Основы социальной политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:02, реферат

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение государственной социальной политики.
В соответствии с поставленной целью в необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность, цели и задачи социальной политики;
выявить актуальные направления государственной социальной политики;
рассмотреть проблемы и задачи государственной социальной политики России;
определить основные направления и перспективы социальной политики России.

Оглавление

Введение
Глава 1. Основы социальной политики государства
1.1. Сущность, цели и задачи социальной политики
1.2. Актуальные направления государственной социальной политики
в Российской Федерации
Глава 2. Проблемы и перспективы государственной социальной политики
2.1. Проблемы и задачи государственной социальной политики России
2.2. Основные направления и перспективы социальной политики России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

социальная.docx

— 68.31 Кб (Скачать)

Это предполагает в первую очередь  развитие накопительного компонента пенсионной системы. Надо признать, что пока он толком не заработал. Доходность пенсионных накоплений невысока, а в результате низка их привлекательность. Между тем в отсутствие серьезного накопительного компонента вряд ли удастся уменьшить неприемлемый разрыв между зарплатами типичных представителей среднего класса и пенсиями, которые они получают после окончания трудовой деятельности. Государство может и обязано предоставить каждому гражданину в старости средства на нормальное питание, лекарства, одежду и другие основные нужды. Но если человек, получая высокую зарплату, привык не стеснять себя в тратах и не откладывает на будущее - реалистично ли требовать, чтобы государство сохранило ему привычный уровень жизни после ухода на пенсию? Если нет накопительного компонента, сделать это можно только за счет платежей всех, кто работает. А ведь соотношение численности работающих и пенсионеров в предстоящий период значительно снизится.

Образование и культура:

Наша система образования и  воспитания должна отвечать вызовам  нового времени, поэтому в качестве первоочередных национальных задач необходимо:

В течение ближайших четырех  лет ликвидировать очереди в  детские сады. В том числе - за счет расширения мест в семейных, негосударственных, корпоративных детских садах. Надо пересмотреть СанПиНы, которые сегодня  мешают развитию таких форм, приблизить детские дошкольные учреждения к  местам проживания детей. Надо включить организаторов и педагогов негосударственных  детских садов в систему финансовой и методической поддержки со стороны  муниципальных бюджетов.

Обеспечить социальное равенство  в получении образования. Дети не должны быть заложниками социального  или культурного статуса своих  семей. Если школы работают в трудных  социальных условиях, то и они, а  не только гимназии и лицеи, работающие, как правило, с благополучными детьми, должны получать специальную поддержку - и методическую, и кадровую, и  финансовую.

Необходимо вернуть систему  дополнительного образования в  сферу ответственности государства - на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета. Оплату педагогов дополнительного образования, уровень квалификации которых сопоставим с учительским (включая спортивные школы и школы искусств), надо поэтапно довести до уровня зарплаты учителей общеобразовательной школы. В результате этих мер мы рассчитываем к 2018 году увеличить долю школьников, вовлеченных в дополнительные программы, до 70 - 75%, в том числе не менее 50% - на бесплатной основе12.

Предстоит серьезное обновление программы  и методов работы школы, где мы - надо признать - серьезно отстали. Новые  стандарты старшей школы должны обеспечить доступность для каждого  школьника 5 - 6 профилей обучения, соответствующих  склонностям и жизненным планам подростков.

Пора навести порядок в стипендиальном обеспечении. Стипендия для тех, кому она реально необходима, кто  без нее не сможет продолжать образование (и кто, разумеется, хорошо учится), должна достигнуть прожиточного минимума студента. На сегодняшний день это означает прибавку к стипендии в размере 5 тыс. рублей в месяц.

Государству необходимо продолжать совершенствовать систему Eдиного государственного экзамена. В последнее время ее часто критикуют, и во многом справедливо - есть претензии и к прозрачности проведения ЕГЭ в ряде регионов, и к тому, насколько сам он отражает способности и знания выпускника школы. Надо методически и организационно обновить ЕГЭ, привлекать к контролю за проведением экзамена общественных независимых наблюдателей, защитить от злоупотреблений и искажений и при этом - сохранить его несомненные достоинства, рациональное зерно.

