Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:59, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть особенности пенсионного обеспечения инвалидов в РФ, а также рассмотреть возможные пути улучшения существующей ситуации.
Содержание 1
Введение 2
Глава 1. Теоретический и статистический аспекты инвалидности 4
1.1. Определение инвалидности 4
1.2. Основание для установления группы инвалидности 5
1.3. Условия назначения и размеры пенсии по инвалидности 6
1.4. Численность пенсионеров по инвалидности 8
1.5. Анализ последствий изменения пенсионного возраста 11
Глава 2. Анализ пенсионного обеспечения инвалидов в РФ 13
2.1. Наличие системы льгот и компенсаций для инвалидов 13
2.2. Недостатки социального законодательства по отношению к инвалидам 16
Глава 3. Возможные пути корректировки существующей модели пенсионного обеспечения инвалидов 24
3.1. Действия, необходимые для улучшения ситуации 24
3.2. Перспективы на 2009 и последующие годы 26
Заключение 31
Список литературы и используемых источников: 32
Приложение 1 33
Приложение 2 34
Приложение 3 36
Приложение 4. 37
Приложение 5 38
Приложение 6 39
Приведенные выше соображения о мотивации инвалидов к получению пенсии по старости, а также ранее действовавшее пенсионное законодательство во многом определили половозрастную структуру пенсионеров по инвалидности, которая представлена на рис. 3 (Приложение 3) в процентах к общей численности населения соответствующего пола и возраста и дифференцирована по группам инвалидности. Обращает на себя внимание тенденция к повышению доли инвалидов с высокой степенью ограничения способности к трудовой деятельности (I и II группы инвалидности) в старших возрастах. Однако интенсивный рост численности пенсионеров по инвалидности — мужчин в возрасте старше 70 лет, по-видимому, обусловлен историческими причинами. Эта группа пенсионеров включает в себя, в частности участников Великой Отечественной войны — получателей двух пенсий одновременно, численность которых от всех получателей двух пенсий составляет 30,3% (рис. 4, Приложение 4), или 60,2% от численности мужчин — получателей двух пенсий. Правда, от всех мужчин-пенсионеров по инвалидности в возрасте старше 70 лет численность этой категории пенсионеров составляет только 6,2%. Для пенсионеров по инвалидности-женщин аналогичные показатели почти в два раза ниже и равны 18,5%, 36,1% и 3,6% соответственно.
Действующим пенсионным законодательством предусмотрено, что трудовая пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной.
Размер
страховой и накопительной
Выплата накопительной части трудовой пенсии лицам, получающим трудовую пенсию по инвалидности, будет начинаться не ранее достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости. Поэтому количество пенсионеров по инвалидности, получающих накопительную часть трудовой пенсии, будет определяться количеством пенсионеров по инвалидности в данном возрасте и также в будущем не должно увеличиться.
Проанализируем теперь возможное изменение (повышение) пенсионного возраста. Выше отмечалось, что инвалидность и пенсия по инвалидности — понятия, взаимосвязь которых определяется действующим пенсионным законодательством. Это особенно существенно в пенсионном возрасте, когда инвалид может выбрать либо пенсию по инвалидности, либо пенсию по старости. В трудоспособном возрасте влияние законодательства на численность пенсионеров по инвалидности минимально, поскольку здесь доминирующим фактором является интенсивность инвалидизации населения. Именно поэтому численность инвалидов и пенсионеров по инвалидности монотонно нарастает по экспоненте, а их разница остается минимальной вплоть до достижения ими пенсионного возраста. После достижения инвалидами пенсионного возраста в старой пенсионной системе наблюдалось резкое сокращение численности пенсионеров по инвалидности, а в новой пенсионной системе их относительная численность, по-видимому, останется неизменной. Пенсионный возраст практически не оказывает влияния на численность инвалидов, которая продолжает нарастать по тому же экспоненциальному закону. Поэтому есть все основания предполагать, что в случае повышения пенсионного возраста численность пенсионеров по инвалидности будет увеличиваться вместе с ростом численности инвалидов. На рис. 1 и 2 (Приложение 1) сплошной линией показаны кривые прогноза роста относительной численности пенсионеров по инвалидности при повышении пенсионного возраста мужчин и женщин на 5 лет, то есть до 65 и 60 лет соответственно.
В соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов им предоставляется значительное количество прав, льгот и компенсаций. Все они подразделяются на группы в зависимости от формы и периодичности предоставления, категории предоставляемых льгот.
По форме предоставления:
По периодичности предоставления:
По категориям льгот:
Реалии же таковы, что значительное количество инвалидов в настоящее время не получают необходимой для возвращения к нормальной трудовой, семейной и общественной жизни помощи, в которой они нуждаются.
