Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 22:39, контрольная работа
Актуальность темы заключается в том, что в последние десятилетия изучение организаций и их поведения стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область - теорию организации.
Введение
1. Понятие «организации»
2. Основные подходы к определению понятия социальная организация
2.1. целевой подход
2.2. организация как экосистема
2.3. организация как совокупность правил
3. Основные социальные свойства социальной организации
Заключение
Список использованной литературы
ПЛАН
Введение
2.1. целевой подход
2.2. организация как экосистема
2.3. организация как совокупность правил
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни, — экономика, наука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь. Теория организации призвана ответить на вопросы, зачем организации нужны, как они создаются, функционируют и изменяются, почему члены организаций действуют именно так, а не иначе.
Актуальность темы заключается в том, что в последние десятилетия изучение организаций и их поведения стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область - теорию организации.
Косвенным путем вклад в теорию организации внесли специалисты, работающие в таких отдаленных областях знаний, как биология, математика, психология животных, логика и философия. Непосредственно способствовали созданию теории организации социологи, антропологи, специалисты по социальной психологии человека, политическим наукам и истории. Кроме того, способствовали ее развитию дисциплины, связанные с областью предпринимательской деятельности: общая теория делового руководства, теория человеческих отношений, исследование операций и наука управления, а также промышленная социология. Все возрастающий интерес, проявляемый специалистами по общественным наукам к исследованию предприятия, свидетельствует о значении социальных и культурных норм в развитии организации.
Поскольку слова организация и система имеют сходное значение, важно понимать, что обозначается термином «организация». Так, система -(целое, составленное из частей, объединение) чаще всего определяется как - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некоторую целостность, единство.
Выделяют системы материальные и абстрактные, статичные и динамичные, органические и неорганические, открытые и закрытые и т.д. в зависимости от оснований классификации систем. Мы рассмотрим только динамические органические открытые системы, потому что только так могут характеризоваться социальные организации способные к развитию.
1.Понятие «организации»
В повседневной практике мы
часто используем понятие «организация»,
при этом каждый раз вкладываем в него
самое различное содержание. Как указано
в «Философском энциклопедическом словаре»,
понятие организация (франц. organisation, от
позднелат. organizo — сообщаю, стройный вид,
устраиваю) употребляется в следующих
значениях:
1. Объединение людей, совместно
реализующих программу или цель и действующих
на основе определенных правил и процедур.
2. Совокупность процессов или
действий, ведущих к образованию и совершенствованию
взаимосвязей между частями целого.
3. Внутренняя упорядоченность,
согласованность, взаимодействие более
или менее дифференцированных и автономных
частей целого, которые обусловлены его
строением.
Понятие организация применяется к биологическим, социальным и некоторым техническим объектам, при этом обычно употребляется в общем контексте с понятиями структура, система и управление. Как правило, в понятии организация фиксируются динамические закономерности системы, которые относятся к функционированию, поведению и взаимодействию ее частей. Применительно к социальным объектам употребляют понятие «социальная организация».
Ведущий исследователь в области проблем социальных организаций А.И.Пригожин в ряде своих работ дает следующую характеристику социальных организаций.
Во-первых, это «искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции», т.е. в данном случае под организацией понимается искусственно созданная группа институционального характера, которая выполняет определенную общественную функцию. В этом смысле организация выступает как элемент социальной структуры. В таком значении термин «организация» относится к предприятию, банку, школе, органу власти, добровольному союзу и т.д. В этом смысле «социальный институт» и «социальная организация» тождественны друг другу.
Во-вторых, это «определенная деятельность по организации, включающая в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д.». В данном случае под организацией понимается уже определенный вид деятельности, процесс, связанный целенаправленным воздействием на объект, а значит, наличие, с одной стороны, организатора, а с другой — контингента организуемых. Подобного рода деятельность направлена исключительно на достижение эффекта синергии. В таком значении термин «организация» совпадает с термином «управление», хотя полностью его не исчерпывает.
В-третьих, это «определенная структура, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов». В этом значении термин «организация» выступает в качестве свойства, атрибута социального объекта. В этом смысле термин «организация» применяется, когда необходимо различать степень внутренней упорядоченности и согласованности элементов той или иной социальной системы. Это позволяет выделить три разных значения термина организация, организация — как объект, как деятельность по организации и как свойство объекта.
В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.
В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.
Одна из трудностей определения этого понятия состоит в том, что организация или процесс организации не представляет собой конкретной, материальной сущности, но вместе с тем она может иметь ряд свойств как материальных, так и нематериальных. Так, любая фирма обладает многими материальными объектами, имуществом, активами и т.д., но она имеет также много социальных аспектов, которые нельзя увидеть или потрогать, например, человеческие отношения.
