Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:44, реферат
Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получаем важное определение: организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Для большей точности отметим, что приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно.
Введение.
Общие характеристики организаций.
Строение организаций.
Организационная сложность.
Формализация связей и норм.
Феномен неформального.
Цели организации.
Иерархия.
Типология организаций.
Формы организации.
Деловые организации.
Организации-союзы.
Список литературы.
.
Прибыль, полученная в результате производства, составляет доход владельцев, а не их работников. В то же время организация в целом немыслима без персонала. Основной производительной силой является человек. Если решающее влияние на строение и функционирование организации оказывает общественный строй, тип собственности, то в рамках одного и того же типа общества важнейшее значение в деятельности организации имеет персонал — его состав и состояние. Так, сплоченность и (или) конфликтность, стабильность персонала, уровень квалификации, дисциплинированность работников — все это прямо определяет эффективность организации.
Эмпирическая типология деловых организаций выделяет среди них два типа: предприятия (занятые в производстве и распределении материальных ценностей и услуг) и учреждения (занятые в сфере умственного труда). К первому типу относятся организации производственные, торговые, обслуживающие, ко второму — образовательные, лечебные, культурные, управленческие, научные и проектные.
Проблемная же типология дает иные группировки. С точки зрения проблемы «личность—общество» деловые организации можно разбить на две группы: занятые удовлетворением человеческих потребностей (работают на каждого) и занятые в сфере общественной интеграции (работают на целое).
В первую группу попадают организации, которые обеспечивают свою прибыль производством материальных предметов потребления (одежда, питание, жилище, предметный мир), условиями для рекреации (отдых, лечение); поставляют предметы духовного потребления (идеи, художественные ценности, знания); во вторую — организации, осуществляющие социальный контроль (органы надзора), социальное управление (правительство, местная администрация). Выделяется также промежуточная группа организаций, занятых социализацией (воспитательные, образовательные, информационные учреждения), — она в той или иной степени работает на обе функции.
С точки зрения места и участия деловых организаций в общественных отношениях следует учесть, что партнерами организаций могут быть или другие организации, или массовый потребитель, или, наконец, какие-то конкретные категории населения. Так, очевидны принципиальные различия между такими парами организаций, как строительная компания и ЖЭК, оптовая база и магами, хотя они занимаются общим делом. В одном случае контакт возникает между однородными, организованными объектами, в другом организация выходит на дискретную, массовую среду, поведению которой свойственны несравненно большая стихийность и неопределенность. Более того, если межорганизационные отношения в данном аспекте происходят по поводу промежуточных результатов, например, хозяйственной деятельности, то организационно-массовые отношения возникают вокруг конечного продукта этой деятельности и сюда в итоге сходятся нити всех предыдущих связей. Поэтому вдоль второго из названных типа отношений проходит одна из важнейших линий социально-экономического взаимодействия. Именно организации этого типа выступают факторами общественных настроений, индикаторами удовлетворенности.
Организационно-массовый
тип отношений распадается
Нельзя не учесть и такую разницу в контактах: одни возникают индивидуализированным образом (по аудиторным связям, например, таксомоторный парк, милиция, а по клиентурным — магазин, больница), другие — совместно, совокупно (по тем же группам: газета, общественный транспорт, кино, театр, вуз).
Особою
внимания заслуживает клиентурный
индивидуализированный тип контакта с
точки зрения высказанных выше соображений
(усиленная по сравнению с другими вариабельность,
интенсивность). Данная группа деловых
организаций может быть выделена в качестве
специального объекта социологических
исследований массового сознания, социальной
эффективности общественного производства,
соотношения структур конечного продукта
и потребностей. Кроме того, как и в других
группах, эти организации имеют сходные
проблемы и нуждаются в разработке для
них типовых методов обучения персонала
тактике воздействия, восприятия и т. п.
Организации-союзы. Массовые, союзные организации — политические партии, творческие, любительские объединения и т. п. — это разновидность общественной организации, представляющая собой добровольный союз разных категорий населения, объединяющихся вокруг конкретных общественных и групповых целей и действующих на основе совместно принятых устава, программ, выборности руководства.
Массовые организации являются важной формой общественной самодеятельности и самоуправления, фактором гражданского общества.
По своим задачам они делятся на политические, профессиональные, научные, творческие и т. п. По типу членства массовые организации делятся на организации только с индивидуальным членством (партия, профсоюзы), с коллективным членством (ассоциации городов и предприятий), со смешанным членством (научные общества), без членства (женсоветы, общественные движения). По общественной роли выделяются массовые организации, ориентированные на дела всего общества и преимущественно на потребности, интересы своих членов.
К первому типу относятся партии, претендующие на руководство обществом и важнейшими его сферами, и добровольные общества, ориентированные на решение какой-то отдельной общественной проблемы, не связанной прямо с нуждами их членов (охрана природы, памятники истории и культуры, спасение на водах и т. п.). Ко второму типу относятся потребительская кооперация, общества рыболовов, охотников, коллекционеров и т. д., а также организации, созданные для компенсации распространенных недугов (общества слепых и глухонемых).
Существует
также разновидность массовых организаций,
сочетающих решение важных социальных
задач с удовлетворением потребностей
своих участников (объединения изобретателей,
спортивные общества). Помимо массовых
организаций действуют и другие общественные
союзные организации, ограниченные рамками
коллективов, территории (кооператив,
акционерное общество, садоводческое
товарищество).
1. http://poznajvse.com/celi-
2. Социология. Основы
общей теории - Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев
Информация о работе Организации: общие характеристики, строение и типология