Особенности процесса постинтернатной адаптации воспитанников детского дома

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:55, реферат

Краткое описание

Проблема адаптации сирот всегда стояла в России очень остро, даже тогда, когда отношение к сиротам было более лояльным, нежели сегодня.
Процент устроившихся в жизни сирот в прошлом был гораздо выше, чем сейчас. Многие состоялись, обрели семьи. В наше время все гораздо сложнее, отношение к сиротам колеблется от жалости до брезгливости. Одни считают их детьми алкашей и открыто презирают, другие сторонятся, третьи пытаются им помочь, но часто тем самым мешают набивать им шишки, без которых не сложится жизненного опыта.

Файлы: 1 файл

Особенности процесса постинтернатной адаптации воспитанников детского дома.doc

— 45.00 Кб (Скачать)

Особенности процесса постинтернатной адаптации  воспитанников детского дома.

Проблема адаптации  сирот всегда стояла в России очень  остро, даже тогда, когда отношение  к сиротам было более лояльным, нежели сегодня.

Процент устроившихся в жизни  сирот в прошлом был гораздо выше, чем сейчас. Многие состоялись, обрели семьи. В наше время все гораздо сложнее, отношение к сиротам колеблется от жалости до брезгливости. Одни считают их детьми алкашей и открыто презирают, другие сторонятся, третьи пытаются им помочь, но часто тем самым мешают набивать им шишки, без которых не сложится жизненного опыта.

Несамостоятельность сирот  стала уже легендой, но откуда она  происходит, задумываются немногие.

В советское время государство  худо-бедно выполняло перед выпускниками детских домов свои обязательства. Система сопровождения какая-никакая существовала, потому что была гражданская ответственность отдельных сотрудников учебных учреждений, опек, общественников-добровольцев, оказывающих помощь в свободное время. Да и простые граждане были не чужды этой теме.

Сейчас чувство гражданской  ответственности сошло на нет. Для  многих сирот вопрос выживания в  обществе стоит куда острее, нежели их товарищам по несчастью десятки  лет назад. Ведь существует много  факторов, которые формируют успешность того или иного сироты.

Часто таким фактором становится случайная встреча с каким-то интересным человеком, который сможет увлечь ребенка, отдать частичку времени, показать жизненные ориентиры, направить, наставить. В меняющемся обществе, СМИ, системах ценностей и отношениях между людьми ориентир без умного и тактичного наставника ребенку трудно найти верный жизненный путь. Ведь система жизненных вызовов ломает и взрослых людей, а тут – сирота, человек без корней и истории (от которой он часто сам же и отказывается).

Каждый год из школ-интернатов и детских домов России выпускаются 18 тысяч детей. Сегодня ни в одном  из министерств и  ведомств  страны нет достоверных цифр о том, сколько  выпускников детских домов устраиваются в жизни.

Сегодня в детских домах и школах-интернатах страны живет более 700 тысяч детей. Каждый год 18 тысяч этих детей выходят во взрослую жизнь. По данным исследований, сразу после окончания интерната в пять раз снижается  число воспитанников, испытывающих чувство психологической защищенности. Через год самостоятельной жизни 69,5% выпускников не чувствуют себя в равном положении с теми, кто воспитывался в семье. Привыкание к жизни в обществе занимает у воспитанников детдомов 6 лет, но даже спустя это время половина из них продолжают жить с комплексом неполноценности.

На бумаге все права  ребенка в России защищены: у выпускников  интернатов есть возможность получить комнаты или квартиры, кроме того, они имеют льготы при поступлении  в вузы (их принимают вне конкурса). Выпускники интернатов также имеют право на второе и даже третье бесплатное обучение в техникумах. Если выпускники остаются без работы, они получают пособие по безработице.

