Организации: общие характеристики, строение и типология

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:44, реферат

Краткое описание

Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получаем важное определение: организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Для большей точности отметим, что приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно.

Оглавление

Введение.
Общие характеристики организаций.
Строение организаций.
Организационная сложность.
Формализация связей и норм.
Феномен неформального.
Цели организации.
Иерархия.
Типология организаций.
Формы организации.
Деловые организации.
Организации-союзы.
Список литературы.
.

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 103.15 Кб (Скачать)

   Прибыль, полученная в результате производства, составляет доход владельцев, а не их работников. В то же время организация в целом немыслима без персонала. Основной производительной силой является человек. Если решающее влияние на строение и функционирование организации оказывает общественный строй, тип собственности, то в рамках одного и того же типа общества важнейшее значение в деятельности организации имеет персонал — его состав и состояние. Так, сплоченность и (или) конфликтность, стабильность персонала, уровень квалификации, дисциплинированность работников — все это прямо определяет эффективность организации.

   Эмпирическая  типология деловых организаций  выделяет среди них два типа: предприятия (занятые в производстве и распределении материальных ценностей и услуг) и учреждения (занятые в сфере умственного труда). К первому типу относятся организации производственные, торговые, обслуживающие, ко второму — образовательные, лечебные, культурные, управленческие, научные и проектные.

   Проблемная  же типология дает иные группировки. С точки зрения проблемы «личность—общество» деловые организации можно разбить на две группы: занятые удовлетворением человеческих потребностей (работают на каждого) и занятые в сфере общественной интеграции (работают на целое).

   В первую группу попадают организации, которые обеспечивают свою прибыль производством материальных предметов потребления (одежда, питание, жилище, предметный мир), условиями для рекреации (отдых, лечение); поставляют предметы духовного потребления (идеи, художественные ценности, знания); во вторую — организации, осуществляющие социальный контроль (органы надзора), социальное управление (правительство, местная администрация). Выделяется также промежуточная группа организаций, занятых социализацией (воспитательные, образовательные, информационные учреждения), — она в той или иной степени работает на обе функции.

   С точки  зрения места и участия деловых организаций в общественных отношениях следует учесть, что партнерами организаций могут быть или другие организации, или массовый потребитель, или, наконец, какие-то конкретные категории населения. Так, очевидны принципиальные различия между такими парами организаций, как строительная компания и ЖЭК, оптовая база и магами, хотя они занимаются общим делом. В одном случае контакт возникает между однородными, организованными объектами, в другом организация выходит на дискретную, массовую среду, поведению которой свойственны несравненно большая стихийность и неопределенность. Более того, если межорганизационные отношения в данном аспекте происходят по поводу промежуточных результатов, например, хозяйственной деятельности, то организационно-массовые отношения возникают вокруг конечного продукта этой деятельности и сюда в итоге сходятся нити всех предыдущих связей. Поэтому вдоль второго из названных типа отношений проходит одна из важнейших линий социально-экономического взаимодействия. Именно организации этого типа выступают факторами общественных настроений, индикаторами удовлетворенности.

   Организационно-массовый тип отношений распадается далее  на аудиторную (вне организации) и клиентурную (внутри нее) разновидности. Значимость такого различения объясняется зависимостью социального расстояния от пространственного, вследствие чего отмеченные отношения обладают разной степенью интенсивности, неодинаковым обратным воздействием адресата-потребителя.

   Нельзя  не учесть и такую разницу в  контактах: одни возникают индивидуализированным образом (по аудиторным связям, например, таксомоторный парк, милиция, а по клиентурным — магазин, больница), другие — совместно, совокупно (по тем же группам: газета, общественный транспорт, кино, театр, вуз).

   Особою  внимания заслуживает клиентурный  индивидуализированный тип контакта с точки зрения высказанных выше соображений (усиленная по сравнению с другими вариабельность, интенсивность). Данная группа деловых организаций может быть выделена в качестве специального объекта социологических исследований массового сознания, социальной эффективности общественного производства, соотношения структур конечного продукта и потребностей. Кроме того, как и в других группах, эти организации имеют сходные проблемы и нуждаются в разработке для них типовых методов обучения персонала тактике воздействия, восприятия и т. п. 

   Организации-союзы. Массовые, союзные организации — политические партии, творческие, любительские объединения и т. п. — это разновидность общественной организации, представляющая собой добровольный союз разных категорий населения, объединяющихся вокруг конкретных общественных и групповых целей и действующих на основе совместно принятых устава, программ, выборности руководства.

   Массовые  организации являются важной формой общественной самодеятельности и самоуправления, фактором гражданского общества.

   По  своим задачам они делятся  на политические, профессиональные, научные, творческие и т. п. По типу членства массовые организации делятся на организации только с индивидуальным членством (партия, профсоюзы), с коллективным членством (ассоциации городов и предприятий), со смешанным членством (научные общества), без членства (женсоветы, общественные движения). По общественной роли выделяются массовые организации, ориентированные на дела всего общества и преимущественно на потребности, интересы своих членов.

   К первому  типу относятся партии, претендующие на руководство обществом и важнейшими его сферами, и добровольные общества, ориентированные на решение какой-то отдельной общественной проблемы, не связанной прямо с нуждами их членов (охрана природы, памятники истории и культуры, спасение на водах и т. п.). Ко второму типу относятся потребительская кооперация, общества рыболовов, охотников, коллекционеров и т. д., а также организации, созданные для компенсации распространенных недугов (общества слепых и глухонемых).

   Существует  также разновидность массовых организаций, сочетающих решение важных социальных задач с удовлетворением потребностей своих участников (объединения изобретателей, спортивные общества). Помимо массовых организаций действуют и другие общественные союзные организации, ограниченные рамками коллективов, территории (кооператив, акционерное общество, садоводческое товарищество). 
 
 
 

                                Список литературы. 

1. http://poznajvse.com/celi-organizacii

2. Социология. Основы общей теории - Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев 
 

Информация о работе Организации: общие характеристики, строение и типология