Основные подходы к определению понятия социальная организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 22:39, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в последние десятилетия изучение организаций и их поведения стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область - теорию организации.

Оглавление

Введение
1. Понятие «организации»
2. Основные подходы к определению понятия социальная организация
2.1. целевой подход
2.2. организация как экосистема
2.3. организация как совокупность правил
3. Основные социальные свойства социальной организации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа 1111.docx

— 43.92 Кб (Скачать)

Второй подход к организации как к естественной системе; этот подход заостряет внимание на таких свойствах, процессах и механизмах адаптации организации, которые делают ее динамической, деятельной единицей. Эта точка зрения, в основном, ориентирована на открытую модель, которая подразумевает, что организация встречается с неопределенностью различной степени и должна развивать средства приспособления к изменяющейся среде.

Во многом вследствие невозможности до конца объяснить поведение людей в организации, исходя из организационных и частных целей, в социологии организаций и возникает этот подход,  парадигма. Согласно ей, организация - это экосистема. Она создает вокруг человека особый мир, состоящий из потребностей и ценностей, образцов поведения и скрытых смыслов. При таком понимании вообще трудно говорить о цели организации. Какие цели может вообще ставить перед собой экосистема? Если же перейти на более операциональный уровень - цели организации могут меняться, сама же она останется при этом почти неизменной.

Фирмы часто радикально меняют отрасли, выпускаемую продукцию, место на рынке. При этом они сохраняют свое название, основной штат сотрудников, систему внутрикорпоративных ценностей, особое понимание своей миссии в экономике и обществе.

Такое понимание часто называют естественной моделью организации. Возникновение естественной модели организации связано с работами представителей школы человеческих отношений, которые понимали организацию скорее как общину, а не целевую группу, уделяя особое внимание неформальным сторонам организационной реальности. Наиболее полно понимание организации как экосистемы изложено в работах Ф.Селзника и Ч.Барнарда. Целью организации в их понимании является просто существование или выживание. В данном случае при описании организаций активно используются аналогии с биологическим организмом. Как и по отношению к организму, главным процессом определяющим существование организаций является процесс удовлетворения некоторых потребностей. Эти потребности многообразны и значительная часть из них никак не может быть представлена в рамках процесса целедостижения. Сходство организации с природными системами заключается также и в том, что она имеет определенный цикл своего развития - рождение, рост, зрелость и смерть.

Понятие экосистемы подразумевает наличие некоторой устойчивой среды обитания. Применительно к организации такая среда состоит из некоторых культурных образцов или ценностей, которые организация явно или неявно навязывает своим членам. Человек, проработавший 10 лет на железной дороге, мысли иначе, чем тот, кто такое же время трудился в банке. Здесь вполне работает аналогия с человечком, который прожил 10 лет в России и тем, кто жил в США или Франции. У таких людей формируются разные ценностные ориентации, разные стереотипы восприятия действительности, разные предпочтения и предрассудки. Тем самым понимание организации как экосистемы вплотную подводит исследователя к категории организационной или корпоративной культуры. Если поведение животного всецело зависит о природной среды, то поведение человека определяется в первую очередь культурной средой. Частью этой среды и являются организации.

 

2.3.Организация  как совокупность правил

       Третий подход к определению организаций связан с применением категорий популярной в последние годы неоинституциональной экономической теории, имеющей явные социологические коннотации в своем развитии. В общем виде идея представителей данного направления сводится к тому, что рыночное пространство не едино, оно скорее похоже на хороший сыр с множеством мелких и крупных дырочек. Эти дырочки суть организации. Внутри организации не только не исполняются рыночные законы, здесь действуют ровно противоположные правила и стереотипы поведения людей.

