доме, так как они стремятся тем или иным способом продемонстрировать полученные знания, умения и навыки в конкретных ситуациях, а личностная (внутренняя) мотивация характерна уже в большей степени для выпускников, которые в разной мере пытаются реализовать свои цели и идеалы, направленные на развитие личности и способностей, уже выйдя в самостоятельную жизнь.
Определяя уровень успешности выпускников, можно воспользоваться формулой: Успех = притязания/достижения. И тут картина следующая: успешными можно считать около 40% выпускников.
Определяя уровень достижений выпускников, также воспользуемся формулой: Достижения = интерес* способности*подготовку. Итог следующий: примерно 40% выпускников имеют достаточно высокий уровень достижений, а примерно 33% выпускников этот результат равен нулю, так как один из множителей имеет нулевой показатель.
Характеризуя интересы детей, можно заметить, что, проживая в детском доме, воспитанники имеют устойчивые внутренние интересы (стремление к творческой деятельности, общению, организации и управлению другими людьми и пр.), при реализации которых они с удовольствием занимаются своим делом (участие в спортивных, хореографических, декоративно-прикладных и других фестивалях, конкурсах, выставках, соревнованиях и пр.), а вот внешние интересы воспитанников (формируются под влиянием окружения, связаны с заработком, престижем и пр.) имеют невысокий уровень – лишь 13 % выпускников работают по специальности, а 33% выпускников не работают вообще (живут временными заработками, на пособия от ЦЗ и т.д.).
Следующий фактор – способности человека. Учитывая то, что они делятся на высокие, средние и низкие, можно сказать, что большинство выпускников имеет средние способности, примерно 20% - низкие.
Учитывая то, что большинство
проблем выпускников
В исследовательской литературе
по проблемам выпускников детских
домов нередко говорится об отсутствии
у выпускников осознанного
Зная специфические
В последнее время специалисты
стали говорить о таком понятии,
как социальная эксклюзия - ситуации,
при которой ребенок или подросток
отчуждается обществом и
Информация о работе Особенности процесса постинтернатной адаптации воспитанников детского дома