Однако, по данным Университета Российской академии образования, все  эти льготы не помогают социальной адаптации воспитанников интернатов: на практике оказывается, что бывшие воспитанники быстро теряют предоставленную им работу и предпочитают жить за счет государственных пособий. Полученные квартиры или комнаты они продают или сдают, причем чаще всего при сделках их обманывают. Поступая в учебное заведение, уже через год они его бросают. Те же, кто учится в ПТУ и техникумах, предпочитают переходить из одного учебного заведения в другое, только чтобы оставаться на полном государственном обеспечении. Кроме того, нередко власти на местах сквозь пальцы смотрят на обязательность предоставления жилья воспитанникам детдомов, а ответственности за непредоставление  квартир не предусмотрено. В результате, по данным Минобрнауки РФ, большинство бывших воспитанников не решаются заводить семьи, живут в гражданском браке, а своих детей бросают в роддомах.

Современная ситуация в России, для которой свойственны многочисленные реформы, нестабильное социально-экономическое  положение, кризис института семьи, характеризуется ростом числа детей, лишенных родительского попечительства. За 10-15 лет число сирот увеличилось более чем вдвое и в настоящее время по разным данным составляет от 600 тысяч до 800 тысяч человек.

Внимание проблеме подготовки выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и их постинтернатной адаптации в России стали уделять в конце 90-х годов ХХ века. На сегодняшний день ее инфраструктура только формируется.

С момента образования  семьи (30.08.1996.г.) из нашей семьи вышли 18 выпускников. Из них на сегодняшний день успешно адаптировались в обществе 15. Но результаты социальной адаптации наших выпускников в большей степени являются промежуточными. В настоящее время успешными можно считать 9 выпускников, учитывая следующие факторы: благоприятное социальное окружение, наличие хороших жизненных условий, положительной семьи, позитивного отношения к людям и обществу, постоянного дохода, стремление к получению дальнейшего образования или второй специальности. Уровень образования наших выпускников выглядит следующим образом: полное общее образование(11 классов) – 3 человека; основное общее образование(9 классов) – 14 человек; обучаются в вузах – 2 человека ; обучаются в учреждениях СПО – 2, НПО – 7.

Говоря о профессиональной адаптации выпускников, стоит отметить следующее: 11 человек уже получили какую-либо специальность, 11 - продолжают обучение, 5 – получают вторую специальность, начали собственную профессиональную деятельность -8 человек.

Рассматривая более детально понятие социально - профессиональной адаптации, а именно его составляющих – внутренних – мотивы, интересы и способности, отметим, что мотивация ситуативная (внешняя) характерна для наших выпускников более в момент проживания в детском доме, так как  они стремятся тем или иным способом продемонстрировать полученные знания, умения и навыки в конкретных ситуациях, а личностная (внутренняя) мотивация характерна уже в большей степени для выпускников, которые в разной мере пытаются реализовать свои цели и идеалы, направленные на развитие личности и способностей, уже выйдя в самостоятельную жизнь.

Определяя уровень успешности выпускников, можно воспользоваться  формулой: Успех = притязания/достижения. И тут картина следующая: успешными  можно считать около 40% выпускников.

Определяя уровень достижений выпускников, также воспользуемся  формулой: Достижения = интерес* способности*подготовку. Итог следующий: примерно 40% выпускников  имеют достаточно высокий уровень  достижений, а примерно 33% выпускников  этот результат равен нулю, так как  один из множителей имеет нулевой показатель.

Характеризуя интересы детей, можно заметить, что, проживая в детском  доме, воспитанники имеют устойчивые внутренние интересы (стремление к  творческой деятельности, общению, организации  и управлению другими людьми и пр.), при реализации которых они с удовольствием занимаются своим делом (участие в спортивных, хореографических, декоративно-прикладных и других фестивалях, конкурсах, выставках, соревнованиях и пр.), а вот внешние интересы воспитанников (формируются под влиянием окружения, связаны с заработком, престижем и пр.) имеют невысокий уровень – лишь 13 % выпускников работают по специальности, а 33% выпускников не работают вообще (живут временными заработками, на пособия от ЦЗ и т.д.).

Следующий фактор – способности  человека. Учитывая то, что они делятся  на высокие, средние и низкие, можно  сказать, что большинство выпускников  имеет средние способности, примерно 20% - низкие.