Надо вернуть престиж и высокое  качество российского высшего образования. Неприемлемо, когда мы зачисляем  на бюджетные места (в том числе  в сложных инженерных вузах) таких  абитуриентов, которые по уровню своих знаний просто не смогут учиться по выбранной специальности. Надо создать такую систему, при которой поступать на бюджетные места будут в основном те, кто имеет отличные и хорошие результаты по профильным предметам или являются победителями предметных олимпиад.

На рынке существует большое  количество вузов (в том числе  государственных), которые прямо  нарушают право человека на получение  добротных знаний. Рособрнадзор действует  в этом отношении неэффективно. Предлагается в 2012 - 2014 гг. силами наших ведущих университетов с привлечением ученых РАН и международных экспертов провести аудит всех образовательных программ высшего профессионального образования. В первую очередь - по экономике, юриспруденции, управлению, социологии.

Восстановить престиж и актуальность обучения прикладным квалификациям. Привязать  их к конкретным технологиям, представленным на рынке. И обучение вести, как правило, на базе полноценного среднего образования, получаемого в школе. В этом случае потребуется не 3 - 4 года, как сейчас, а не больше года, а иногда и полгода.

Инвестиции в образование станут ключевым бюджетным приоритетом. Ведь это не только подготовка кадров для экономики, но и важнейший фактор социального развития общества, формирования объединяющих нас ценностей. В этом отношении роль образования смыкается с ролью культуры.

Надо признать, - в прошедшее  десятилетие внимание к развитию культуры было недостаточным. Поэтому сейчас:

1. Необходимо обеспечить широкий, без каких-либо ограничений, доступ каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям. Государство поддержит формирование публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов, будет приобретать права на бесплатное размещение в интернете выдающихся фильмов и спектаклей.

2. Культурные практики должны вернуть себе ключевое место в организации досуга людей. Мы будем развивать систему самодеятельного художественного творчества - начиная со школы, где необходимо предусмотреть позицию организатора детского творчества (которым в каждом данном случае может быть режиссер, художник, хореограф или музыкант) и выделить другие необходимые ресурсы. Важно, чтобы дети уже в школе приобщались к национальной культуре народов России.

Особое внимание государство будет  уделять работе музеев, театров, библиотек  и творческих клубов в малых городах. Сейчас там наибольший дефицит культурного  досуга. Министерству культуры вместе с руководителями регионов надо создать - и широко обсудить с интеллигенцией - проект государственной программы  развития культуры в малых городах.

3. Будет расти финансирование системы грантов, предоставляемых на конкурсной основе деятелям искусства и художественным коллективам, в том числе молодежным. Надо перенять практику приглашения молодых деятелей искусства из разных стран - предоставления им стипендий, условий для творчества и общения друг с другом.

4. Цифровое телевидение дает возможность создать общенациональные специализированные каналы. Нам нужно иметь каналы, посвященные классической музыке, театру, изобразительному искусству и архитектуре, "литературный" и "исторический" каналы. И, конечно, несколько каналов "детской классики" для каждого возраста.

Сохранение человека:

В 2011 году была создана принципиально  новая правовая база развития российского  здравоохранения. С ее помощью четче  и справедливее будут распределяться средства на финансирование медицины, а пациенты получат широкие возможности  выбирать врача и лечебное учреждение. На полную реализацию возможностей, которую  создает правовая база, уйдет несколько  лет. В это время необходимо решить еще целый ряд проблем отечественного здравоохранения.

Одновременно с обеспечением конкурентоспособной  зарплаты медиков необходимо в течение  ближайших 4 лет провести оценку уровня профессиональной квалификации врачей, причем сделать это в сочетании  с обновлением программ повышения  квалификации. Профессиональные ассоциации медиков должны сыграть решающую роль в такой оценке.

Немалые резервы повышения качества медицинского обслуживания связаны  с улучшением его организации. В  большинстве случаев амбулаторное лечение комфортнее для пациента и дешевле для государства. Недаром  в экономически развитых странах  его доля в составе медицинской  помощи намного выше, чем у нас.

Но, улучшая и развивая амбулаторное лечение, нужно учитывать, что его эффективность зависит от применяемых медикаментов. Уже принята программу развития отечественной фармацевтической промышленности, производства медицинской техники, направив на эти цели большие средства. Теперь надо принять меры по организации рынка такой продукции, системе информирования потребителей. Последним должны заниматься врачи, их профессиональное сообщество - а не сами производители лекарств и оборудования.

