Основные жизненные ценности, объединяющие девушек группы сервис

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 15:28, реферат

Краткое описание

Обретение занятия и статуса — важный показатель свободы вообще, достигнутой обществом. Там, где нет свободы, по сути, нет и самоопределения. Проблема свободы обретения занятия и статуса — относительно молодая научная проблема. Она появляется лишь по мере освобождения широких народных масс от жесткой экономической необходимости. Вступление молодежи в самостоятельную жизнь, обретение занятия и статуса развертываются на огромном поле, на территории всей нашей страны: миллионы юношей и девушек стремятся найти свое место в жизни, поприще для приложения своих сил, для самовыражения.

Оглавление

1. Описание проблемы
2. Введение
3. Анализ литературы
4. Объект и предмет исследования
5. Цель.Гипотезы.
6. Методы
7. Образец анкеты
8. Список литературы.

Файлы: 1 файл

социолгогия.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

Иркутский Государственный  Университет

Факультет СиР

 

 

 

 

 

 

Социологическое исследование

«Основные жизненные ценности, объединяющие девушек группы сервис.»

                                                    

 

                                                                   

                                                                       

  преподаватель: Корюхина И.Ю.

                          выполнила: студентка 1 курса группы №14131

Козинко Анастасия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2013г.

 

                                                Содержание:

  1. Описание проблемы
  2. Введение
  3. Анализ литературы
  4. Объект и предмет исследования
  5. Цель.Гипотезы.
  6. Методы
  7. Образец анкеты
  8. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Описание проблемы : Обретение занятия и статуса — важный показатель свободы вообще, достигнутой обществом. Там, где нет свободы, по сути, нет и самоопределения. Проблема свободы обретения занятия и статуса — относительно молодая научная проблема. Она появляется лишь по мере освобождения широких народных масс от жесткой экономической необходимости. Вступление молодежи в самостоятельную жизнь, обретение занятия и статуса развертываются на огромном поле, на территории всей нашей страны: миллионы юношей и девушек стремятся найти свое место в жизни, поприще для приложения своих сил, для самовыражения.

Осуществить свои социальные ориентации, воплотив их в  жизненные пути, молодежь не может  без посредства разнообразных каналов, микро- и макроинститутов системы  образования. Различные учреждения системы образования не только транслируют подрастающему поколению объем знаний, воспитывают трудовые навыки и передают специальные умения, они же формируют дальнейшие ценностные ориентации, в частности на продолжение образования и приобретение профессиональной подготовки, предопределяют ту или иную социальную позицию, к которой будет принадлежать подготовленный специалист. Поэтому изучение социальных ориентаций и жизненных путей молодежи становится чрезвычайно актуальным. В следствии чего, мне хотелось бы более подробнее изучить основные жизненные ценности, объединяющие девушек группы сервис .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Введение

Радикальные перемены, которые произошли в жизни  россиян за последние десятилетия, оказали большое влияние на различные  группы молодежи, особенно на их ценности, ориентации и жизненные пути. Черты и свойства, выражающиеся в оценках, предпочтениях и поведении молодежи сегодня в значительной мере будут определять облик России в XXI веке.

Сегодняшняя молодежь вступает в самостоятельную жизнь в  очень сложное и динамичное время. Произошли кардинальные перемены в политической жизни страны, развиваются процессы демократизации общества, восстановлена и широко распространяется частная собственность, расширяется рынок труда, противоречиво протекает социально-экономическое развитие, нарастает социальная дифференциация общества, невиданными темпами развиваются система массовых коммуникаций и компьютеризация. Что касается молодежи, то ей еще труднее понять проблемы, с которыми она сталкивается, вступая в жизнь, определяя свое место и призвание.

Вот почему нужны комплексные  исследования социальных проблем российской молодежи в начале третьего тысячелетия. Такие исследования имеют очевидное  прогностическое значение, создают  необходимую основу для того, чтобы  своевременно воздействовать на социальные процессы, разрешать конфликты и противоречия. В особенности необходимо изучение современных социальных и профессиональных ориентаций и жизненных путей молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Определение понятия «Ценностные ориентации»

Что же такое ценностные ориентации? «Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. Ценностные ориентации, эта главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов». «Развитые ценностные ориентации — признак зрелости личности, показатель меры ее социальности… Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, противоречивость ценностных ориентаций — признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности…»

Основное содержание ценностных ориентаций – политические, философские (мировоззренческие), нравственные убеждения человека, глубокие постоянные привязанности человека, нравственные принципы поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Они действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Механизм действия и развития ценностных ориентаций связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, в наиболее общей форме выраженной в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка.

Ценности находятся в  непрестанном движении: одни рождаются, другие отмирают, третьи переходят  из одного рода в другой. Но все элементы системы ценностей тесно связаны между собой, обуславливают друг друга, дополняют или противоборствуют. Ценности, прежде чем превратиться в ценностную ориентацию, проходят фильтры сознания и систематизируются. Понятие ценностной ориентации находятся в тесной связи с понятием ценности. Термин <ценностная ориентация> дополняет термин <ценность>, акцентирует его динамический аспект. Механизм формирования ценностной ориентации выражен в схеме: <интерес – установка – ценностная ориентация>.