         Идея противопоставления  организационного и рыночного  начал общественных явлений восходит  к XVIII веку, веку становления в  Европе индустриального рыночного  общества. Именно в это время  возникают различные ветви консерватизма, по-своему отстаивающие ценность  уходящего феодального строя  с его четкой иерархичностью, стабильностью, ориентацией на принципиальное  неравенство людей и признанием  некоторых высших духовных ценностей. Легальный консерватизм, ведущий  свою родословную от Э. Берка, ориентировал на осторожность и осмотрительность в переменах с помощью тезиса о контрактной природе общества. При этом данный контракт, не заключался только между живущими людьми, как полагали либералы (захотели тут что-то изменить - изменим). Общество - это контракт между умершими, живущими и еще не родившимися. Поэтому если живущим захотелось что-либо изменить, у них нет на это права. Они должны быть осмотрительны и принимать во внимание волю людей живших в прошлом. Например, если столетиями существовала монархия, значит, в ней заложена определенная жизненная сила, она завещана нам предками, и по своему усмотрению мы не можем ее просто взять и упразднить.

             Наряду с этим вполне легальным  консерватизмом, в то же время  сформировалось «темное» маргинальное  учение, которое сегодня принято  называть традиционализмом или  «новой правой»  идеологией. Оно  заключалось в том, что переход к рыночному обществу представляет собой трагическое явление, символизирующее победу атлантизма, сформировавшегося как фундаментальная идеология торговых средиземноморских цивилизаций, над здоровыми силами европейской культуры. Средневековое общество, по мнению представителей данной идеологии, сумело обуздать и разрушить торгашеский дух античного общества, ввело строгую иерархию и порядок в отношения между людьми. В этом плане оно представляет собой вершину развития человечества. Фактически эти идеологи были первыми, кто противопоставил организацию и рынок как институты, как особые виды сознания и поведения людей.

           Согласно  неоиституациональной трактовки, организация - это совокупность правил поведения, противоположная по своим основным принципам рынку как иному регулятору социально-экономических процессов.

          Организация представляет собой экономический, социальный и ментальный механизм взаимодействия элементов социальной системы и идей. Организация - это модель упорядочивания элементов на основе наиболее рациональных (во многом соответствующих формальной логике) принципов. Особенности организации раскрываются в сравнении с другим важнейшим механизмом взаимодействия элементов социально-экономической системы современного общества - рынком.

В трудах западных социологов, кроме этих моделей социальной организации, можно встретить и другие:

  • модель «организация — машина» (М.Файоль, Л.Урвик и др.),
  • модель «естественной организации» (Т.Парсонс, Р.Мертон, А.Этциони),
  • модель «организация-община» (Э.Мейо, Ф.Ротлесбергер и др.),
  • институциональная модель (Л.Зукер, Б.Ровен, Дж.Мэйер),
  • интеракционистская модель (Ч.Барнард, Г.Саймон, Дж.Марч),
  • социотехническая модель (Тавистокская школа) и др

      Социальные организации охватывают различные сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они также создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки доступных для данной системы норм и правил.

        В социальных организациях проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы.

  • к объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности социальной организации, процессы, связанные с действиями законов социальной организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности.
  • к субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией социальной организации).

         В социальной организации имеются формальные и неформальные лидеры. Лидер - это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Он воплощает групповые нормы и ценности и выступает в защиту этих норм. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или организаторский потенциал существенно выше потенциала его коллег в какой-либо области деятельности.

  • формальный лидер (руководитель) назначается вышестоящим руководством и наделяется необходимыми для этого правами и обязанностями.
  • неформальный лидер - это член социальной организации, признанный группой людей как профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах. В коллективе могут существовать несколько неформальных лидеров только в непересекающихся сферах деятельности.

      Вышестоящее руководство должно стремиться при назначении руководителя учитывать возможность совмещения в одном лице формального и неформального лидера.

       Основу социальной организации составляет малая группа людей. Малая группа объединяет до 30 человек, выполняет однотипные или связанные между собой функции и расположена в территориальной близости (в одной комнате, на одном этаже и т.д.).