Необходимо повысить ответственность  каждого человека за состояние своего здоровья. Сегодня у нас 80% людей  не занимаются физкультурой или спортом, 65% регулярно употребляют крепкие  спиртные напитки или курят, 60% проходят медобследования только в случае болезни. При этом большинство опрошенных уверено, что следят за своим здоровьем!13

Охрана здоровья - это прежде всего  предотвращение заболеваний, и ключевую роль здесь имеет формирование здорового образа жизни. Нужно создавать условия для бесплатных занятий физкультурой по месту жительства и на работе, настойчиво и жестко бороться с распространением наркотиков, принимать меры, нацеленные на снижение потребления алкоголя и табака.

В сфере жилья необходимо:

1 - снижать стоимость строительства, за счет снижения цен на строительные материалы, прекращения раздувания цен из-за коррупционной нагрузки на строительный бизнес. Две трети усилий и затрат специалистов строительных фирм приходятся на прохождение разнообразно выстроенных бюрократических барьеров, а не на организацию производства.

На региональном уровне надо обеспечить устранение искусственного монополизма  как строителей, так и поставщиков  базовых строительных материалов. В  ряде регионов есть, например, монополия  даже на песчаные и гравийные карьеры. В совокупности можно снизить цены на современное комфортабельное жилье не менее чем на 20%, а в отдельных регионах - до 30%.

2. Введение в экономический оборот большого количества земельных участков - как в ходе расширения "агломерационного радиуса" крупных городов, строительства местной дорожной и инфраструктурной сети, так и в результате изъятия их у тех государственных учреждений и ведомств, где они лежат мертвым грузом. При этом земля должна предоставляться тем, кто строит социальное, экономичное жилье и социальные объекты.

3. Цена ипотеки должна снизиться вместе со снижением инфляции. Нужно расширять программу субсидирования процентной ставки по ипотеке для молодых семей, а также для работников бюджетного сектора. На это могут быть направлены средства, которые будут высвобождены после завершения олимпийских строек в Сочи, объектов АТЭС на Дальнем Востоке, а также после завершения программы обеспечения жильем офицеров Вооруженных сил14.

4. Наряду с расширением возможностей купить квартиру надо создать цивилизованный рынок арендного жилья. В большинстве стран Европы, например, от трети до половины семей арендует жилье всю жизнь и не испытывает по этому поводу никакой ущемленности. Для этого надо стимулировать создание специализированных компаний - как самими девелоперами, так и независимых. Создать типовые контракты, гарантирующие права долгосрочных арендаторов. Ведь сегодня у нас тот, кто снимает квартиру, психологически "живет на чемоданах". 
В совокупности представленные меры дадут возможность к 2020 году решить проблему доступности нового жилья не для четверти, как сейчас, а для 60% российских семей. А к 2030 году - снять проблему полностью.

Особая, больная проблема для нашей  страны - состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Платежи за коммунальные услуги составляют заметную и, надо признать, - возрастающую часть расходов семей. Сегодня люди оплачивают уже больше 90% от так называемого  экономически обоснованного тарифа, а конца росту запросов коммунальщиков не видно. При этом качество многих услуг - от уборки домов и прилегающих  территорий до ремонта жилого фонда - совершенно не соответствует их стоимости.

1. Необходимо широкое обучение граждан основам законодательства и экономики ЖКХ. Надо поддержать формирование сети общественных организаций, помогающих жителям организоваться, защищать свои права, контролировать выполнение предприятиями ЖКХ своих обязательств.

2. Перейдем к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, что позволит сделать их оплату более справедливой. При этом важно разработать компенсирующие меры, чтобы не пострадали пожилые люди, оставшиеся одни в большой квартире, если они жили в ней больше 10 лет.

3. Только за счет средств бюджета и платежей граждан за коммунальные услуги осуществить модернизацию ЖКХ не удастся. Ключом к решению задач по модернизации коммунального хозяйства является создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в эту отрасль. Задача частного бизнеса в ЖКХ - реализовывать масштабные инфраструктурные проекты, а не латать дыры за счет тарифов. Для этого стоимость коммунальных услуг будет устанавливаться как минимум на три года вперед, а тарифы на этот срок рассчитываться по простой формуле, понятной и потребителю, и инвестору. Главное - тарифы будут зависеть от качества и надежности предоставления услуг.

Информация о работе Основы социальной политики государства