Учитывая то, что большинство  проблем выпускников интернатных  учреждений вытекает из особенностей воспитательного процесса этих учреждений и неготовностью детей к самостоятельной жизни, стоит отметить, что в этом плане нашим выпускникам повезло: они воспитывались в детском доме по семейному типу, то есть жили и развивались в условиях, максимально приближенным к домашним. Таким образом, в самостоятельную жизнь они выходили уже с определенным «багажом» знаний, умений и навыков, касающихся санитарно-гигиенических, социально-бытовых, нравственно-этических, трудовых сфер деятельности. Наши выпускники умеют вести домашнее хозяйство, владеют программой самообслуживания, умеют создавать в доме чистоту, уют и комфорт своими руками и т.д. Но есть, конечно, и «минусы»: при выходе из детского дома выпускники лишаются помощи и поддержки взрослых, попадают в неблагоприятную социальную среду, не всегда правильно могут распорядиться финансовыми накоплениями, некоторые не имеют собственного жилья, приобретают проблемы с трудоустройством и правильным выбором спутника жизни. И вот тут способными выстоять и не сломаться оказываются не все - 46% выпускников нашей семьи.

В исследовательской литературе по проблемам выпускников детских  домов нередко говорится об отсутствии у выпускников осознанного жизненного и профессионального плана, как  причины того, что ряд выпускников приобретает проблемы с правоохранительными органами ( в нашей семье таких около 20%). 

Зная специфические особенности  социально-профессиональной адаптации  детей-сирот, можно заметить, что  наиболее ярко на примере наших выпускников выступает следующая – ограниченность «пространства обитания» и отсутствие важнейшего фактора выбора профессии – мнения родителей. Как правило, выпускники семьи выбирают после окончания школы продолжение обучения в ПУ (автослесарь, электрослесарь, каменщик, штукатур-маляр, повар, сварщик) – таковых в семье 66 %.

В последнее время специалисты  стали говорить о таком понятии, как социальная  эксклюзия - ситуации, при  которой  ребенок или подросток  отчуждается обществом и исключается  из полноценного  социального воздействия. Ситуация  усугубляется переживаниями и восприятием ее воспитанниками как  трудной жизненной ситуации, с которой  они самостоятельно справиться не могут. Следует отметить, что социальная  эксклюзия не может быть преодолена воспитанником  интернатного учреждения самостоятельно, без помощи со стороны лиц, заинтересованных в его успешной  социализации. Только грамотные совместные действия референтных лиц и воспитанников могут привести к изменению их положения, компенсировать отсутствие  навыков  социальной  компетенции, необходимых в самостоятельной  жизни, обеспечат адаптацию к  труду. Необходимость создания специализированных молодежных центров, воспитательных домов, семейных центров, центров социально-средовой адаптации, где будут работать квалифицированные специалисты – педагоги, психологи, юристы, специалисты социальной службы, медицинские работники -  сегодня очевидна. Ни один даже самый благополучный детский дом не в силах осуществлять специализированную квалифицированную поддержку своих выпускников после выхода их в самостоятельную жизнь, так как он просто напросто оказывается неспособным помочь всем и каждому, при этом выполняя свои основные функции  по воспитанию детей-сирот. И если домашний ребенок, достигнув совершеннолетия, поступив учиться в образовательное учреждение, имеет постоянную надежную опору в жизни в лице своих родителей, родственников, готовых всегда помочь советом, конкретным действием в решении какой-либо жизненной проблемы, то выпускник детского дома, выйдя из стен своего учреждения, оказывается один на один со всеми жизненными проблемами и трудностями, и справиться с ними самостоятельно, без помощи взрослых людей, он не может.   Решение данной проблемы – задача общегосударственная, которая требует серьезной законодательной базы, а также изменения отношения современного общества в целом к выпускникам детских домов.


Информация о работе Особенности процесса постинтернатной адаптации воспитанников детского дома