        Таким образом, стремительно изменяющийся мир бросает вызов способности человека правильно ориентироваться в нем и принимать разумные решения, что требует адекватного восприятия реальности. Однако такое восприятие, через призму общественных наук, нередко бывает затруднено или искажено ввиду разобщенности социального знания, что не позволяет различать и исправлять многие недостатки, присущие современному обществу, и в частности социальным организациям, в которых человек проводит всю свою жизнь.

 

 

  1. Основные социальные свойства социальной организации

 

 

  Социальная организация имеет ряд характерных черт:

 
  1. Она обладает целевой природой, поскольку создается для реализации  определенных целей и оценивается  через целедостижение. Это означает, что организация представляет собой средство и инструмент обеспечения функции объединения и регламентации поведения людей ради такой цели, которая не может быть достигнута людьми порознь, в одиночку.

 
  2. Ради достижения   члены организации  вынуждены распределиться по  ролям и статусам. Следовательно, социальная организация представляет  собой сложную взаимосвязанную  систему социальных позиций и  ролей, которые исполняются  входящими  в нее членами.  Социальная  организация дает человеку возможность  удовлетворить свои потребности  и интересы в тех пределах, которые  устанавливаются  социальным  статусом человека, социальными  ролями, которые ему предписаны, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной  организации.

 
  3. Организация  возникает  на основе  разделения труда и его специализации  по функциональному  признаку. Поэтому  в   социальных организациях  имеют место различные горизонтальные  структуры. Однако более существенным  для понимания   организации   является то, что они всегда  строятся по вертикальному (иерархическому) признаку, в котором довольно  четко выделяются управляющая  и управляемая подсистемы. Необходимость  управляющей   системы вызвана  потребностью координации разнонаправленной  деятельности горизонтальных структур. Иерархичность же построения  организации обеспечивает достижение  единства цели, придает ей устойчивость  и эффективность.

 
  4. Управляющие подсистемы создают  свои специфические средства  регулирования  и контроля  за деятельностью организации. Среди этих средств значительную роль играют так называемые институциональные, или внутриорганизационные   нормы, т. е. нормы,  которые создаются деятельностью   особых институтов, обладающих на это особыми полномочиями. Данные институты осуществляют и проводят нормативные требования в жизнь, поддерживают их своей особой властью и влиянием, контролируют их осуществление и применяют свои санкции. 
   На основе действия этих четырех факторов возникает определенный организационный порядок как система относительно стабильных целей, связей и норм, регулирующих организационные связи, взаимодействия и отношения.

 
  5. Социальные организации представляют  собой целостную социальную систему. А целое, как известно, больше  своих частей. Поэтому на базе  соединения различных элементов  организации в целое создается  организационный, или кооперативный, эффект. Организационный эффект  означает синергию, прирост дополнительной  энергии, превышающий сумму индивидуальных  усилий ее участников. Из чего  же складывается этот эффект? Исследователи организации называют  три основных его составляющих: а) организация объединяет усилия  многих своих членов, уже простая  массовость, т. е. одновременность многих  усилий, дает прирост энергии; б) сами единицы - элементы организации, включаясь в нее, становятся несколько  иными: они превращаются в частично  специализированные, а, следовательно, однонаправленные элементы, выполняющие  лишь определенную функцию. Эта  специализированная однонаправленность действия индивида позволяет также усилить его энергию, поскольку энергия концентрируется в одной точке; в) благодаря управляющей подсистеме действия людей синхронизируются, а это также служит мощным источником повышения общей энергии организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Заключение

       Таким образом, сделаем вывод, что социальная организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели. Социальная организация состоит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой. Модели взаимодействия, которым следуют индивидуумы, являются преднамеренными. Организационные процессы содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость в координации. Организация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установленных целей. Преимущество организованных групп заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально. Поэтому он и создает интегрированные, кооперативные системы поведения.

Информация о работе Основные подходы к определению понятия социальная организация