Дополнительные трудности в определении этого понятия вызываются тем обстоятельством, что существует много разновидностей организаций, начиная с организации в семье и кончая организацией в неформальных рабочих группах и в формальных системах, таких, как «клиника Федорова», «Беларуськалий», профсоюз шахтеров, министерство здравоохранения и организация Объединенных Наций. Существует множество разновидностей организации, как охватывающей деятельность отдельной личности, так и кончая организацией сильно формализованного типа, например, Правительство России, Правительство Республики Беларусь. Однако все социальные организации обладают некоторыми общими элементами.
Социальные организации – это:
1) социальные системы, т.е. люди, объединенные в группы;
2) их деятельность интегрирована (люди работают вместе, сообща);
3) их действия целенаправленны (люди имеют цель, намерение).
2.Основные подходы к определению понятия социальная организация
Существует несколько точек зрения относительно природы организаций, а соответственно и их определения.
Для первой точки зрения характерен рациональный или целевой подход к анализу природы организации. Эта точка зрения высказана в традиционной литературе по методам управления, где организацию рассматривают как рациональное средство достижения определенных целей. Это механистическая точка зрения; каждый функциональный элемент организации интегрирован в ней так, чтобы наиболее эффективно достигались общие цели.
Этот подход к определению организации сформировался в социологии и теории менеджмента в конце XIX - начале ХХ века. Он заключался в том, что организация - это целевая группа. Группа людей, объединенных единой целью - выпускать продукцию, оказывать услуги, выполнять определенные функции в обществе - образуют организацию. Организация есть средство для достижения цели. Естественно, что в данной интерпретации цель должна быть такой, что один человек либо вообще не смог бы ее достичь, либо такое достижение оказалось бы крайне медленным и неэффективным. Основы первого подхода были заложены Максом Вебером в его теории «идеальной бюрократии» и в дальнейшем развиты Ф.У.Тейлором, А. Файолем, Л. Гьюликом, Л.Урвиком, Дж.Муни и А.Рейли и др.
Достижение цели является стержнем создания и функционирования организации, самым главным организационным процессом, детерминирующим все сферы организационного строения и поведения членов организации. Численность сотрудников, организационная структура, система мотивации, господствующий стиль руководства и многое, многое другое - все это подчинено достижению цели. Отдельные элементы организации специально вырабатываются под «конкретную цель», являются эффективными или неэффективными именно в плане того, насколько они способствуют достижению цели. Организация мыслится как инструмент достижения цели.
Объединение людей в социальную организацию происходит в двух случаях:
По мнению А.И.Пригожина, цели организаций бывают трех разновидностей:
Цели-задания — это планы и поручения,
задаваемые организацией более высокого
по подчинению уровня организации менее
низкого уровня, отражающие внешнее назначение
последней. Например, министерство диктует
определенные плановые задания заводу
по выпуску комбайнов. Цели-задания являются приоритетными,
в основном вокруг них и по их поводу происходит
интеграция организации. Особенность
этих целей заключается в том, что обычно
они не возникают из собственных мотивов
участников, так работнику непосредственно
не нужен выпускаемый его заводом комбайн.
Мотивация работников на цели-задания
осуществляется через цели-ориентации.
Цели-ориентации — это цель большинства,
сумма индивидуальных целей, Т.е. общие
интересы участников, реализация которых
возможна только коллективно через организацию.
Естественно, что, кроме общей для всех
цели, у каждого из них есть и другие, свои
специфические цели. В одних случаях коллективные
цели неуловимы и переменчивы, а в других,
наоборот, однозначны и чуть ли не вечны.
Например, в качестве коллективной цели
может выступать материальная заинтересованность
участников в получении
заработнойеплаты.
Цели системы — это стремление сохранить
организацию как относительно самостоятельное
целое, Т.е. упорядочить связи, сохранить
равновесие, целостность и стабильность
организации. Для достижения организацией
устойчивости ее работники нуждаются
в постоянстве связей, требований и норм.
Достижение устойчивости является постоянной,
несменяемой целью организации. Например,
приспособление организационного режима
к особенностям персонала (гибкие графики
работы), снижение конфликтности, преодоление
текучести кадров, уменьшение числа
реорганизаций эффективны как в социальном,
так и производственном аспектах.
Все чаще в настоящее время цели системы
для многих организаций переходят на первый
план, организации стремятся к выживанию
любой ценой в условиях существующего
внешнего окружения. Например, несмотря
на то, что заработная плата не адекватна
затрачиваемому труду, а порой и вообще
задерживается на несколько месяцев, служащие
все равно ходят на работу. Для достижения
перечисленных основных, базовых целей
организация ставит перед собой множество
промежуточных, производных, вторичных
целей: стимулирование своих работников,
укрепление их дисциплины, улучшение условий
труда, повышение качества труда и др.
Каждое подразделение организации (цехи,
участки, сектора, отделы и т.п.) имеют свой
набор производных целей, выполнение
которых способствует реализации основных,
базовых целей.
Информация о работе Основные подходы к определению понятия социальная организация