В России права людей с ограниченными возможностями на участие в жизни общества и защита их интересов закреплены федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Однако, большинство инвалидов из-за того, что нет условий для передвижения в общественном транспорте, въезда и выезда в жилые и учебные строения инвалидных колясок, а также потому, что нет специальных программ обучения, учебные места не оборудованы (хотя право на образование гарантировано Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об образовании»), не могут обучаться на равных со здоровыми гражданами в учреждениях общего образования. По этим и многим другим причинам не в полной мере реализованы и иные права и возможности инвалидов.
Официально провозглашаемая политика в области социальной защиты инвалидов и ее реализация весьма расходятся, между ними нет согласованности. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, оказались в числе беднейших слоев населения. Размер пенсии во многих регионах не покрывает реальные расходы на лекарства и другие необходимые инвалиду и обещанные ему государством блага.
В отношении льгот и компенсаций для инвалидов законодательство разных стран, как правило, обеспечивает поддержание доходов для двух укрупненных категорий инвалидов:
1) тех, кто имеет трудовую историю, но потеряли способность к труду,
2) тех, кто получил инвалидность с рождения или в детстве.
Для
первой категории выплаты
По законодательно установленному перечню предоставляемых инвалидам пособий, льгот, компенсаций Россию следует отнести к странам, детально учитывающим потребности инвалидов. В этой сфере Россия имеет давнишние традиции, которые выражаются в сложной системе льгот и компенсаций для различных категорий инвалидов, а также в системе доведения льгот до индивида. Россия предоставляет особые права инвалидам во всех жизненно важных областях (здравоохранение, социальное обеспечение, реабилитация и занятость), причем права инвалидов на пользование услугами здравоохранения, социального обеспечения, реабилитации и занятости даже выходят за рамки системы, гарантируемых всем гражданам. В России льготы и компенсации инвалидам никогда не были привязаны к оценке нуждаемости и доходов инвалида или его семьи.
В последние годы предпринимается невиданный пересмотр социального законодательства, коренным образом ущемляющий права инвалидов и прямо дискриминирующий их по целому ряду нижеследующих вопросов.
1. С 2001 г. объективный принцип начисления пенсий и получения льгот по группам инвалидности подменен абсурдным и субъективным принципом по степеням ограничения способности к трудовой деятельности. Эта подмена совершенно незаслуженно наказывает не только тех, кто смог получить образование или профессиональную подготовку и найти работу, но и тех, кто только хочет учиться и работать, но еще не работает.
Кроме того, этот принцип открывает простор для произвола работников МСЭ в таком важном деле, как начисление пенсии и предоставление льгот. И, наконец, эта подмена одного принципа другим чревата ухудшением положения целого ряда категорий инвалидов, которые при установлении им степени ограничения способности к труду теряют значительную часть как базовой пенсии, так и региональных надбавок.
2. Отмена права на льготный проезд в городском и пригородном транспорте, которая произошла в результате принятия закона о монетизации льгот. С 2005 года это право в большинстве регионов заменено совершенно несоразмерными выплатами и к тому же везде существенно ограничено пределами региона проживания инвалида, что сильно ущемляет права тех инвалидов, которые временно вынуждены пользоваться общественным транспортом в других регионах, выезжая туда на лечение, на учебу, на работу, на отдых или с другими целями.
3. Современные пенсии инвалидов в России несмотря на все последние повышения не обеспечивают достойных условий жизни. (Приложение 5)
4. 1 января 2004 г. закончился переходный период Пенсионной реформы. Вступили в силу положения пенсионного закона, по которым пенсия начисляется в зависимости не от группы инвалидности, как это было раньше, а от степени ограничения способности к трудовой деятельности. В основе пенсии теперь не объективная тяжесть заболевания и, соответственно, трудность преодоления физического ограничения, или недуга, а то чисто субъективное и не поддающееся никакой проверке обстоятельство, может ли даже чисто гипотетически человек с инвалидностью на взгляд специалистов МСЭ работать и учиться или нет.
Положение инвалидов было принципиально ухудшено 122-м законом. Дело даже не в том, что их лишили тех или иных льгот. До 2005 года все льготы, выплаты и реабилитационные мероприятия, которыми пользовался человек, были привязаны к группе инвалидности. Таких групп три, самая тяжелая - первая. Понятие «группа инвалидности» связано с ограничением жизнедеятельности. Человек на коляске признавался инвалидом первой группы вне зависимости от того, работает он или нет, потому что у него очень много ограничений - он не может пользоваться общественным транспортом, не может попасть во многие общественные здания, он испытывает затруднения в обслуживании себя и т.п. При всем том он мог работать, но размер его пенсии по инвалидности никак не зависел от того, имеет ли он заработок.
Информация о работе Особенности пенсионного обеспечения инвалидов в РФ