В процессе становления  личности молодого человека формируется  определенная система ценностных ориентаций с более или менее развитой структурой поведения личности. Система  ценностных ориентаций личности, хотя и формируется под влиянием ценностей, господствующих в обществе и непосредственной социальной среде, окружающей личность, не предопределена ими жестко.

Система ценностных ориентаций не является раз и навсегда данной: с изменениями  условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка. Ценностные ориентации молодежи как самой динамичной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны. В настоящее время в российском обществе возрастает интерес к проблемам и культуре молодежи.

Выбор занятия — одно из главных  решений в жизни человека. Оно  неразрывно связано с обретением социального статуса. Это как  бы двуединая задача. Человек может  не только выбирать из громадного спектра  существующих профессий свою, но он может и сам создавать себе занятие, организовать рабочее место для себя и для множества других людей. Так или иначе он определяет:

а) кем быть, то есть какое место занять в системе  общественного разделения труда, в  какой мере именно этот вид труда будет обеспечивать удовлетворение материальных и духовных потребностей личности, раскрытие и использование ее способностей и задатков;

б) к какой  социальной группе принадлежать, то есть соответствующий социальный статус индивида;

в) где работать, ибо «дерево» общественного разделения труда не представлено в каждом регионе всеми своими ветвями, поэтому выбор занятия связан и с выбором места жительства;

г) с кем работать, поскольку занятия различаются  по проценту задействованных мужчин и женщин, по возрасту, социальному составу.

д) какой стиль  жизни избрать, ибо он тесно связан с определенными занятиями;

е) в конечном счете — всю  свою жизнь.

  1. «Гражданский брак в студенческой среде как феномен современных межличностных отношений» Автор: Е.В. Яковлева  [http://www.sspi.ru/?dir=_nau&sub=incon_2&page=spp_21]
  2. «Гражданский брак в представлении студенческой молодёжи»

[http://www.4erdak.ru/authored/10478

 

 

4)Предметом исследования: являются интересы, ценности, ориентации и жизненные пути студенток.

Объект исследования: студенческая молодежь ИГУ группа "сервис". 

5) Цель: данной работы проанализировать основные жизненные приоритеты, объединяющие девушек в одну группу.

Гипотезы:

В процессе становления личности молодого человека формируется определенная система ценностных ориентаций с  более или менее развитой структурой поведения личности

Выбор занятия — одно из главных  решений в жизни человека.

В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются  объектом воспитания, целенаправленного  воздействия.

Миллионы юношей и девушек стремятся  найти свое место в жизни, поприще  для приложения своих сил, для  самовыражения.

Ценностные ориентации, эта главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов

 

 

 

6) Метод исследования:

Основным методом исследования в данной работе выбрана анкетная форма опроса. Она наиболее удобна при обработке и анализе данных, так же позволяет значительно сократить время сбора информации, чего бы не произошло при методе беседы или интервьюирования.

7) АНКЕТА 
Уважаемый респондент, Вам предлагается заполнить анкету для социологического исследования на тему «Основные жизненные ценности, объединяющие девушек группы сервис.». Опрос анонимный, фамилию и имя указывать не нужно.

Что для вас имеет ценность в жизни (не более пяти вариантов ответа):

- собственная  жизнь;

- жизнь  другого человека;

- семья  с хорошими отношениями;

- культура;

- труд;

- свобода;

- природа;

- родина;

- деньги;

- мир  (как состояния, отношения);

- друзья;

- Учеба;

- возможность  проявить инициативу;

- власть;

- возможность реализовывать свои способности;

- признание  общества;

- здоровье;

- Статус;

- Бог;

- Саморазвитие;

- Досуг;

- Учеба;

- Карьера;

- Досуг;

-что-то  ещё?

2. В  чём вы видите смысл жизни  (не более двух вариантов ответа);

- в  продолжении рода;

- в  улучшении условий собственной жизни;

- в  реализации своих способностей;

- в  борьбе за свои идеи;

- в  обеспечении возможности развития  своим детям;

- в  удовлетворении своих потребностей?

 

Обработка полученных результатов: 
Анализируя ответы респондентов на вопросы анкеты, получили следующую диаграмму

Выводы: 
В результате проведенного социологического исследования получены следующие результаты:

У студенток  ИГУ группы "сервис" на первых местах стоят следующие жизненные  ценности:

1) Семья 21%

2) Здоровье 12%

3) Друзья 12% , Саморазвитие %12

Менее значимыми  оказались:

  • Труд
  • Статус
  • Власть
  • Возможность проявить инициативу
  • Культура
  • Природа

 

 

 

 

Список литературы:

Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических  исследований российской молодежи)// Социс. 1998. №5.

Лисовский В.Т., Иконникова С. Н. Молодежь вступает в жизнь. М.,2000;

Чередниченко  Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования). – СПб.:Изд-во РХГИ, 2004.

С. Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 2003.

Чупров  В.К., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные жизненные ценности, объединяющие девушек группы сервис